НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского краевого суда (Приморский край) от 21.02.2022 № 3А-4/22

... Дело № 3а-4/22

25OS0000-01-2021-000127-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

с участием прокурора - Романовой О.Н.,

административного истца ФИО1, представляющей также интересы ООО «УК Жилкомхоз», представителя административных истцов адвоката Ефимова Д.А.,

представителей Агентства по тарифам Приморского края ФИО2, ФИО3 А

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилкомхоз», ФИО1 , ФИО5, ФИО6 к Агентству по тарифам Приморского края, заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью «Тритэра», об оспаривании нормативно-правового акта

установил:

административные истцы обратились в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указали, что Постановлением Департамента по тарифам Приморского края № 68/16 от 13 декабря 2018 года «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» были утверждены долгосрочные тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей Ярославского городского поселения, однако Решением Приморского краевого суда от 14 августа 2020 года данное постановление признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда. Определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 января 2021 года постановление Департамента по тарифам № 68/16 признано

17 декабря 2020 года, в период между датами вынесения указанных судебных актов, постановлением № 65/3 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 13 декабря 2018 года № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» Агентство по тарифам внесло изменения в признанный судом недействующим нормативно-правовой акт, полностью исключенный из системы правового регулирования с 13 декабря 2018 года. 12 марта 2021 года в оспариваемое постановление административным ответчиком вновь были внесены изменения.

Оспариваемый нормативный правовой акт № 65/3 — в период с 17 декабря 2020 года по 12 марта 2021 года действовал в первоначальной редакции, а после 12 марта 2021 года действует в иной редакции, вместе с тем обе эти редакции постановления № 65/3 в равной мере противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку ими утверждены тарифы на питьевую воду и водоотведение, рассчитанные с нарушениями действующего законодательства, а кроме того, постановление № 65/3 — в любой его редакции, является по своей природе нормативным правовым актом, которым внесены изменения в постановление департамента № 68/16, которое признано недействующим решением суда, в связи чем полностью исключено из системы правового регулирования со дня его принятия. Редакция действовавшая с 17 декабря 2020 года по 12 марта 2021 года нарушает и создает угрозу нарушения прав и законных интересов административных истцов, как и редакция от 12 марта 2021 года, поскольку каждая из этих редакций применима к соответствующим периодам, в которые административные истцы пользовались услугами холодного водоснабжения и водоотведения и вынуждены оплачивать эти услуги по тарифам, рассчитанным с нарушениями законодательства.

В судебном заседании административный истец ФИО1, и представитель административных истцов – адвокат Ефимов Д.А., поддержали заявленные требования в полном объеме приведя доводы и основания изложенные в административном иске а также письменных отзывах и пояснениях на возражения административного ответчика, пояснив суду, что агентством не выяснен вопрос наличия собственности у ООО «Тритэра», Агентство определило объемы реализации питьевой воды и объем принимаемых сточных вод,не сопроводив это определение каким-либо расчетом. По статье «Ремонтные расходы», в экспертном заключении отсутствует обоснование включения в расчет тарифа суммы 148,69 руб. на водоснабжение и 48,85 на водоотведение, но имеется ссылка, что расходы учтены согласно представленных счетов фактур ООО «Тритэра» с учетом выполнения работ хозспособом, однако, имеющиеся в материала дела счета фактуры и чеки имеют иные суммы. В экспертном заключении отсутствует как экономическое, так и правовое обоснование утвержденных затрат на текущий ремонт. В материалах тарифного дела имеются налоговые декларации по водному налогу, вместе с тем Агентство самостоятельно рас­считало налог и он не соответствует суммам, указанным в налоговых декларациях. Агентству было известно о наличии у ООО «Тритэра» в собственности имущества, тем не менее, в рас­четах на 2019-2023 годы амортизация полностью исключена. Расчет численности персонала произведен на основании Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя № 66 от 22 марта 1999г. однако, расчет такого коэффициента как 0,22 указанными рекомендациями не предусмотрен. Такой порядок не основан на нормах действующего законодательства, применение некоего множителя в отсутствие соответствующего экономического и правового обоснования, определение его разме­ра самостоятельно, способом, не позволяющим проверить его обоснованность, свидетельствует о наличии неоправданно широкой дискреции тарифного органа при установлении оспариваемых тарифов, а также о том, что тарифы являются произвольными, что противоречит принципам государственного регулирования цен.

Представители Агентства по тарифам в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились по доводам и основаниям изложенным в письменных возражениях, а также суду пояснили, что Постановлением Департамента по тарифам № 68/16 были утверждены долгосрочные тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей Ярославского городского поселения, однако Решением Приморского краевого суда от 14 августа 2020 года данное постановление признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда. Определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 января 2021 года постановление Департамента по тарифам № 68/16 признано недействующим со дня его принятия. Поскольку решение суда вступило в силу только 14.01.2021, к моменту исполнения обязанности по очередной корректировке тарифов для ООО «Тритэрра» на 2021 год (крайний срок - 20 декабря 2020) в рамках долгосрочного периода регулирования 2019-2023, постановление 68/16 действовало. Таким образом, агентством в рамках установленной законом обязанности по корректировке тарифа на 2021 год на законных основаниях было принято оспариваемое в рамках данного делапостановление от 17.12.2020 № 65/3.

Тарифы, установленные для потребителей ООО «Тритэра» на 2021 год постановлением агентства № 65/3, действовали с 01.01.2021. Таким образом, постановление № 65/3 не могло (на момент принятия постановления № 7/1) и не может рассматриваться как акт, исключенный из системы правого регулирования по результатам признания недействующим постановления № 68/16 в редакции постановления 56/1.Принятие заменяющего акта в соответствии с пунктами 10, 13 Правил не влечет открытия тарифного дела. Тарифы установлены в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, с учетом представленных ООО «Тритэра» документов в их обоснование ( отзывы прилагаются).

Представитель ООО «Тритэра» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, ранее в судебных заседаниях поддержал заявленные требования административных истцов, пояснив, что представленное Агентством экспертное заключение содержит не обоснованные расчётами цифровые параметры. Вопреки действующему законодательству не установлен экономически обоснованный тариф. Не обоснован и не подтверждён принятый Регулятором расчёт основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала. Допущена ошибка при расчете фонда оплаты труда. Средняя заработная плата не отражает резерва отпусков, как основного производственного персонала, ремонтного и АУП, исключён «Водный налог», подлежащий обязательной уплате, Организация в производственной программе не заявляла «Экономически обоснованных расходов», исключены «Недополученные доходы» прошлых периодов регулирования за 2017, 2018 и 2019 годы. Исключение из затрат, представленных документов на основании недостатка информации недопустимо. Это противоречит п. 24 «Основ ценообразования...». Агентство, вопреки действующему законодательству, ни разу не провело анализа хозяйственной деятельности предприятия. В расчеты тарифов ответчик не включил «Недополученные доходы» предприятия за 2017 год, ввиду отсутствия расчета «Недополученных доходов». При этом Агентство не указывает, какой информации в предоставленном расчете не достаёт для уточнения суммы «Недополученных доходов» ( отзывы, пояснения прилагаются).

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административных истцов подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, согласно Положению об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года № 628-па, является департамент по тарифам Приморского края.

На основании постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» департамент по тарифам Приморского края переименован в агентство по тарифам Приморского края.

Судом установлено, что ООО «Тритэра» на основании постановления администрации Ярославского городского поселения от 8 декабря 2014 года № 218 «Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Ярославского городского поселения» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Ярославского городского поселения.

На основании заявления ООО «Тритэра» 13 декабря 2018 года департаментом по тарифам Приморского края издано постановление № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края».

21 ноября 2019 года постановлением департамента по тарифам Приморского края № 56/1 внесены изменения ( корректировка) в указанное постановление департамента по тарифам Приморского края.

Решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» ( в редакции № 56/1 от 21 ноября 2019 года ) признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

Определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ постановление Департамента по тарифам № 68/16 признано недействующим со дня его принятия.

17 декабря 2020 года постановлением № 65/3 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 13 декабря 2018 года № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» Агентство по тарифам внесло изменения в постановление № 68/16.

Постановление № 65/3 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 13 декабря 2018 года № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» опубликовано 22 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.publication.pravo.gov.ru, номер опубликования 2501202012220025).

После вступления в законную силу решения Приморского краевого суда постановлением агентства № 7/1 от 12 марта 2021 года в постановление № 65/3 внесены изменения с учетом решения Приморского краевого суда, а также признаны утратившими силу постановления департамента по тарифам Приморского края: от 13 декабря 2018 года № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края», а также Постановление от 21 ноября 2019 года № 56/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 13 декабря 2018 года №68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края»

Постановление агентства № 7/1 опубликовано на официальном Интернет- портале правовой информации (pravo.gov.ru) 18.03.2021 и вступило в силу со дня официального опубликования.

16 декабря 2021 года Агентством по тарифам Приморского края принято постановление № 56/29 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 17 декабря 2020 года № 65/3 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края».

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.12.2021, «Приморская газета», спецвыпуск, № 99(1938), 28.12.2021

Анализируя собранные по делу доказательства, в том числе объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком постановлением № 65/3 от 17 декабря 2020 года на период 2021 года была произведена корректировка тарифов, установленных постановлением департамента № 68/16, которое решением суда признано недействующим, то есть были откорректированы изначально незаконно установленные тарифы на питьевую воду и водоотведение.

То обстоятельство, что корректировка долгосрочных тарифов на следующий период регулирования (2021 год) была произведена до вступления в законную силу решения суда, не свидетельствует о законности определенного органом регулирования размера тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Трэтера» в 2021 году, так как в соответствие с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступивший в законную силу судебный акт по административному делу, которым постановление об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Тритэра» признано недействующим, является обязательным для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Что касается довода административных истцов о том, что тарифы рассчитаны с нарушениями законодательства, по недостоверным данным.

В соответствии с пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «о водоснабжении и водоотведении» водоотведение относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на водоотведение - к регулируемым тарифам.

В силу пунктов 12 - 14, 16 - 17, 25 - 28 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации.

К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов).

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Установлено, что нового тарифного дела органом регулирования при принятии оспариваемого постановления №7/1 от 12 марта 2021 не открывалось.

Правила регулирования тарифов возлагают обязанность по представлению в регулирующий орган в установленные сроки обосновывающей документации, на организацию, осуществляющую регулируемую деятельность, регулируемая организация несет ответственность за полноту и достоверность представленных сведений.

При рассмотрении фактических данных ООО «Тритэра» специалистами тарифного органа был проведен анализ представленных обществом обосновывающих документов.

Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

При определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Согласно пунктам 12 и 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13 октября 2003 года № 91 н учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о не начислении амортизации (если имеет место): об индивидуальных особенностях объекта.

В соответствии с пунктом 19 Методических указаний по бухгалтерскому учету на основе соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств.

Согласно пункту 16 названных Методических указаний при наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.

Заявленные ООО « Тритэра» на 2019 год расходы на амортизационные отчисления по водоснабжению - в размере 94,44 тыс. руб., по водоотведению - в размере 69,96 тыс. руб., не были учтены в расчёте необходимой валовой выручки (НВВ) ввиду непредставления Обществом обоснованных расчетов по размеру данных отчислений на регулируемый период, сформированных в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. На 2020-2021 подтверждающие документы в адрес агентства также не были представлены, расходы на амортизацию не подтверждены первичными документами бухгалтерского учета, в материалы тарифного дела не были представлены инвентарные карточки, в том числе и на сооружение – канализация.

В силу пунктов 39, 40, 41 Основ ценообразования расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала относятся к операционным, то есть связанным с осуществлением регулируемого вида деятельности, и, следовательно, подлежат учету в расчете базового уровня операционных расходов как долгосрочного параметра регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Из пункта 17 Методических указаний следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.

Расчет по заработной плате выполнен в соответствии с Трудовым кодексом РФ, с учетом не представления Обществом расчета по заработной плате ( в материалах тарифного дела отсутствует данный расчет), при отсутствии предприятий работающих в сопоставимых с Обществом условиях.

Численность сотрудников регулируемой организации определена административным ответчиком самостоятельно с применением механизма интерполяции, в зависимости от вида персонала на основании Рекомендаций № 66 по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 22 марта 1999 г. № 66

Поскольку агентством осуществлялся расчет такого долгосрочного параметра регулирования, как базовый уровень операционных расходов (расчет операционных расходов на 2019 год), в который входят и расходы на оплату труда, агентством обоснованно применен приказ Госстроя РФ № 66, действующий на период 2019 года.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, производственная программа включает перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, график реализации мероприятий производственной программы.

Согласно статье 41 Федерального закона № 416-ФЗ при разработке производственных программ организаций учитываются в том числе результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Требования к проведению технического обследования систем определены приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр.

Одной из целей проведения технического обследования централизованных систем водоснабжения является определение расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, исходя из их технического состояния.

Вместе с тем в подтверждение состояния сетей и объектов водоснабжения, водоотведения ООО «Тритэра» не были представлены документы технического обследования.

По результатам анализа сведений за предыдущий долгосрочный период регулирования, агентством откорректированы расходы по данной статье, были учтены расходы на проведение аварийно-восстановительных работ с учетом выполнения работ хозспособом, подтвержденные представленными организацией товарными чеками.

Представленные акты выполненных работ и локальные сметные расчеты не были приняты к расчету, поскольку указанные документы подтверждают, что отраженные в них виды работ выполнялись работниками ООО «Тритэра» т.е. хозяйственным способом,оплата труда ремонтного персонала была уже учтена в составе расходов по статье «Ремонтные расходы», повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности не допускается, акты списания сырья и материалов обществом в подтверждение понесенных расходов не представлены. Часть представленных счетов имели не читаемый вид, не имели отношения к регулируемым видам деятельности, не относятся к расходам на текущий ремонт, не представлены подтверждающие документы наличия у ООО «Тритэра» автомобилей в собственности, на ином праве с целью осуществления регулируемого вида деятельности, в связи с чем исключены как экономически необоснованные ( затраты, которые не были включены в тариф по статье «Ремонтные расходы», представлены ответчиком в табличной форме).

Согласно п. 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду и водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объёмы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние три года.

Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает в себя показатели: фактического объема воды, отпущенной абонентам, за последние три года; объема воды, отпускаемой новым абонентам; изменения объема отпускаемой воды в связи с изменением нормативов потребления.

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 №6.

Однако, ООО «Тритэра» Стандарты раскрытия информации за 2019-2020 годы в установленном порядкене опубликованы.

Обществом на 2021 год предложенобъем реализации воды в размере 211,21 тыс. куб. м (факт 2017 года), а объем водоотведения - 250 тыс. куб. м без надлежащего обоснования,предусмотренного пунктами 4 и 5 Методических указаний, в связи с чем регулирующим органом расчет объема воды и приема сточных вод на 2019-2023 год выполнен с учетом сведений о фактическом объеме воды, отпущенной абонентам, и приема сточных вод ООО «Тритэра» на основании показателей статистической отчетности за 2016-2020 годы ( расчет приведен в табличной форме), что соответствует Методическим указаниям. Кроме того, регулирующий орган вправе использовать данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные (подпункт «ж» пункта 22 Основ ценообразования).

За нераскрытие стандартов за период с 5.10.2018г по 3.05.2020 директор ООО «Тритэра» был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с наложением административного взыскания в виде штрафа, за нераскрытие стандартов за период с 4.05.2020 по 4.03.2021 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.8.1 КоАП РФ с наложением административного взыскания в виде дисквалификации на 1 год

В соответствии с подпунктом «б» пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов или лимитов

ООО «Тритэра» не представлен расчет водного налога, в налоговой декларации по водному налогу за 1 квартал 2019 года неверно указана ставка для водоснабжения населения в размере 241 руб./тыс. м куб., тогда как в соответствии с п. 3 статьи 333.12 Налогового Кодекса РФ налоговая ставка за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта для водоснабжения населения с 1 января по 31 декабря 2019 года составляет 141 рубль.

В налоговых декларациях по водному налогу за 2020 г. указан суммарный объем воды, забранной из водного объекта в большем размере чем указан в форме статистической отчетности №1-водопровод, поступившей в орган статистики (Приморстат).

В соответствии со статьей 333.13 Налогового Кодекса РФ сумма водного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 Налогового Кодекса РФ. Согласно статье 333.10 Налогового Кодекса РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (регулирующим органом представлен расчет суммы водного налога в табличной форме).

В связи с предоставлением ООО «Тритэра» документов, подтверждающих переход в 2019 году на упрощенную систему налогообложения, затраты на уплату налога на прибыль, заявленные Обществом: по водоснабжению - в размере 1 206,0 тыс. рублей, по водоотведению - в размере 780,69 тыс. руб., а также затраты на уплату налога на имущество, заявленные Обществом: по водоснабжению - в размере 5,64 тыс. рублей, по водоотведению - в размере 3,76 тыс. руб., исключены из НВВ на основании пп. 2 ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ, которым предусматривается освобождение от уплаты данных налогов организаций, применяющих УСН.

Затраты на уплату земельного налога, заявленные Обществом по водоснабжению, по водоотведению, исключены из НВВ в связи с непредставлением обоснованных расчетов и документов, подтверждающих затраты по уплате данного налога.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 49 Методических указаний, статьей 346.18 Налогового Кодекса РФ на 2019 год расходы Общества включены исходя из затрат на уплату налога по упрощенной системе налогообложения на основании представленного ООО «Тритэра» письма межрайонной инспекции ФНС №12 по Приморскому краю, налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год.

На 2020-2023 годы налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, рассчитан в размере 1 процента налогооблагаемой базы согласно статье 346.18 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, экономически необоснованные доходы и расходы, выявленные в том числе в результате проверок и мероприятий по контролю, а также на основании анализа представленных регулируемой организацией документов.

В 2020 году в тарифе на питьевую воду из НВВ исключены расходы в размере затрат на текущий ремонт за 2018 год в сумме 1413,21 тыс. руб. в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт выполнения мероприятий по ремонту объектов систем водоснабжения

В соответствии с п. 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В силу пункта 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Сумма недополученных доходов, предлагаемая ООО «Тритэра» к включению в НВВ на 2019 год, не учтена ввиду отсутствия расчета недополученных доходов, соответствующего указанной сумме, сложившейся экономии от невыполнения производственной программы в полном объеме и данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих недополученные доходы.

На 2020 год включены недополученные доходы от реализации услуг в сфере водоснабжения в 2018 году в размере 1220,19 тыс.руб. на основании представленной ООО «Тритэра» бухгалтерской и статистической отчетности за 2018г.

На 2021 год сумма недополученных доходов, предлагаемая ООО «Тритэра» к включению в НВВ, образовавшаяся в 2019 году, не учтена ввиду отсутствия расчета недополученных доходов, и данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих недополученные доходы ( в тарифном деле имеются расчеты недополученных доходов образовавшихся в 2018)

Согласно подпункту «к» пункта 17 Правил регулирования тарифов расчет недополученных доходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования, представляется такой организацией в составе обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов

Согласно пунктам 33 и 60 Основ ценообразования, пункту 95 Методических указаний базовый уровень операционных расходов не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования, а корректируется согласно формуле (39) Методических указаний только в части изменения фактического и прогнозного индексов изменения потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, индекса изменения количества активов.

В соответствии пунктом 9 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением тарифов на подключение (технологическое присоединение) устанавливаются в соответствии с предельными индексами с календарной разбивкой по полугодиям при условии не превышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Затраты по статье «Расходы на электрическую энергию» на 2019 год в тарифе на питьевую воду определены на основании фактических объемов электрической энергии, представленных ООО «Тритэра» в счетах-фактурах, выставленных ПАО «ДЭК» за 2019 год

Затраты по статье «Расходы на электрическую энергию» на 2019 год в тарифе на водоотведение определены на основании фактических объемов электрической энергии, представленных в форме статистической отчетности № 1-Канализация за 2019 год.

Тариф на электрическую энергию принят исходя из фактически сложившегося за январь-декабрь 2019 года на основании счетов-фактур, выставленных обществу ПАО «ДЭК».

Таким образом, с учетом того, что орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования сведений об этих регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации, с учетом того, что ООО «Тритэра», являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно было быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на долгосрочный период регулирования тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг, суд полагает что предусмотренный действующим законодательством порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей Ярославского городского поселения Агентством не нарушен.

Однако, из пояснений административного ответчика следует, что Постановление агентства № 7/1 от 12 марта 2021 года является заменяющим нормативным правовым актом, принятым во исполнение решения Приморского краевого суда.

Вместе с тем, при принятии данного нормативного правового акта органу регулирования надлежало исполнить судебный акт только в части тех расходов, которые рассматривались судом, то есть только в той части, которая являлась предметом рассмотрения суда по ранее принятому судебному акту

Вопрос о проведении корректировки подлежал рассмотрению в следующий расчетный период, при установлении очередных тарифов, а не при принятии заменяющего нормативного правового акта, поскольку корректировка долгосрочных параметров возможна только в рамках действия утвержденной долгосрочной программы. В данном случае базовый нормативно правовой акт, определяющий долгосрочные параметры регулирования и устанавливающий конкретные тарифы, отменен, признан судом недействующим со дня его принятия, следовательно, все последующие корректировки не имеют «предмета приложения», отсутствует программа которую можно корректировать.

Таким образом постановление агентства №7/1 от 12 марта 2021 года не может быть признано заменяющим правовым актом, данным постановлением был скорректирован тариф на 2021г. ( долгосрочные параметры) с учетом принятого решения Приморского краевого суда, данное постановление агентства принято именно как акт, которым вносятся изменения в основной нормативный правовой акт.

Следовательно, после вступления решения Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу и до настоящего времени органом регулирования не реализовано предоставленное ему правомочие по принятию заменяющего акта.

В силу пункта 33 Правил регулирования тарифов нормативный правовой акт, принимаемый регулирующим органом в целях замены акта, признанного судом недействующим, не нарушает принцип запрета придания тарифам обратной силы.

Иное означало бы возможность сохранения действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; а также указывало бы на нарушение принципа установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (часть 2 статьи 3 ФЗ о водоснабжении и водоотведении).

Принятие такого акта, по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.

Споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежали бы рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом с последующей ее корректировкой в установленном порядке.

Кроме того, в рамках принятия заменяющего нормативного правового акта, в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключалось не только право, но и обязанность органа регулирования предложить организации представить дополнительные материалы.

Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями.

Корректировка проводится с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Органами регулирования при ежегодной корректировке соблюдается весь порядок действий, предусмотренный законодателем для установления тарифов, анализируется пакет с новыми обосновывающими документами, необходимыми к подтверждению затрат организации, соответственно, органом регулирования анализируются новые числовые значения по статьям затрат, действия организаций в рамках осуществляемой ими деятельности за предшествующий период.

Постановлением Агентства от 16 декабря 2021 года № 56/29 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 17 декабря 2020 года № 65/3 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» произведена очередная корректировка долгосрочных параметров на 2022г.

Из материалов тарифного дела следует, что 29 апреля 2021г. ООО «Тритэра» обратилось в агентство с заявлением об утверждении откорректированных производственных программ и установлении тарифа для общества на питьевую воду и водоотведение на период с 1.02.2022 по 31.12.2022, представив в регулирующий орган расчет тарифа (корректировку) на питьевую воду для потребителей ООО «Тритэра», с обосновывающими документами на 135 листах, а также расчет тарифа (корректировку) на водоотведение для потребителей ООО «Тритэра», с обосновывающими документами на 117 листах

18 мая 2021г. агентством в адрес ООО «Тритэра» направлен запрос на предоставление пакета документов необходимого для открытия дела, а именно: копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения, в отношении объектов недвижимости (зданий, -строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности; копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату, копию договора энергоснабжения (с приложениями) с ПАО «ДЭК», копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).

Кроме того, для проведения оценки экономической обоснованности затрат, предлагаемых для включения в тарифы на питьевую воду и водоотведение ООО «Тритэра», просило представить: расчет расходов на амортизацию основных средств с приложением документов, подтверждающих постановку на баланс имущества (акты приема- передачи объектов основных средств по форме № ОС-1, инвентарные карточки объектов основных средств по форме № ОС-6, амортизационные ведомости); отчетность по выполнению ремонтных работ за 2020 год; расчет налогов и сборов, с указанием налоговых ставок (со ссылкой на нормативно правовой акт, которым установлены ставки).

Таким образом, регулирующий орган для установления тарифа посчитал достаточным запросить у ООО «Тритэра» только указанные документы.

Конечно, по общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы, однако согласно пункту 19 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.

В свою очередь Агентством при принятии постановления №56/29 не были сделаны повторные запросы в регулируемую организацию о предоставлении дополнительных сведений, расчетов, для уточнения.

В связи с предоставлением неполного пакета документов агентством было открыто тарифное дело на основании имеющихся сведений.

В связи с признанием недействующим постановления № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края», утвердившего показатели базового уровня расходов на долгосрочный период регулирования, учитывая, что органом регулирования не реализовано предоставленное ему правомочие по принятию заменяющего акта, корректировка установленных постановлением №56/29 тарифов на 2022 г. также подлежит пересмотру.

Признание недействующим постановления № 68/16 об утверждении производственных программ, а следовательно и тарифа, установленного данным постановлением, в отсутствие заменяющего акта, лишает возможности взыскания с абонентов платы и задолженности, образовавшейся в указанный период, по экономически обоснованным тарифам.

Руководствуясь ст. ст. 178, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ суд

РЕШИЛ:

требования Общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилкомхоз», ФИО1 , ФИО5, ФИО6 к Агентству по тарифам Приморского края, заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью «Тритэра», об оспаривании нормативно-правового акта - удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление Агентства по тарифам Приморского края от 17 декабря 2020 года № 65/3 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 13 декабря 2018 года № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края»,

Постановление Агентства по тарифам Приморского края в редакции от 12 марта 2021 года № 7/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 17 декабря 2020 года № 65/3 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 13 декабря 2018 года № 68/16 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края».

Постановление Агентства по тарифам Приморского края в редакции от 16 декабря 2021 года № 56/29 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 17 декабря 2020 года № 65/3 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края».

Обязать агентство по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Внукова