НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского краевого суда (Приморский край) от 16.05.2022 № 25080000-01-2022-000184

Дело № 3а-217/2022

25080000-01-2022-000184-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16мая 2022 года г. Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

с участием представителя административного истца Загуменной Р.П., представителя административного ответчика - ФИО1, представителя министерства имущественных и земельных отношений ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр кадастровой оценки Приморского края», с привлечением в качестве заинтересованных лиц министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Росреестра по Приморскому краю, администрации Артемовского городского округа, об оспаривании решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Административный истец (с учетом уточнённых требований) обратился в суд с требованиями к КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» об оспаривании решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка, указав в обоснование что является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сведений ЕГРН участок имеет вид разрешенного использования «офисы, конторы, административные службы», однако в 2015 году административному истцу было выдано разрешение на строительство административно-бытового корпуса с гаражом на первом этаже и трех кабинетов для персонала. Все работы были выполнены согласно проектной документации на объект. В 2018 году административный истец обращался в Приморский краевой суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по причине недостоверности сведений об объекте недвижимости, послуживших основанием для установления кадастровой стоимости. Решением Приморского краевого суда по делу было установлено что здание стоянки грузового автомобильного транспорта с помещениями административно- бытового корпуса является производственным зданием, в том числе подтверждено строгое соответствие выстроенного здания требованиям проектной документации. Фактическое использование послужило основанием отнесения участка в девятой группе видов разрешенного использования, как к производственно-административной. В связи с чем решением суда кадастровая стоимость была изменена с 18 297 715 руб 59 коп. на 6 701 231 рубль 25 коп.

31.12.2020 в сведения ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости участка определенные по состоянию на 01.01.2020 в размере 12 610 934,2 руб. Увеличение составило 100 %, поскольку земельный участок был отнесен к 4 сегменту видов использования, вид 4.1 Таким образом при определении кадастровой стоимости земельного участка были использованы недостоверные сведения о нём, допущено неправильное определение оценщиком группы видов разрешённого использования земельного участка.

Административный истец обратился в КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» с заявлением об исправлении ошибки допущенных при определении кадастровой стоимости, решением ответчика от 24.01.2022 в удовлетворении заявления было отказано, однако до настоящего времени ни вид разрешенного использования земельного участка, ни назначение здания не изменились, ни одна характеристика здания и участка не изменились, вместе с тем кадастровая стоимость земельного участка прямо влияет на размер исчисляемого налога, что влечет нарушение прав административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме, приведя доводы изложенные в иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что поскольку декларация о характеристиках объекта недвижимости в адрес КГБУ«ЦКО» не поступала, кадастровая стоимость была определена исходя из сведений содержащихся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости. Как следует из сведений ЕГРН, участок имеет вид разрешенного использования «Офисы, конторы, административные службы», вид использования участка - «Для объектов общественно-делового значения», чем и руководствовалось КГБУ «ЦКО» при принятии настоящего решения. Решение суда не могло служить основанием к применению его для установления кадастровой стоимости.

Представитель министерства имущественных и земельных отношений в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что кадастровая стоимость установлена в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка содержащегося в ЕГРН, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Представитель администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласен, поскольку кадастровая стоимость установлена в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка содержащегося в ЕГРН, в соответствии с Методическими указаниями, в связи с чем при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости ошибок не выявлено ( отзыв прилагается).

Сведениями о неявке в судебное заседание иных участников процесса по уважительным причинам, суд не располагает. Ходатайств об отложении судебного разбирательства до начала судебного заседания в адрес суда не поступало.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Положениями статьи 21 Закона № 237-ФЗ установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства; в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей (части 23 и 24).

В силу пункта 13 статьи 21 Федерального закона № 237-Ф3 ошибкой, допущенной при определении кадастровой стоимости, признается искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, например: его местоположения, целевого назначения, разрешенного использования земельного участка; использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец является собственником объекта недвижимости - земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из ЕГРН участок имеет вид разрешенного использования - для объектов общественно делового значения, (офисы, конторы, административные службы).

Поскольку земельный участок расположен в зоне производственно- коммунальных объектов V класса, на спорный земельный участок управлением архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа Приморского края 11 февраля 2015 года административному истцу было выдано разрешение на строительство административно-бытового корпуса с гаражом на первом этаже и трёх кабинетов для персонала.

Строительство указанных помещений было выполнено и согласно заключению по проекту выполненному ООО «Влад-ДВ проект» здание стоянки грузового автомобильного транспорта с помещениями административно-бытового корпуса выстроено и запроектировано как промышленное.

В 2018 году административный истец обращался в Приморский краевой суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости данного земельного участка по причине недостоверности сведений об объекте недвижимости, послуживших основанием для установления кадастровой стоимости.

Решением Приморского краевого суда по делу установлено что здание стоянки грузового автомобильного транспорта с помещениями административно- бытового корпуса является производственным зданием, вид разрешенного использования, и фактическое его использование свидетельствует о необходимости отнесения земельного участка к виду разрешенного использования производственно-административной.

На основании указанного решения суда кадастровая стоимость определенная по состоянию на 1 февраля 2015г. была изменена с 18 297 715,59 руб. на 6 701 231,25 руб..

Последующая кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером была произведена КГБУ«ЦКО» на основании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15.02.2019 № 42-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края».

Земельный участок был отнесен к 4 сегменту видов использования.

Данный сегмент в Постановлении Правительства Приморского края от 19.02.2021 № 64-пп «Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу) Приморского края» обозначен как «Предпринимательство»

Кадастровая стоимость земельного участка определена методом статистического анализа на основании данных о земельном участке, путем расчета удельного показателя кадастровой стоимости объекта оценки с учетом его вида разрешенного использования и площади.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15.10.2020 №87-п.

31.12.2020 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости участка , определенные по состоянию на 01.01.2020 в размере 12 610 934,2 руб.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», регулируются отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

С принятием указанного Федерального закона законодателем изменена процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе путем введения процедуры рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости.

Административный истец обратился в КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка.

Решением от 24 января 2022 года КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» административному истцу отказано в удовлетворении заявления об исправлении ошибки при определении и пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 12 610 934, 20 рублей оставлена без изменений.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях

Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

С учетом всех фактических обстоятельств дела, суд полагает, что при определении кадастровой стоимости административным ответчиком земельный участок был ошибочно отнесен к 4 сегменту видов использования.

Как правообладатель земельного участка, в отношении которого по результатам предыдущего тура определения кадастровой стоимости проведена процедура его оспаривания, истец, применяющий результаты такого оспаривания в налоговых правоотношениях, вправе был рассчитывать при проведении кадастровой оценки на отнесение участка к 6 сегменту видов разрешенного использования - « Производственная деятельность» - как земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, что было установлено решением Приморского краевого суда.

Вместе с тем кадастровая стоимость была определена КГБУ «ЦКО» исходя из сведений ЕГРН, согласно которых участок с кадастровым номером <адрес> имеет вид разрешенного использования «Офисы, конторы, административные службы», вид использования участка - «Для объектов общественно-делового значения».

Таким образом КГБУ «ЦКО» ограничил источник сведений о земельном участке установленном на основании решения Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу только представленной Управлением Росреестра по Приморскому краю выборкой из Единого государственного реестра недвижимости, а при поступлении заявления административного истца, представившего соответствующий судебный акт, необоснованно отказался исправить допущенную в отношении спорного земельного участка ошибку, связанную с отнесением земельного участка к 4 сегменту, чем нарушил права административного истца, в то время как при обращении административного истца в КГБУ «ЦКО» административный ответчик должен был установить и проверить не только категорию и разрешенное использование спорного участка, а также вид осуществляемой на нем деятельности, фактическое его использование с учетом ранее вынесенного судебного решения.

Отсутствие сведений о смене вида разрешенного использования участка в едином государственном реестре недвижимости Управления Росреестра по Приморскому краю, не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования участка не изменился.

Отсутствие сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка указывает на недостоверность сведений в ЕГРН, в связи с чем суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании недостоверных сведений, которые повлияли на величину кадастровой стоимости данного земельного участка, следовательно и увеличение исчисляемого налога.

До настоящего времени ни вид разрешенного использования земельного участка, ни назначение здания не изменились (такие данные не представлены).

То, что истец не обращался в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН относительно вида разрешенного использования земельного участка на основании вступившего в законную силу решения суда, не свидетельствует о том, что административный истец не вправе был рассчитывать на исправление ошибки, связанной с отнесением земельного участка при проведении кадастровой оценки к 4 сегменту. Обязательность судебных актов, как принцип административного судопроизводства провозглашена в части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Часть 15 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения, требование об установлении иной стоимости объекта недвижимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.

В качестве способа восстановления нарушенного права административный истец просил установить достоверную кадастровую стоимость в соответствии с представленным им расчетом, с которым суд соглашается.

Так согласно пункта 18 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514, кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.

Средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам утвержден Постановлением Правительства Приморского края от 19.02.2021 № 64-пп «Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу) Приморского края»

В шестом сегменте видов разрешенного использования «Производственная деятельность» в квартале установлен в размере 913 руб. 58 коп. Площадь участка составляет 5 859 кв м.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. по состоянию на 01 января 2020 года, составляет 5352 665 руб. 22 коп.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований административного истца.

Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 об оспаривании решения Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр кадастровой оценки Приморского края» об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.

Признать решение Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр кадастровой оценки Приморского края» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка незаконным

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2020 года исходя из отнесения земельного участка к 6 сегменту видов разрешенного использования - « Производственная деятельность», в размере 5 352 665,22 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Внукова