НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского краевого суда (Приморский край) от 23.12.2016 № 3А-204/16

Дело № 3а-204/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ровенко П.А.

при секретаре Деменевой А.О.

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Познер И.А., представителя Думы городского округа Большой Камень ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Приморского края Шайбекова В.Р. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании не действующей со дня вступления решения суда в законную силу части 13 статьи 3 Положения о местных налогах городского округа Большой Камень, утверждённого решением Думы ЗАТО город Большой Камень от 6 октября 2005 года № 367-р (в редакции решения Думы городского округа Большой Камень от 31 марта 2016 года № 412)

у с т а н о в и л:

Решением Думы ЗАТО город Большой Камень от 6 октября 2005 года № 367-р утверждено Положение о местных налогах городского округа города Большой Камень (далее – Положение о местных налогах).

Данный нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования был опубликован в печатном издании – газете «ЗАТО» № 44(414) за 3-9 ноября 2005 года.

Соответствующие изменения вступили в законную силу со дня их официального опубликования в печатном издании газете «ЗАТО» № 15(1242) за 12 апреля 2016 года.

В то же время, исходя из положений части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога являются, в том числе, организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если такое право возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку резидентом территории опережающего развития «Большой Камень» могут быть лица, владеющие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, на них не будет распространяться льгота по уплате земельного налога, установленная пунктом 13 статьи 3 Положения о местных налогах льгота для резидентов соответствующей территории опережающего развития, имеющих земельные участки в собственности.

По мнению первого заместителя прокурора Приморского края Шайбекова В.Р., оспариваемая норма муниципального нормативного правового акта противоречит требованиям налогового законодательства и законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития, а также нарушает права и законные интересы резидентов территории опережающего развития «Большой Камень» на равное предоставление им налоговых льгот.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Приморского края Познер И.А. требования административного искового заявления поддержала в полном объёме.

Представитель Думы городского округа Большой Камень ФИО1 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по указанным прокурором основаниям, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия. Также Решение Думы городского округа Большой Камень 31 марта 2016 года № 412 было опубликовано в определённом Уставом городского округа Большой Камень порядке. Действующее земельное законодательство предписывает заинтересованным лицам обязанность переоформить права на земельные участки, которые не предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации, путём заключения в отношении таких земельных участков договоров аренды либо путём приобретения их в собственность. Дума городского округа Большой Камень была вправе самостоятельно установить перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на получение налоговой льготы по уплате земельного налога. Часть 13 статьи 3 Положения о местных налогах прав резидентов территории опережающего развития «Большой Камень» на равное получение налоговых льгот не нарушает. В то же время, представитель административного ответчика суду пояснил, что оспариваемая норма является неопределенной по своему содержанию и допускает неоднозначное толкование при правоприменении, поскольку содержит указание на то, что резидент территории опережающего развития «Большой Камень» освобождается от уплаты земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок, а не с момента получения им соответствующего статуса.

Выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Приморского края Познер И.А., представителя Думы городского округа Большой Камень ФИО1, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ первый заместитель прокурора Приморского края вправе обратиться в Приморский краевой суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования полностью или в части.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится вопрос установления, изменения и отмены местных налогов и сборов.

Земельный налог в силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом.

Пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт 2 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания пунктов 1 и 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ) под термином «территория опережающего социально-экономического развития» понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытые административно-территориальные образования, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа; срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.

Пункт 8 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ предусматривает, что особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития включает в себя, в том числе, освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога.

Территория опережающего социально-экономического развития «Большой Камень» создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года № 43 на территории городского округа Большой Камень Приморского края.

Как следует из материалов настоящего административного дела, Решением Думы ЗАТО город Большой Камень от 6 октября 2005 года № 367-р, опубликованным в официальном печатном издании – газете «ЗАТО» № 44(414) за 3-9 ноября 2005 года, утверждено Положение о местных налогах.

Решением Думы городского округа Большой Камень от 31 марта 2016 года № 412 в Положение о местных налогах были внесены изменения, касающиеся освобождения резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень» от уплаты земельного налога.

Так, статья 3 Положения о местных налогах была дополнена частью 13 следующего содержания: «Освобождаются от уплаты земельного налога – резиденты территории опережающего развития «Большой Камень» в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа Большой Камень, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок».

Решение Думы городского округа Большой Камень от 31 марта 2016 года № 412 было официально опубликовано в газете «ЗАТО» № 15(1242) за 12 апреля 2016 года и вступило в законную силу.

Фактически для освобождения от уплаты земельного налога по основанию, указанному в части 13 статьи 3 Положения о местных налогах, заинтересованное лицо должно одновременно отвечать двум критериям, а именно: быть резидентом территории опережающего развития «Большой Камень» и иметь в собственности земельные участки, в отношении которых он является плательщиком земельного налога.

Вместе с тем, исходя из анализа содержания понятия «резидента территории опережающего социально-экономического развития» (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ), правового положения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (статьи 12, 13 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ) и правового режима осуществления предпринимательской и иной деятельности на соответствующей территории (статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ), все резиденты территории опережающего социально-экономического развития с момента приобретения соответствующего статуса должны иметь равные права, включая право на освобождение от уплаты земельного налога.

Как обосновано указано в административном исковом заявлении первого заместителя прокурора Приморского края, в силу положений пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога являются не только организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения, на праве собственности, но владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, которые сохраняются за правообладателями в случае их возникновения до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, индивидуальный предприниматель, владеющий земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, и приобретший статус резидента территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень», с учётом содержания части 13 статьи 3 Положения о местных налогах не будет иметь права (в отличие от резидентов, обладающих земельными участками на праве собственности) на освобождение от уплаты земельного налога, что прямо противоречит особенностям правового режима осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (пункт 8 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ).

Кроме того, с учётом положений части 7 статьи 213 КАС РФ, суд считает необходимым указать в решении на то, что часть 13 статьи 3 Положения о местных налогах создаёт правовую неопределённость в вопросе отнесения льготы по освобождению от уплаты земельного налога на резидента территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень», который приобрёл в собственность земельный участок ранее даты внесения записи о нём в реестр резидентов.

Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами территории опережающего социально-экономического развития с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов, которое осуществляется управляющей компанией (часть части 10 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ).

Именно с датой приобретения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ связывает распространение на организацию или индивидуального предпринимателя особого правового режима осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, включая и освобождение от уплаты земельного налога (статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ).

Между тем из буквального толкования части 13 статьи 3 Положения о местных налогах следует, что начало периода, в течение которого резидент имеет право не платить земельный налог, исчисляется не с даты приобретения им соответствующего статуса, а с даты возникновения права собственности на земельный участок, и длится данный льготный период в течение трёх лет с месяца возникновения права собственности на земельный участок.

Таким образом, налоговый орган может отказать резиденту территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень» в праве на освобождение от уплаты земельного налога в случае, если он приобрёл земельный участок в собственность за три года до того, как приобрёл статус резидента указанной территории.

В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 21 января 2010 года № 1-П и от 31 марта 2015 года № 6-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Суд полагает, что часть 13 статьи 3 Положения о местных налогах не соответствует требованиям формальной определенности, поскольку её конструкция допускает наличие неоднозначного толкования и различной правоприменительной практики, следовательно, она подлежит признанию не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления первого заместителя прокурора Приморского края, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу городского округа Большой Камень в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, - газете «ЗАТО».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

административное исковое заявление первого заместителя прокурора Приморского края Шайбекова В.Р. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования удовлетворить.

Признать не действующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 13 статьи 3 Положения о местных налогах городского округа Большой Камень, утверждённого решением Думы ЗАТО город Большой Камень от 6 октября 2005 года № 367-р (в редакции решения Думы городского округа Большой Камень от 31 марта 2016 года № 412).

Обязать Думу городского округа Большой Камень опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления – газете «ЗАТО» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным дела Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий