НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского краевого суда (Приморский край) от 18.11.2015 № 7-21-1297

Судья Иванова Н.Н. Дело № 7-21-1297

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» Братель Н.В. на решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 1 июля 2015 года, вынесенное в отношении КГУП «Примтеплоэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

постановлением врио главного государственного инспектора Кавалеровского муниципального района по пожарному надзору ... А.А. ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Примтеплоэнерго» признано виновным по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.

Решением судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 1 июля 2015 года по жалобе защитника КГУП «Примтеплоэнерго» Братель Н.В. постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Защитником КГУП «Примтеплоэнерго» Братель Н.В. подана жалоба на решение судьи, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, уменьшении размера штрафа. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы. Учитывая незначительный пропуск срока подачи жалобы, а также цель обеспечения права КГУП «Примтеплоэнерго» на судебную защиту, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения ходатайства.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения защитника КГУП «Примтеплоэнерго» Братель Н.В., прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица и решения судьи.

За нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в силу части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц влечёт наложение административного наказания в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 13 октября 2014 года в 14 часов 30 минут в зданиях и помещениях, а также на прилегающей территории КГУП «Примтеплоэнерго» филиала «Дальнегорский» теплового района «Кавалеровский», расположенных по адресам: посёлок Хрустальный, улица Комсомольская, дом , посёлок Кавалерово, улица Первомайская, дом посёлок Горнореченский, улица Советская, дом , село Зеркальное, село Устиновка, посёлок Кавалерово, улица Гоголя, дом посёлок Кавалерово, улица Арсеньева, дом , посёлок Горнореченский, улица Советская, дом (насосная станция), посёлок Рудный, улица Партизанская, дом 4 КГУП «Примтеплоэнерго» нарушены требования пожарной безопасности, а именно: на части светильников отсутствуют защитные колпаки – рассеиватели; для обогрева помещений применяется нестандартный (самодельный) электронагревательный прибор; допускается эксплуатация распределительных коробок со снятыми крышками; не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; дверь запасного выхода второго этажа заблокирована, а именно закрыта брезентом; пожарные рукава не присоединены к пожарным кранам; допускается эксплуатация включенного в электрическую сеть электрочайника, оставленного без присмотра; некоторые здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управлением эвакуацией людей в случае возникновения пожара; часть пожарных щитов не полностью укомплектована пожарным инвентарём; деревянные конструкции чердачных помещений крыш не обработаны огнезащитным составом; отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности; не обеспечен сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой и удаление по окончании рабочей смены содержимого указанных контейнеров; ряд пожарных рукавов не присоединён к пожарным кранам; в помещении установлена самодельная металлическая печь; совместное хранение и транспортирование баллонов пропана с кислородом осуществляется без навинченных защитных колпаков; в помещениях установлены самодельные металлические печи, производится хранение тары из-под горючего (масла); на дверях помещений производственного, складского назначения и наружных установках отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; допускается эксплуатация теплопроизводящих установок при подтекании жидкого топлива из систем топливоподачи, а также вентилей; отсутствуют планы эвакуации людей в случае возникновения пожара; допускается наличие кустарников и сухой растительности внутри обвалований резервуарного парка; допускается эксплуатация электропроводки с повреждениями изоляции, а также скрутками, использование противопожарного расстояния между зданием котельной и складами для хранения горючих материалов (досок); не соблюдены проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности к дверям, расположенным на путях эвакуации из помещений котельной в части открывания их по направлению выхода из здания; места расположения первичных средств пожаротушения, путей эвакуации и эвакуационных выходов не обозначены знаками пожарной безопасности; на дымовых трубах котельных установок, работающих на твёрдом топливе, отсутствуют искроносители.

Квалифицируя допущенные КГУП «Примтеплоэнерго» нарушения по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный орган исходил из доказанности факта выявленных нарушений и вины дошкольного образовательного учреждения в их допущении.

Судья, согласившись с выводами должностного лица административного органа, пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях унитарного предприятия вины в нарушении пунктов 6, 7, 20, 27, 33, 57, 74, 86, 249, подпунктов «а», «б», «в», «д» пункта 42, подпункта «б» пункта 36, подпункта «в» пункта 353, подпунктов «в», «з» пункта 83, подпункта «к» пункта 428, приложения 6 пункта 482, приложения 18 пункта 2 Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 9 таблицы 1, пунктов 25.2 и 38 таблицы 3 Норм пожарной безопасности 110-03, утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», пунктов 15 и 20 таблицы 2 Норм пожарной безопасности 104-03, утверждённых приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», пункта 7.1 СНиП 21-01-97, «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятого и введённого в действие постановлением Министерства строительства РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7, ГОСТ 12.2.143-2009, пунктов 1.2, 1.3 Норм пожарной безопасности 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ от 24 июля 1997 года № 46.

Согласно пункту 9 таблицы 1, пунктам 25.2 и 38 таблицы 3 Норм пожарной безопасности 110-03 объектом защиты являются здания общественного и административно-бытового назначения (кроме указанных в пунктах 11, 13), помещения для хранения транспортных средств, размещаемые в зданиях иного назначения (за исключением индивидуальных жилых домов) при их расположении в цокольных и надземных этажах, помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные. Предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения (пункт 7.1 СНиП 21-01-97, «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятого и введённого в действие постановлением Министерства строительства РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7). В силу пункта 6 Правил противопожарного режима в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны. На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения (пункт 7 Правил). Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 20 Правил). Руководитель организации обеспечивает сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой и удаление по окончании рабочей смены содержимого указанных контейнеров (пункт 27 Правил). При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 33 Правил). Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов (пункт 57 Правил). Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары (пункт 74 Правил). При установке временных металлических и других печей заводского изготовления в помещениях общежитий, административных, общественных и вспомогательных зданий предприятий, в жилых домах руководителями организаций обеспечивается выполнение указаний (инструкций) предприятий-изготовителей этих видов продукции, а также требований норм проектирования, предъявляемых к системам отопления (пункт 86 Правил). В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла (пункт 249 Правил). Запрещается: эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; обёртывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы (пункты «а», «б», «в», «д» пункта 42 Правил). При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов (подпункт «б» пункта 36 Правил). Запрещается на складах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей наличие деревьев, кустарников и сухой растительности внутри обвалований (подпункт «в» пункта 353 Правил). При эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается эксплуатировать теплопроизводящие установки при подтекании жидкого топлива (утечке газа) из систем топливоподачи, а также вентилей у топки и у ёмкости с топливом; эксплуатировать котельные установки, работающие на твёрдом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи (подпункты «в», «з» пункта 83 Правил). При проведении газосварочных работ хранение и транспортирование баллонов с газами осуществляется только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками (подпункт «к» пункта 428 Правил). Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № 6 (пункт 482 Правил). В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (пункт 2 Правил). ГОСТ 12.2.143-2009 предусмотрены система стандартов безопасности труда, системы фотолюминесцентные эвакуационные, требования и методы контроля. Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Норм пожарной безопасности 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ от 24 июля 1997 года № 46, для внешнего оформления знаков пожарной безопасности; обозначения путей эвакуации, а также границ зон путей эвакуации, которые не допускается загромождать или использовать для складирования следует использовать сигнальные цвета. Знаки пожарной безопасности следует размещать на территориях предприятий (в зданиях, сооружениях и на других объектах), в помещениях, а также на рабочих местах и участках производства работ (услуг).

Исследованные судьёй доказательства в своей совокупности, оценённые по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждают, что КГУП «Примтеплоэнерго» нарушены вышеприведенные требования пожарной безопасности.

Установив наличие указанных нарушений и реальную возможность администрации при должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, их устранить, судья пришла к обоснованному выводу о правомерном привлечении юридического лица к ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правонарушения квалифицированны верно, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание назначено с соблюдением требований части 2 статьи 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгое наказание.

Довод жалобы о том, что КГУП «Примтеплоэнерго», являясь арендатором имущества, расположенного по адресу: посёлок Хрустальный, улица Комсольская, , посёлок Кавалерово, улица Первомайская, , село Зеркальное, село Устиновка, посёлок Кавалерово, улица Арсеньева, , посёлок Горнореченский, улица Советская, , посёлок Рудный и принадлежащего Администрации Кавалеровского муниципального района не может нести ответственность за необорудование помещений автоматической пожарной сигнализацией, нельзя признать состоятельным.

Согласно статьям 37 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что КГУП «Примтеплоэнерго» является пользователем нежилых зданий, расположенных по вышеуказанным адресам, в связи с чем на основании статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» должно нести административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности на указанных объектах.

Кроме того, согласно пункту 2.2.3 договора аренды имущества от 1 апреля 2015 года № 28/00035-13 арендатор обязан поддерживать имущество, переданное по акту приёма-передачи, в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, нести все расходы по его содержанию.

Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что имущество по названным выше адресам находится в аренде у Дальнегорского филиала КГУП «Примтеплоэнерго», а на арендодателе (администрации Кавалеровского муниципального района) согласно пункту 2.1.4 договора лежит обязанность по установке систем пожарной сигнализации и пожаротушения не освобождает предприятие от ответственности за вменённые правонарушения. Данные помещения находятся в пользовании КГУП «Примтеплоэнерго» и используются для коммерческих целей предприятия, размещенные в них подразделения имеют определенную специфику, что и обязывает оборудовать их пожарной сигнализацией. При указанных обстоятельствах КГУП «Примтеплоэнерго» обоснованно привлечено к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, как арендатор имущества, не оборудованного в нарушение закона пожарной сигнализацией. За защитой гражданских прав, нарушенных арендодателем неисполнением условий договора аренды, КГУП «Примтеплоэнерго» вправе обратиться в порядке гражданского судопроизводства.

В жалобе защитником КГУП «Примтеплоэнерго» указано о несогласии с выводами судьи об отсутствии оснований для снижения размера административного штрафа.

Между тем, административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи, и является минимальным. Совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 32 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволяющих назначить наказание ниже низшего предела, по делу не установлено. Характер правонарушения, конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о многочисленности допущенных нарушений, обоснованно не позволили судье изменить назначенное должностным лицом административного органа наказание. Включение мероприятий в план устранения нарушения требований пожарной безопасности до 1 августа 2015 года, трудное финансовое положение и значимость деятельности унитарного предприятия не являются основанием для снижения штрафа. В силу положений части 4 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устранение допущенных нарушений является обязанностью лица, от исполнения которой назначение наказания не освобождает.

Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, указывающих на недопустимость доказательств, и которые могли бы повлечь отмену постановлений должностного лица и судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 1 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» ... Н.В. – без удовлетворения.

Судья Е.В. Королева