НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область) от 25.11.2020 № 2А-1279/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2020 года город Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Свиреневой Н.А.,

при секретаре Большукиной Ю.С.,

с участием

представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области по доверенности Фасхутдиновой В.В.,

представителя административного ответчика Пристайко А.О. по доверенности Минаевой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы административное дело № 2а-1279/20 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области к Пристайко Александру Олеговичу о взыскании недоимки по налогу, пени,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пристайко А.О. о взыскании недоимки по налогу, пени, мотивируя свои требования тем, что Пристайко А.О. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области.

Согласно п. 1 ст. 388, ст. 391, 400 и 408 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Пристайко Александр Олегович является плательщиком земельного налога и налога на имущество на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими государственный технический учет, в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

В соответствии с данными регистрирующих органов за налогоплательщиком зарегистрированы земельный участок и имущество, которые указаны в уведомлении об уплате налога, выставленном Инспекцией в соответствии со ст. 52 НК РФ.

Также на основании ст. 357 НК РФ Пристайко Александр Олегович является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

В соответствии с данными Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства, перечень которых указан в уведомлении об уплате транспортного налога, которое было выставлено Инспекцией в соответствии со ст. 52 НК РФ.

Налогоплательщику направлены налоговые уведомления № * по месту его регистрации, которые исполнены не были, в связи с чем выставлено и направлено налогоплательщику требование * на сумму: налоги – 334621 руб.; пени: 1 012,22 руб., со сроком исполнения до дата года. Требование исполнено частично. На момент подачи искового заявления недоимка по требованию * составляет: - транспортный налог с физических лиц: налог - 17 271,00 руб., пени - 52,24 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог - 103 619,00 руб., пени - 178,17 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог - 174 877,00 руб., пени - 529,00 руб.

Указывают, что налогоплательщику также направлено налоговое уведомление № * по месту его регистрации, которое исполнено не было, в связи с чем, в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено и направлено по месту регистрации налогоплательщика требование от дата на сумму: - пени по транспортному налогу с физических лиц: 1 980,84 руб.; - пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: 12 878,87 руб., со сроком исполнения до дата. Требование не исполнено.

Как указывает заявитель, данная задолженность взыскивалась в порядке приказного производства. Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к Мировому судье № 53 Ясногорского судебного района Тульской области на взыскание с должника Пристайко А.О. недоимки по налогам и пени.

Мировым судьей судебного участка № 53 Ясногорского судебного района Тульской области вынесен судебный приказ * в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области.

На основании возражения Пристайко А.О. относительно исполнения судебного приказа Мировым судьей судебного участка № 53 Ясногорского судебного района Тульской области было вынесено определение от дата об отмене судебного приказа *

Также указывает, что дата решением Арбитражного суда Тульской области по делу * Пристайко А.О. признан несостоятельным (банкротом).

Согласно определению Арбитражного суда Тульской области от дата процедура реализации имущества по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина завершена.

дата налогоплательщику направлены требования № *

С даты принятия заявления о признании несостоятельным (банкротом) произведены следующие начисления по текущим платежам: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог - 103 619.00 руб. (со сроком уплаты - дата), пени - 178.17 руб.; Транспортный налог с физических лиц: налог - 17 271.00 руб. (со сроком уплаты -дата), пени - 2 033.08 руб.; Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог - 174 877.00 руб. (со сроком уплаты - дата), пени - 13 407.87 руб.

Обращают внимание, что анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязательство по уплате недоимки по налогам и пени возникло у налогоплательщика после дата - даты вынесения Арбитражным судом Тульской области решения о признании должника несостоятельным (банкротом).

Следовательно, указанные обязательные платежи и начисленные за просрочку их уплаты пени являются текущими платежами, и требования об их взыскании не подлежат включению в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве.

Являющиеся предметом спора обязательные платежи и начисленные за просрочку их уплаты пени являются текущими платежами, которые не могли быть предъявлены в рамках процедуры банкротства индивидуального предпринимателя и завершение процедуры банкротства не влечет прекращения обязательства по их уплате (Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от дата).

Административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления о взыскании с Пристайко Александра Олеговича задолженности по налогам и пени. Взыскать с налогоплательщика Пристайко Александра Олеговича ИНН * в пользу Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог - 103 619.00 руб., пени - 178.17 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог - 17 271.00 руб., пени - 2 033.08 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог - 174 877.00 руб., пени - 13 407.87 руб. Всего к взысканию: 311 386.12 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области по доверенности Фасхутдинова В.В. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Пристайко А.О. по доверенности Минаева Е.Д. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, ссылаясь на пропуск срока обращения в суд.

Административный ответчик Пристайко А.О. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом.

В силу ст.165.1 ГК РФ и ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании части 1 и части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В силу требований ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Однако в ряде случаев (при уплате в том числе налога на землю налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.

В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.

Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.

В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).

В силу ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По смыслу ст. 358 НК Российской Федерации транспортное средство, зарегистрированное за ответчиком, является объектом налогообложения.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьей 69 и 70 НК РФ.

В силу положений пункта 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту-КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что Пристайко Александр Олегович является плательщиком земельного налога и налога на имущество на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими государственный технический учет, в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

Также на основании ст. 357 НК РФ Пристайко Александр Олегович является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

Налоговым органом Пристайко А.О. был начислен налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог и направлено налоговые уведомления с установлением срока оплаты.

В связи с неуплатой налога Межрайонная ИФНС России № 12 по Тульской области направила в адрес административного ответчика требование * об уплате налога и пени (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на дата с общей суммой недоимки 334621 руб. и пени 1012,22 руб., по сроку уплаты до дата. Также было направлено требование № * об уплате налога и пени по состоянию на дата год, указывая сумму недоимки по пени – 14859,71 руб., при этом справочное указывая, что по состоянию на дата числится общая задолженность в сумме 270130,13 руб., в том числе по налогам 231165 руб., определяя срок оплаты до дата

Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу пункта 3 вышеназванной нормы закона рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

На основании ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

В соответствии с положениями процессуального закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, судам следует проверять соблюдение налоговым органом срока для обращения к мировому судье с первоначальным заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с гражданина задолженности по налогу, установленного абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Это круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела подлежащих обязательному установлению.

В соответствии с ч.5 ст.180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 12 по Тульской области в адрес административного ответчика направила требование * об уплате налога и пени (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на дата год с общей суммой недоимки 334621 руб. и пени 1012,22 руб., по сроку уплаты до дата. Также было направлено требование № * об уплате налога и пени по состоянию на дата год, указывая сумму недоимки по пени – 14859,71 руб., при этом справочное указывая, что по состоянию на дата числится общая задолженность в сумме 270130,13 руб., в том числе по налогам 231165 руб., определяя срок оплаты до дата, которые не были исполнены налогоплательщиком.

С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился к мировому судье судебного участка дата года, т.е. за пределами установленного законом срока.

Определение об отмене судебного приказа было постановлено мировым судьей дата года.

Административный истец обратился в суд с данным иском дата года, также по истечении установленного ч.2 ст.286 КАС РФ срока.

При этом Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области не приведено уважительных причин пропуска установленного срока. Позднее получение определение об отмене судебного приказа не могут являться основанием для восстановления налоговой инспекции столь значительно пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском.

Исходя из норм, предусмотренных пунктом 5 статьи 180 КАС РФ пропуск процессуального срока административным истцом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания обязательных платежей и санкций по требованиям №54427 и №36889 является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению за взысканием обязательных платежей и санкций, налоговым органом не представлено, срок подачи заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин.

При таких обстоятельствах, установив, что на момент обращения в суд с заявлением о взыскании с ответчика недоимки по требованиям * налоговый орган уже утратил право на его принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

При таких обстоятельствах, учитывая положения приведенных норм права, в связи с пропуском срока обращения с настоящим административным иском, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области к Пристайко Александру Олеговичу о восстановлении пропущенного процессуального срока, о взыскании недоимки по налогу, пени отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области к Пристайко Александру Олеговичу о взыскании недоимки по налогу, пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Свиренева