Дело № 2а- 2996/2018 17 января 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.
при секретаре Ивановой А.С.,
с участием административного истца Дюжинова А.Л.,
представителя административного истца Желтиковой И.К.,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя Камдиной Е.Ю.,
представителя заинтересованного лица адвоката Грудина А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дюжинова Александра Леонидовича к судебному приставу-исполнителю Восточного ОСП Приморского района Санкт-Петербурга Камдиной Е.Ю., Восточному ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу, УФССП России по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судебного пристава-исполнителя Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Камдиной Е.Ю. 04.04.2017 года возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 15.03.2017 года, выданного мировым судьей судебного участка № 175 г. Санкт-Петербурга по делу №, вступившему в законную силу 06.03.2017 года, предмет исполнения: алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере <данные изъяты> доли доходов ежемесячно; в отношении должника: Дюжинова Александра Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес должника: <адрес>; в пользу взыскателя: Степановой Марии Дмитриевны, адрес взыскателя: <адрес>. Указанное постановление получил 21.09.2017 года представитель должника – Чекмарев С.А. (л.д. 210 том 1).
04.10.2017 года судебным приставом-исполнителем Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Камдиной Е.Ю. должнику Дюжинову А.Л. на основании представленных сведениях о доходах определена задолженность по алиментам за период с 27.10.2016 года по 30.09.2017 года на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 30.09.2017 года в размере рублей, о чем вынесено соответствующее постановление. Копия постановления получена представителем должника – Чекмаревым С.А. 19.10.2017 года (л.д. 134 том 1).
01.11.2017 года представителем административного истца Желтиковой И.К. подана на имя старшего судебного пристава Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу жалоба в порядке подчиненности, в которой просит провести проверку и устранить допущенные нарушения в порядке расчета суммы алиментов, подлежащих уплате по исполнительному производству №, а именно – исключить из общей суммы дохода Дюжинова А.Л., определяемого в соответствии со ст. 102 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следующие выплаты: компенсации по найму жилого помещения в сумме 2 625 000 рублей; расходы на организацию личных встреч руководителя и прочие расходы в сумме 163 710,20 рублей; суточные сверх норм при командировании сотрудника в сумме 40 762,62 руб. Также просит признать постановление судебного пристава-исполнителя Камдиной Е.Ю. о расчете задолженности по алиментам от 04.10.2017 года по исполнительному производству № от 04.04.2017 года незаконным и вынести новое постановление (л.д. 105-110 том 1).
Дюжинов А.Л. 27.11.2017 года обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать постановление судебного пристава-исполнителя Камдиной Е.Ю. о расчете задолженности по алиментам от 04.10.2017 года по исполнительному производству № от 04.04.2017 года незаконным; обязать судебного пристава-исполнителя Камдину Е.Ю. вынести постановление о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству № исключив из расчета суммы: компенсаций по найму жилого помещения в размере 2 615 000 рублей; представительских расходов в размере 163 710,20 рублей; суточных сверх норм при командировании сотрудника в размере 47 767,62 руб.
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемое постановление не соответствует ст. 113 Семейного Кодекса РФ, ст.ст. 102, 101 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 168, 169, 129 Трудового Кодекса РФ в части определения размера алиментов, подлежащих взысканию. Указывает, что согласно расчету, произведенному в постановлении, сумма дохода должника составляет за период с 27.10.2016 года по 30.09.2017 года 6 186 207,63 рублей. Однако согласно справкам о доходах административного истца за 2016 год и 2017 год в указанную сумму дохода по строке с кодом дохода «4800» включены компенсации расходов по найму жилого помещения. Согласно справке ПАО «Федеральный испытательный центр» от 02.10.2017 года сумма выплат компенсации расходов по найму жилого помещения за 3 месяца 2016 года и 9 месяцев 2017 года составляет 2 615 000 рублей. Трудовым законодательством – ст. ст. 166, 168, 169 ТК РФ, установлена обязанность работодателя возмещать расходы работника не только в связи с переездом в другую местность (иной субъект РФ), но также и расходы по найму жилого помещения во всех иных случаях, связанных со служебной командировкой и переводом. Считает, что не смотря на то обстоятельство, что трудовым законодательством напрямую не предусмотрено такое основание возмещения расходов по найму жилого помещения, как «переезд сотрудника в другой город», исходя из системного толкования норм ТК РФ, данное основание для компенсации может быть установлено локальными актами организации, коллективным или трудовым договорами и, в свою очередь, будет относится к компенсационным выплатам. Указывает, что административный истец с сентября 2015 года работал в г. Москва в должности генерального директора по развитию, экономике и финансам ПАО «Федеральный испытательный центр». В марте 2016 года административный истец был назначен на должность генерального директора ПАО «Федеральный испытательный центр» с местом работы в г. Санкт-Петербурге. Возмещение затрат по договору найма жилого помещения предусмотрены трудовым договором и соглашением о компенсации расходов по найму жилого помещения. Компенсация расходов по найму жилого помещения являлась для административного истца существенным и неотъемлемым условием трудового договора, поскольку на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области у него отсутствуют жилые помещения, пригодные к проживанию. Не смотря на то обстоятельство, что административный истец зарегистрирован в г. Санкт-Петербурге в квартире, где ему принадлежит <данные изъяты> доля в праве собственности на указанное жилое помещение, фактической возможности там проживать он не имеет и не реализует свое право проживания с 2007 года по семейным обстоятельствам. Административный истец до назначения на должность генерального директора ПАО «Федеральный испытательный центр» проживал со своей супругой и двумя несовершеннолетними детьми в г. Москва. Таким образом, переезд в г. Санкт-Петербург вызван исключительно служебной необходимостью и место жительства в г. Санкт-Петербурге является для административного истца «новым» местом жительства. Также в соответствии со справкой от 30.10.2017 года в состав расходов по строке «4800» за 2017 год включены:
- денежные выплаты в сумме 163 710,20 рублей, возмещаемые в связи с организацией личных встреч руководителя, а так же несения прочих расходов и, исходя из ст. 129 ТК РФ, данные выплаты не подпадают под понятие доход и являются возмещением документально-подтвержденных затрат руководителя по представительским расходам Общества;
- суточные сверх норм при командировании сотрудника в сумме 47 767,62 руб., которые являются компенсационными выплатами, связанными со служебной командировкой и на основании п.8 ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» не должны включаться в доходы, с которых производится удержание алиментов. Вышеуказанные обстоятельства не были учтены судебным приставом-исполнителем Камдиной Е.Ю. при вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам от 04.10.2017 года.
Административный истец Дюжинов А.Л., представитель административного истца по доверенности Желтикова И.К. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Камдина Е.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв и уточненный отзыв на административное исковое заявление (л.д.215-216, 237-238 том 1).
Заинтересованное лицо Степанова М.Д. в судебное заседание не явилась, представитель заинтересованного лица по ордеру адвокат Грудин А.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители административных ответчиков Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу, УФССП России по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явились, извещены судом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 268 том 1).
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом мнения явившихся лиц, на основании ст. 226 КАС РФ административное дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Судом установлено, что 04.04.2017 года на исполнение в Восточный ОСП Приморского района УФССП РФ по Санкт-Петербургу поступил исполнительный документ – исполнительный лист серии № от 15.03.2017 года, выданный мировым судьей судебного участка № 175 Приморского района Санкт-Петербурга по гражданскому делу № о взыскании алиментов с Дюжинова Александра Леонидовича в пользу Степановой Марии Дмитриевны алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере <данные изъяты> доли всех видов заработка и (или) дохода ежемесячно, начиная с 27.10.2016 года и до совершеннолетия ребенка (л.д. 205-207, 212-214 том 1).
04.04.2016 года в отношении Дюжинова А.Л. возбуждено исполнительное производство о взыскании алиментных платежей.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, административным истцом были предоставлены в рамках исполнительного производства сведения о доходах должника за 2016-2017 г.г – справки 2НДФЛ (л.д. 135-137 том 1), частичная оплата алиментов (л.д. 139-147 том 1), а также сведения о выплате компенсаций расходов по найму жилого помещения, отраженных в справках 2НДФЛ в составе доходов с кодом 4800 «Иные доходы» (л.д. 138, 148-177 том 1).
04.10.2017 года с учетом представленных должником сведений, судебным приставом-исполнителем Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу вынесено оспариваемое постановление о расчете задолженности по алиментам (л.д. 134 том 1).
19.10.2017 года судебным приставом-исполнителем Камдиной Е.Ю. копия исполнительного документа для осуществления взыскания направлена по месту работы должника в ПАО «Федеральный испытательный центр», о чем вынесено соответствующее постановление. В пункте 3 постановления судебным приставом-исполнителем постановлено удержания по полученному документу производить с даты его получения и регистрации в книге учета исполнительных документов следующим образом: 70% (25% текущие алименты, 45% погашение задолженности). Задолженность на 30.09.2017 года составляет 1 027 654,93 руб., исходя из заработной платы должника (л.д. 133 том 1). Принято к исполнению ПАО «Федеральный испытательный центр» 09.11.2017 года (л.д. 127 том 1).
Не согласившись с оспариваемым постановлением от 04.10.2017 года, полученным представителем административного истца 19.10.2017 года, административным истцом 01.11.2017 года подана жалоба на указанное постановление в порядке подчиненности.
22.11.2017 года заместителем старшего судебного пристава Восточного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Тарасовой М.Ю. рассмотрена жалоба Дюжинова А.Л., поданная в порядке подчиненности, о чем вынесено соответствующее постановление, которым постановление, действие судебного пристава-исполнителя Восточного ОСП Приморского района Камдиной Е.Ю. признаны правомерными; в удовлетворении жалобы Дюжинова А.Л. на действия и постановления по исполнению исполнительного документа о взыскании алиментов судебного пристава-исполнителя Восточного ОСП Приморского района Камдиной Е.Ю. отказано (л.д. 130-132 том 1).
В силу ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичное положение установлено в статье 122 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения части 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования оспариваемого постановления, полученного представителем административного истца 19.10.2017 года с учетом подачи жалобы в порядке подчиненности и не получения, на момент подачи административного искового заявления, ответа на жалобу.
Сведений о направлении постановления от 22.11.2017 года в адрес административного истца материалы исполнительного производства не содержат, не представлены такие доказательства и при рассмотрении административного дела.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что данная причина пропуска срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 04.10.2017 года может быть признана уважительной.
Оспаривая постановление от 04.10.2017 года, административный истец ссылается на компенсационный характер сумм дохода, указанных в справках 2НДФЛ под кодом «4800», а именно: 2 615 000 руб. – компенсация по найму жилого помещения; 163 710,20 руб. – представительские расходы; 47 767, 62 руб. – суточные сверх норм при командировании сотрудника, которые просит исключить из суммы дохода для взыскания алиментов.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты.
Согласно ст. 113 Семейного кодекса РФ размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Согласно подпункту "п" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (ред. от 17.01.2013), удержание алиментов производится, помимо заработной платы, с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, за исключением компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику.
В силу ст. 101 ФЗ "Об исполнительном производстве" к одному из видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, также относятся компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, в частности, в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность.
В ст. 164 ТК РФ содержатся понятия гарантий и компенсаций, применяемые в трудовом законодательстве. Компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат (расходов), связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами обязанностей.
Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что доходы работника, получаемые в качестве возмещения тех затрат, которые понесены им в связи с выполнением трудовых обязанностей, носят компенсационный, а не стимулирующий характер, а потому не могут быть отнесены к личному доходу работника, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем Камдиной Е.Ю. оспариваемого постановления от 04.10.2017 года какие-либо доказательства, подтверждающие компенсационный характер сумм выплат в связи со служебной командировкой, отраженных в состав доходов с кодом 4800 «Иные доходы» в справках 2НДФЛ, на представительские расходы - 163 710,20 руб.; суточные сверх норм при командировании сотрудника - 47 767, 62 руб., должником (административным истцом) не были представлены.
Такие доказательства не были представлены административным истцом при подаче жалобы в порядке подчиненности, о чем свидетельствует перечень приложений к жалобе (л.д. 110 том 1), и при рассмотрении административного дела.
Таким образом, оснований для исключения сумм выплат, отраженных в составе доходов с кодом 4800 «Иные доходы» в справках 2НДФЛ, на представительские расходы - 163 710,20 руб.; суточные сверх норм при командировании сотрудника - 47 767, 62 руб., из дохода административного истца, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка, у судебного пристава-исполнителя при вынесении оспариваемого постановления не имелось.
Компенсационные выплаты устанавливаются не только при переводе работника на работу в другую местность, но и при приеме его на работу в другую местность.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что администратиный истец 17.04.2015 года был принят на основании трудового договора № 7-К-2015 в ПАО «Федеральный испытательный центр» (ПАО «ФИЦ») на должность заместителя генерального директора по развитию, экономике и финансов ПАО «ФИЦ». Местом работы руководителя п. 1.6 указанного договора определен г. Санкт-Петербург (л.д. 91-96 том 1).
Как следует из материалов дела, административный истец имеет постоянную регистрацию с 15.12.2000 года по адресу: <адрес> (л.д. 208-209 том 1). В указанной квартире административному истцу принадлежит <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности (л.д. 201 том 1).
Как следует из пояснений административного истца, местом жительства административного истца являлось г. Москва, где с указанного времени последний работал в обособленном подразделении и проживал вместе со своей семьей (л.д. 260 том 1).
В материалы дела представлен приказ ПАО «ФИЦ» от 14.08.2015 года № 41 о создании с 01.08.2015 года без изменения штатного расписания Общества обособленного подразделения по адресу: <адрес> (л.д. 17 том 1). Указанное обособленное подразделение поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве (л.д. 19).
Дополнительным соглашением от 10.09.2015 года к трудовому договору № 7-К-2015 от 17.04.2015 года изменен пункт 1.6 трудового договора – местом работы руководителя определено ПАО «ФИЦ», Москва (л.д. 100 том 1).
01.03.2016 года между ПАО «ФИЦ» г. Санкт-Петербург и Дюжиновым А.Л. заключен трудовой договор № 13-К-2016, согласно которому Дюжинов А.Л. принят на должность генерального директора – единоличного исполнительного органа, место работы руководителя- г. Санкт-Петербург, по месту фактического нахождения Общества (л.д. 65-76 том 1).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключая трудовой договор 01.03.2016 года с основным местом работы в г. Санкт-Петербурге, административный истец был принят на работу в другую местность.
Пунктами 10.2.1, 10.2.2, 10.2.4 указанного трудового договора предусмотрено, что в случае приглашения руководителя на работу в Общество из другой местности, не имеющего в собственности жилья по новому месту работы, с руководителем может быть заключен договор найма жилого помещения в служебное (временное) пользование на срок действия договора, но не более 3 (трех) лет, если иное не предусмотрено договором. Условия найма жилого помещения определяются договором, заключенным от имени Общества лицом, уполномоченным Советом директоров Общества. Затраты по договору найма жилого помещения (за исключением коммунальных услуг) возмещаются руководителю за счет средств Общества в соответствии с Соглашением о компенсации расходов по найму жилого помещения, заключаемым от имени Общества лицом, уполномоченным Советом директоров Общества, при этом они не могут превышать 0,5 должностного оклада руководителя в месяц (л.д. 75 том 1).
Аналогичные положения о компенсации расходов по найму жилого помещения содержатся в последующем трудовом договоре № 25-КА-2016 от 17.11.2016 года, заключенным между ПАО «ФИЦ» и Дюжиновым А.Л. (л.д. 77-90 том 1).
09.06.2016 года между ПАО «ФИЦ» и Дюжиновым А.Л. заключено соглашение о компенсации расходов по найму жилого помещения, согласно условиям которого Общество обязуется компенсировать за счет собственных средств расходы по найму руководителем жилого помещения (включая расходы, связанные с привлечением третьих лиц по подбору жилого помещения, за исключением коммунальных услуг), в размере, предусмотренном п.4.1 настоящего Соглашения (п.2.1). При заключении настоящего Соглашения руководитель обязуется предоставить Обществу копию договора коммерческого найма жилого помещения с указанием его адреса (места) нахождения и наименованием арендодателя, акт приема-передачи жилого помещения, полные сведения о банковских реквизитах для перечисления компенсации, документы, подтверждающие право владения и пользования арендодателя на жилое помещение на установленных законом основаниях, а также документальное подтверждение расходов, понесенных в связи с привлечением третьих лиц по подбору жилого помещения (п. 3.1). Компенсация расходов по найму жилого помещения производится ежемесячно по фактическим затратам, в пределах суммы, не превышающей 0,5 должностного оклада руководителя на дату выплаты компенсации. С ежемесячной суммы компенсации расходов по найму жилого помещения производится удержание налога на доходы физических лиц (п. 4.1). Обязательство Общества, предусмотренное п.2.1 настоящего Соглашения, должно быть исполнено ежемесячно в соответствии со сроками выплаты заработной платы, установленными внутренними распорядительными документами Общества (п.4.2). Настоящее Соглашение действует в течение всего периода действия трудового договора, заключенного Обществом с руководителем (п.6.1) (л.д. 101-103 том 1).
В подтверждение несения указанных расходов по найму жилого помещения административным истцом представлены договоры найма жилых помещений с платежными поручениями, подтверждающими помесячную их компенсацию Дюжинову А.Л.; договоры на оказание услуг по подбору жилого помещения (л.д. 5- 57 том 2), а также информационную справку о компенсационных выплатах по найму жилого помещения Дюжинову А.Л. за период с 01.06.2016 года по 30.09.2017 года, выданную главным бухгалтером ПАО «ФИЦ» (л.д. 2-3 том 2).
Вместе с тем, в представленных судебному приставу-исполнителю, в подтверждение полученного размера дохода административного истца, справках 2НДФЛ не прослеживается компенсационный характер сумм дохода по коду 4800, возмещенных административному истцу за найм жилого помещения.
Так в справке 2НДФЛ за 2016 года № 26 от 30.09.2017 года, указанные суммы в размере 1 008 000 рублей отражены в доходах Дюжинова А.Л. за декабрь 2016 года (л.д. 135 том 1); в справке 2НДФЛ за 2017 года № 27 от 30.09.2017 года указанные суммы, значительно превышающие суммы компенсаций по договорам найма жилого помещения отражены в доходах Дюжинова А.Л. за апрель (585 155,62) руб., май (244 134,50 руб.), июнь (232 634,70 руб.), август (452 070,71 руб.) 2017 года.
При рассмотрении дела судом по ходатайству административного истца допрошен в качестве свидетеля главный бухгалтер ПАО «ФИЦ» Алиева В.В., которая в судебном заседании показала, что указанные разночтения в представленных судебному приставу-исполнителю справках 2НДФЛ и документах, подтверждающих помесячную компенсацию расходов Дюжинова А.Л. (договоры найма, помесячные платежные поручения), обусловлены спецификой налогообложения организации.
Однако при вынесении оспариваемого постановления и подачи жалобы в порядке подчиненности, административным истцом не были представлены доказательства, свидетельствующие о помесячном возмещении расходов административного истца на найм жилого помещения.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В то же время статьей 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе при направлении в служебные командировки, при переезде на работу в другую местность.
Согласно положениям статьи 169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 8 ТК РФ предоставляет работодателю право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
При этом, в представленном в материалы дела соглашении о компенсации расходов по найму жилого помещения от 09.06.2016 года, заключенного между ПАО «ФИЦ» и Дюжиновым А.Л., а именно в пункте 1.2 Соглашения, предусмотрено, что под компенсацией расходов в рамках настоящего Соглашения следует понимать денежные выаплаты, установленные в целях возмещения руководителю произведенных им затрат по найму жилого помещения (включая расходы, связанные с привлечением третьих лиц по подбору жилого помещения), для эффективного выполнения руководителем своих должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, Трудовым кодексом Российской Федерации и внутренними документами Общества (л.д. 101 том 1).
В соответствии с ч.4 ст. 102 Закона «Об исполнительном производстве» в случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
Учитывая изложенное, сделать вывод о том, что установленные на основании соглашения спорные выплаты: носят социальный характер; произведены в связи с наличием трудовых отношений, однако не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд); не относятся к стимулирующим выплатам; не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, оснований и полномочий у судебного пристава-исполнителя при вынесении оспариваемого постановления от 04.10.2017 года не имелось.
В порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат рассмотрению требования, вытекающие из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, связанных с реализацией уполномоченным органом административных и иных публично-властных полномочий в отношении гражданина.
Таким образом, доводы административного истца о необоснованном включении судебным приставом-исполнителем в сумму дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка, указанных в административном исковом заявлении сумм компенсационных выплат, подлежат исследованию при рассмотрении соответствующего иска об определении размера задолженности в рамках гражданского судопроизводства.
При указанных обстоятельствах, исковые требования административного истца, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Дюжинова Александра Леонидовича к судебному приставу-исполнителю Восточного ОСП Приморского района Санкт-Петербурга Камдиной Е.Ю., Восточному ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу, УФССП России по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 26.02.2018 г.