НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область) от 02.10.2019 № 2-1211/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2019 года город Тула

Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Афониной С.В.,

при секретаре Хардиковой Е.А.,

с участием

истца Акимова С.А. и его представителя по доверенности Садыкова Т.Э.,

представителя ответчика ПАО «Тульский оружейный завод» по доверенности Ялуниной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1211/19 по исковому заявлению Акимова Сергея Александровича к ПАО «Тульский оружейный завод» о взыскании надбавки за стаж работы,

у с т а н о в и л :

Акимов С.А. обратился в суд с иском к ПАО «Тульский оружейный завод» (далее по тексту- ПАО «ТОЗ») о взыскании надбавки за стаж работы, указав в обоснование требований, что с дата по дата работал в должности начальника второго отдела ПАО «ТОЗ» и в его обязанности входила работа по мобилизационной подготовке предприятия.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 17.04.1939г. № 22с «Об оплате труда мобилизационных органов» независимо от получаемого оклада штатным работникам мобилизационных органов должна выплачиваться надбавка в размере: в течение первых двух лет непрерывной работы, начиная со дня поступления- в размере 10%, в течение третьего года работы- 20%, в течение следующих лет непрерывной работы- 30%. Однако данная надбавка ему не начислялась и не выплачивалась.

Исходя из размера произведенных ему выплат за период работы в должности начальника второго отдела ПАО «ТОЗ» размер неполученной надбавки согласно представленного расчета составит: за период с дата по дата 60683,87 рубля (607838,69 руб. х 10%= 60683,87 руб.), за период с дата по дата 77040,99 руб. (385204,96 руб.х 20% = 77040,99 руб.), за период с дата по дата 137274,14 руб. (457580,99 руб. х 30% =137274,14 руб.). Таким образом, всего размер неполученной надбавки к заработной плате составляет 275099 рублей.

дата он обратился к генеральному директору ПАО «ТОЗ» с заявлением о перерасчете заработной плате и выплате надбавки в соответствии с указанным постановлением, однако такой перерасчет произведен не был.

Просит суд взыскать в его пользу с ПАО «ТОЗ» надбавку за стаж работы в мобилизационных органах в размере 275099 рублей.

В судебном заседании истец Акимов С.А. и его представитель согласно ч.6 ст.53 ГПК РФ Садыков Т.Э. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, дополнив, что надбавка за стаж работы в мобилизационных органах является самостоятельной надбавкой, не связанной с надбавкой к заработной плате за допуск к документам, составляющим государственную тайну. О том, что законодательством предусмотрена такая надбавка, истцу стало известно после увольнения, в связи с чем ранее он требований о перерасчете заработной платы не предъявлял. Кроме того, указали, что Акимов С.А. обращался в Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России за разъяснением о том, действует ли до настоящего времени постановление СНК СССР от 17.04.1939г. № 22с «Об оплате труда мобилизационных органов», однако ответа не получил, что также подтверждает доводы истца, что срок исковой давности для обращения в суд им не нарушен.

Представитель ответчика ПАО «Тульский оружейный завод» по доверенности Ялунина А.М. исковые требования Акимова С.А. не признала, указав, что Постановление СНК СССР № 22с от 17.04.1939г. в части, касающейся установления надбавок, не подлежит применения, поскольку вопросы оплаты труда урегулированы Трудовым кодексом РФ и принятым в соответствии с ним иным законодательством, в том числе указанное постановление утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ № 397 03.04.1996 года об утверждении Положения об оплате труда работников мобилизационных органов (утратило силу 20.10.2009 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.10.2009 № 774 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»), иным образом урегулировавшего те же самые общественные отношения.

В период работы истца в ПАО «ТОЗ» в должности начальника второго отдела (с дата по дата) оплата его труда производилась на основании Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», согласно которому гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке), в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

Выплаты Акимову С. А. как работнику мобилизационного органа иных надбавок (доплат) ни действующим законодательством, ни системой оплаты труда, принятой в ПАО «ТОЗ» в спорный период, предусмотрено не было. На момент расторжения трудового договора с Акимовым С. А. заработная плата ему была выплачена в полном объеме.

Кроме того, полагает, что истцом пропущен предусмотренный ст.392 Трудового кодекса РФ срок обращения в суд, поскольку за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Заработная плата истцу за период с дата по дата была выплачена истцу не позднее дата, тогда как в суд с требованием о невыплате надбавки он обратился лишь дата, т.е. за пределами установленного ст.392 ТК РФ срока, в связи с чем просит суд применить последствия пропуска срока исковой давности и в иске Акимову С.А. отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее по тексту- ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В силу положений статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В силу ч. 1 ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Акимов Сергей Александрович приказом генерального директора ОАО «ТОЗ» * от дата был принят на работу с дата на должность инженера-электроника (системного администратора) на основании трудового договора * от дата (л.д. 22, 23).

На основании дополнительного соглашения от дата к трудовому договору приказом генерального директора ОАО «ТОЗ» * от дата Акимов С.А. переведен на должность начальника Второго отдела (л.д.24-26).

Акимов С.А. уволен с должности начальника Второго отдела ПАО «ТОЗ» на основания заявления работника с дата приказом * от дата (л.д.27).

Согласно дополнительному соглашению * от дата к трудовому договору * от дата ПАО «ТОЗ» и Акимов С.А. заключили соглашение, согласно которому работнику устанавливается заработная плата в размере оклада в сумме 35200 рублей, надбавок, доплат и поощрительных премий в соответствии с системой оплаты труда, действующей у работодателя, в том числе надбавок в размере 33,3 % и в размере 50% (л.д.26).

Согласно должностных инструкций начальника второго отдела ПАО «ТОЗ», действующих на период работы Акимова С.А. в данной должности, в его должностные обязанности входило надлежащее руководство возглавляемым отделом и контроль работы, связанной с мобилизационными мероприятиями на предприятии.

Из расчетных ведомостей (расчетных листков) о начислениях в отношении начальника второго отдела ПАО «ТОЗ» Акимова С.А. за дата по дата следует, что заработная плата истца состояла из установленного месячного оклада, доплаты за допуск к документам, составляющим государственную тайну, надбавки за добросовестное исполнение должностных обязанностей (л.д. 28-38).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Акимов С.А. свое требование мотивировал тем, что за период работы в должности начальника второго отдела ПАО «ТОЗ» ему не начислялась и не выплачивалась надбавка за стаж работы в мобилизационных органах, предусмотренная Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от дата*.

Представитель ответчика ПАО «ТОЗ» не отрицал, что указанная надбавка за стаж работы в мобилизационных органах истцу не начислялась и не выплачивалась.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ТК РФ) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

По смыслу абзаца второго части 6 ст.152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ), установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Представитель ответчика ПАО «ТОЗ» в судебном заседании заявил о применении судом последствий пропуска истцом срока исковой давности, посчитав, что установленный ст.392 ТК РФ срок истцом нарушен без уважительных причин.

Истец Акимов С.А. и его представитель полагали, что срок для обращения в суд за защитой нарушенного права истцом не нарушен, т.к. он был уволен с дата, в течение года после увольнения обратился в суд с настоящим иском, а также обращался к компетентному органу за разъяснением о том, действует ли постановление СНК СССР от 17.04.1939г. № 22с «Об оплате труда мобилизационных органов», однако ответа не получил.

Суд довод истца и его представителя о своевременном обращении в суд с настоящим иском считает несостоятельным, поскольку достоверно установлено, что с момента трудоустройства истец ежемесячно получал заработную плату, знал о ее составляющих частях, а потому, принимая во внимание дату обращения с иском -дата, суд считает возможным применить положения ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и приходит к выводу о пропуске истцом срока по требованию о взыскании надбавки за стаж за период до дата.

Анализируя требования истца о взыскании надбавки за стаж работы в мобилизационных органах за период с дата по дата, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.423 ТК РФ изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Согласно п.3 Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 17.04.1939 года № 22с «Об оплате труда работников мобилизационных органов гражданских ведомств» штатным работникам моборганов выплачивается независимо от получаемого оклада надбавка в следующем порядке: в течение первых двух лет непрерывной работы на штатных должностях, начиная со дня поступления в моборган- 10%, в течение третьего года работы-20 %, в течение следующих лет со дня истечения трех лет непрерывной работы в моборганах- 30%.

Статьей 3 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" предусмотрено, что правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

В силу п.3 ст.2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

В соответствии со ст.16 указанного Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 предусмотрены дополнительные гарантии в виде выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

В соответствии с пунктом 1 указанных Правил ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75%, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50%, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15%, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10%.

Кроме того, пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной пунктом 1 настоящих Правил, выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов.

В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Аналогичные положения содержит Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (вместе с "Разъяснением о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны").

В соответствии с абзацем вторым пункта 7 указанных выше разъяснений под структурными подразделениями по защите государственной тайны понимаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны.

Перечень структурных подразделений и отдельных должностей по защите государственной тайны утверждается приказами (распоряжениями, указаниями). В перечень включаются только те структурные подразделения и отдельные должности, на которые согласно утвержденным в установленном порядке положениям (должностным регламентам, должностным обязанностям) возложено выполнение конкретных задач (функций) с учетом специфики проводимых работ по защите государственной тайны, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в качестве их основных функций.

Таким образом, в настоящее время дополнительные гарантии в виде выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, в том числе за стаж работы, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573, в связи с чем Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 17.04.1939 года № 22с «Об оплате труда работников мобилизационных органов гражданских ведомств», на что ссылается истец в своих требованиях, применению не подлежит.

Судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что Акимов С.А., являясь начальником второго отдела ПАО «ТОЗ», получал ежемесячную процентную надбавку в связи с допуском к государственной тайне, предусмотренную п.1 Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны", размер которой истцом не оспаривается.

Как указывалось ранее, согласно должностных инструкций начальника второго отдела ПАО «ТОЗ», действующих на период работы Акимова С.А. в данной должности, в его должностные обязанности входило надлежащее руководство возглавляемым отделом и контроль работы, связанной с мобилизационными мероприятиями на предприятии.

Положение о втором отделе ПАО «ТОЗ» уничтожено дата и новое не разработано, что подтверждается сообщением ПАО «ТОЗ» * от дата.

Как пояснил истец Акимов С.А. в судебном заседании, второй отдел ПАО «ТОЗ», который он возглавлял, осуществлял мобилизационные мероприятия на предприятии по своему содержанию аналогичные тем, которые указаны в его должностной инструкции.

Анализируя изложенное, суд полагает, что второй отдел ПАО «КМЗ», где работал истец, не обладает признаками структурного подразделения, основной функцией которого является обеспечение защиты государственной тайны. В должностные обязанности истца также не входили полномочия по обеспечению защиты государственной тайны.

Следовательно, Акимов С.А. не имеет право на надбавку к должностному окладу на основании пункта 3 названных выше правил, выплачиваемую дополнительно (помимо надбавки, установленной пунктом 1 Правил, которую он получает) за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны сотрудникам таких подразделений.

Таким образом, исковые требования Акимова С.А. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Акимова Сергея Александровича к ПАО «Тульский оружейный завод» о взыскании надбавки за стаж работы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 03 октября 2019 года.

Председательствующий С.В.Афонина