НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приволжского районного суда (Ивановская область) от 02.02.2021 № А-6/2021

а-6/2021 (2а-326/2020) 37RS0015-01-2020-000664-40

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«2» февраля 2021 года г. Приволжск

Приволжский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Философова Д.С.,

при секретаре Шеламовой И.Н.,

с участием административного ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области (Далее – МИФНС № 4 по Ивановской области) обратилась в Приволжский районный суд Ивановской области с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила взыскать с ФИО1, ДАТА года рождения недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, за 2018 год в размере 77 302 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДАТА по ДАТА в размере 214,54 руб., а всего – 77 516,54 руб., а также взыскать государственную пошлину.

Заявленные требования мотивированы тем, что по сведениям, полученным административным истцом из Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 владела на праве собственности недвижимым имуществом, а именно:

-помещением и сооружением, расположенным по адресу: 155550, <адрес>, с кадастровым номером , дата регистрации права ДАТА, дата снятия с регистрации ДАТА;

-помещением и сооружением, расположенным по адресу: 155550, <адрес>, с кадастровым номером: , дата регистрации права ДАТА, дата снятия с регистрации от ДАТА;

-помещением и сооружением, расположенным по адресу: 155550, <адрес>, с кадастровым номером , дата регистрации права ДАТА, дата снятия с регистрации ДАТА;

-помещением и сооружением, расположенным по адресу: 155550, <адрес>, с кадастровым номером , дата регистрации права ДАТА, дата снятия с регистрации ДАТА.

В связи с этим административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Налоговым органом административному ответчику был начислен налог на имущество физически лиц за 2016, 2017, 2018 годы в общей сумме 136 700 руб. и направлено налоговое уведомление от ДАТА со сроком уплаты до ДАТА. В указанную сумму вошла сумма налога за 2017 год в размере 14 347 руб. по объекту -помещение и сооружение, расположенному по адресу: 155550, <адрес>А, с кадастровым номером , так как начисление по данному объекту за 2017 год не было произведено в 2018 году из-за отсутствия у налогового органа необходимых для исчисления налога сведений о данном объекте, так как фактически указанный объект был поставлен на учет ДАТА. Поскольку оплата налога на имущество физических лиц за 2017 год от ФИО1 в бюджет не поступила, налоговым органом было произведено доначисление налога за 2017 год по объекту: -помещение и сооружение, расположенному по адресу: 155550, <адрес> с кадастровым номером . Указывает, что решением Арбитражного суда Ивановской области ДАТА по делу в отношении ФИО1 введена процедура банкротства. Определением Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА и от ДАТА сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 35 116 руб., состоящая из сумм 22 074 руб., и 13 042 руб., была признана судом обоснованной и включена в третью очередь реестра требований кредиторов. Сумма налога за 2017 год в размере 24 282 руб., в составе суммы задолженности по налогу за 2017 год в размере 48 589 руб. была взыскана на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от ДАТАа-134/2019. Таким образом сумма налога к уплате к сроку ДАТА составила в общей сумме 77 302 руб. (136 700 руб. – 59 398 руб.) в том числе: за 2017 год – 14 347 руб., за 2018 год – 62 955 руб.. Указанная сумма не была заявлена налоговым органом и соответственно не была включена в реестр требований кредиторов, так как относится к текущим платежам. В установленные сроки в полном размере оплата налогов от ФИО1 в бюджет не поступила. В этой связи в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику были начислены пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 214,54 руб. за период с ДАТА по ДАТА на недоимку налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы. В соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику заказной корреспонденцией были направлены требования об уплате налога и пени от ДАТА, от ДАТА, с предложением добровольно уплатить задолженность по налогу и пени, которые считаются врученными по истечении шести дней с даты их направления. Разногласий от налогоплательщика не поступало. На основании возражений должника Определением мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от ДАТА судебный приказ от ДАТА о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени был отменен. С настоящим административным иском налоговый орган обратился в Приволжский районный суд Ивановской области через организацию почтовой связи ДАТА. До настоящего времени задолженность по недоимке и пени от налогоплательщика в бюджет не поступила. В связи с чем у административного истца и возникла необходимость обращения в суд с указанным иском.

Настоящее административное исковое заявление и приложенные к нему материалы административным истцом направлены административному ответчику ДАТА (почтовый идентификатор 80089349827413) (л.д. 32).

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения административного искового заявления уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. В материалах дела представлены ходатайства о рассмотрении дела без участия представителя административного истца, а также о том, что административные исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 195, 204).

В дополнительных пояснениях к административному иску (л.д. 140-148, 161-164, 243-245) указывает, что сумма налога за 2017 год в размере 24 282 руб. в составе суммы недоимки по налогу за 2017 год в размере 48 589 руб. была взыскана на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от 25.02.2019 года по делу № 2а-134/2019, а сумма налога в размере 59 398 руб. была включена в реестр требований кредиторов в процедуре банкротства, в рамках которой была признана обоснованной и включена в третью очередь реестра требований кредиторов недоимка по налогу за 2016 года в размере 35 116 руб. (22 074 руб. + 13 042 руб.). Указывает, что возникновение уплаты налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен, то есть день окончания налогового периода, которым признается календарный год. В этой связи днем окончания налогового период по налогу на имущество физических лиц 2017 года в сумме 14 347 руб. является 31.12.2017 года, окончанием налогового периода по налогу на имущество физических лиц 2018 года в сумме 62 955 руб. является 31.12.2018 года. Так как заявлении о признании должника ФИО1 несостоятельным (банкротом) было принято определением Арбитражного суда Ивановской области от 21.12.2017 года, а обязанность по оплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 14 347 руб. возникла 31.12.2017 года, обязанность по оплате налога за 2018 года в сумме 62 955 руб. возникла 31.12.2018 года, по мнению административного истца, указанные платежи являются текущими платежами и включению в реестр требований кредиторов не подлежали, в этой связи налоговый орган не обращался к конкурсному управляющему о включении указанных сумм недоимки в реестр требований кредиторов Указывает, что в адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления в установленном порядке в связи с отсутствием у налогоплательщика зарегистрированного личного кабинета налогоплательщика, а также указывает, что административный ответчик не был лишен возможности обращения в налоговой орган для получения соответствующего уведомления и платежного документа для оплаты налога на имущество физических лиц. Административный ответчик с заявлениями о предоставлении рассрочки либо отсрочки уплаты налога в налоговый орган не обращалась. Просил рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 возражала против удовлетворения административного иска по доводам письменных возражений (л.д. 197-198, 208-209, 231-232). В возражениях указывает, что с административным иском не согласна, так как 21.12.2017 года в отношении нее было подано заявление о признании несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим был назначен ФИО2, который распоряжался всем имуществом и управлял всеми счетами, в этой связи административный ответчик самостоятельно произвести какие-либо платежи не имела возможности. Полагала, что заявленные к взысканию в административном иске суммы налога и пени не являются текущими платежами, а потому взысканию не подлежат, так как подлежали выплате до оплаты долгов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть вне очереди и реестра. Просила отказать в удовлетворении административного иска и признать имеющуюся задолженность безнадежной. Пояснила, что признана банкротом и требования всех кредиторов, в том числе МИФНС № 4 по Ивановской области были предметом рассмотрения Арбитражного суда Ивановской области при рассмотрении дела о признании ее банкротом. В настоящее время все ее имущество реализовано конкурсным управляющим ФИО2, который также занимался вопросами удовлетворения требований кредиторов за счет реализации принадлежащего ФИО1 имущества.

Заинтересованное лицо – конкурсный управляющий ФИО2, привлеченный к участию в деле на основании протокольного определения суда 15.01.2021 года (л.д. 234), в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В суд представил письменные пояснения по делу (л.д. 242), согласно которым в процедуре банкротства ФИО1 было реализовано имущество ФИО1, находящееся в залоге у ПАО «Сбербанк». За счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, частично удовлетворено требование залогового кредитора, осуществлена оплата текущих платежей в составе первой очереди. Указал, что требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в установленном порядке. Указал, что в силу ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкростве)» текущими платежами являются требования кредиторов, возникающие после возбуждения дела о банкротстве. Производство по делу о банкротстве ФИО1 возбуждено на основании определения Арбитражного суда Ивановской области от 21.12.2017 года. Таким образом, в деле о банкротстве ФИО1 текущими платежами явились платежи, возникшие после 21.12.2017 года. Задолженность, образовавшаяся до указанной даты, имела статус мараторной и полежала включению в реестра требований кредиторов.

Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

С учетом изложенного суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся представителя административного истца, заинтересованного лица.

Выслушав административного ответчика ФИО1, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от 25.05.2020 года отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от 11.02.2020 года по делу № 2а-241/2020 о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 4 по Ивановской области недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы в сумме 77 302 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 241,54 руб. (л.д. 7).

Настоящее административное исковое заявление подано в Приволжский районный суд Ивановской области через организацию почтовой связи 22.10.2020 года (почтовый идентификатор 80089353310369) (л.д. 35).

Судом установлено, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежало имущество в виде:

-помещения и сооружения, расположенного по адресу: 155550, <адрес>, с кадастровым номером , дата регистрации права 04.02.2010 года, дата снятия с регистрации 04.03.2019 года;

-помещения и сооружения, расположенного по адресу: 155550, <адрес>А, склад 1-2, с кадастровым номером: , дата регистрации права 25.04.2002, дата снятия с регистрации от 04.03.2019 года;

-помещения и сооружения, расположенного по адресу: 155550, <адрес>А, склад 3-4, с кадастровым номером , дата регистрации права 25.04.2002 года, дата снятия с регистрации 04.03.2019 года;

-помещения и сооружения, расположенного по адресу: 155550, <адрес>А, с кадастровым номером , дата регистрации права 25.04.2002 года, дата снятия с регистрации 04.03.2019 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, а также представленными административным ответчиком техническим паспортом, выпиской из реестра объектов капитального строительства, кадастрового паспорта (л.д. 46-59, 211-224).

Из указанных документов следует и не отрицалось административным ответчиком, что налогооблагаемое имущество, находившееся в залоге, было реализовано в рамках процедуры банкротства 04.03.2019 года в пользу ФИО3, являющегося сыном административного ответчика ФИО1.

Административным ответчиком ни суду, ни административному истцу не предоставлялись сведения об утрате административным истцом права собственности на указанные объекты недвижимости ранее указанных дат прекращения права собственности на них. Налоговый орган такой информацией не располагает.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По смыслу ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 400 и ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, к которым указанной статьей отнесены в том числе иные строения в виде строений, сооружений, помещений.

Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области ФИО1 направлялись налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц на сумму 136 799 руб. от ДАТА со сроком уплаты до ДАТА (л.д. 17), от ДАТА на сумму 48 589 руб. со сроком уплаты до ДАТА (л.д. 22).

Из налогового уведомления от ДАТА со сроком уплаты до ДАТА (л.д. 17) и представленного в нем расчета налога на имущество физических лиц следует, что

ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц:

-по объекту помещение и сооружение, расположенному по адресу: 155550, <адрес>, с кадастровым номером , за 2018 год в сумме 15 250 руб.;

-по объекту помещение и сооружение, расположенному по адресу: 155550, <адрес>А, склад 1-2, с кадастровым номером: , за 2018 год 5 214 руб.;

-по объекту помещение и сооружение, расположенному по адресу: 155550, <адрес>А, склад 3-4, с кадастровым номером , за 2018 год в сумме 26 710 руб.. Начисленный за 2016 года налог в сумме 22 074 руб. включен в реестр требований кредиторов Арбитражным судом Ивановской области и к взысканию в качестве текущих платежей в настоящем иске не заявлен. Начисленный налог за 2017 год в сумме 24 282 руб. взыскан ранее на основании судебного приказа по делу № 2а-134/2019;

-по объекту помещение и сооружение, расположенному по адресу: 155550, <адрес>А, с кадастровым номером , за 2017 год в сумме 14 347 руб., за 2018 год в сумме 15 781 руб.. Начисленный за 2016 года налог в сумме 13 042 руб. включен в реестр требований кредиторов на основании определения Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА по делу № А17-10820/2017 о банкротстве ФИО1 (л.д. 26-29), согласно которому требование на указанную сумме не относится к текущим платежам и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов.

Таким образом сумма налога за 2016 года в размере 35 116 руб. (13 042 руб. + 22 074 руб. = 35 116 руб.) включена в реестр требований кредиторов.

Сумма налога на имущество физических лиц, заявленная к взысканию в настоящем административном иске, составляет за 2017 года – 14 347 руб., за 2018 год – 62 955 руб. (15 250 руб. + 5 214 руб. + 15 781 руб. + 26 710 руб. = 62 955 руб.), а всего - 77 302 руб..

Административный ответчик свою обязанность по уплате указанных обязательных платежей не исполнил.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В связи с тем, что налог на имущество физических лиц административным ответчиком уплачен не был МИФНС № 4 по Ивановской области, в соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, направила административному ответчику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДАТА со сроком уплаты до ДАТА (л.д. 8), по состоянию на ДАТА со сроком уплаты до ДАТА (л.д. 9).

Административный ответчик свою обязанность по оплате налога не исполнил в полном объеме до настоящего времени. Доказательств обратного, иного расчет размера задолженности суду не представлено.

Из материалов дела следует, что на основании определения Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА по делу № А17-10820/2017 принято к производству заявление ПАО «Сбербанк» о признании несостоятельным (банкротом) ФИО1 (л.д. 69-70).

Определением Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА принято к производству требование АО «Россельхозбанк» о включении в реестр требований кредиторов требований к ФИО1 задолженности в сумме 1 277 184,04 руб. (л.д. 74). Определением Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА принято к производству требование ФНС России о проверке обоснованности требований к ФИО1 по обязательным платежам в сумме 241 718,14 руб. (л.д. 75). Определением Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА принято к производству требование ПАО «Сбербанк» о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 2 756 286,32 руб. (л.д. 76).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА ФИО1 признана несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества гражданина, а также утвержден финансовым управляющим должника ФИО2 (л.д. 80-81).

Определением Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА признано обоснованным требование ФНС России к ФИО1 в сумме 243 388,14 руб., в том числе требование о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 210 258,59 руб.. Указанные требования включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника (л.д. 82-83).

Определением Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА восстановлен срок предъявления требований ФНС России к ФИО1 в сумме 13 042 руб. и указанные требования включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника (л.д. 92-93).

Определением Арбитражного суда Ивановской области от ДАТА завершена процедура реализации имущества должника (л.д. 94-95).

На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от ДАТА по делу № 2а-134/2019 с ФИО1 в пользу МИФНС № 4 по Ивановской области взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в сумме 48 589 руб. и пени за период с ДАТА по ДАТА в сумме 183,01 руб..

Из материалов дела также следует, что ДАТА исполнительное производство -ИП, возбужденное ДАТА на основании судебного приказа по делу № 2а-241/2020 от ДАТА о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС № 4 России по Ивановской области налога, пени в сумме 77 516,54 руб. окончено на основании Постановления судебного пристава-исполнителя Приволжского РОСП УФССП России по Ивановской области ФИО4 в связи с тем, что в ходе исполнительного производства было установлено, что должник признан банкротом (л.д. 113-114).

ДАТА определением мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от ДАТА отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 2 Приволжского судебного района Ивановской области от ДАТА по делу № 2а-241/2020 о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 4 по Ивановской области недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы в сумме 77 302 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 241,54 руб. (л.д. 7).

В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В силу ч. 2 ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

Согласно п. 1 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Положениями ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Исходя из п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДАТА, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. Возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

По смыслу указанных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей или реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу.

Согласно ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для налога на имущество физических лиц признается календарный год.

Таким образом, применительно к налогу на имущество физических лиц за 2017 год днем окончания налогового периода является 31.12.2017 года, применительно к налогу за 2018 год – 31.12.2018 года.

Заявление о признании ФИО1 банкротом принято к производству определением Арбитражного суда Ивановской области от 21.12.2017 года по делу № А17-10820/2017 (л.д. 69-70).

При таких обстоятельствах момент возникновения у ФИО1 обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017, 2018 год наступил после принятия заявления о признании ее банкротом, следовательно, недоимка по налогу и пени за несвоевременную уплату налога относятся к текущей задолженности ФИО1 по обязательным платежам.

Исходя из п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 года, вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили после принятия заявления, является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

Таким образом, на основании изложенного у суда имеются основания для возложения на административного ответчика ФИО1 обязанности по оплате налога на имущество физических лиц в заявленном в административном иске размере, в связи с чем административные исковые требования МИФНС № 4 по Ивановской области в указанной части подлежат полному удовлетворению.

Кроме того, в административном исковом заявлении налоговый орган требует с административного ответчика уплатить пени по налогу на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Таким образом, исходя из смысла указанной статьи, пеня должна быть начислена налоговым органом.

В соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, начисление пени должно быть подтверждено направлением налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Расчет пени представлен в письменных дополнениях к административному иску (л.д. 243-245), согласно которому пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 241,54 руб. были начислены за период с 06.11.2019 года по 11.12.2019 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы, а именно:

-пени в размере 16,45 руб. - на недоимку по налогу за 2017 год за период с 06.11.2019 года по 11.12.2019 года;

-пени в размере 75,33 руб. – на недоимку по налогу за 2017 год в сумме 38 629 руб. (24 282 руб. + 14 347 руб.) за период с 03.12.2019 года по 11.12.2019 года;

-пени в размере 122,76 руб.- на недоимку за 2018 год в сумме 62 955 руб. за период с 03.12.2019 года по 11.12.2019 года.

Таким образом, на основании изложенного у суда имеются основания для возложения на административного ответчика ФИО1 обязанности по оплате пени по налогу на имущество физических лиц в заявленном в административном иске размере, в связи с чем административные исковые требования МИФНС № 4 по Ивановской области в указанной части подлежат полному удовлетворению. Указанный расчет административным ответчиком не опровергнут.

Оценивая доводы административного ответчика об обратном, об отсутствии оснований для взыскания заявленных сумм, так как они, по мнению административного ответчика, не являются текущими платежами, отклоняет их в связи с тем, что они основаны на ошибочном понимании действующего законодательства.

В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, административное исковое заявление с ценой иска в размере 77 516,54 руб. подлежало оплате государственной пошлиной в размере 2 525 руб..

В связи с освобождением административного истца от уплаты государственной пошлины, последняя в размере 2 525 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета Приволжского муниципального района <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДАТА года рождения:

-недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, за 2018 год в размере 77 302 рублей,

-пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДАТА по ДАТА в размере 214 рублей 54 копеек, а всего – 77 516 рублей 54 копеек.

Сумму недоимки перечислить в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: <...>

Сумму пени перечислить в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: <...>

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Приволжского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 2 525 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Философов Д.С.

Решение в окончательной форме будет изготовлено «1» марта 2021 года.