НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Прионежского районного суда (Республика Карелия) от 13.01.2019 № 2А-556/19

Дело № 2а-556/2019

10RS0013-01-2019-000712-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2019 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи: Т.В.Барановой,

при секретаре: М.В. Михалевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Сампо» к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Сампо» (далее также административный истец, СНТ «Сампо») обратилось в Прионежский районный суд Республики Карелия с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также административный ответчик, Администрация). В обосновании заявленных требований административный истец указал на то, что к СНТ «Сампо», а также к соседним товариществам - СНТ «Эфир», СНТ «Здоровье», СНТ «Скороход», расположенным в Прионежском районе, ведет автомобильная дорога от ст. Орзега, которую административный ответчик не включает в реестр муниципального имущества, вследствие чего не осуществляет обслуживание указанной дороги, что свидетельствует о бездействии Администрации в осуществлении публичных полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных положениями Федерального законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ссылаясь на положения указанных нормативных правовых актов, а также на обстоятельства, подробно изложенные в исковом заявлении, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района по не оформлению в муниципальную собственность, не включению автомобильной дороги в реестр имущества Прионежского района, возложить на Администрацию обязанность выполнить работы по оформлению в муниципальную собственность автодороги, обеспечивающей проезд от ст. Орзега к СНТ «Сампо», СНТ «Эфир», СНТ «Здоровье», СНТ «Скороход».

Определением Прионежского районного суда от 29.07.2019 при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», администрация Деревянского сельского поселения, КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия.

Определением Прионежского районного суда от 26.08.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Приоритет».

В судебном заседание представители административного истца Петровская З.В. (председатель СНТ «Сампо»), Коржук А.А., действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, поддержали заявленные требования в полном объеме, указали на то, что спорная дорога не обслуживается надлежащим образом административным ответчиком, члены СНТ «Сампо» вынуждены за счет собственных денежных средства ее содержать.

Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образование, возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что спорная дорога является лесной, поддержал доводы возражений, изложенных в отзыве на иск.

Представитель заинтересованного лица ООО «Приоритет», действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, указала на то, что спорная дорога находится в аренде у ООО «Приоритет», не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель заинтересованного лица ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» в судебном заседание не явился, уведомлены о слушании дела, ранее представили отзыв, в котором полагали, что исковые требования не подлежат удовлетворению, указали на то, что спорная дорога является лесным участком, находящимся в аренде у лесозаготовительной организации ООО «Приоритет» на основании договора аренды.

Представитель заинтересованного лица КУ "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" в судебное заседание не явились, представили сведения о том, что спорная дорога не является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия.

Представитель заинтересованного лица Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи в РК в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, представили отзыв на административный иск, в котором указали на отсутствие возражений против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Администрация Деревянского сельского поселения в судебное заседание не явился, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее также КАС РФ) организации могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что решением исполнительного комитета Прионежского районного Совета народных депутатов от 20.08.1991 №561 из состава земель Гослесфонда в кв.50,58 Орзегского лесничества Петрозаводска мехлесхоза лесов I группы изъят земельный участок площадью 32,47 га и предоставлен во владении СНТ «Сампо» для садоводства, строительства дорог и пожарных подъездов, а также утвержден проект организации территории СНТ «Сампо» и зарегистрирован его устав.

Из пояснений административного истца следует, что подъезд к земельным участкам, расположенным на территории СНТ «Сампо», осуществляется по дороге, ведущей от станции Орзега Прионежского района к СНТ «Сампо», которая также ведет к СНТ «Эфир», СНТ «Здоровье», СНТ «Скороход».

С настоящими требованиями СНТ «Сампо» обратилось в суд, поскольку полагает, что бездействием администрации Прионежского муниципального, выразившимся в непринятии мер по признанию дороги, ведущей от станции Орзега Прионежского района к СНТ «Сампо», по постановке на учет указанной дороги в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и, как следствие, в непринятии мер по обустройстве дороги, ее ремонту, содержанию, нарушается права членов товарищества на безопасность дорожного движения, которые также вынуждены своими силами и за свой счет содержать спорную дорогу.

В рассматриваемом административном деле спорной дорогой является дорога, ведущая от ст. Орзеги Прионежского района к СНТ «Сампо».

Согласно письменным пояснениям КУ РК «Управление автомобильных дорог РК», Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, утвержденному Распоряжением Правительства РК от 01.11.2010 № 471р-П, а также из иных материалов административного дела следует, что дорога, ведущая от ст. Орзеги Прионежского района к СНТ «Сампо», не является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, не включена в реестр муниципального имущества Прионежского муниципального района.

Спорная дорога также не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Вместе с тем, из представленной Министерством природных ресурсов и экологии РК выписки из государственного лесного реестра, следует, что на территории квартала 58 выдела 12, квартала 59 выдела 13, квартала 60 выдела 26 Прионежского лесничества Пригородного участкового лесничества (Орзегское лесничество по материалам лесоустройства) проходит дорога. При этом спорная дорога расположена на лесном участке Прионежского муниципального района, Прионежского лесничества Пригородного участкового лесничества (Орзегское лесничество по материалам лесоустройства) кв.58,59,60, находящемся в собственности Российской Федерации. Поскольку спорная дорога имеет собственника, то в силу закона она не обладает признаками бесхозяйной вещи.

При этом согласно договору аренды лесного участка от 07.12.2007 лесной участок, по которому проходит дорога в СНТ «Сампо», передан в аренду ООО «Приоритет» для заготовки древесины.

В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса РК лесные дороги относятся к лесной инфраструктуре и после того, как отпадает надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.

Согласно пунктам 4.1, 4.5 "СП 288.1325800.2016 Свода правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства"(утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 952/пр) лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги. Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов). Лесовозные лесные дороги строят в эксплуатирующихся лесах. Лесохозяйственные лесные дороги предназначены для доставки людей, лесохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам, а также для патрулирования лесных массивов. Лесохозяйственные лесные дороги строят в защитных и резервных лесах и не используют для вывозки древесины.

Таким образом, лесные дороги изначально не являются дорогами общего пользования. Более того следует учесть, что наличие единственного подъездного пути в виде спорной дороги к земельному участку, арендованному административным истцом, не является безусловным основанием для отнесения спорной дороги к категории автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 указанной статьи Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы ( дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Поскольку судом установлено, что спорная дорога, проходящая от ст. Орзега до СНТ «Сампо» расположена на лесном участке, собственником которого является Российская Федерация, то, следовательно, указанная дорога не обладает признаками бесхозяйной вещи. Оценивая указанное юридически значимое обстоятельство, установленное по данному делу, суд не усматривает оснований для возложения на администрацию Прионежского муниципального района обязанности по совершению мероприятий по оформлению спорной дороги в муниципальную собственность.

В связи с указанным, а также с тем, что законодатель не относит к вопросам местного значения муниципального района вопросы, связанные осуществлением контроля за сохранностью лесных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения на них, то оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Сампо» к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.В.Баранова

Мотивированное решение составлено 16.09.2019.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...