Дело № 2а-4931/2018 26 февраля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Никитенко А.А.,
с участием прокурора Ильиной Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к председателю Территориальной избирательной комиссии № 9 Санкт-Петербурга об истребовании документов, признании письма недействующим, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд Санкт-Петербурга с иском к указанному административному ответчику, в котором просил об истребовании от административного ответчика документов – заявления административного истца в адрес ТИК № 9, Инструкции о ведении делопроизводства по обращениям граждан, признать письмо административного ответчика от 07.02.2018 г. недействующим как противоречащее федеральному закону и Конституции Российской Федерации, возложить на административного ответчика обязанность по обеспечению регистрации заявления ТИК № 9 от 01.02.2018 г. в установленном порядке и его рассмотрение с участием административного истца. Кроме того, административный истец просил вынести частное определение в порядке ст. 200 КАС РФ по фактам неисполнения административным ответчиком законов и несоблюдения Конституции Российской Федерации в связи с воспрепятствованием им рассмотрению ТИК № 9 заявления административного истца от 01.02.2018 г. по компетенции.
В обоснование административного иска административный истец указал, что 01.02.2018 г. он обратился в Территориальную избирательную комиссию № 9 Санкт-Петербурга с письменным обращением – заявлением по вопросу «Об обеспечении реализации права избирать на выборах 18.03.2018 г.», с просьбой реализации права избирать на выборах Президента Российской Федерации 18.03.2018 г. посредством принятия решения о включении административного истца в списки избирателей соответствующей участковой избирательной комиссии; административный ответчик воспрепятствовал рассмотрению заявления административного истца от 01.02.2018 г., письмом административного ответчика от 07.02.2018 г., полученным административным истцом 08.02.2018 г., подтверждается наличие тех обстоятельств, что не была обеспечена регистрация заявления административного истца, отсутствует регистрационный индекс обращения административного истца, состоящий из начальной буквы его фамилии и порядкового номера поступившего обращения, не соблюден срок регистрации обращения, административный ответчик не обеспечил рассмотрение обращения административного истца ТИК № 9 как коллегиальным органом; в письме от 07.02.2018 г. содержится отказ в удовлетворении заявления административного истца по основанию отсутствия регистрации административного истца на территории Российской Федерации, что, по мнению административного истца, является незаконным по причине несоответствия Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, заявил об отсутствии намерения что-либо дополнять, а также уточнять исковые требования (л.д. 76).
Административный ответчик председатель Территориальной избирательной комиссии № 9 Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, имеет представителя ФИО2, действующую на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указано, что 01.02.2018 г. административный истец обратился в ТИК № 9 с заявлением, в котором указал, что является жителем Санкт-Петербурга с выбранным им местом жительства по адресу: <адрес>, просил обеспечить ему возможность реализовать свое право избирать на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. посредством принятия решения о включении его в списки избирателей участковой избирательной комиссии по его вышеуказанному месту жительства, просил признать необходимым его участие в рассмотрении заявления. В ответ на данное обращение заявителю сообщено устно, а затем в форме письменного ответа о том, что в связи с отсутствием у ФИО1 регистрации на территории Российской Федерации, реализовать свое активное избирательное право на территории, подведомственной Территориальной избирательной комиссии № 9, для административного истца возможно путем подачи заявления о голосовании по месту нахождения. 01.02.2018 г. административному истцу было предложено составить соответствующее заявление с целью в последующем реализовать его активное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года, от подачи такого заявления ФИО1 отказался. ФИО1 было также сообщено, что для лиц, не имеющих регистрации на территории Российской Федерации, на период проведения выборов в Санкт-Петербурге образована участковая избирательная комиссия № 2103 по адресу: <адрес> (помещение СПбГУ «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства») (л.д.25-27).
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего требования административного иска не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 обратился в Территориальную избирательную комиссию № 9 Санкт-Петербурга с заявлением от 01.02.2018 г. о включении его в списки избирателей участковой избирательной комиссии с указанием адреса его места жительства: <адрес>, представив копии страниц первой – пятой паспорта гражданина Российской Федерации, копию доверенности о праве на жилище в Санкт-Петербурге, пенсионного удостоверения № Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения в Приморском районе Санкт-Петербурга) от 08.09.2014 г., копию справки № ФКУ «ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу» о второй группе инвалидности от 20.01.2014 г. (л.д.9, 28).
Данное заявление зарегистрировано Территориальной избирательной комиссией № 9 Санкт-Петербурга за входящим номером 03-05/204 от 02.02.2018 г. (л.д.28).
Письмом от 07 февраля 2018 года исх. № 03-06/68 в ответ на обращение от 01.02.2018 г. ФИО1 сообщено, со ссылкой на п. 2 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2013 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», что в связи с отсутствием у ФИО1 регистрации на территории Российской Федерации, реализовать активное избирательное право на территории, подведомственной Территориальной избирательной комиссии № 9 Санкт-Петербурга, возможно путем подачи заявления о голосовании по месту нахождения. 01.02.2018 г. в пункте приема заявлений ТИК № 9 ФИО1 было предложено составить соответствующее заявление с целью в последующем реализовать активное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. От подачи такого заявления ФИО1 отказался. Кроме того, сообщено, что для лиц, не имеющих регистрации на территории Российской Федерации, на период проведения выборов в Санкт-Петербурге образована участковая избирательная комиссия № 2103 по адресу: <адрес> (помещение СПбГУ «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства») (л.д. 10, 29).
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Согласно п.4 ст.17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии с п.9, п. 10 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства (при отсутствии места жительства - факт нахождения места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Согласно п. 16 ст. 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов Президента Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводятся. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона.
В соответствием с п.1.2 Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации", утвержденного постановлением ЦИК России от 01.11.2017 г. N 108/900-7 (далее по тексту – Порядок), заявления в соответствии с настоящим Порядком вправе подать избиратели, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства.
Согласно п.1.5 Порядка избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, вправе подать заявления в соответствии с настоящим Порядком либо в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона или определенном решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для проведения голосования таких избирателей.
В силу п.2.4 Порядка заявление подается избирателем в ТИК, УИК или через МФЦ лично на бумажном носителе при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации (в период замены паспорта - временного удостоверения личности).
Заявление регистрируется в Журнале регистрации заявлений о голосовании по месту нахождения (далее - Журнал регистрации заявлений), форма которого приведена в приложении N 1 к Порядку. Ведение Журнала регистрации заявлений в МФЦ может осуществляться в электронном виде.
В соответствии с п.5 ст. 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться предусмотренной законом комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения таких участков к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - не позднее чем за три дня до дня голосования:
1) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации;
2) в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях (по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции);
3) на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).
Решением Территориальной избирательной комиссией № 23 Санкт-Петербурга от 22.12.2017 г. № 35-205 образован избирательный участок в месте пребывания избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. по адресу: избирательный участок № 2103 по адресу: <адрес> СПб КГУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» (л.д.35-37).
Таким образом, необходимым условием включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места жительства или места пребывания данного гражданина на территории этого избирательного участка, установленного органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Из материалов дела следует и не оспаривалось административным истцом, что административный истец не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания по заявленному им адресу: <адрес>.
Из оспариваемого письма от 07.02.2018 г. следует, что Территориальной избирательной комиссией № 9 Санкт-Петербурга административному истцу было предложено подать заявление о голосовании по месту нахождения, а также разъяснено о возможности реализовать активное избирательное право на избирательном участке № 2103 по адресу: <адрес>, помещение СПб КГУ «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства».
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Согласно п.5.4 Постановления ЦИК России от 20.10.2011 г. N 48/406-6 "О Примерной инструкции по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования" письменные обращения граждан (далее - обращения), поступившие в территориальную комиссию, регистрируются с использованием регистрационных форм отдельно от других видов документов не позднее трех дней с момента поступления. Обращения, касающиеся нарушений избирательных прав граждан в период подготовки и проведения выборов и референдумов, регистрируются в день поступления в территориальную комиссию.
Регистрационный штамп, состоящий из порядкового номера обращения и даты регистрации, ставится, как правило, на первом листе обращения в правом нижнем углу или на свободном от текста месте. Нумерация поступивших обращений осуществляется в пределах календарного года.
В соответствии с п.2.9 Постановления ЦИК России от 20.10.2011 г. N 48/406-6 при регистрации поступившего документа регистрационный штамп с указанием входящего номера, даты и времени регистрации проставляется, как правило, в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа зарегистрированного документа. При необходимости указывается время регистрации (часы и минуты). На приложении проставляется входящий номер документа, к которому оно относится.
На копии документа входящий номер проставляется в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа.
В соответствии с п.5.10 Постановления ЦИК России от 20.10.2011 г. N 48/406-6 обращения, поступившие в территориальную комиссию, рассматриваются в сроки, установленные подразделами 8.5 и 8.6 Инструкции.
В период подготовки и проведения выборов и референдумов сроки исполнения обращений устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
В соответствии с п.8.5 Постановления ЦИК России от 20.10.2011 г. N 48/406-6 документ подлежит исполнению в течение 30 календарных дней со дня его регистрации, за исключением случаев, предусмотренных подразделом 8.6 настоящего раздела.
В силу п.8.6 Постановления ЦИК России от 20.10.2011 г. N 48/406-6 сроки исполнения входящих документов и обращений граждан устанавливаются исходя из сроков, предлагаемых организацией либо гражданином, направившими документ, или сроков, указанных в Приложении № 10.
Обращения по вопросам выборов и референдумов, поступившие в период избирательной кампании, исполняются в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно вышеуказанному Приложению № 10 сроки исполнения по обращениям граждан по вопросам выборов и референдумов - до 30 календарных дней, а поступившие в период избирательной кампании - в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Сроки рассмотрения поступивших в период избирательной кампании обращений граждан установлены пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", положения которого приведены выше.
Положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не устанавливают обязанности территориальной избирательной комиссии по проведению заседания комиссии для рассмотрения обращения избирателя о включении в списки избирателей.
В соответствии с п.12 ст.75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
Исходя из изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного иска о признании письма Территориальной избирательной комиссии № 9 Санкт-Петербурга от 07.02.2018 г. недействующим, возложении на административного ответчика обязанности по обеспечению регистрации заявления от 01.02.2018 г. в установленном порядке и его рассмотрение с участием административного истца, поскольку каких-либо нарушений избирательных прав административного истца со стороны Территориальной избирательной комиссии № 9 Санкт-Петербурга, а также ее председателя не установлено. Обращение административного истца рассмотрено надлежащим образом, уполномоченном органом, в пределах его компетенции, заявителю дан письменный ответ по существу поставленных вопросов, с учетом отказа заявителя от подачи заявления о голосовании по месту нахождения.
Требование иска об истребовании от административного ответчика документов – заявления административного истца в адрес ТИК № 9, Инструкции о ведении делопроизводства по обращениям граждан заявлено административным истцом в судебном заседании 26.02.2018 г. в порядке заявления ходатайств, данное ходатайство рассмотрено судом.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания 26.02.2018 г., в удовлетворении данного ходатайства административного истца отказано, поскольку суд не усмотрел оснований для истребования оригинала обращения, инструкции по ведению делопроизводства (л.д.75).
Поскольку судом не установлено факта нарушения административным ответчиком прав административного истца, оснований для вынесения в отношении административного ответчика частного определения в порядке ст. 200 КАС РФ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к председателю Территориальной избирательной комиссии № 9 Санкт-Петербурга отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
В окончательной форме решение принято 02 марта 2018 г.
Судья Н.Ю.Петрова