НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приозерского городского суда (Ленинградская область) от 18.09.2017 № А-1253/17

Дело а-1253/2017 18 сентября 2017 года

Решение

Именем Российской Федерации

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе

судьи: Горбунцовой И.Л.,

при секретаре Ильиной М.С.,

рассмотрел в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения ЛО «Приозерская межрайонная больница» к Государственной инспекции труда в Ленинградской области о признании незаконным предписания государственного инспектора труда в Ленинградской области,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения ЛО «Приозерская межрайонная больница» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Ленинградской области, в котором с учетом уточненных требований просит суд признать незаконным предписание -ОБ/131/1/3 и отменить.

В обоснование заявленных требований указало на то, что 06.07.2017г. в отношении ГБУЗ ЛО «Приозерская МБ» по итогам внеплановой проверки было вынесено предписание -ОБ/131/1/3 об устранении нарушения трудового законодательства, выданное Государственным инспектором труда ФИО2

В названном предписании ГБУЗ ЛО «Приозерская МБ» предписывается устранить нарушения трудового законодательства, а именно:

- заключить соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с врачем-терапевтом Сосновской УБ ФИО3, в письменной форме;

- включить в трудовой договор, заключенный с ФИО3. условия труда на рабочем месте.

Названное предписание считает незаконным и подлежащим отмене. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателем, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не разрешает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Продолжительность рабочего дня в связи с внесением изменений в должностную инструкцию врача-терапевта терапевтического отделения не изменилась, иного образования или квалификационных характеристик при выполнении данной рабочей функции не требуется, рабочая функция не изменилась и место при выполнении данной функции так же не изменяется, территориально работа в одном здании, на одном этаже в соседних помещениях. Работа, связанная с неотложной помощи по профилю «Терапия» на ставку врача-терапевта терапевтического отделения законодательно закреплена вышеназванными правовыми актами, поэтому дополнительное соглашение к трудовому договору не требуется, как и письменного уведомления, так как не изменились условия трудового договора, законности приказа от 20.04.2017г. закреплена нормативными актами Российской Федерации и также должностной инструкцией врача –терапевта ФИО3 Рабочее место врача-терапевта ФИО3 было аттестовано в 2013 году (аттестация рабочих мест проводиться один раз в пять лет), оценка условий труда ФИО3 согласно переходному периоду Закона должна быть произведена до 31.12.2018г. Поэтому в трудовом договоре, заключенным с ФИО3, в п.7 «Условия труда на рабочем месте» присутствует абзац 3: класс, подкласс условий труда будут определены после проведения специальной оценки условий труда. Поэтому требования ст.57 Трудового Кодекса Российской Федерации в части указания условий труда в трудовом договоре, заключенным с ФИО3, работодателем не нарушены.

В силу положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд не признал их явку обязательной. Оснований для принятия мер, установленных ст. 121 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не установлено.

С учетом неявки сторон в судебное заседание суд, руководствуясь положениями ст.ст.291,292 Кодекса Административного судопроизводства РФ рассмотрел административное дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании Распоряжения на проверку от 19.06.2017г. -ОБ/131/1 заместителя руководителя Государственной инспекции труда ФИО4, была проведена проверка в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Приозерская межрайонная больница».

В ходе проверки установлено: между ФИО3 и ГБУЗ ЛО «Приозерская МБ» был заключен трудовой договор № Б/н от 01.01.2016г., согласно которого ФИО3 была принята на должность и обязуется выполнять работу согласно должностной инструкции врач – терапевта (терапевтическое отделение) Сосновской участковой больницы.

Согласно приказу ГБУЗ ЛО «Приозерская МБ» от 20.04.2017г. « О внесении дополнений в должностную инструкцию», с 24.06.2017г. дополнена глава 2 «Обязанности» должностной инструкции врача-терапевта терапевтического отделения Сосновской участковой больницы. С приказом ГБУЗ ЛО «Приозерская МБ» от 20.04.2017г. « О внесении дополнений в должностную инструкцию» ФИО3 ознакомлена под роспись 25.04.2017г. Должностной инструкцией врача-терапевта терапевтического отделения Сосновской участковой больницы ФИО3 ознакомлена под роспись 25.04.2017г. Так как в трудовом договоре от 01.01.2016г., заключенном с ФИО3 имеется ссылка на должностную инструкцию врача-терапевта терапевтического отделения Сосновской участковой больницы, в данном случае имеет место быть изменение определенных сторонами условий трудового договора.

Согласно требований ст. 72 Трудового Кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В ходе проверки также выявлены нарушения законодательства о труде:

- в нарушение требований ст.72 Трудового Кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора было осуществлено без заключения соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора в письменной форме (ч.1 ст.5.27 КоАП Российской Федерации);

- в нарушение требований ст. 57 Трудового Кодекса Российской Федерации в трудовой договор, заключенный с ФИО3не включены условия труда на рабочем месте (ч.4 ст.5.27 КоАП Российской Федерации).

Абз. 6 ч.1 ст.357 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно ст.357 Трудового Кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст.358 Трудового Кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

Из вышеуказанных норм права следует, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении Илии изменении условий труда) рассматриваются в рамках ст. ст. 381-397 Трудового Кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

По результату проверки от 19.06.2017г. составлен Акт и вынесено предписание -ОБ/131/3, которым на истца возложена обязанность по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в нарушение требований ст.72 Трудового Кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора.

В соответствии с ч.1 ст.353 Трудового кодекса РФ, Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.356 Трудового кодекса РФ в соответствии с возложенными на федеральную инспекцию труда задачами ее территориальные органы – государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных за исполнение предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Пунктом 6 ст.357 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке.

При проверках государственный инспектор труда вправе выдать обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора ( в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках ст. ст. 381-397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судом и, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

При проведении проверки государственный инспектор труда пришел к выводу, об обязании ГБУЗ ЛО « Приозерская МБ» заключить соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с врачом-терапевтом Сосновской УБ ФИО3, в письменной форме и включить в трудовой договор, заключенный с ФИО3, условия труда на рабочем месте.

Между тем, данный вопрос не относится к компетенции государственного инспектора труда. Согласно должностной инструкции врача-терапевта терапевтического отделения Сосновской УБ:

-врач-терапевт терапевтического отделения должен выполнять приказы и распоряжения руководства, данная должностная инструкция может быть дополнена, изменена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 74 Трудового Кодекса Российской Федерации: в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технических условий труда ( изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.41 конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ст.4 Федерального закона от 21.11.2001г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к основным принципам охраны здоровья относятся, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Согласно Государственной программе гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016г. № 1403, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2017г. и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2016г. № 526: Первичная медико-санитарная помощь в неотложной форме осуществляется в Ленинградской области отделениями (кабинетами) неотложной помощи медицинских организации или их подразделениями, приемными отделениями стационаров медицинских организаций, станций скорой медицинской помощи либо медицинскими работниками других подразделений (организаций).

Медицинскую помощь в отделении (кабинете) неотложкой медицинской помощи могут оказывать медицинские работники отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи либо медицинские работники других подразделений медицинской организации.

По смыслу толкования данных законодательных актов при организации медицинской помощи и при принятии организационных решений приоритетом является необходимость оказания медицинской помощи и особенно в неотложной форме и для этого медицинская организация в праве и должна задействовать все силы и ресурсы.

Продолжительность рабочего дня в связи с внесением изменений в должностную инструкцию врача- терапевтического отделения не изменилась, иного образования или квалификационных характеристик при выполнении данной рабочей функции не требуется, рабочая функция не изменилась и место при выполнении данной функции так же не изменяется.

Работа, связанная с оказанием неотложной помощи по профилю «Терапия» на ставку врача-терапевта терапевтического отделения законодательно закреплена вышеназванными правовыми актами, поэтому дополнительное соглашение к трудовому договору не требуется, как и письменного уведомления, так как не изменились условия трудового договора, законность приказа от 20.04.2017г. закреплена нормативными актами Российской Федерации и также должностной инструкцией врача-терапевта ФИО3

Статья 752 Трудового Кодекса Российской Федерации не прописывает обязательность заключения соглашения по данному вопросу.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426 (ред.от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда»: Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса ( долее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов ( гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной зашиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013г. № 426 «О специальной оценке условий труда» предусмотрены переходные положения о сроках.

Оценка условий труда должна быть проведена:

- не ранее аттестовывавшихся рабочих местах – не позднее пяти лет с даты последней аттестации ( ч.4ст.27, п.3 ч.6 ст.10 Закона № 426).

По смыслу указанной нормы закона Работодатель вправе проводить спецоценку рабочих мест постепенно вплоть до конца 2018 года ( ч.6 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426).

Рабочее место врача-терапевта ФИО3 было аттестовано в 2013 году (аттестация рабочих мест проводиться один раз в пять лет), оценка условий труда ФИО3 согласно переходному периоду Закона должна быть произведена до 31.12.2018г. Поэтому в трудовом договоре, заключенным с ФИО3, в п.7 «Условия труда на рабочем месте» присутствует абзац 3: класс, подкласс условий труда будут определены после проведения специальной оценки условий труда. Поэтому требования ст.57 Трудового Кодекса Российской Федерации в части указания условий труда в трудовом договоре, заключенным с ФИО3, работодателем не нарушены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что правоотношения, возникшее между работником и работодателем, являются индивидуальным трудовым спором, подлежащему рассмотрению либо комиссией по трудовым спорам, либо в суде, следовательно, оспариваемое предписание вынесенное государственным инспектором труда, не относится к его компетенции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-183 Кодекса административного судопроизводства,

решил:

административное заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения ЛО «Приозерская межрайонная больница» к Государственной инспекции труда в Ленинградской области о признании незаконным предписания государственного инспектора труда в Ленинградской области - удовлетворить.

Признать незаконным предписание государственного инспектора труда в Ленинградской области -ОБ/131/1/3.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.Л. Горбунцова