Дело № 2а-7465/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 августа 2016 года
Приволжский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Яруллиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. к Благотворительному фонду «Дети будущего» о ликвидации,
УСТАНОВИЛ :
Д. обратилась в суд с административным иском к Благотворительному фонду «Дети будущего» о ликвидации, назначении административного истца ликвидатором Благотворительного фонда «Дети будущего» и поручении ликвидатору осуществить действия, связанные с ликвидацией фонда, предусмотренные ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что государственная регистрация при создании Благотворительного фонда «Дети будущего» осуществлена на основании решения о государственной регистрации Управления Министерства юстиции РФ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <данные изъяты> УФНС по РТ. В соответствии с уставом фонда целью его создания являлось формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений, и направление их на материальную поддержку детских садов и иных образовательных учреждений г. Казани. При создании планировалось, что деятельность фонда будет финансироваться за счет взносов учредителя фонда, благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами или юридическими лицами в денежной или натуральной форме, добровольных пожертвований, доходов, получаемых от использования интеллектуальной собственности, принадлежащей фонду или предоставленной фонду прочими лицами, а также за счет доходов от предпринимательской деятельности. Однако пожертвования практически не осуществлялись, интеллектуальной собственности у фонда не имеется, прочими лицами интеллектуальная собственность не предоставлялась. Предпринимательская деятельность фондом также не осуществлялась. Основным источником дохода являлись добровольные пожертвования, которые в настоящее время не осуществляются, соответственно, у фонда отсутствуют средства для обеспечения собственной деятельности, а именно: выплаты заработной платы, налогов и иных обязательных платежей, арендных платежей. В данной ситуации фонд не может осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, закрепленных в его уставе, в связи с чем фонд фактически прекратил свою деятельность: освободил занимаемые помещения, расчетный счет в банке закрыт из-за отсутствия на нем денежных средств, штат сотрудников сокращен. Административный истец является учредителем данного фонда. Отсутствие денежных средств и имущества у фонда подтверждается также аудиторским заключением о годовой бухгалтерской отчетности № от ДД.ММ.ГГГГ и бухгалтерским балансом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в течение 2015 года и первого квартала 2016 года заработная плата в фонде не выплачивалась, работники в фонде отсутствуют, уволены по собственному желанию, что подтверждается соответствующим приказом. Таким образом, имущество фонда недостаточно для осуществления целей его создания и получение дополнительного финансирования не представляется возможным. Решением учредителя от ДД.ММ.ГГГГ постановлено прекратить деятельность фонда, в связи с чем Д. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебное заседание административный истец не явилась, ее представитель заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика – Благотворительного фонда «Дети будущего» в судебное заседание не явился, судебная повестка, направленная по юридическому адресу: <адрес>, вернулась в суд из почтового отделения в связи с истечением срока хранения <данные изъяты>
Представитель заинтересованного лица – Управления Министерства юстиции России по РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д. 70).
В соответствии с ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
В силу ч. 1, ч. 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1 – ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В частях 1-9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации содержатся аналогичные нормы, регулирующие порядок ликвидации юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Благотворительный фонд «Дети будущего» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица. Учредителем Благотворительного фонда «Дети будущего» является Д., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Уставом целью создания фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и направление их на материальную поддержку детских садов и иных образовательных учреждений г. Казани.
ДД.ММ.ГГГГ единственным учредителем Благотворительного фонда «Дети будущего» Д. принято решение прекратить деятельность данного фонда, обратиться в суд с заявлением о принятии решения о ликвидации фонда ввиду недостаточности имущества фонда для достижения его целей и невозможностью получения средств для достижения целей в будущем.
Из бухгалтерского баланса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что денежных средств и денежных эквивалентов, финансовых и других оборотных активов (имущества) недостаточно для осуществления целей Благотворительного фонда «Дети будущего», закрепленных в его Уставе. Отсутствие имущества у Благотворительного фонда «Дети будущего» для осуществления его целей подтверждается также и отчетом о финансовых результатах за ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно аудиторскому заключению ООО «Аудиторский и консультационный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, годовая бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение Благотворительного фонда «Дети будущего» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.
В соответствии с уведомлением ПАО «Сбербанк», банковский счет Благотворительного фонда «Дети будущего» закрыт на основании заявления о закрытии от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию уволен главный бухгалтер Благотворительного фонда «Дети будущего» - Г.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает что имущества Благотворительного фонда «Дети будущего» недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели фонда не могут быть достигнуты, в связи с чем, Благотворительный фонд «Дети будущего» необходимо ликвидировать, назначив ликвидатором Благотворительного фонда «Дети будущего» Д.
Удовлетворяя требования о ликвидации фонда, суд также считает необходимым поручить ликвидатору Благотворительного фонда «Дети будущего» осуществить действия, связанные с ликвидацией фонда, предусмотренные ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд «Дети будущего».
Назначить ликвидатором Благотворительного фонда «Дети будущего» Д..
Поручить ликвидатору Благотворительного фонда «Дети будущего» осуществить действия, связанные с ликвидацией фонда, предусмотренные ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.