НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 18.08.2020 № 2А-4623/202018АВГУ

Дело № 2а- 4623/2020 18 августа 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.

при секретаре Стяжкиной В.В.,

с участием представителя административного истца адвоката Серовой А.В.,

представителя административного ответчика Шестаковой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козикова Бориса Сергеевича к Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Козиков Б.С. в 2018 году являлся собственником следующих земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства»:

- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер – , площадь 188226 кв.м, кадастровая стоимость – 139 588 402 рублей, доля в праве -1, дата регистрации права – 23.05.2017, дата прекращения права – 20.12.2018;

- земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый номер – , площадь 202079 кв.м, кадастровая стоимость – 149 861 786 рублей, доля в праве – 1, дата регистрации права – 23.05.2017 года, дата прекращения права – 20.12.2018;

- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 274000 кв.м, кадастровая стоимость – 203 198 400 рублей, доля в праве – 1, дата регистрации права – 23.05.2017, дата прекращения права – 20.12.2018;

- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер – , площадь 46800 кв.м, кадастровая стоимость – 34 706 880 рублей, доля в праве – 1, дата регистрации права – 23.05.2017, дата прекращения права – 20.12.2018;

- земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый номер – , площадь 6787 кв.м, кадастровая стоимость – 721 458,1 рублей, доля вправе -1, дата регистрации права – 05.12.2007, дата прекращения права – 23.04.2019;

- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер – , площадь 16071 кв.м, кадастровая стоимость – 119 182 53,6 рублей, доля в праве – 2/5, дата регистрации права – 23.05.2017;

- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер – , площадь 4163 кв.м, кадастровая стоимость – 3 087 280,8 рублей, доля в праве – 2/5, дата регистрации права – 23.05.2017;

- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер – площадь 3404 кв.м, кадастровая стоимость – 2 524 406,4 рублей, доля в праве – 2/5, дата регистрации права – 23.05.2017;

- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер – , площадь 623 кв.м, кадастровая стоимость – 462 016,8 рублей, доля в праве – 2/5, дата регистрации права – 23.05.2017, дата прекращения права – 13.12.2018;

- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер – , площадь 89500 кв.м, кадастровая стоимость – 67 151 850 рублей, доля в праве -1, дата регистрации права – 23.05.2017, дата прекращения права – 24.11.2018.

Инспекцией ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области в адрес Козикова Б.С. направлено налоговое уведомление № 71369683 от 26 сентября 2019 года с расчетом земельного налога за 2018 год (л.д. 14-19), согласно которому Инспекцией при расчете земельного налога в отношении указанных выше земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства» применена налоговая ставка в размере 1,5%.

06 ноября 2019 года Козиков Б.С. в адрес Инспекцией ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области направил заявление, в котором просил произвести перерасчет земельного налога в отношении указанных земельных участков, исходя из ставки в размере 0,3% (л.д. 20).

21 ноября 2019 года ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Козикову Б.С. дан ответ на обращение от 06 ноября 2019 года, согласно которому оснований для перерасчета земельного налога исходя из ставки 0,3% не имеется (л.д. 11-13).

Козиков Б.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области, в котором просит признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (налоговое уведомление) № 71369683 от 26 сентября 2019 года в части начисления Козикову Б.С. земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» по налоговой ставке в размере 1,5%.

В обоснование заявленных требований указывает, что действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляет налоговому органу право на применение ставки земельного налога в размере 1,5% в зависимости от использования соответствующих земельных участков в предпринимательской деятельности. Соответствующие изменения, внесенные в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации, вступят в силу только с 01 января 2020 года. Считает, что с учетом положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, до вступления в силу новой редакции статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец должен уплачивать земельный налог по ставке 0,3% в отношении всех земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

При этом вся судебная практика, на которую ссылается Инспекция в ответах на заявления и жалобу административного истца, сложилась по делам с абсолютно иными фактическими обстоятельствами. В связи с этим, выводы, изложенные в указанных судебных актах, не могут быть применены к Козикову Б.С. До 01 января 2020 года при уплате земельного налога индивидуальный предприниматель приравнивается к физическому лицу, а ставка земельного налога не зависит от использования соответствующих земельных участков в предпринимательской деятельности, в связи с этим, у Инспекции не имелось оснований для перерасчета сумм налога согласно положениям налогового законодательства, не вступившим в законную силу.

На указанное решение (налоговое уведомление) административным истцом подавалась жалоба в Управление ФНС по Ленинградской области, в удовлетворении жалобы отказано.

Административный истец Козиков Б.С. в судебное заседание не явился, представитель административного истца по доверенности адвокат Серова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика по доверенности Шестакова И.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала ранее представленные возражения на административное исковое заявление (л.д. 43-50).

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, Козиков Б.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 11 марта 2011 года, что подтверждается общедоступными сведениями с сайта Федеральной налоговой службы России. Основным видом деятельности является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимом имуществом, дополнительным видом деятельности является покупка и продажа земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решениями Совета депутатов муниципального образования Рощинское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 22 сентября 2015 года № 52 (редакция от 19 сентября 2017 года) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области; Совета депутатов муниципального образования Полянское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области от 07 июля 2015 года № 44 (редакция от 26 сентября 2017 года) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области; Совета депутатов муниципального образования Приморское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 18 мая 2015 года № 43 (редакция от 06 сентября 2017 года) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области; Совета депутатов муниципального образования Первомайское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области от 25 октября 2005 № 12 (редакция от 01 декабря 2017 года) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области установлены следующие налоговые ставки:

0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства:

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Как следует из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, указанные выше земельные участки, принадлежавшие в 2018 году Козикову Б.С., имеют следующий вид разрешенного использования – «для ведения дачного хозяйства» (л.д. 110).

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики – физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

С 01 января 2015 года индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений (Федеральный закон от 04 ноября 2014 года № 347-ФЗ).

Инспекцией в адрес Козикова Б.С. было направлено налоговое уведомление от 26 сентября 2019 года № 71369683 с расчетом земельного налога за 2018 года (л.д. 54-60).

При этом земельный налог исчислен налоговым органом с учетом доли в праве, количества месяцев владения земельными участками, что не оспаривалось стороной административного истца.

В соответствии с пунктом 17 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Расчет налога за 2018 год проведен с применением коэффициента 1,1 к сумме налога за предыдущий налоговый период, что также не оспаривалось стороной административного истца.

При расчете земельного налога в отношении спорных земельных участков налоговым органом применена ставка 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, применена ставка 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков в связи с тем, что указанные земельные участки, имеющие разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства» использовались налогоплательщиком Козиковым Б.С., являющимся индивидуальным предпринимателем, для извлечения прибыли.

При этом налоговым органом было принято во внимание, что согласно сведениям Управления Росреестра по Ленинградской области, представленным в налоговый орган, Козиковым Б.С. за 2016 и 2017 годы реализовано 20 земельных участков, имеющих разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства», в 2018 году реализовано 9 земельных участков, имеющих разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства».

В судебном заседании представитель административного истца не оспаривала тот факт, что указанные земельные участки с разрешенным использованием «для ведения дачного хозяйства» не используются Козиковым Б.С. по назначению (л.д. 99).

Вместе с тем, представитель административного истца полагает, что до 01 января 2020 года при уплате земельного налога индивидуальный предприниматель приравнивается к физическому лицу, а ставка земельного налога не зависит от использования соответствующих земельных участков в предпринимательской деятельности.

В связи с несогласием применения повышенной ставки земельного налога Козиков Б.С. 06 ноября 2019 года направил административному ответчику заявление, в котором просил произвести перерасчет земельного налога за 2018 год, исходя из ставки в размере 0,3% (л.д. 20).

Инспекция письмом от 21 ноября 2019 года № 18-07/01/4611-ЗГ@ сообщила Козикову Б.С. о правомерности применения повышенной ставки земельного налога по спорным земельным участкам (л.д. 11-13).

26 ноября 2019 года Козиков Б.С. направил в адрес Управления ФНС по Ленинградской области жалобу на решение Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (налоговое уведомление) № 71369683 от 26 сентября 2019 года (л.д. 21-22).

17 декабря 2019 года в адрес Козикова Б.С. (через личный кабинет налогоплательщика) Управлением ФНС России по Ленинградской области направлено решение об оставлении жалобы Козикова Б.С. без удовлетворения (л.д. 25-30), из содержания которого следует, что спорные земельные участки используются Козиковым Б.С. в предпринимательской деятельности. Исходя из системного толкования подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона № 66-ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 03 процента тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, либо непосредственно физическим лицам.

Таким образом, если земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» приобретались не для указанных выше целей, а используются в коммерческих целях, то применение ставки земельного налога 0,3 процента неправомерно.

Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" абзац четвертый подпункта 1 пункта 1 статьи 394 изложен в следующей редакции: "не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 23).

Согласно статьи 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ пункт 23, статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 01 января 2020 года.

Вместе с тем, оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что земельные участки приобретались Козиковым Б.С. для использования в коммерческих целях, учитывая регистрацию последнего в качестве индивидуального предпринимателя, вид его деятельности, что не оспаривалось стороной административного истца.

В статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавший в спорный период, утратил силу с 1 января 2019 года) определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Дачный земельный участок – это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

При таких обстоятельствах, в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действующих в спорный период, пониженная ставка земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, устанавливается для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного и дачного хозяйства (строительства) или садоводства и огородничества, а не в целях извлечения прибыли.

Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих определениях, что пониженные налоговые ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для дачного хозяйства, применение указанной ставки в отношении земельных участков, приобретенных с целью извлечения прибыли, недопустимо (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 305-КГ14-9101, от 15 января 2018 года N 305-КГ17-20424, от 20 июня 2018 года N 301-КГ18-7425).

Доказательств того, что земельные участки приобретались для удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства, налогоплательщиком не представлено, доводы налогового органа не опровергнуты, в связи с чем оснований для применения налоговой ставки равной 0,3 процента, которая по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования земель по их прямому назначению, не имеется.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о правомерности применения налоговым органом налоговой ставки равной 1,5 процента и невозможности применения к спорным правоотношениям налоговой ставки равной 0,3 процента.

При таких обстоятельствах административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Козикова Бориса Сергеевича к Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным решения,отказать.

Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 28.10.2020 г.