Дело № 2 - 209/2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 августа 2014 года пос. Пристень
Пристенский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Пеленицина Н.Н.
при секретарях: ФИО10,
с участием помощника прокурора Пристенского района Курской области Григоряна Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. прокурора Пристенского района Курской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РГСН» о возложении обязанности принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, как объекта социальной инфраструктуры путем установки пандусов и поручней при входе в здание с учетом требований санитарных норм и правил,
у с т а н о в и л :
и.о. прокурора Пристенского района Курской области, в порядке ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «РГСН» о возложении обязанности принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, расположенное по <адрес>, как объекта социальной инфраструктуры путем установки пандусов и поручней при входе в здание с учетом требований санитарных норм и правил, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства РФ в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой было установлено, что на ступенях, при входе в вышеуказанное здание, в котором расположены ООО «Росгострах», для размещения страхового отдела в целях осуществления деятельности по страхованию; ИП ФИО7, для использования помещения в целях организации торговли и ИП ФИО6 в целях оказания парикмахерских услуг, на ступенях в здание отсутствуют какие-либо приспособления, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В связи с чем, и.о. прокурора <адрес>, ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просит обязать ООО «РГСН» провести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в вышеуказанное здание, с учетом требований санитарных норм и правил.
В представленном суду отзыве на исковое заявление представитель ответчика - ООО «РГСН» ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку они основаны на прекративших действие СНиПах 35-01-2001, кроме этого считает, что требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в том числе СП 59.13330.2012, к зданию, принадлежащему ООО «РГСН» применяться не могут, вплоть до капитального ремонта или реконструкции здания. Однако, полагает, что беспрепятственный доступ инвалидов в здание может быть обеспечен посредством иных мер, не носящих характер работ по капитальному ремонту или реконструкции. В связи с чем, ООО «Росгосстрах», в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», совместно с <адрес> отделением <адрес> организации «Всероссийское общество инвалидов» приняты меры по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту, оказывающему услуги по страхованию.
Других доводов к отказу прокурору в заявленных исковых требованиях, представителем ответчика не приведено.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Григорян Ф.А. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям, пояснив, что доводы о несогласии с заявленными требованиями прокурора относительно настоящего иска, изложенные в отзыве представителя ООО «РГСН», считает незаконными и необоснованными.
Представитель ответчика - ООО «РГСН» в судебное заседании заседание не явился. О времени и месте разбирательства дела ответчик уведомлен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.
Представитель третьего лица - ООО «Росгосстрах» в судебное заседание не явился. О времени и месте разбирательства дела третье лицо уведомлено заранее и надлежащим образом. Об отложении слушания дела не заявляли.
Третьи лица: ИП ФИО7 и ИП ФИО6 в судебное заседание не явились. Представили суду письменные заявления, согласно которым просят дело рассмотреть без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Суд на основании ч. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд считает, что исковое заявление и.о. прокурора <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям).
Согласно положениям "ФИО8 52131-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования", утвержденного Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 309-ст, к общественным зданиям и сооружениям относятся здания и сооружения общественного назначения, в том числе здания и сооружения, занимаемые учреждениями органов власти и управления, включая: здания и помещения органов социальной защиты населения, судебно-правовых органов, коммунальных служб и т.д.
Согласно п. 5.1.1 и п. 5.1.2 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № в целях реализации положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО851261.
Пунктами 5.2.2, 5.2.3, 5.3.1 ФИО851261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», утвержденными Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что пандусы, предназначенные для передвижения инвалидов в креслах-колясках, должны быть оснащены с обеих сторон одиночными или парными поручнями. Концы поручней пандусов должны быть либо скруглены, либо прочно прикреплены к полу, стене или стойкам, а при парном их расположении - соединены между собой.
Доступные для инвалидов лестницы на входе в здания и сооружения, а также внутри зданий и сооружений должны иметь по обеим сторонам и по всей длине ограждения с одиночными или парными поручнями.
Так, проверкой прокуратуры Пристенского района установлено, что по <адрес> расположено одноэтажное здание общей площадью 114 кв.м, принадлежащее на праве собственности ООО «РГСН». Помещения в указанном здании в настоящий момент используются следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Росгосстрах», для размещения страхового отдела в <адрес> в соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенным ООО «Росгосстрах» с ООО «РГСН» в целях осуществления деятельности по имущественному страхованию, страхованию ответственности и иным видам страхования; ИП ФИО7, для использования помещений в указанном здании в целях организации торговли на основании договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с ООО «Росгосстрах»; ИП ФИО6, для использования помещений в указанном здании в целях оказания услуг парикмахерских на основании договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с ООО «Росгосстрах». Данное здание состоит из наружной пристройки, расположенной при входе в само здание и являющейся его неотъемлемым конструктивным элементом. Пристройка состоит из площадки, подъем на которую осуществляется при помощи лестницы, состоящей из 2 ступеней.
Таким образом, в силу деятельности, осуществляемой указанными организациями, одноэтажное здание, расположенное по <адрес>, относится к зданиям общественного назначения и является объектом социальной инфраструктуры.
Вместе с тем, в нарушение приведенных положений законодательства РФ при входе в одноэтажное здание по <адрес> на ступенях какие-либо приспособления, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения, отсутствуют.
Таким образом, отсутствие специальных приспособлений, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов и иных МГН на ступенях при входе в помещение, принадлежащее ООО «РГСН», расположенное по <адрес> создает ограничения в доступе указанной категории населения в помещение данных учреждений.
В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Работы по оборудованию пандусами и поручнями площадки с лестницей при входе в здание по <адрес> согласно разделу VII Постановления Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» отнесены к работам по капитальному ремонту здания (сооружения).
Полномочия по проведению арендатором (субарендаторами) соответствующих работ отдельных конструктивных элементов здания, в том числе лестницы при входе, заключенными соглашениями арендодателем (субарендодателем) не передавались, в связи с чем, в силу положений ст. 210 ГК РФ обязанность по установке пандуса и иных приспособлений для доступа в помещения, расположенные в здании по адресу: <адрес>, инвалидов и иных МГН, в данном случае, должна быть возложена на ООО «РГСН», как на арендодателя вышеуказанного нежилого помещения, являющегося и его собственником.
Доводы ответчика о том, что беспрепятственный доступ инвалидов в здание может быть обеспечен путем иных мер, не носящих характер работ по капитальному ремонту (или реконструкции), в частности: предоставление услуг страхования «на дому», оборудования у входа в здание телефона или кнопки вызова, установки некапитального съемно-подъемного устройства, сооружения временного использования на лестнице здания, не освобождают ООО «РГСН» от обязанности содержать здание, находящееся в их собственности, в соответствие с санитарными нормами и правилами, действующими в Российской Федерации.
Ссылка ответчика на обращение в <адрес>ное отделение <адрес> организации «Всероссийское общество инвалидов» о согласовании иных способов обеспечения доступа инвалидов в здание ООО «РГСН» является несостоятельной, поскольку решением Пристенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данное юридическое лицо ликвидировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ года.
Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что здание построено в 1963 году и к нему не применяются требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, установленные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" иФедеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", судом отклоняются.
Действительно, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантирует обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Эти государственные гарантии направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их конституционных прав и свобод. При этом, установленная статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий и сооружений.
Одним из средств конкретизации этих законоположений является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 48) и Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Иные ходатайства ответчика, в том числе, об отложении слушания дела в связи с согласованием способов доступа к услугам в спорное здание путем установки кнопки вызова, установки некапитального съемно-подъемного устройства на лестнице, направлены на затягивание судебного разбирательства, что нарушает законные права и интересы заинтересованных лиц, в частности, инвалидов и иной категории маломобильной группы населения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что непринятие мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иной категории маломобильной группы населения к зданию, принадлежащему ООО «РГСН», расположенному по <адрес> нарушает требования действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации влечет за собой нарушение прав инвалидов и иной категории маломобильной группы населения на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявление прокурора Пристенского района Курской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «РГСН» (<данные изъяты>), в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: <адрес>, как объекта социальной инфраструктуры путем установки пандусов и поручней при входе в здание с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № 605.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Н.Н. Пеленицин