НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) от 03.05.2018 № 2А-2489/18Г

дело № 2а-2489/18г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 мая 2018 года г.Казань

Приволжский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Егоровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никишина Ю.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребёнка ФИО2, к начальнику отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшиной Г.Р., Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об оспаривании действий.

У С Т А Н О В И Л:

Никишин Ю.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребёнка ФИО2 (далее по тексту - административный истец), обратился в суд с административным иском к начальнику отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшиной Г.Р. об оспаривании действия.

В обоснование административного иска указано, что 10.01.2018 административным истцом в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, имеющего статус ребёнка-инвалида, в ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г.Казани было подано сообщение о признаках административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зарегистрированное в КУСП за № 415. Данное сообщение в порядке части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было направлено отделом полиции в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани как лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении согласно пункту 17 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, 01.02.2018 начальником отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшиной Г.Р. обращение Никишина Ю.А. было направлено в Муниципальное казённое учреждение «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», тогда как предметом и целью деятельности указанного учреждения является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, реализация переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г.Казани, а именно осуществление муниципального контроля за соблюдением муниципальных нормативных правовых актов в сфере благоустройства, повышение уровня благоустройства территории г.Казани, а также координация деятельности функциональных и территориальных органов Исполнительного комитета г.Казани в данной сфере. По мнению административного истца, начальником отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшиной Г.Р. нарушено конституционное право Никишина Ю.А. на обращение в органы власти, поскольку его сообщение было переадресовано в орган власти, в чью компетенцию не входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов. Данное нарушение, подтверждают и дальнейшие действия первого заместителя начальника Муниципального казённого учреждения «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО8, который 08.02.2018 переадресовал сообщение Никишина Ю.А. в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

По изложенным основаниям, административный истец, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребёнка ФИО2, просит признать действия начальника отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшиной Г.Р. незаконными и необоснованными в части направления 01.02.2018 в Муниципальное казённое учреждение «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» сообщения Никишина Ю.А. об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изначальное поданное в ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г.Казани, зарегистрированное за № 415 от 10.01.2018 в книге учёта сообщений о происшествиях; обязать устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании до объявления перерыва административный истец Никишин Ю.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребёнка ФИО2, а также его представитель заявленные требования поддержали, просили удовлетворить; после перерыва в судебное заседание не явились, извещены.

Административные соответчики: начальник отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшина Г.Р. и представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебном заседании с административным иском не согласились по основаниям, изложенным в отзывах на административный иск.

Представитель заинтересованного лица: Управления МВД России по г.Казани в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица: Муниципального казённого учреждения «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» до объявления перерыва в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда, после перерыва в судебное заседание не явился, о времени и месте извещён надлежащим образом.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 и статья 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 219 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок для обращения в суд, установленный статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).

Федеральный орган исполнительной власти и круг его должностных лиц, уполномоченных на решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере общественных отношений, регулирующих уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, и рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрено статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определён статьёй 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 17 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье: должностные лица органов социальной защиты - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 - 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.

Обстоятельствами дела установлено, что административный истец Никишин Ю.А. отец несовершеннолетнего ребёнка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12).

10.01.2018 в 13:11 часов в ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г.Казани по телефону от гр.Никишина Ю.А. поступило сообщение об административном правонарушении по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как ресторан быстрого питания «Бургер Кинг», расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Оренбургский тракт, 135, не оборудован приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный доступ для инвалидов и маломобильных групп населения, передвигающихся на креслах-колясках. Данное сообщение зарегистрировано 10.01.2018 в 13:11 часов в КУСП № 415.

На основании сообщения Никишина Ю.А., ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г.Казани была проведена проверка, по результатам которой, 11.01.2018 собранный материал проверки по его сообщению был направлен в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани, о чём заявителю начальником ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г.Казани ФИО9 было направлено письмо в установленный статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» тридцатидневный срок (л.д. 9).

Далее, как следует из материалов дела, поступивший от начальника ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г.Казани материал проверки по сообщению об административном правонарушении, начальником отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшиной Г.Р. был перенаправлен в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок начальнику Муниципального казённого учреждения «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (л.д. 10).

В последующем, указанный материал проверки письмом Муниципального казённого учреждения «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 08.02.2018 № 47-исх./гр./98 был перенаправлен для рассмотрения в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, со ссылкой на пункт 17 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которого, протоколы об административных правонарушениях за нарушение статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (л.д. 11).

Письмо от 08.02.2018 № 47-исх./гр./98 было направлено в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан простой почтовой корреспонденцией 20.02.2018, о чём свидетельствует реестр отправленной корреспонденции, на момент рассмотрения спора указанное письмо, как следует из объяснений представителя Министерства, до адресата не дошло.

Из содержания административного иска и пояснений Никишина Ю.А., действующего в собственных интересах и в интересах несовершеннолетнего ребёнка ФИО2 следует, что начальник отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшина Г.Р. незаконно и необоснованно перенаправила материал проверки по его обращению для рассмотрения по существу довода о привлечении к административной ответственности виновных лиц, в орган власти, в чью компетенцию не входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов.

Указанные доводы обоснованы пунктом 17 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которого, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Между тем, в силу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также вопросы порядка производства по делам об административных правонарушения регулируется законодательством об административных правонарушениях, состоящим из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности, статьёй 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение муниципальных правил благоустройства территорий, поселений и городских округов, муниципальных правил обращения с отходами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение правил благоустройства территории городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 45 Правил благоустройств г.Казани, утв. решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12 (ред. от 28.10.2015, с изм. от 11.01.2017) предусмотрено, что входные группы зданий, сооружений необходимо оборудовать осветительным оборудованием, навесом (козырьком), элементами сопряжения поверхностей (ступени и т.п.), устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения (пандусы, перила и пр.).

Согласно пункту 1 Правил благоустройств г.Казани, последние разработаны во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании федерального законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Татарстан и муниципальных нормативных правовых актов.

В силу пункта 2 указанных Правил, они обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Правила благоустройств г.Казани действуют на всей территории города и устанавливают, в том числе, среди прочего, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.

Согласно пункту 6 Правил благоустройств г.Казани, под уполномоченными органами понимаются функциональные и территориальные органы Исполнительного комитета г.Казани, осуществляющие в пределах своей компетенции организацию, координацию и контроль благоустройства территории города.

Решением Казанской городской думы от 29.12.2010 № 28-3 утверждено Положение «О Муниципальном казённом учреждении «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», согласно разделу II которого, предметом и целью деятельности учреждения является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, реализация переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Казани, а именно осуществление муниципального контроля за соблюдением муниципальных нормативных правовых актов в сфере благоустройства, повышение уровня благоустройства территории города Казани, а также координация деятельности функциональных и территориальных органов Исполнительного комитета города Казани в данной сфере.

Согласно подпунктов 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5 пункта 3.1 раздела III Положения «О Муниципальном казённом учреждении «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – Положение), Управление вправе: осуществлять взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами в решении вопросов выявления и пресечения нарушений в сфере благоустройства города; запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления полномочий, возложенных на Управление; выдавать предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; участвовать в заседаниях административной комиссии при рассмотрении дел о правонарушениях в области благоустройства; посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащие контролю, в целях проверки соблюдения требований муниципальных правовых актов в сфере благоустройства, производства инженерно-коммуникационных (земляных), ремонтных и прочих работ на объектах благоустройства, создания, содержания и охраны зеленых насаждений.

В соответствии с подпунктами 3.2.1, 3.2.2 пункта 3.2 раздела III Положения, в полномочия Управления как органа Исполнительного комитета города Казани входят: осуществление контроля в пределах своих полномочий за деятельностью физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, расположенных либо осуществляющих свою деятельность на территории города Казани, в части соблюдения нормативных правовых актов в сфере благоустройства, производства инженерно-коммуникационных (земляных), ремонтных и прочих работ на объектах благоустройства, создания, содержания и охраны зеленых насаждений; проведение проверок в пределах своей компетенции по обращениям физических и юридических лиц с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 28.12.2010 № 11717 определён Перечень должностных лиц, которые в пределах своей компетенции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, по статьям 3.2-3.7 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.

Таким образом, за нарушение пункта 45 Правил благоустройств г.Казани, а именно за не оборудование должностными и юридическими лицами входной группы устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения (пандусом) предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.

Из сообщения Никишина Ю.А. от 10.01.2018 следует, что здание, в котором располагается ресторан быстрого питания «Бургер Кинг», не имеет беспрепятственного доступа для инвалидов.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно статье 15.1 указанного закона, государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется: 1) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), федерального государственного надзора в области связи, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств; 2) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при осуществлении ими соответствующих переданных полномочий Российской Федерации) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; 3) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливается положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым: 1) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) - Правительством Российской Федерации; 2) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) - высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.08.2007 № 388 утверждено Положение о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Вопросы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан».

Согласно разделу 2 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.08.2007 № 388, основными задачами Министерства являются реализация и совершенствование государственной политики и государственного управления путём стратегического планирования, разработки и реализации социальных программ и планов с использованием кластерного подхода в сфере труда, занятости и социальной защиты, а также путём развития социальной инфраструктуры.

Согласно пункту 3.1 раздела 3 Положения, Министерство несёт ответственность за осуществление, в том числе, функций управления социальной защитой, в том числе, управлением социальным обслуживанием граждан в трудных жизненных ситуациях, в том числе детей, граждан пожилого возраста и инвалидов (л.д. 73).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.08.2017 № 623 внесено изменение в Положение о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Вопросы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан», а именно пункт 3.3.11 дополнен абзацем следующего содержания «В пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан осуществляет государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (л.д. 87).

Пунктом 2.8 Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан и государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг поставщиками социальных услуг, утв. Постановлением КМ РТ от 25.11.2014 N 909 предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений поставщиками социальных услуг обязательных требований должностные лица уполномоченного органа, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание поставщику социальных услуг об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В соответствии с пунктом 1.5 Административного регламента Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан и государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг поставщиками социальных услуг, утв. Приказом Минтруда, занятости и соцзащиты Республики Татарстан от 21.06.2016 N 348 (Зарегистрировано в Минюсте РТ 13.07.2016 N 3425), объектами регионального государственного контроля (надзора) являются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания граждан и являющиеся поставщиками социальных услуг в сфере социального обслуживания (далее - поставщики социальных услуг), в том числе обеспечивающие условия доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых социальных услуг в сфере социального обслуживания.

В статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации2 изложены понятия: социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Таким образом, осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг вышеуказанными органами возможно лишь при проведении соответствующего вида основного контроля, то есть только на тех объектах, в которых проводится основной контроль, закреплённый за ними до 01.01.2018.

Рестораны предоставляют услуги в сфере общественного питания, тогда как исходя из вопросов, отнесённых к компетенции Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, правом проведения проверок на предмет соответствия требованиям доступности объектов, предоставляющих услуги в сфере общественного питания, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не наделено.

Судом установлено, что приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 23.12.2013 № 2153/Л (введённого в действие с 01.10.2014) утверждено Положение об отделе социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани, согласно пункту 1.2 которого, отдел является территориальным органом Министерства.

Согласно функций, изложенных в пункте 3 Положения об отделе социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани, отдел в соответствии с законодательством разрабатывает программы, планы мероприятий, в том числе совместно с органом местного самоуправления (со структурным подразделением администрации района), по решению социальных проблем определенных законодательством категорий населения на территории Приволжского района муниципального образования г.Казани, для чего, среди прочего, организует работу по осуществлению контроля за предоставлением мер социальной поддержки и социальных гарантий, установленных законодательством; осуществляет организацию и контроль деятельности подведомственных Министерству учреждений по вопросам своевременного предоставления мер социальной поддержки и социальной защиты (л.д.88 - 98).

Согласно Должностному регламенту начальника Отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани, утв. приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани 29.09.2017 № 1548/л, указанная должность относится к главной группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители». Назначение на должность начальника Отдела и освобождение от этой должности осуществляются в установленном порядке приказом министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Начальник отдела исполняет следующие должностные обязанности, в том числе, обеспечивает реализацию в соответствии с законодательством государственной политики в области социальной защиты населения на территории Приволжского района муниципального образования г.Казани в соответствии с основными задачами Министерства.

При таких данных, исходя из компетенции органов, предмета ведения, отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани в целом не наделён полномочиями по осуществлению надзора (контроля) за соблюдением требований по обеспечению (созданию) доступной среды на каких-либо объектах; вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений; из сообщения Никишина Ю.А. от 10.01.2018 следует, что беспрепятственный доступ для инвалидов отсутствует в здании, в котором располагается ресторан быстрого питания «Бургер Кинг», предоставляющий услуги в сфере общественного питания, а не социального обслуживания; контроль за соблюдением требований, в том числе, по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, деятельность в которых не связана с предоставлением социальных услуг гражданам, возложен на территориальные органы Исполнительного комитета г.Казани.

Следовательно, вопрос привлечения к административной ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, в том числе, виновных лиц за не оборудование устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения (пандусами) объектов предоставляющими услуги в сфере общественного питания входит в компетенцию территориального органа Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани.

В ответе, направленном 01.02.2018 № 83-44/78 в адрес Никишина Ю.А., последний был фактически проинформирован административным ответчиком о том, что разрешение поставленного в сообщении от 10.10.2018 вопроса не входит в компетенцию отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани.

При таком положении, переадресация материала проверки по обращению Никишина Ю.А. в Муниципальное казённое учреждение «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», соответствует требованиям закона, не нарушает права административного истца и его несовершеннолетнего ребёнка-инвалида, вследствие чего, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Никишина Ю.А., действующего в собственных интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО2, в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Никишина Ю.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребёнка ФИО2, к начальнику отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшиной Г.Р., Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании действий начальника отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Приволжском районе муниципального образования г.Казани Мухаметшиной Г.Р. незаконными и необоснованными в части направления 01.02.2018 в Муниципальное казённое учреждение «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» сообщения Никишина Ю.А. об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изначально поданного в ОП № 9 «Сафиуллина» УМВД России по г.Казани, зарегистрированного за № 415 от 10.01.2018 в книге учёта сообщений о происшествиях и обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Д.И. Галяутдинова