Судья Богомазов С.В. Дело № 7-21-1215/2021
РЕШЕНИЕ
15 ноября 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» ФИО2 на решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 20 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ»,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 20 сентября 2021 года указанное постановление изменено, из постановления исключено указание на нарушение ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» подпунктов «б», «е» пункта 12, пункта 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Генеральный директор ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» ФИО2 обратился в Приморский краевой суд с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу актов и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что при привлечении юридического лица к административной ответственности допущены нарушения материальных и процессуальных норм права, обусловленные незаконностью проведенной проверки и применением правовых норм, утративших силу. Также указывает на непричастность ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к незаконным рубкам лесных насаждений в связи с тем, что лесозаготовительная деятельность на соответствующих лесных участках осуществлялась подрядчиком ООО «Арда».
ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель либо защитник юридического лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено без участия представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, что для юридических лиц влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
На основании части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерацииграждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Часть 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации запрещает заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» и Управлением лесным хозяйством Приморского края заключен договор аренды лесного участка №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности юридического лица – закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ» проведена выездная внеплановая проверка о чем составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при проведении выездной внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ в выделе 7 квартала 313 Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества, должностными лицами – государственными лесными инспекторами министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и КГКУ «Приморское лесничество», являющимися членами комиссии, было выявлено нарушение в виде незаконной рубки. Объем незаконной рубки составил 619,63 куб.м., из них по породам: лиственница – 423,48 куб.м., дуб – 1,96 куб.м., ель – 77,11 куб.м., пихта – 4,56 куб.м., клен – 0,24 куб.м., береза белая – 106,64 куб.м., липа – 1,5 куб.м., осина – 4, 14 куб.м. Ущерб от незаконной рубки составил 15278014 рублей.
В министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края лесная декларация на заготовку древесины в квартале 313 выдел 7 Малокемского участкового лесничества арендатором участка лесного фонда ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» не предоставлялась.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные должностным лицом и судьей районного суда обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции соглашения от ДД.ММ.ГГГГ); актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; ведомостями перечета пней № и № от ДД.ММ.ГГГГ; сводной ведомостью перечета пней от ДД.ММ.ГГГГ; схемой расположения места нарушения лесного законодательства; предварительным расчетом ущерба №; приказом министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности юридического лица – закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ», которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Допущенное ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» нарушение квалифицировано по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и с учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выявленная незаконная рубка лесных насаждений в квартале 313 выдел 7 Малокемского участкового лесничества является нарушением договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), которым на арендатора возложена обязанность использовать земельный участок по назначению, в соответствии с лесным законодательством.
Доводы жалобы не содержат оснований для освобождения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» от административной ответственности.
Оспаривая выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда, законный представитель ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» ссылается на то, что их организация самостоятельно лесозаготовительную деятельность в 2020 году не осуществляла, а заключила договор подряда с ООО «Арда», которое и должно нести ответственность за нарушение правил лесопользования.
Эти доводы были предметом исследования предыдущей судебной инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» (заказчик) и ООО «Арда» (подрядчик), заказчик поручил подрядчику выполнять в интересах заказчика заготовку древесины и вывоз древесины на склады её хранения и сортировки. При этом пунктом 3.3 указанного договора предусмотрено, что ООО «Арда» не вправе самостоятельно заниматься реализацией заготовленной древесины.
Таким образом, заготовленная подрядчиком (ООО «Арда») в 2020 годах древесина подлежала передаче заказчику (ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ»). Указанное обстоятельство, учитывая значительное количество и большой объем незаконных рубок древесины на лесных участках, представленных в аренду ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», в том числе с целью устройства для вывоза древесины не предусмотренной проектом лесной дороги и обустройства в квартале 313 выдел 7 Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества незаконного склада для промежуточного размещения древесины с лесных участков, переданных в аренду ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», безусловно свидетельствует о том, что ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» не могло не знать о допущенных на переданных ему в аренду лесных участках нарушениях при заготовке древесины.
Заключив договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» приняло на себя обязанности по соблюдению требований действующего лесного законодательства в отношении объектов лесного фонда, находящихся в его пользовании, по проведению лесозаготовительных работ в соответствии с требованиями лесного законодательства. Указанные обязанности подразумевают, что, нанимая подрядчика для заготовки древесины на арендованном лесном участке, ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» принимает на себя обязанность не допускать нарушения этим подрядчиком правил заготовки древесины.
Учитывая содержание пункта 3.2.7 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на подрядчика была возложена обязанность обеспечить заказчику беспрепятственный доступ к местам рубок для проверки качества выполненных работ, у ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» возможность для выполнения своих обязанностей как арендатора лесного участка имелась.
Между тем, доказательств того, что арендатором лесного участка предприняты все меры по соблюдению своих договорных обязательств и правил заготовки древесины, материалы дела не содержат.
Довод жалобы о незаконности проведенной в отношении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» проверки основан на неправильном толковании действующего законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на которое ссылается в жалобе законный представитель ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», ограничены основания проведения в 2020 году проверок только в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Поскольку ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится, приказ министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности юридического лица – ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» обоснованно был издан по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Доводы жалобы о незаконности проведенной проверки в связи с обследованием лесных участков, не включенных в перечень мероприятий по контролю, обоснованными также не являются.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 названного Федерального закона установлены требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, являющегося основанием для проведения проверки, предусматривающие указание в таком документе предмета проверки, но не конкретных территорий (зданий, сооружений), подлежащих осмотру в ходе проведения проверки.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края информации о нарушениях лесного законодательства на лесоучастках, находящихся в аренде у ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», для проверки этих фактов в отношении указанного юридического лица была назначена выездная внеплановая проверка. Согласно пункту 7 приказа министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ предметом проверки являлось соблюдение ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» обязательных требований в области лесных отношений при использовании лесов в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в Тернейском лесничестве.
В ходе проведения проверки в квартале 313 выдел 7 Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества была обнаружена и зафиксирована незаконная рубка деревьев, что соответствует предмету проводимой проверки и, с учетом положений статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ, установленных законодательством ограничений при проведении проверки не нарушает.
Не содержит запрета на проведение внеплановых выездных проверок и постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года № 21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», на которое ссылается законный представитель ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ».
Доводы жалобы о том, что «Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», утвержденные приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, утратили силу с 1 января 2021 года, основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Согласно части 3 статьи 15 того же Федерального закона, независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Приказ Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, которым были утверждены «Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», действовавшие на дату выявления совершенного ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» административного правонарушения, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года № 1132 утратил силу с 1 января 2021 года.
Однако с 1 января 2021 года вступили в силу «Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», утвержденные приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993 и устанавливающие аналогичные требования к лесопользованию и разрешительный характер рубки деревьев.
Таким образом, признание утратившим силу нормативного акта, нарушение которого вменяется ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», было обусловлено принятием нового нормативного акта, регламентирующего те же правоотношения. В связи с этим изменений, улучшающих положение названного юридического лица, в действующее законодательство внесено не было и оснований для применения положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по делу об административном правонарушении по пунктам 5 либо 5.1 части 1 статьи 24.5 того же Кодекса не имеется.
Постановление о привлечении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенных по делу актов в части назначенного административного наказания.
Назначая ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» административный штраф в максимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа сослалось на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, заключающегося в том, что в течение календарного года данное юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, что подтверждается вступившими в законную силу постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
С наличием отягчающего административную ответственность обстоятельства согласился и судья районного суда.
Между тем, перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотрен статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является закрытым.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве такого обстоятельства предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Однако административное правонарушение по рассматриваемому делу считается оконченным с момента его выявления – 24 июня 2020 года, таким образом, не является повторным, поскольку совершено до вынесения названных выше постановлений о назначении административных наказаний и вступления их в законную силу.
Совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в ходе одной проверки, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку иных оснований для применения к ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» административного штрафа в максимальном размере постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи не содержат, указанные акты подлежат изменению со снижением размера назначенного административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края №л от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 20 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», изменить.
Исключить указание о наличии отягчающего административную ответственность обстоятельства в виде неоднократного привлечения к административной ответственности и снизить размер назначенного ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» административного штрафа до 200000 рублей.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» ФИО2 – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи