НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 07.12.2020 № 2-4854/07Д

Дело №2-4854/20 07 декабря 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Писаревой А.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Водолазкиной О.Ю.,

при участии прокурора Рабыченко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарева Сергея Юрьевича, Бондаревой Марии Константиновны к ООО «Авиакомпания «Победа» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ответчику ООО «Авиакомпания «Победа» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что 03 января 2019 года ими приобретены два билета по маршруту Санкт-Петербург – Москва на рейс №DP208, общей стоимостью 4 077 руб. 96 коп. Вылет был назначен на 04 января 2019 года в 20 часов 40 минут. По прибытии в аэропорт истцы узнали, что рейс задержан до 22 часов 30 минут. Таким образом, время задержки рейса составило 1 час 51 минуту. По причине задержки рейса истцами была упущена возможность транспортировки на следующий рейс, вследствие чего истцы потеряли 1,5 дня отдыха. Также истцы были вынуждены нести дополнительные расходы на приобретение авиабилетов, стоимостью 17 090 руб. 40 коп., такси – 1 100 руб., стоимость путевки за 1,5 дня тура – 14 962 руб. В связи с чем, истцы, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просят взыскать с ответчика в пользу истца Бондарева С.Ю. убытки в общем размере 39 076 руб. 40 коп., неустойку за неудовлетворение требований потребителя в размере 141 455 руб. 12 коп., а также по дату вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб., в пользу истца Бондаревой М.К. – компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб., штраф.

В судебном заседании истцы исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом (по юридическому адресу, подтвержденному выпиской из ЕГРЮЛ), доказательств уважительности неявки суду не представил.

Исходя из ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии со ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия с моменты доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке ст.ст. 113, 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения истцов, заключения прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца, исходя из следующего.

Материалам дела установлено и сторонами не оспаривается, что 03 января 2019 года истцами приобретены два билета по маршруту Санкт-Петербург – Москва на рейс №DP208, общей стоимостью 4 077 руб. 96 коп. Вылет был назначен на 04 января 2019 года в 20 часов 40 минут (л.д. 20,27-31).

Вылет состоялся в 22 часа 30 минут.

Истцы указывают, что в результате задержки рейса они были вынуждены приобрести билеты на 05 января 2020 стоимостью 17 090 руб. 40 коп., понесли расхода на оплату такси – 1 100 руб. и стоимость путевки за 1,5 дня тура – 14 962 руб., в подтверждение указанных обстоятельств предоставляя договор о реализации туристского продукта, договор найма (л.д. 22-26, 36-39).

Как следует из ответа на запрос суда рейс DP208 от 04 января 2019 года задержан на 37 минут по закрытию дверей и отправлению из Санкт-Петербурга в Москву, т.е. плановое время вылета установлено в 20 часов 40 минут, время закрытия дверей в связи с поздним прибытием воздушного судна состоялось в 21 час 17 минут. Далее проводилась противообледенительная обработка. Фактическое время вылета составило 22 часа 14 минут (л.д.44-45).

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В соответствии с п. 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Пункт 74 Правил №82 предусматривает, что в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

В силу ст.120 Воздушного кодекса Российской Федерации и ст.795 ГК РФ, перевозчик не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки в случае устранения неисправности воздушного судна, угрожающего жизни или здоровью пассажиров. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

На указанные правоотношения, в силу преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» распространяются положения указанного закона.

В соответствии со ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

Как следует из материалов дела, задержка рейса произошла в связи соблюдением требований безопасности, пассажиры были уведомлены о задержке рейса. Однако, компенсация за задержку рейса ответчиком истца выплачена не была, в связи с чем с ответчика в пользу Бондарева С.Ю. суд взыскивает в счет компенсации за задержку рейса 100 руб.

Суд отказывает в удовлетворении требований о возмещении убытков, поскольку истцами не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившими убытками, поскольку, билеты на указанный рейс приобретены истцами самостоятельно, не являлись частью тура, кроме того, суду не представлены доказательства несения указанных расходов. Суд отказывает во взыскании неустойки, поскольку доказательств обращения с претензией к ответчику у суда не имеется, более того, ответственность перевозчика ограничена положениями ст.120 Воздушного кодекса РФ.

Истцами также заявлено требование о компенсации морального вреда в размере.

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с п.45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Поскольку ненадлежащим выполнением обязательств, вытекающих из договора, нарушены права истца как потребителя, в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1000 руб. в пользу каждого истца. Данный размер компенсации определен судом с учетом принципа разумности и справедливости исходя из фактических обстоятельств дела.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с п.46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Таким образом, с ответчика в пользу истца Бондаревой М.К. подлежит взысканию штраф в размере 500 руб., в пользу Бондарева С.Ю. – 550 руб.

Основания для снижения штрафа судом не усматривается.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Бондаревой Марии Константиновны в счет компенсации за задержку рейса 100 руб., в счет компенсации морального вреда 1 000 руб., штраф 550 руб., а всего 1 650 руб.

Взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Бондарева Сергея Юрьевича компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 500 руб., а всего 1 500 руб.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.