НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского краевого суда (Приморский край) от 16.05.2017 № 3А-104/17

Дело № 3а-104/17Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 16 мая 2017 года

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Деменевой А.О.,

с участием прокурораНишоновой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» к департаменту по тарифам Приморского края о признании постановления департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года N 70/11 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 15 декабря 2015 N 62/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» на период регулирования с 2016 по 2018 годы»» не действующим,

установил:

постановлением департамента по тарифам Приморского края от 15 декабря 2015 года N 62/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» на период регулирования с 2016 по 2018 годы» были установлены долгосрочные параметры регулирования на период с 2016 по 2018 годы для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей», с использованием метода индексации установленных тарифов, а также утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую для потребителей МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» на период регулирования с 2016 по 2018 годы.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года N 70/11 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 15 декабря 2015 года N 62/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» на период регулирования с 2016 по 2018 годы»» изложены в новой редакции приложения N 2 и N 3 к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 15 декабря 2015 года N 62/4, устанавливающие тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» и тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» на период регулирования с 2016 по 2018 годы.

Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» (далее - МУПВ «ВПЭС») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края (далее - Департамент) от 20 декабря 2016 года N 70/11, как противоречащее требованиям положений статей 3, 7, 8, 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктов 13, 32, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075, пунктов 10, 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э. В обоснование своих требований указало, что МУПВ «ВПЭС» является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере оказания потребителям города Владивостока услуг по производству, передаче тепловой энергии, в сфере обслуживания, в том числе, тепловых сетей; по организации мероприятий по теплоснабжению. В целях корректировки тарифов на тепловую энергию для потребителей МУПВ «ВПЭС» на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы, а также в целях учёта средств на компенсацию выпадающих доходов, МУПВ «ВПЭС» обратилось в Департамент, представив уточнённый расчёт расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, расчёт выпадающих доходов, которые были выявлены на основании официальной бухгалтерской и статистической отчётности по результатам расчётных периодов регулирования за 2014, 2015 годы по виду деятельности «Производство тепловой энергии», связанные с превышением учтённого при установлении тарифов объёма полезного отпуска тепловой энергии над фактическим, и документы, подтверждающие наличие и размер выпадающих доходов за расчётные периоды регулирования 2014-1015 годы для включения в необходимую валовую выручку для расчёта долгосрочных параметров регулирования на период 2016-2018 годы и утверждения тарифов на тепловую энергию на период 2016-2018 годы. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Департаментом было вынесено оспариваемое постановление, которым заявленные МУПВ «ВПЭС» выпадающие доходы по результатам расчётного периода регулирования за 2015 год не были приняты Департаментом со ссылкой на то, что увеличение фактических расходов за 2015 год над расходами, запланированными при установлении тарифов, бухгалтерской и статистической отчётностью Предприятием не подтверждены (нет раздельного учёта по видам деятельности), а заявленные выпадающие доходы по результатам расчётного периода регулирования за 2014 год не были приняты Департаментом без указания причин отказа. Департаментом был нарушен порядок принятия оспариваемого постановления, в том числе формы принятия решения и закрепления обязательных для установления тарифов параметров, что привело к утверждению экономически необоснованных тарифов, имущественным потерям и убыткам МУПВ «ВПЭС» и возложению на него обязанности по поставке тепловой энергии по ценам, не обеспечивающим возмещение затрат на её производство.

В судебном заседании представители административного истца ФИО11 и ФИО12 поддержали заявленные требования в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, ранее представили письменные пояснения на возражения на иск, дополнительные пояснения к иску. По существу указали, что МУПВ «ВПЭС» 28 апреля 2016 года обратилось с заявлением в Департамент об открытии дела по установлению тарифа на 2017 год методом индексации установленных тарифов в сфере теплоснабжения и приложило документы, исчерпывающий перечень которых пределён пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов). 16 мая 2016 года Департаментом было открыто тарифное дело . МУПВ «ВПЭС» в материалы тарифного дела представлены все необходимые и обосновывающие документы, которые свидетельствуют о наличии фактически понесённых затрат: статистическая отчётность, которая ежегодно предоставляется в Департамент, а именно отчётность по полезному отпуску тепловой энергии (форма № 46-ТЭ), отчётность по выработке тепловой энергии (форма № 22-ЖКХ); бухгалтерская отчётность, содержащая сведения о финансово-хозяйственной деятельности Предприятия за два предшествующих года (бухгалтерский баланс, отчёт о прибыли и убытках); документы первичного бухгалтерского учёта, подтверждающие фактическую реализацию тепловой энергии в заявленном объёме (договоры за 2014, 2015 годы с приложением актов оказанных услуг, счёт-фактур). В связи с чем, Департамент имел реальную возможность проверить состав и размер заявленных выпадающих доходов по итогам расчётного периода регулирования за 2014-2015 годы, связанных с превышением учтённого при установлении тарифов объёма полезного отпуска над фактическим, подлежащим включению в необходимую валовую выручку в целях расчёта (корректировки) тарифа. Департамент не принял предложение МУПВ «ВПЭС» по корректировке тарифов на тепловую энергию со ссылкой на то, что не подтверждены предъявленные выпадающие доходы бухгалтерской и статистической отчётностью (нет раздельного учёта по видам деятельности). Однако, Департамент в случае возникновения каких-либо сомнений, мог реализовать своё право и запросить у МУПВ «ВПЭС» соответствующий пакет документов, подтверждающих ведение раздельного учёта, чего сделано не было. Считают, что Департамент на момент принятия оспариваемого постановления располагал сведениями о ведении МУПВ «ВПЭС» раздельного учёта регулируемых видов деятельности, в том числе и по производству тепловой энергии. Незаконный и немотивированный отказ Департамента повлёк за собой установление экономически необоснованных тарифов, принятых в нарушение установленных требований и норм.

Участвующая в судебном заседании, по ходатайству административного истца в качестве специалиста ФИО13 аудитор ООО ФИО14, поддержала позицию административного истца. Дополнительно пояснила, что данные бухгалтерского учёта, содержащие пояснительную записку, которая подробно расшифровывает все доходы и расходы Предприятия, Положение об учётной политике МУПВ «ВПЭС» свидетельствуют о том, что на Предприятии ведётся раздельный учёт доходов и расходов по регулируемым видам деятельности, в том числе по производству тепловой энергии, что нашло свое отражение на уровне отдельных субсчетов при отражении доходов и расходов.

Представитель департамента по тарифам Приморского края ФИО15 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ранее представила письменные возражения на иск, дополнения к возражениям. По существу указала, что МУПВ «ВПЭС» обратилось с Департамент с заявлением о корректировке тарифов, к которому был приложен расчёт выпадающих доходов на производство тепловой энергии за 2014, 2015 годы, сложившийся из разницы между плановым и фактическим отпуском тепловой энергии. В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов), Предприятие обязано было подтвердить указанные убытки документально на основании официальной бухгалтерской и статистической отчётности. Для обоснования выпадающих доходов МУПВ «ВПЭС» были представлены формы статистической отчётности 46-ТЭ, 22-ЖКХ за 2014, 2015, бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах за 2015 год по виду экономической деятельности «Эксплуатация электрических сетей»,договоры с потребителями тепловой энергии, счета-фактуры, отчёты о продажах. Бухгалтерская отчётность (бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах) за 2014 год в материалы тарифного дела не предоставлялась. Департаментом выпадающие доходы за 2014-2015 годы не были приняты в связи с отсутствием раздельного учёта по видам деятельности. МУПВ «ВПЭС» не представлены Положения об учётной политике на 2014, 2015 годы, с утверждёнными Планами счетов бухгалтерского учёта с выделением субсчетов либо номенклатурных групп, отражающих доходы и расходы по регулируемому виду деятельности. Отсутствие отдельных субсчетов по регулируемому виду деятельности не позволяет достоверно определить выручку Предприятия по регулируемому виду деятельности «Производство тепловой энергии». МУПВ «ВПЭС» представлен расчёт выпадающих доходов на сумму ... рублей и ... рублей за 2014 и 2015 годы соответственно. Согласно Отчёту о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года в строке «Чистая прибыль (убыток)» указан убыток в сумме ... рублей. Однако невозможно установить, что данная сумма является убытком по виду деятельности «Производство тепловой энергии». Тариф рассчитан Департаментом в строгом соответствии с действующим законодательством.

Участвующие в судебном заседании, по ходатайству административного ответчика в качестве специалистов: ФИО16 - начальник отдела инвестиционной политики и топливно-энергетических балансов департамента по тарифам Приморского края, ФИО17 - заместитель директора департамента по тарифам Приморского края, ФИО18 - начальник отдела регулирования тарифов на тепловую энергию департамента по тарифам Приморского края, поддержали позицию административного ответчика. Дополнительно пояснили, что экспертной группой были изучены материалы по тарифному делу , проведена экспертиза представленных МУПВ «ВПЭС» материалов в обоснование установления тарифа на тепловую энергию на 2017 год, по результатам которой 9 декабря 2016 года было составлено соответствующее заключение. При формировании тарифа, Департамент может разделить учёт по видам деятельности. Однако, при подтверждении Организацией понесённых убытков, Департамент не может самостоятельно их разбить по видам деятельности. Организация должна вести раздельный учёт. Недополученный доход можно определить только по представленной бухгалтерской и статистической отчётности. Выпадающие доходы не были учтены в связи с тем, что экспертная группа из представленных МУПВ «ВПЭС» документов не смогла оценить причинённый убыток от вида деятельности «Производство тепловой энергии».

Выслушав объяснения представителей административного истца ФИО11 и ФИО12, возражения представителя департамента по тарифам Приморского края ФИО15, пояснения специалистов ФИО13, ФИО17, ФИО16, ФИО18, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 4 части 1 статьи 8).

Согласно пункту 2, подпункту 9.19.1 пункта 9 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 214-па, департамент по тарифам Приморского края является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В пределах полномочий, определенных указанным Положением, Департамент принимает решения самостоятельно путем рассмотрения дел на заседании правления Департамента и вынесения соответствующего решения (пункт 10 Положения). Департамент вправе создавать экспертные и рабочие группы для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Департамента; проводить экспертизу расчетных материалов, представляемых организациями, расположенными на территории Приморского края, по утверждению или согласованию цен, тарифов, надбавок, наценок, подлежащих государственному регулированию (пункты 13.8, 13.9 Положения).

Согласно части 3 статьи 8 вышеуказанного Закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования тарифов в сфере теплоснабжения Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также Федеральной службой по тарифам от 13 июня 2013 года издан приказ N 760-э, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания).

В судебном заседании установлено, что МУПВ «ВПЭС» является многопрофильным предприятием (некоммерческой организацией), осуществляющим регулируемые и не регулируемые виды деятельности, в том числе осуществляющим деятельность в сфере оказания потребителям города Владивостока услуг по производству, передаче тепловой энергии, в сфере обслуживания, в том числе тепловых сетей; по организации мероприятий по теплоснабжению (пункт 2 Устава).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В силу пункта 30 Правил регулирования цен (тарифов) решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).

Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 31 Правил регулирования цен (тарифов)).

Пунктом 32 Правил регулирования цен (тарифов) предусмотрено, что протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования, в том числе, величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования; основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Согласно материалам дела, 28 апреля 2016 года МУПВ «ВПЭС» обратилось в департамент по тарифам Приморского краям с заявлением об открытии дела по установлению тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельными, принадлежащими на праве хозяйственного ведения МУПВ «ВПЭС» на 2017 год методом индексации установленных тарифов в сфере теплоснабжения.

16 мая 2016 года департаментом по тарифам Приморского края вынесено распоряжение об открытии тарифного дела и утверждении экспертной группы в составе трёх экспертов.

По результатам работы экспертной группы по рассмотрению, представленных МУПВ «ВПЭС» заявления и материалов от 29 апреля 2016 года за N 27-2436, дополнительных материалов: от 9 ноября 2016 года за N 27-6034, от 7 декабря 2016 года за N 27-6667, от 7 декабря 2016 года за N 27-6668, 9 декабря 2016 года составлено заключение экспертной группы, которым была определена скорректированная экономически обоснованная величина расходов и прибыли, формирующая тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУПВ «ВПЭС» на основании анализа скорректированной величины необходимой валовой выручки, относимой на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУПВ «ВПЭС» на 2017 год, а также расчёта экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУПВ «ВПЭС». При расчёте тарифа не учтены заявленные МУПВ «ВПЭС» расходы за 2014 и 2015 годы (выпадающие доходы), в связи с непредставлением Предприятием подтверждающих документов.

На заседании Правления департамента по тарифам Приморского края, проведённого 20 декабря 2016 года с участием членов Правления и специалистов Департамента, а также приглашённых представителей, в том числе и МУПВ «ВПЭС», рассмотрен в частности вопрос по внесению изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 15 декабря 2015 года N 62/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» на период регулирования с 2016 по 2018 годы» (11 вопрос повестки). Представитель МУПВ «ВПЭС» выразил несогласие с предложенным экспертной группой уровнем тарифа на тепловую энергию, а также тепловым балансом. Решение о внесении изменений в Приложение N 2 (Тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей МУПВ «ВПЭС» на период регулирования с 2016 по 2018 годы); в Приложение N 3 (Тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах МУПВ «ВПЭС» на период регулирования с 2016 по 2018 годы) к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 15 декабря 2015 года N 62/4 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 29 декабря 2015 года N 69/3) принято единогласно.

Оспариваемое постановление принято на заседании Правления Департамента 20 декабря 2016 года, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2016 года.

Протокол заседания правления Департамента, являющийся неотъемлемой частью постановления Департамента от 20 декабря 2016 года N 70/11, соответствует требованиям пункта 32 Правил регулирования цен (тарифов). Все основные плановые (расчетные) показатели, перечисленные в этом пункте, и основания, по которым МУПВ «ВПЭС» отказано в учёте выпадающих доходов за 2014, 2015 годы при установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год, приведены в заключении.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления департаментом по тарифам Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа исполнительной власти Приморского края на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.

Пунктом 39 Правил регулирования цен (тарифов) предусмотрено, что решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 настоящих Правил.

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования (пункт 13 Правил регулирования цен (тарифов)).

Пунктом 15 Правил регулирования цен (тарифов) предусмотрено, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. Также приведен перечень информации, которая должна быть указана в заявлении об установлении цен (тарифов).

В соответствии с подпунктом "з" пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются документы и материалы, в том числе расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов).

При этом для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим (пункт 17 Правил регулирования цен (тарифов)).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителями административного истца и административного ответчика, что в целях учёта средств на компенсацию выпадающих доходов, МУПВ «ВПЭС» в Департамент предоставлены расчёты выпадающих доходов на производство тепловой энергии за расчётные периоды регулирования 2014, 2015 годы для включения в необходимую валовую выручку на сумму ... рублей (... рублей и ... рублей за 2014 год и 2015 год соответственно), в обоснование которых представлены: формы статистической отчётности N 46-ТЭ и N 22-ЖКХ за 2014 и 2015 годы, отчёты о продажах по номенклатурной группе Услуги по выработке тепловой энергии МУПВ «ВПЭС» за 1 и 2 полугодие 2014 и 2015 годов, договоры теплоснабжения за 2014 и 2015 годы, счета-фактуры, квитанций, акты оказанных услуг. Кроме этого, был предоставлен бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах за 2015 год по виду экономической деятельности «Эксплуатация электрических сетей», без пояснительной записки к бухгалтерскому отчёту.

Как следует из заключения экспертной группы департамента по тарифам Приморского края, имеющегося в материалах дела, и пояснений представителя и специалистов административного ответчика, экспертной группой исключены выпадающие доходы за 2014, 2015 годы по причине непредставления МУПВ «ВПЭС» подтверждающих документов за указанный период, а именно не были представлены бухгалтерская отчётность (бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах) за 2014 год; бухгалтерская отчётность (бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах) за 2015 год по всем видам экономической деятельности (представлено только по виду деятельности «Эксплуатация электрических сетей»); расчёт выпадающих доходов произведён по полугодиям 2014 года, а форма 46-ТЭ представлена в целом за 2014 год; убыток по виду деятельности «Производство тепловой энергии» в сумме ... рублей, отраженный в отчёте о финансовых результатах в период с января по декабрь 2015 года в строке «Чистая прибыль (убыток)» не подтверждён. Кроме этого, не представлено Положение об учетной политике на 2014 и 2015 годы.

При этом в ходе судебного разбирательства было установлено, что документы, на которые ссылаются представители МУПВ «ВПЭС», как подтверждение фактического объёма отпуска тепловой энергии по итогам регулирования 2014 и 2015 годов, были представлены в департамент по тарифам Приморского края и в Региональную энергетическую комиссию Приморского края, но в иное тарифное дело от 6 мая 2015 года по установлению тарифа на тепловую энергию на 2016-2018 годы, а также в целях обеспечения контроля за применением цен (тарифов) на продукцию (услуги) организациями топливно-энергетического комплекса Приморского края во исполнение постановления Региональной энергетической комиссии Приморского края от 5 апреля 2006 года N 6/1 «О системе отчётности, предоставляемой в Региональную энергетическую комиссию Приморского края организациями топливно-энергетического комплекса Приморского края».

Таким образом, в тарифное дело по установлению тарифов на тепловую энергию на 2017 год данные документы МУПВ «ВПЭС» не предоставлялись, что не отрицали представители административного истца в суде.

Довод представителей административного истца о том, что ими представлены все необходимые документы, подтверждающие сумму расходов, не учтенных органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов), в виде выпадающих доходов, выявленных по результатам расчётного периода регулирования за 2014 и 2015 годы по виду деятельности «Производстве тепловой энергии», не нашёл своего подтверждения.

Довод МУПВ «ВПЭС» о наличии у Департамента возможности запросить дополнительно необходимые документы, является не состоятельным, поскольку пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов) предусматривается возможность регулирующим органом истребования дополнительных сведений, однако это не вменено ему в обязанность.

Из анализа положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования цен (тарифов)).

На основании пункта 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится принцип обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктами 10, 11 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования.

Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 11 Основ ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пунктам 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций.

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 9 ноября 2000 года N 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Согласно пункту 7 Единой системы классификации и раздельного учета в случае установления регулируемой организации тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности, в том числе по производству теплоносителя, ведется регулируемой организацией по расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, и по прочим расходам в соответствии с упомянутыми пунктами 33 и 44 Основ ценообразования.

В судебном заседании установлено, что 29 декабря 2012 года МУПВ «ВПЭС» издан приказ «Об утверждении «Положения об учетной политике МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей»» N 198-р. Приказами N 208-р от 31 декабря 2013 года, N 315-р от 31 декабря 2014 года, N 213-р от 30 декабря 2015 года были внесены изменения и дополнения в Положение об учетной политике МУПВ «ВПЭС» и продлен срок её действия на 2014, 2015, 2016 годы соответственно.

Однако, в нарушение требований пункта 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пунктов 10 и 11 Основ ценообразования, пунктов 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета, МУПВ «ВПЭС» не представлены в материалы тарифного дела N 186/Т-03 по установлению тарифов на тепловую энергию на 2017 год приказы о продлении срока действия Положения об учетной политики на 2014, 2015 годы, в также утверждённые Планы счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности МУПВ «ВПЭС» с выделением отдельных субсчетов либо номенклатуры групп, позволяющие определить затраты по каждому виду регулируемой и нерегулируемой деятельности, в частности доходы и расходы по регулируемому виду деятельности «Производство тепловой энергии».

Довод МУПВ «ВПЭС» о том, что документы, предусматривающие порядок ведения раздельного учета, данные статистической и бухгалтерской отчётности, в том числе первичной бухгалтерской документации имелись в Департаменте, для возможности проверки, анализа и проведения экспертизы состава и размера заявленных выпадающих доходов по итогам расчётного периода регулирования за 2014, 2015 годы, связанных с превышением учтённого при установлении тарифов объёма полезного отпуска над фактически, подлежащими включению в необходимую валовую выручку в целях расчёта (корректировки) тарифа, не подтверждается материалами дела.

Не учитывая при установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год выпадающие доходы МУПВ «ВПЭС» за 2014, 2015 годы, Департамент правомерно исходил из того, что указанные расходы не были документально подтверждены, в связи с чем, являются экономически необоснованными.

При указанных обстоятельствах, требования о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года N 70/11 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 15 декабря 2015 N 62/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» на период регулирования с 2016 по 2018 годы»», являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» к департаменту по тарифам Приморского края о признании постановления департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года N 70/11 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 15 декабря 2015 N 62/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» на период регулирования с 2016 по 2018 годы»» не действующим – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева