НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского краевого суда (Приморский край) от 22.03.2022 № 3А-25/2022

Дело № 3а-25/2022 (№ 3а-656/2021)

УИД 25ОS0000-01-2021-001068-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Салмине В.А.,

с участием прокурора Пытковой М.В.,

представителя административного истца Зиновьева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Восточная верфь» к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта в части,

определил:

распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год) (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru – 30 декабря 2019 года, в издании «Приморская газета», спецвыпуск № 1(1735), 1 января 2020 года), и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 21 января 2022 года № 15-ри.

В Перечень объектов на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (пункт 6721).

Акционерное общество «Восточная верфь» (далее – АО «Восточная верфь») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости: зданиепроходной и ОК (отдела кадров), площадью 285,4 кв.м, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>. Указанное здание включено в Перечень объектов на 2020 год (пункт 6721). Включение указанного объекта недвижимости в Перечень объектов на 2020 год влечет за собой оплату налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из его кадастровой стоимости. Полагает, что принадлежащий АО «Восточная верфь» объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной его кадастровой стоимости. Основным видом деятельности АО «Восточная верфь» является строительство кораблей, судов и плавучих конструкций. Объект недвижимости с кадастровым номером предназначен для размещения работников отдела кадров, обеспечивающих предприятие необходимыми кадрами и эффективного использования потенциала работников, а также проходной, обеспечивающей пропускной режим с целью исключения возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, выезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) любых товаро-материальных ценностей. Считает, что оспариваемый пункт 6721 Перечня объектов на 2020 год противоречит положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьи 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций».

Просит: признать недействующим пункт 6721 приложения к распоряжению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»;

обязать министерство имущественных и земельных отношений Приморского края исключить объект недвижимости с кадастровым номером из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год;

взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края расходы по уплате государственной пошлины в размере ....

До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока.

В судебное заседание представитель административного ответчика, представители заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно абзацу 3 пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па «О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций» (далее по тексту отзыва – Постановление 105-па) (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года - министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) в 2019 году формировал и утверждал Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее по тексту отзыва - Перечень), том числе и на основании Перечня Офисных объектов, представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года – министерство экономического развития Приморского края). Спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2020 год на основании Перечня Офисных объектов (указан в строке 485 приложения, в разделе «новое»), представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края. Считают, что указанный объект недвижимости соответствует критериям, указанным в Налоговом кодексе Российской Федерации и не подлежит исключению из Перечня на 2020 год. Поскольку данный объект включен в Перечень Офисных объектов, то есть предусматривает размещение торговых и офисных объектов, обследование для определения вида его фактического использования в целях включения в Перечень на 2020 год не проводилось. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что письмом от 14 октября 2019 года № 6958Д администрацией города Владивостока в адрес департамента экономического развития и предпринимательства Приморского края был направлен Перечень объектов недвижимости на 2020 год, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. В соответствии со справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, размещенной на общедоступном ресурсе публичная кадастровая карта, указано, что по адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта недвижимости ) находится «Нежилое здание», которое расположено на земельном участке с кадастровым номером с назначением «для размещения и функционирования завода». Считают, что таким образом указанное здание используется административным истцом в деловых целях, при этом сам административный истец указывает, что объект недвижимости предназначен для размещения работников отдела кадров. Полагают, что здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включено в Перечень объектов на 2020 год правомерно. Считают, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 150 частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель административного истца Зиновьев С.А. уточнил административные исковые требования, просил: признать недействующим пункт 6721 приложения к распоряжению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»; взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края расходы по уплате государственной пошлины в размере ..., поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, считает, что основания для включения принадлежащего на праве собственности ООО «Восточная верфь» зданияпроходной и ОК в Перечень объектов на 2020 год отсутствовали.

Выслушав представителя административного истца Зиновьева С.А., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Прытковой М.В., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня объектов на 2020 год недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.

В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с действовавшей на момент принятия Перечня объектов на 2020 годы редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па «О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций» (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па), департамент земельных и имущественных отношений являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Согласно положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года № 522-КЗ «О внесении изменений в Устав Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края.

Как установлено судом и следует из материалов дела АО «Восточная верфь» является собственником объекта недвижимости: зданияпроходной и ОК, площадью 285,4 кв.м, с кадастровым номером , назначение: нежилое здание, количество этажей: 2, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 4 августа 2011 года сделана запись регистрации № .

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru – 30 декабря 2019 года, в издании «Приморская газета», спецвыпуск № 1(1735), 1 января 2020 года.

В пункт 6721 Перечня объектов на 2020 год включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: Приморский край, <адрес>, принадлежащее АО «Восточная верфь» на праве собственности.

При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, опубликования и к введению его в действие.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей в период утверждения Перечня объектов на 2020 год) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.

Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах.

Принадлежащий административному истцу объект недвижимости - здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: Приморский край, <адрес>, имеет наименование: «проходная и ОК» назначение: «нежилое здание».

Данные о видах разрешенного использования указанного объекта недвижимости в период включения его в Перечень объектов на 2020 год административным ответчиком не представлены.

Принадлежащий административному истцу объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 101 807 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и функционирования завода, адрес (местоположение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. Ж). Участок находится примерно в 6 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данный земельный участок находится в собственности административного истца АО «Восточная верфь», право собственности административного истца зарегистрировано 15 февраля 2013 года, запись регистрации 25-25-01/025/2013-185.Земельный участок не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, установленный для земельного участка вид разрешенного использования не соответствует видам использования, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10 сентября 2021 года № ЮЭ9965-21-242549742основным видом деятельности ООО «Восточная верфь»является строительство кораблей, судов и плавучих конструкций (ОКВЭД ОК 029-2014).

В техническом паспорте на здание проходной и ОК, составленном Отделением № 1 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Приморскому краю по состоянию на 23 декабря 2009 года, указано назначение здания - «проходная и ОК», использование - «по назначению».

Из поэтажного плана здания проходной и ОК и экспликации к нему следует, что в здании расположены: на первом этаже - вх.тамбуры, подсобные помещения, основное помещение, коридоры, 5 кабинетов; на втором этаже – коридор, 5 кабинетов.

Согласно кадастровому паспорту от 1 апреля 2010 года по состоянию на 23 декабря 2009 года (дата инвентаризации) здание имело наименование «проходная и ОК», назначение «нежилое здание».

Исходя из технического паспорта с поэтажной экспликацией на здание проходной и ОК данное здание административно–деловым центром и торговым центром (комплексом) не является, в нём отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать их нежилыми помещениями, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, либо которые фактически используются для размещения офисов, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием (назначением) «офис», «централизованные приемные помещения», «комнаты для проведения встреч», «офисное оборудование», «парковки», а также помещений с наименованием (назначением) «торговое» или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания (или) объектов бытового обслуживания.

В свою очередь, каких-либо допустимых доказательств того, что в здании проходной и ОК, имеются коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, и их площадь составляет не менее 20 процентов общей площади этого здания административным ответчиком суду не представлено.

Кроме этого, принадлежащее административному истцу здание, включено в Перечень объектов на 2020 год, как объект недвижимости, предусматривающий размещение офисов, тогда как, согласно технической документации размещение офисов в данном здании не предусмотрено, наименование помещений «кабинет», неравнозначно понятию «офис», назначение и разрешенное использование помещений поименованных как «кабинет» в техническом паспорте не определено.

При таких обстоятельствах для включенияобъекта недвижимости с кадастровым номером в Перечень объектов на 2020 год уполномоченному органу необходимо было определять вид его фактического использования.

Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года

№ 105-па (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне – министерству имущественных и земельных отношений Приморского края). Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне – министерством имущественных и земельных отношений Приморского края) на основании рекомендации указанной выше Комиссии.

Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.

Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па.

Представленный в материалы административного дела акт обследования при определении фактического использования для целей налогообложения нежилого здания проходной и ОК, двухэтажного, площадью 285,4 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Героев Тихоокеанцев, д. 1, с кадастровым номером , составленный по состоянию на 5 августа 2021 года должностными лицами краевого государственного казенного учреждения «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», не свидетельствует о соблюдении установленного постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па Порядка определения вида фактического использования зданий, помещений, поскольку данный осмотр с последующим составлением акта проведен не во исполнение предусмотренного законом порядка мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда при решении вопроса о включении указанного нежилого здания в Перечень объектов на 2020 год.

В данном акте указано, что часть помещений используется для размещения офисов; часть помещений используется для размещения иных видов фактического использования; таким образом, доля нежилых помещений, используемая для размещения офисов, составляет 16,53% от общей площади объекта осмотра.

При указанных обстоятельствах пункт 6721 Перечня объектов на 2020 год противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ и статьи статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций», поскольку по делу не представлено каких-либо допустимых доказательств того, что знание проходной и ОК расположено на земельном участке, имеющем предусмотренные статьей 378.2 НК РФ виды разрешенного использования, что в соответствии со сведениями ЕГРН или документами технического учета здания назначение, разрешенное использование или наименование помещений в нем предусматривает размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также что при принятии Перечня объектов на 2020 год проводились соответствующие мероприятия по определению вида фактического использования объекта уполномоченным органом.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что пункт 6721 Перечня объектов на 2020 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления административным истцом ООО «Восточная верфь» уплачена государственная пошлина в размере ..., что подтверждается платёжным поручением № 9636 от 27 октября 2021 года.

Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере по ....

С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Восточная верфь» к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта в части, удовлетворить.

Пункт 6721 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.

Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу акционерного общества «Восточная верфь» расходы по уплате государственной пошлины в размере ....

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете «Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края» и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.А. Поломошнова