НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область) от 19.05.2022 № 2-2019/2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Н. Новгород

Приокский районный суд г. Нижний Новгород в составе: председательствующего судьи Лебедевой А.Б.,

при секретаре Федосеевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щепиной И.Б. к ОПФР по , УСЗН , Министерство социальной политики о включении в стаж периодов работы, проведении расчета трудового стажа и перерасчета пенсии, присвоения звания "Ветеран труда Нижегородской области", осуществления мер социальной поддержки ветеранов труда, выплате денежных средств и компенсаций, компенсации морального вреда, взыскании судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

Щепина И.Б. обратилась в суд с иском к ОПФР по , УСЗН , Министерство социальной политики с вышеуказанными требованиями.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление ПФР в за начислением пенсии по старости. Пенсию начислили, но при её расчёте, а также в делом, несмотря на наличие записей в трудовой книжке, внесённых работодателями, и трудовых договоров, в общем трудовом/страховом стаже не были учтены следующие периоды работы:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО которое, по информации ПФР, в ДД.ММ.ГГГГ якобы, не вело финансово-хозяйственную деятельность, но у нее есть в наличии документы, подтверждающие обратное, хотя до ДД.ММ.ГГГГ периоды работы должны быть учтены только на основании документов о трудовой деятельности;

2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

ввиду того, что эти работодатели не производили страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и не отражены на индивидуальном лицевом счёте (ИЛС).

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно, из-за недобросовестных действий (бездействия) работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Управление ПФР в также не учел при начислении пенсии и подсчёте стажа для передачи информации по нему в УСЗН периоды учёбы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение по направлению территориального органа Минтруда России по вопросам занятости населения на курсе переквалификации в высшем учебном заведении ).

В соответствии с подпунктом «и» пункта 109 Постановления Совета Министров СССР №590 от 03.08.1972г., согласно статьи 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой.

Действующее правовое регулирование предусматривало включение учебы в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.

До дня отмены соответствующего закона, ДД.ММ.ГГГГ она полностью выработала необходимый общий трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет сажаться властями и будет реализовано.

Также, в соответствии с п.п.2 п.1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п.п.2 п.1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) зной деятельности, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. А она перед увольнением из ООО и после увольнения была временно нетрудоспособна и находилась на больничном 41 день. 5/листы были переданы ею работодателям ООО и ООО (работала по совместительству). В справках о НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указаны суммы выплаченных пособий работодателем, аналогичные сведения должны быть и в ПФР, т.е. 40 дней после дня увольнения. ДД.ММ.ГГГГ ей не зачли в страховой стаж.

При подсчёте стажа Управление ПФР в не учитывали и периоды между увольнением и последующим трудоустройством, тем самым нарушая непрерывность трудового стажа - понятие, которое и сейчас присутствует в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ, в частности в ст.17 гл.2, а до 01.01.2007г., существовало однозначно и поэтому непрерывность стажа должна учитываться. Расчет непрерывного трудового стажа в период его законодательной значимости осуществлялся по правилам, утвержденным постановлением Совмина ССCP от 13.04.1973 № 252. В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 данного постановления все мои перерывы между увольнением и трудоустройством не превышали установленных норм. И при учтенных ПФР при начислении пенсии периодах до 01.01.2007г. составят, примерно, 4,5 месяца.

Сотрудник Управления социальной защиты населения при подаче ею заявления на присвоение звания «Ветеран труда Нижегородской области» проинформировал ее, что никакие документы предоставлять не надо, т.к. информация о продолжительности моего трудового/страхового стажа будет запрашиваться в УПФР в и только на основании полученных данных засчитается стаж, что подтвердила ей в дальнейшем заместитель директора Т.Е.Б.. Причём копию заявления мне не дали, расписку о принятии заявления не дали. Ответ получила только на личном приёме у Т.Е.Б. спустя два месяца. Т.Е.Б. сообщила, прочитав письменный ответ их учреждения, что да, стаж они учитывают только тот, что учтён ПФР при назначении пенсии. Она одиноко проживающий пенсионер. Пенсия является для нее единственным источником средств к существованию. И чем она меньше, тем меньше возможность приобрести в необходимом количестве и качестве продукты питания, лекарства, средства гигиены, одежду и т.п., что отрицательно сказывается на Ей очень обидно, что работая с 19 лет, она не получила звания «Ветеран труда Нижегородской области» и полагающиеся при этом доплаты и компенсации, которые улучшили бы ее материальное положение, и получила бы моральное удовлетворение от присвоения этого звания.

Она очень сильно переживает по поводу того, что ей не включили в трудовой/страховой стаж перечисленные в заявлении периоды, возмущена этим, испытываю горечь и обиду за себя, чувство незащищённости и страх перед будущим, т.к. видит, что закрепленные в Конституции РФ права гражданина, т.е. ее права, на обеспечение жизненного уровня, необходимого для поддержания здоровья и благосостояния в случае наступления старости и т.п. нарушаются. Просит: учесть в стаж для целей пенсионного обеспечения и применения мер социальной поддержки периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

периоды учёбы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. обучение по направлению территориального органа груда России по вопросам занятости населения на курсе переквалификации в высшем учебном заведении ().

периоды временной нетрудоспособности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Провести расчёт трудового стажа не нарушая его непрерывность.

После учёта вышеуказанных периодов и перерасчёта стажа:

- провести перерасчёт пенсии с момента её начисления, в частности, при расчёте стажевого коэффициента и суммы валоризации учесть периоды учёбы.

- присвоить ей звание «Ветеран труда Нижегородской области» с момента получения права на это звание, т.е., вероятно, с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ мне исполнилось лет) и, начиная с этой даты, осуществить меры социальной поддержки ветеранов труда, выплатив все нежные выплаты и компенсации, полагающиеся ветеранам труда Нижегородской области.

Взыскать с ответчиков в мою пользу рублей в качестве компенсации морального вреда, причинённого ей как своими действиями, так и бездействием. Взыскать с ответчиков все судебные издержки.

В последующем истец уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которым, Расчет непрерывного трудового стажа в период его законодательной значимости осуществлялся по правилам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 152. В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 данного постановления все ее перерывы между увольнением и трудоустройством не превышали установленных норм. И при учтенных ПФР при начислении пенсии периодах до 01.01.2007г. составят, примерно, 4,5 месяца.

Непрерывный стаж работы учитывался при начислении пенсии в соответствии Постановлением Совета Министров СССР №590 от 03.08.1972г "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", о чем говорится в пп. а п.20 гл.II и 116 гл.VIII «При назначении пенсий по старости начисляются следующие надбавки: за непрерывный стаж работы (п.116) свыше 15 лет - 10 процентов пенсии, а если у женщин, имеющих детей, - не менее 20 лет приходится на работу на одном предприятии, в учреждении, организации и одновременно имеющих право на надбавку к пенсии за общий стаж работы, начисляется надбавка за этот стаж в размере 20 процентов пенсии. При указанных условиях надбавка в пределах до 10 процентов пенсии начисляется сверх установленного максимального размера пенсии; 20-процентная надбавка к пенсии по старости за непрерывный стаж работы, предусмотренная пунктом 20, начисляется рабочим и служащим, имеющим необходимый непрерывный и общий стаж работы, независимо от того, работали они на 1 января 1983 г. или позднее (Постановление Совмина СССР от 13.07.1988 N 854).

Надбавки за непрерывный стаж начисляются независимо от того, когда рабочий или служащий имел этот непрерывный стаж: перед обращением за пенсией или когда-либо ранее. Если рабочий или служащий обратился за пенсией после прекращения работы, то надбавка начисляется за непрерывный стаж, имевшийся ко дню прекращения работы или когда-либо ранее.

Вопросы сохранения непрерывного стажа при переходе с одной работы на другую разрешаются по тем же правилам, как и при назначении пособий по государственному социальному страхованию.

То есть непрерывность стажа при начислении пенсии в советские времена учитывалась, значит должна быть учтена и сейчас.

Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. №2-П в отношении граждан приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц. Права граждан заработавших пенсию в советское время, не могут ухудшаться независимо от изменений в законодательстве.

Также на момент начисления пенсии УПФР не включил в ее трудовой/страховой стаж и, соответственно, не передал по нему сведения в УСЗН, за период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несмотря на то, что справку из ГКУ Новгорода она предоставила, а это период более 8 месяцев, мотивируя не включение тем, что указанные данные отсутствуют на ее ИЛС.

В соответствии п.26 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г № 1015 «Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии» в случае, если в сведениях индивидуального учёта содержатся неполные сведения, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах, сведения об этих периодах подтверждаются документами, указанными в п.27-36 Правил. В частности, п.28 - период получения пособия по временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя, либо территориального органа ФСС; п.30 - период получения пособия по безработице подтверждается справкой ГУ

Как она отмечала в своём исковом заявлении, Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

УПФР нарушил ее права и закон, не включив в мой трудовой/страховой стаж указанные в исковом заявлении и в данном заявлении периоды, чем занизил размер пенсии и, предоставив неполные данные по стажу в УСЗН, не дал мне возможность получить звание «Ветеран труда Нижегородской области».

Сотрудники УПФР халатно относятся к своим обязанностям:

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ она начала регулярно брать выписки со своего ИЛС и неоднократно обращалась лично в УПФР с претензиями, что нет записей по стажу или они неверные, предоставляла подтверждающие документы (что она обращалась подтверждает дата запросов ПФР по некоторым организациям). Далее, например, в выписке из ИЛС от ДД.ММ.ГГГГ неверно указана продолжительность периода получения пособия по безработице (включается в стаж) в ДД.ММ.ГГГГ несмотря на то, что подтверждающие документы в ПФР есть. Пришла, попросила исправить, но, взяв выписку ДД.ММ.ГГГГ увидела опять ту же ошибку. Эта ошибка, к сожалению, не единственная, а одна из последних. Почему гражданин должен выполнять работу сотрудников ПФР, бегать, беспокоиться, мотать себе нервы. Если бы она не занималась этим вопросом, уверена, ошибок было бы очень много. Согласно Постановления Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011г. №698 лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда Нижегородской области», подают в УСЗН по месту жительства заявление и документы, УСЗН производит подсчёт стажа, комиссия УСЗН по месту жительства гражданина рассматривает документы и принимает решение о подготовке ходатайства о присвоении звания «Ветеран труда Нижегородской области». Ходатайство представляется в Министерство социальной политики , которое присваивает звание «Ветеран труда Нижегородской области», оформляя это приказом, который направляется в УСЗН по месту жительства гражданина.

УСЗН Н. Новгорода имело право самостоятельно произвести расчёт ее стажа, подготовить ходатайство о присвоении звания «Ветеран труда Нижегородской области» и передать его в Министерство социальной политики для рассмотрения и издания приказа о присвоении мне вышеуказанного звания. Но УСЗН этого не сделало, чем нарушило ее право на присвоение ей звания «Ветеран труда Нижегородской области».

Министерство социальной политики в соответствии с Положением о министерстве п. 3.2.19. Организует и контролирует работу подведомственных учреждений по подготовке документов к присвоению звания "Ветеран труда Нижегородской области", осуществляет методическое обеспечение и координирует деятельность комиссий подведомственных учреждений по присвоению звания "Ветеран труда Нижегородской области", п.3.2.20. Издает приказы о присвоении звания "Ветеран труда Нижегородской области". Министерство для осуществления возложенных на него задач имеет право п.4.8. В порядке, установленном законодательством, принимать меры, направленные на обеспечение соблюдения федерального законодательства, законов и иных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.

Но т.к. возникают ситуации подобные ее, можно сделать вывод, что Министерство плохо организует и слабо контролирует работу подведомственных учреждений по подготовке документов на присвоение звания «Ветеран труда Нижегородской области», что приводит к нарушению прав граждан и несоблюдению законодательства.

Недобросовестное отношение УПФР и УСЗН к правам граждан наносит гражданам не только имущественный, но и огромный моральный вред. Сколько сил, здоровья, времени, нервов надо потратить, чтобы добиться восстановления своих прав.

ПФР аккумулирует на своих счетах огромные денежные средства и оказывает населению РФ услуги по начислению и выплате пенсий, УСЗН по начислению и выплате соцпомощи.

Денежные средства, которые она не получила вовремя, «съела» инфляция, они были использованы ПФР и Министерством социальной политики на другие цели. Статья 395 ГК РФ предусматривает взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст.13, 14, 15, 43 Закона о защите трав потребителей, ст. 1095 ГК РФ, а также со ст.53 Конституции РФ «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц», статьями 151, 1069, 1099 ГК РФ, вдвигаю требования о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои физические и нравственные страдания она так же описывает в своём исковом заявлении.

Верховный суд отметил, что взыскание морального вреда по гражданскому делу возможно в судебной практике, даже, когда в гражданском праве напрямую не присутствует специальной нормы об этом (Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.1994г №10). Просит : I. Обязать УПФР в , УСЗН и Министерство социальной политики учесть в стаж для целей пенсионного обеспечения и применения мер социальной поддержки периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

периоды учёбы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Горьковском автотранспортном техникуме;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение по направлению территориального органа Минтруда России но вопросам занятости населения на курсе переквалификации в высшем учебном заведении ().

- периоды временной нетрудоспособности: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

- период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

II. Обязать УПФР в , УСЗН и Министерство социальной политики провести расчёт трудового стажа не нарушая его непрерывность.

III. После учёта вышеуказанных периодов и перерасчёта стажа

Обязать УПФР в провести перерасчёт пенсии с момента её начисления, при расчёте стажевого коэффициента и суммы валоризации учесть периоды учёбы.

Обязать УСЗН подготовить ходатайство о присвоении ей звания «Ветеран труда Нижегородской области» и представить его в Министерство социальной политики .

Обязать Министерство социальной политики присвоить ей звание «Ветеран труда Нижегородской области» с момента получения права на это звание в соответствии с п.2 постановления Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011 г. № 698. т.е. с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ мне исполнилось лет) и, начиная с этой даты, осуществить меры социальной поддержки ветеранов труда, выплатив все денежные выплаты и компенсации, полагающиеся ветеранам груда .

VI. Взыскать с ответчиков в ее пользу в качестве компенсации морального вреда, причинённого ей как своими действиями, так и бездействием:

С УПФР в рублей;

С УСЗИ рублей;

С Министерства социальной политики рублей.

V. Взыскать с ответчиков все судебные издержки, включая госпошлину.

В связи с реорганизацией в форме присоединения протокольным определением ответчик УПФР в заменен на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по .

В судебном заседании истец Щепина И.Б., иск с учетом изменений поддержала. Представила дополнительно письменные выступления по заявленным требованиям.

Представитель ответчика УСЗН г. Н. Новгорода, Б.Н.Н., по доверенности, исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменных возражениях, оглашенных и приобщенных в судебном заседании, с учетом ранее предоставленной письменной позицией по делу. Представитель ответчика пояснил, что нарушений прав истца со стороны УСЗН г. Н. Новгорода не было. Истица обращалась в УСЗН г. Н. Новгорода с заявлением о подсчете страхового стажа для последующего сбора документов и подачи заявления на присвоение звания «Ветеран труда Нижегородской области». Для подсчета страхового стажа был направлен запрос в Пенсионный фонд. На основании данных предоставленных Пенсионным Фондом заявителю был направлен письменный ответ о страховом стаже. В дальнейшем истец в управление не обращалась.

Ответчик Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Ранее представитель ответчика Т.А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании, иск не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Ответчик Министерство социальной политики в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, представителя ответчика УСЗН г. Н. Новгорода, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из принципов пенсионного обеспечения, досрочная трудовая пенсия по старости предоставляется в связи с осуществлением определенных видов общественно-полезной деятельности и потерей профессиональной трудоспособности до достижения пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека в соответствующих профессиях и должностях.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

В соответствии со ст.ст. 19,55 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральный законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного ч. 1 ст. 39 Конституции РФ.

С 01.01.2002 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было введено понятие страхового стажа, а также наряду с понятием "страховой стаж" для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, применяется и понятие "общий трудовой стаж".

На основании ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу ст. 36 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г., со дня вступления в силу данного закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не подлежит применению за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с цитируемым Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Согласно ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ч. 1 ст. 11 закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы. Статьей 12 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, предусмотренными статьей 11 Закона. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" регулирует правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами (пункт 2 статьи 10, статья 22), предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).

На основании п. 2 ч. 1, ч. 2.1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" к ветеранам труда, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Правительством Нижегородской области.

Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 г. N 203, создана комиссия по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области. При этом истцом, ответчиком и третьим лицом в суде по вопросам, связанным с исполнением решений комиссии, является министерство социальной политики Нижегородской области (п. 8 Положения).

На основании п. 1 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории Нижегородской области.

Согласно пп. "б" п. 2 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается, в том числе лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Пунктами 3, 7 Положения предусмотрено, что лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают документы через государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" по месту жительства заявителя, а государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" направляет в комиссию по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области списки граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" с заверенными копиями документов, подтверждающих основания для присвоения звания "Ветеран труда".

Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что Комиссия в срок не позднее 10 рабочих дней рассматривает документы граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и принимает решение о подготовке проекта распоряжения Губернатора Нижегородской области о присвоении звания "Ветеран труда" по каждому рассмотренному заявлению либо, в случае несоответствия представленных документов на присвоение звания "Ветеран труда" действующему законодательству, в том числе несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 4-6 настоящего Положения, об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".

По поручению комиссии Министерство социальной политики Нижегородской области готовит письменное уведомление гражданину об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", которое в срок не позднее 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения направляется заявителю, а копия - государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения".

Установлено, согласно материалам пенсионного дела и данным индивидуального лицевого счета (ИЛС), что страховая пенсия по старости Щепиной И.Б. установлена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Основами пенсионного законодательства при установлении пенсий в Российской Федерации являются Федеральный закон №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее Закон №400-ФЗ), Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон №173-ФЗ), Федеральный закон от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон №167-ФЗ), Федеральный закон №27-ФЗ от 01.04.1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ).

Закон о трудовых пенсиях, вступивший в силу с 1 января 2002 г., устанавливал основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со ст. 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 вышеуказанного Закона, в страховой стаж согласно статье 11 Закона вчитываются иные периоды, перечисленные в соответствующих подпунктах пункта 1 указанной статьи. В числе таких периодов обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышение квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях отсутствует. Следовательно, периоды учебы в составе страхового стажа не учитываются.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал осуществляется в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, которой предусмотрена возможность преобразования пенсионных прав по наиболее выгодному для лица варианту (по его выбору либо в порядке, установленном пунктом 3, либо пунктом 4 данной статьи).

В целях оценки пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую периоды обучения не включаются.

В случае выбора застрахованным лицом варианта оценки по пункту 4 указанной статьи под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. В аналогичном порядке исчисление пенсии производилось по нормам ранее действовавшего законодательства без применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Руководствуясь вышеуказанными требованиями Закона о трудовых пенсиях, при установлении трудовой пенсии учитываются два вида стажа: страховой стаж - при определении права на трудовую пенсию и общий трудовой стаж - при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года.

Истец является получателем трудовой пенсии по старости, расчет которой произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ без учета периодов обучения, т.е. наиболее выгодным для истца является вариант расчета трудовой пенсии по старости в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закон N 173-ФЗ, так как расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ составляет значительно меньшую сумму, чем рассчитанный по п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ. Расчетный размер трудовой пенсии по старости истцу определен по наиболее выгодному варианту. Возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 ст. 30 Закона, действующее законодательство не предусматривает.

Размер пенсии Щепиной И.Б., произведенный в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ с включением в общий стаж периодов ухода за ребенком (без включения в стаж периодов учебы) и составил на ДД.ММ.ГГГГ год руб. коп., в том числе фиксированная выплата - руб., страховая пенсия - руб., что следует из информации, предоставленной пенсионным органом. Сумма валоризации составляет процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисляемого в соответствии по ст. 30 Закона на дату установления пенсии, и сверх того, процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до ИПК истца составляет по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ.

Продолжительность страхового стажа Щепиной И.Б, исчисленного в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», составляет года месяца дней (в стаж включены периоды, предусмотренные ст.11 и 12 Закона №400-ФЗ, т.е. периоды работы и периоды получения пособия по безработице).

Учитывая, что расчет размера пенсии истцу произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ, в данном случае периоды учебы не включаются в стаж, следовательно периоды учебы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение в ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение по направлению территориального органа Минтруда России но вопросам занятости населения на курсе переквалификации в высшем учебном заведении () не могут быть учтены при установлении страховой пенсии по старости. А поэтому суд оказывает в удовлетворении исковых требований в данной части.

В соответствии со статьей 14 Закона №400-ФЗ периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 Закона №400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом №27-ФЗ подтверждаются на основании сведений персонифицированного учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец застрахована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит включить в трудовой стаж периоды работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО не подлежит включению в страховой стаж, так как организация снята с регистрационного учета, в сведениях индивидуального персонифицированного учета отсутствуют сведения за указанный период. В указанный период организация не вела финансово-хозяйственную деятельность.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО не подлежит включению в страховой стаж так как в сведениях индивидуального персонифицированного учета отсутствуют сведения за указанный период, организация за указанные периоды не уплачивала страховые взносы. В настоящее время организация ликвидирована.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в ООО не подлежит включению в страховой стаж так как в сведениях индивидуального персонифицированного учета отсутствуют сведения за указанный период, организация за указанные периоды не уплачивала страховые взносы. В настоящее время организация ликвидирована.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, периоды работы подтверждаются документами. При отсутствии документов подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. В случае ликвидации организации вся документация передается на хранение в архивные организации.

Периоды получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражены в выписке ИЛС Щепиной И.Б. и учтены территориальном органом ПФР при определении ее страхового стажа. Учет в страховой стаж периодов получения пособия по безработице за периоды после ДД.ММ.ГГГГ не влечет изменения размера страховой пенсии по старости.

Периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ имеют отражение на размер страховой пенсии только в качестве суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем.

Между тем, периоды временной нетрудоспособности истца: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в страховой стаж, поскольку они подтверждены документально истцом, представлены листы нетрудоспособности на указанные периоды.

С учетом указанных периодов страховой стаж Щепиной И.Б. составит г. мес. дн. Однако, учет данных периодов не приведет к увеличению размера страховой пенсии.

Оснований для удовлетворения требований истца о перерасчёте пенсии с момента её начисления, при расчёте стажевого коэффициента и суммы валоризации учесть периоды учёбы не имеется.

Федеральный закон №255-ФЗ от 29.12.2006 года «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не относится к законодательству, регулирующему установление страховых пенсий.

Пенсия Щепиной И.Б. назначена и рассчитана в соответствии с нормами пенсионного законодательства и законные основания для удовлетворения исковых требований о ее перерасчете отсутствуют.

Кроме этого, истицей заявлены требования по взысканию морального вреда в сумме рублей с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по . В соответствии с ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями или бездействиями, нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях предусмотренных законом. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключения составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Поскольку компенсация морального вреда в связи с нарушением права на пенсионное обеспечение законом прямо не предусмотрена, таким образом отсутствуют обязательства по возмещению суммы морального вреда. В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в данном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности не имеется.

Требования о взыскании с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по морального вреда в размере рублей, согласно 1069, 1070, 151 статьям ГК РФ не подлежат удовлетворению.

Истец ссылается также и на то, что включение спорных периодов в страховой стаж необходимо ей для получения звания "Ветеран труда Нижегородской области", в целях приобретения в дальнейшем социальных льгот, предоставляемых для этой категории лиц.

Истец просит обязать УСЗН подготовить ходатайство о присвоении ей звания «Ветеран труда Нижегородской области» и представить его в Министерство социальной политики , а также обязать Министерство социальной политики присвоить ей звание «Ветеран труда Нижегородской области» с момента получения права на это звание в соответствии с п.2 постановления Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011 г. № 698. т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ. ей исполнилось лет) и, начиная с этой даты, осуществить меры социальной поддержки ветеранов труда, выплатив все денежные выплаты и компенсации, полагающиеся ветеранам труда Нижегородской области.

Вместе с тем, истец обратилась в УСЗН с заявлением о подсчете страхового стажа для последующего сбора документов и подачи заявления на присвоение звания «Ветеран труда Нижегородской области». Для подсчета страхового стажа Управлением был направлен запрос в Пенсионный фонд через федеральную государственную информационную систему, предназначенную для организации информационного взаимодействия, (Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), согласно заключенному соглашению об информационном взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГг. . Из полученного ответа на запрос следует, что общая продолжительность страхового стажа Щепиной И.Б. за период до ДД.ММ.ГГГГ составляет года мес. дня, что менее лет, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда Нижегородской области».

На основании этого ответа, истцу ДД.ММ.ГГГГ был направлен письменный ответ о страховом стаже, с разъяснением порядка и условия присвоения звания «Ветеран труда Нижегородской области». В дальнейшем Щепина И.Б. в УСЗН не обращалась.

С заявлением о рассмотрении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда Нижегородской области» истец не обращалась.

Также истец пояснила, что в Министерство социальной политики она с какими- либо заявлениями не обращалась.

Следовательно, к поступившему заявлению Щепиной И.Б., указанный выше порядок, утвержденный Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории , не применялся. Порядок подачи заявления и документов, Щепиной И.Б. для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда Нижегородской области» не соблюден.

Судом не установлено нарушений законных прав и интересов Щепиной И.Б. ответчиками УСЗН и Министерство социальной политики .

Ответчики никаких прав истца не нарушали и действовали в соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для удовлетворения исковых требований к ним в полном объеме не имеется.

Суд отказывает в удовлетворении требований исковых требований истца:

- об обязании УСЗН подготовить ходатайство о присвоении ей звания «Ветеран труда Нижегородской области» и представить его в Министерство социальной политики ; обязать Министерство социальной политики присвоить ей звание «Ветеран труда Нижегородской области» с момента получения права на это звание в соответствии с п.2 постановления Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011 г. № 698. т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ мне исполнилось лет) и, начиная с этой даты, осуществить меры социальной поддержки ветеранов труда, выплатив все денежные выплаты и компенсации, полагающиеся ветеранам груда ; взыскании с ответчиков УСЗН и Министерства социальной политики компенсации морального вреда.

Доводы истца, изложенные в иске и письменных пояснениях основаны на ином неверном толковании норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Щепиной И.Б. к ОПФР по , удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по включить в страховой стаж Щепиной И.Б. периоды временной нетрудоспособности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации отказать.

В удовлетворении исковых требований Щепиной И.Б. к УСЗН , Министерству социальной политики отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Судья А.Б. Лебедева