НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского районного суда (Архангельская область) от 09.04.2021 № 2А-427/202109АП

Дело № 2а-427/2021 09 апреля 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,

при секретаре Пугачевой Я.А.,

с участием представителя административного истца Фоминой ***

административного ответчика главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО Смирнова ***

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Рыболовецкого колхоза им М.И. Калинина к Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконным предписания от 27 января 2021 года,

установил:

Рыболовецкий колхоз им М.И. Калинина обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконным предписания от 27 января 2021 года. В обоснование указал, что по распоряжению Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 28 декабря 2020 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении Рыболовецкого колхоза им. М. И. Калинина в период с 30 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года. 27 января 2021 года Инспекцией был оформлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя. Приложением к Акту проверки было выдано предписание ответчика от 27 января 2021 года которое административный истец полагает необоснованным в части включения в предписание требований об устранении истцом нарушений, указанных в пунктах 2, 3,4,5. Полагает незаконным возложение на истца обязанности по проведению оценки уровней профессиональных рисков с установлением уровней по каждому риску. Истец надлежащим образом выполняет положения пунктов 33, 36, 37, 38 Типового положения. Во исполнение требований законодательства с учётом специфики и опасности судовых операций по членам экипажа Колхоза разработана и применяется Документированная процедура «Управление рисками», утвержденная 12 марта 2018 года, о которой сообщалось Инспекции. Документированная процедура «Управление рисками» устанавливает порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями (по п. 36 Типового положения). Считает, что Типовым положением на работодателей не возложена обязанность по осуществлению оценки уровней профессиональных рисков по должностям. В соответствии с п. 33 Типового положения работодатель должен установить порядок реализации такого мероприятия по управлению профессиональными рисками как оценка уровней профессиональных рисков и по п. 37 - определить методы оценки профессиональных рисков. В предписании не указано, какие именно обязательные требования законодательства нарушены истцом, на Колхоз необоснованно возлагается дополнительная обязанность по проведению оценки уровней профессиональных рисков при наличии действующей системы Колхоза по управлению такими рисками. Пунктом 3 предписания на истца возлагается обязанность по беспечению информирования работников об условиях и охране труда на рабочем месте, о рисках повреждения здоровья в соответствии с проведенной оценкой уровней профессиональных рисков. Учитывая наличие документированной процедуры «Управление рисками», у Колхоза соответствующее информирование осуществляется в соответствии с п. 42 Типового положения. Акт проверки не содержит сведений/фактов нарушения положений п. 42 Типового положения истцом. По мнению Инспекции, в отношении принятой РК им. М. И. Калинина Политики по охране труда не осуществлен предварительный анализ состояния охраны труда и обсуждение Политики с работниками. Информация о проведенном совместно с работниками предварительном анализе состояния охраны труда в Колхозе представлена в ходе внеплановой проверки Инспекции в справке-пояснениях РК им. М. И. Калинина от 26 января 2020 года . Ответчику сообщено, что РК им. М. И. Калинина с участием специалиста по охране труда, соответствующих руководителей филиалов/структурных подразделений, непосредственных руководителей работ и специалистов/рабочих в рамках выездных проверок осуществлялся комплексный анализ состояния охраны труда, включающий в себя непосредственный осмотр всех рабочих мест, выявление вредных и опасных производственных факторов, идентифицировались опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, принимались и обсуждались предложения от специалистов/работников о мерах по улучшению функционирования СУ ОТ, проведению мероприятий по предупреждению происшествий. Законодательством РФ не регламентирована форма осуществления совместного предварительного анализа состояния охраны труда на предприятии и обсуждения Политики по охране труда, документарное оформление не предусмотрено. Служебные задания командированного специалиста по охране труда Колхоза выполнены в полном объеме, протоколы собраний трудовых коллективов к составлению не обязательны. В п. 5 ответчик обязал обеспечить доступ к Политике по охране труда Колхоза иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях РК им. М. И. Калинина, ссылаясь на нарушение п. 13 Типового положения. Указанный в Акте проверки факт нарушения ничем не обоснован и не подтвержден материалами внеплановой проверки. В соответствии с пунктом 13 Типового положения Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя. В пункте 2.4 Положения о СОУТ РК им. М. И. Калинина указано, что «политика по охране труда организации доступна всем работникам, работающим в организации». Данная формулировка не свидетельствует о том, что иным лицам, находящимся на территории и в зданиях Колхоза, Политика по охране труда не доступна. В РК им. М. И. Калинина выполняются требования пунктов 5, 6, 13 Типового положения об обязательности для всех работников, работающих у работодателя, и обязательности для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, требований СОУТ, а также о доступности данного документа и информации (в т.ч. и Политике по охране труда, являющейся частью Положения СОУТ). В рамках проводимой проверки ни Распоряжением Инспекции от 28 декабря 2020 года, ни дополнительными запросами подтверждение выполнения Колхозом обязанности по пункту 13 Типового положения не запрашивалось. Вывод Инспекции в акте проверки о недоступности Политики по охране труда иным лицам, находящимся на территории Колхоза, являются вымышленным и необоснованным. В связи с чем просил признать незаконными пункты 2, 3, 4, 5 предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Смирнова *** от 27.01.2021

В судебном заседании представитель административного истца Фомина ***. иск поддержала по доводам в нем изложенным.

Административный ответчик Смирнов ***. в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав представителя административного истца, ответчика, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно абзацу 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ определено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению

Судом установлено, следует из материалов дела, что с 30 декабря 2020 года по 27 января 2021 года в Рыболовецком Колхозе им. М.И. Калинина проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства, в том числе государственных нормативных требований охраны труда.

По результатам проверки составлен акт проверки от 27 января 2021 года и обязательное для исполнения предписание от 27 января 2021 года об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.

Названным предписанием Рыболовецкому Колхозу им. М.И. Калинина предписано: 1) провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте «Боцмана» рыбопромысловое судно АК-0777 «Изумруд» Рыболовецкого колхоза им М.И. Калинина; 2) провести оценку уровней профессиональных рисков, с установлением уровней по каждому риску в соответствии с п.п. 33, 36, 37, 38 Типового положения о СУОТ; 3) обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, в соответствии с проведенной оценкой уровней профессиональных рисков. Основание: ст. 212 ТК РФ, п. 42 Приказа Минтруда России от 19 августа 2016 года н; 4) провести анализ состояния охраны труда на рабочих местах и обсуждение Политики с учетом мнения работников. Основание: ст. 212 ТК РФ, п. 12 Приказа Минтруда России от 19 августа 2016 года н; 5) обеспечить допуск к Политике по охране труда иным лицам, находящимся не территории, в зданиях и сооружениях работодателя. Основание: ст. 212 ТК РФ, п. 13 Приказа Минтруда России от 19 августа 2016 года н.

Административный истец полагает незаконными пункты 2, 3, 4, 5 предписания.

Как следует из акта проверки от 27 января 2021 года, в нарушение пунктов 33, 34, 36, 37, 38, 39 Типового положения Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года н, не проведена идентификация и оценка уровней профессиональных рисков по должности «моторист», «электромеханик», «матрос», «мастер добычи», «повар», «электрик» с установлением уровней по каждому риску, а также не разработаны мероприятия по управлению профессиональными рисками и снижению индекса профессиональных рисков. На момент несчастного случая, произошедшего с работниками Рыболовецкого колхоза им. М.И. Калинина в результате крушения судна МК – 0331 «Онега» в Баренцевом море, исходя из спецификации своей деятельности, работодателем не была идентифицирована опасность, представляющая угрозу жизни и здоровью работников при остойчивости судна (оверкиле), не соответствующей условиям плавания.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Согласно ст. 209 ТК РФ, система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года н (далее – Типовое положение).

Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (п. 7 Типового положения).

В соответствии с п.п. 33, 34, 36, 37, 38, 39 Типового положения, с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.

Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов.

При рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.

Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

При описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее: а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя; б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности; в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению; г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению; д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся: а) исключение опасной работы (процедуры); б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной; в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников; г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников; д) использование средств индивидуальной защиты; е) страхование профессионального риска.

В рыболовецком колхозе им. М.И. Калинина 15 января 2021 года утверждено Положение о системе управления охраной труда.

Согласно п. 5.4 указанного Положения, оценка и управление профессиональными рисками осуществляется на всех уровнях управления и контроля в сфере охраны труда. Данная процедура определена приложением Г к данному Положению. Основой для идентификации опасностей и определения уровня профессиональных рисков служат результаты специальной оценки условий труда и контроля (проверок) состояния рабочих мест.

Как установлено п. Г4 приложения Г, при рассмотрении перечисленных в п. Г2 настоящего Приложения опасностей устанавливается следующий порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями: руководители работ совместно с специалистом по охране труда составляют оценочный лист, в котором в виде таблицы перечислены виды опасностей, которые могут возникнуть для соответствующей деятельности или рабочего места, с последующей отметкой по каждой опасности уровня возможного риска; опасности, представляющие реальную угрозу повреждения здоровья работников с временной или стойкой утратой трудоспособности, оформляются отдельным списком с последующей разработкой мероприятий по управлению профессиональным риском.

Таким образом, требование, изложенное в п. 2 оспариваемого предписания, в полной мере соответствует Типовому положению и Положению о системе управления охраной труда, действующему в Рыболовецком колхозе им. М.И. Калинина, учитывая содержащееся в нем указание на необходимость составления оценочного листа с перечислением опасностей, в том числе для соответствующего рабочего места.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривалось представителем истца, что в Рыболовецком колхозе не проведена идентификация и оценка уровней профессиональных рисков по должностям «моторист», «электромеханик», «матрос», «мастер добычи», «повар», «электрик».

Оспаривая необходимость проведения оценки уровней профессиональных рисков по должностям, представитель истца в ходе рассмотрения дела в то же время подтвердила, что имеются карты оценки профессиональных рисков по должностям работников, работающих в офисе, но такие карты отсутствуют по плавсоставу ввиду наличия Документированной процедуры «Управление рисками». В судебном заседании представлена карта оценки профессиональных рисков по должности «водитель автомобиля».

При этом само по себе наличие Документированной процедуры «Управление рисками», утвержденной заместителем управляющего СД по флоту и БМ 12 марта 2018 года, не свидетельствует об отсутствии обязанности административного истца провести оценку уровней профессиональных рисков по всем имеющимся в Колхозе должностям в соответствии с утвержденным 15 января 2021 года Положением о системе управления охраной труда, действующим в Рыболовецком колхозе им. М.И. Калинина. Доводы административного истца об отсутствии такой обязанности признаются судом несостоятельными, как противоречащие выше названным нормам права.

Согласно п.п. 41, 42 Типового положения, с целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.

Указанное в пункте 41 настоящего Типового положения информирование может осуществляться в форме: а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника; б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте; в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах; г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров; д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

Учитывая, что в Рыболовецком колхозе не проведена идентификация и оценка уровней профессиональных рисков по должностям «моторист», «электромеханик», «матрос», «мастер добычи», «повар», «электрик», информирование работников об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, в соответствии с проведенной оценкой уровней профессиональных рисков не обеспечено, требование п. 3 предписания, согласно п.п. 41, 42 Типового положения, также является законным и обоснованным.

Как установлено п. 7 Положения, основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда (п. 12 Положения).

Из акта проверки от 27 января 2021 года следует, что в Рыболовецком колхозе им. М.И. Калинина отсутствуют документы и записи, подтверждающие проведение анализа состояния охраны труда на рабочих местах и обсуждение Политики с учетом мнения работников.

При этом представленный истцом в ходе рассмотрения дела отчет по итогам мероприятий по контролю эффективности и обеспечению функционирования системы управления охраной труда Рыболовецкого колхоза им М.И. Калинина был составлен 11 января 2021 года, то есть в ходе проведения внеплановой документарной проверки, и, как подтвердила представитель административного истца, на момент проведения проверки представлен не был, в связи с чем его составление может расцениваться как исполнение данного пункта предписания.

В связи с чем правовых оснований для признания незаконным пункта 4 предписания не имеется.

В соответствии с п. 14 Типового положения, политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

В акте проверки от 27 января 2021 года указано, что в нарушение выше названного пункта, Политика по охране труда не доступна иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя. Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрение дела, указанное обстоятельство не соответствует действительности.

В ходе рассмотрения дела представителем истца предоставлены фотоматериалы, свидетельствующие о том, что в структурных подразделениях Рыболовецкого колхоза им М.И. Калинина в общем доступе размещено Положение о системе управления охраной труда Рыболовецкого колхоза им М.И. Калинина. Данные документы, как пояснил административный ответчик в судебном заседании, в ходе проверки не запрашивались. Таким образом, Политика по охране труда доступна всем лицам, находящимся на территории организации. В связи с чем суд приходит к вывод о признании незаконным пункта 5 предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 января 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Рыболовецкого колхоза им М.И. Калинина к Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО о признании незаконным предписания удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 5 предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 января 2021 года.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Рыболовецкого колхоза им М.И. Калинина к Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Алексеева