Дело № 3а-254/2022
25OS0000-01-2022-000247-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству финансов Приморского края, Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 декабря 2016 года удовлетворены исковые требования прокурора Фрунзенского района города Владивостока Приморского края в защиту интересов ФИО1, на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить ФИО1, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и
не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Владивостокского городского округа, на территории Владивостокского городского округа.
14 февраля 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - МООИП по Приморскому краю) возбуждено исполнительное производство № №.
Решением Приморского краевого суда от 17 декабря 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ....
Решением Приморского краевого суда от 17 декабря 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ....
Определением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 20 августа 2021 года утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района города Владивостока Приморского края в интересах ФИО1 к Администрации Приморского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП по Приморскому краю от 27 августа 2021 года в связи с утверждением судом мирового соглашения исполнительное производство № № прекращено.
ФИО1 в лице своего представителя ФИО2 обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, просила взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ..., государственную пошлину в размере ..., расходы на оплату услуг представителя в размере ....
В обоснование заявленных требований указала, что на основании вышеуказанного решения суда на Администрацию Приморского края (в настоящее время Правительство Приморского края) возложена обязанность по обеспечению её, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением. В результате нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок она была лишена гарантированного законом права на жилище, вынуждена была нанимать жилое помещение для проживания; не имела возможности обустроить свой быт по своему желанию; длительный срок – более 4 лет 6 месяцев исполнения судебного акта расценивает как не отвечающий критерию разумности; неисполнение судебного акта произошло по не зависящим от неё причинам.
Представитель административного ответчика министерства финансов Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащем образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя, представили отзыв на административное исковое заявление, где указали, что доказательства нарушений при исполнении судебного акта должностными лицами органов исполнительной власти в материалах дела отсутствуют. С 2019 года вступил в действие Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края», согласно которому в целях выполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот реализуются дополнительные меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. В связи с получением ФИО1 денежного сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность было утверждено мировое соглашение, на основании которого
27 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем МООИП по Приморскому краю вынесено постановление о прекращении исполнительного производства № №,возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Фрунзенским районным судом города Владивостока по делу № 2-8494/2016 об обеспечении ФИО1 жилым помещением. Полагают, что шестимесячный сроксо дня окончания производства по исполнению судебного акта по делу № 2-8494/2016 истек 26 февраля 2021 года. Поскольку административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, поступило в суд 29 марта 2022 года, то есть, после истечения шестимесячного срока, основания для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отсутствуют. Кроме того, в 2020 году решением Приморского краевого суда в пользу административного истца уже взыскивалась компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в существенном размере. Так же считают, что размер судебных расходов чрезмерно завышен. Указали, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также их законным представителям предоставлено право на получение всех видов бесплатной юридической помощи; для реализации положений названного федерального закона на территории Приморского края принят Закон Приморского края от 5 мая 2012 года № 31-КЗ «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Приморского края»; поскольку административный истец не воспользовался своим правом на бесплатную юридическую помощь, а обратился за оказанием платных юридических услуг, требования в данной части не подлежат удовлетворению. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
Административный истец ФИО1, представитель административного истца, представители административных ответчиков Правительства Приморского края, министерства строительства Приморского края, министерства образования Приморского края, министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства, возражения по существу административного искового заявления до начала рассмотрения дела от них не поступали.
В соответствии со статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела и материалы гражданского дела № 2-8494/2012, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 года) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации)взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной властисубъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 4) общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В силу пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11) действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Согласно пункту 55 указанного постановления при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Как установлено в суде и подтверждается материалами административного дела, решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 декабря 2016 года удовлетворены исковые требования прокурора Фрунзенского района города Владивостока Приморского края в защиту интересов ФИО1, на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить ФИО1, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Владивостокского городского округа, на территории Владивостокского городского округа, решение суда вступило в законную силу 20 января 2017 года.
Фрунзенским районным судом города Владивостока Приморского края 26 января 2017 года был выдан исполнительный лист серии ФС № 016557681.
14 февраля 2017 года МООИП по Приморскому краю на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
21 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП по Приморскому краю в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации Приморского края взыскан исполнительский сбор в размере ....
15 августа 2017 года за неисполнение решения суда в повторно установленный срок Администрация Приморского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере ....
В последующем, судебными приставами-исполнителями МООИП по Приморскому краю в отношении Администрации Приморского края неоднократно выносились требования об исполнении исполнительного документа в установленный срок. За неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, постановлениями начальника отдела – старшего судебного пристава МООИП по Приморскому краю от 27 декабря 2017 года, 5 июня 2018 года, 9 ноября 2018 года, 26 марта 2019 года, 16 августа 2019 года, 13 июля 2021 года Администрация Приморского края (в настоящее время Правительство Приморского края) была привлечена к административной ответственности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере по ....
Очередное требование об исполнении решения суда направлено в адрес Правительства Приморского края 13 июля 2021 года со сроком исполнения до 6 декабря 2021 года.
Решением Приморского краевого суда от 17 декабря 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ....
Вместе с тем в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 определено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного исполнения судебного акта. При этом общая суммарная продолжительность исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
Доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда, административными ответчиками не предоставлено.
Отсутствие свободных жилых помещений на территории Владивостокского городского округа Приморского края либо недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.
В то же время, из и материалов гражданского дела № 2-8494/2016 следует, что 20 августа 2021 года определением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района города Владивостока Приморского края в интересах ФИО1 к Администрации Приморского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, заключенное между ФИО1 и Правительством Приморского края, по условиям которого взыскатель отказывается в полном объёме от требования к должнику, о возложении на него обязанности предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории Владивостокского городского округа Приморского края и согласен на однократное получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом, выдаваемом по форме, утверждённой Правительством Приморского края, сроком действия шесть месяцев с даты его выдачи, в размере, рассчитанном в соответствии со статьёй 13 Закона № 433-K3 на дату выдачи сертификата, являющемся неизменным на весь срок его действия, в свою очередь должник, в лице руководителя уполномоченного органа в области образования, в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения подписывает сертификат и в течение трёх рабочих дней со дня подписания сертификата уведомляет посредством телефонной, почтовой связи или электронной почты с использованием информационно-телекоммуникационных сетей о возможности его получения и осуществляет выдачу сертификата взыскателю.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП по Приморскому краю от 27 августа 2021 года в связи с утверждением мирового соглашения между взыскателем и должником исполнительное производство № № прекращено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административными ответчиками длительное время не были приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от 19 декабря 2016 года.
Решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 декабря 2016 года вступило в законную силу 20 января 2017 года, исполнительное производство № № возбуждено 14 февраля 2017 года и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. С момента вынесения 17 декабря 2020 года Приморским краевым судом решения о присуждении компенсации и на дату вынесения судебным приставом-исполнителем МООИП по Приморскому краю постановления о прекращении исполнительного производства (27 августа 2021 года) срок неисполнения судебного акта составляет 8 месяцев 10 дней. Общая продолжительность неисполнения судебного акта составляет 4 года 6 месяцев 13 дней. Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
Из материалов дела следует, что неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя.
Учитывая вышеизложенное, суд признаёт установленным факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты права ФИО1 присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Положениями главы 24.1 БК РФ предусмотрено исполнение судебных актов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 данного Закона, в соответствии со статьёй 6 БК РФ понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В данном случае в Приморском крае таким органом является министерство финансов Приморского края.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 24 сентября 2019 года № 616-па, министерство финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с пунктом 2.1.2 раздела II указанного Положения, министерство финансов Приморского края осуществляет проектирование предельных объёмов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счёте краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Согласно пунктам 2.1.3., 2.1.8. Постановления Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года № 681-па «Об утверждении Положения о министерстве строительства Приморского края» министерство строительства Приморского края осуществляет полномочия в области строительства, а именно организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта (за исключением профилактического ремонта в процессе эксплуатации) объектов капитального строительства, организует разработку проектной и сметной документации объектов капитального строительства, осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в частности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочиями по обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, в пределах своей компетенции, установленной законами Приморского края от 6 декабря 2018 года № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» наделено министерство образования Приморского края, что предусмотрено пунктом 21.48 Положения о министерстве образования Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 708-па.
Согласно пункту 2.1.1.35 постановления Администрации Приморского края от 6 октября 2019 года № 646-па «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края» министерство имущественных и земельных отношений Приморского края осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края, в частности приобретает жилые помещения в собственность Приморского края для лиц, включенных в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края.
Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2020 - 2027 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020-2027 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2019 года № 945-па, обеспечивается ответственными исполнителями: министерством имущественных и земельных отношений Приморского края, министерством образования Приморского края, министерством строительства Приморского края.
Пунктом 3 статьи 4 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Учитывая, что министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края являются главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, но не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, обязанность по выделению денежных средств, необходимых министерству образования Приморского края, министерству строительства Приморского края и министерству имущественных и земельных отношений Приморского края для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на министерство финансов Приморского края, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению Приморским краем в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края.
Положениями статьи 2 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность нарушения и период нарушения с момента присуждения последней компенсации, значимость его последствий для административного истца, а также, что соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одна из главных гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Вместе с тем, суд считает, что сумма требуемой административным истцом компенсации завышена С учётом принципов разумности, справедливости, а также с учётом ранее взысканной решением Приморского краевого суда от 17 декабря 2020 года компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд считает необходимым присудить в пользу административного истца компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ..., в удовлетворении данного административного требования в остальной части – отказать.
В соответствии со статьями 103, 111 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, и подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие, признанные судом необходимыми расходы.
В судебном заседании установлено, что 17 января 2022 года между ФИО1 («Заказчик») и ИП ФИО2 («Исполнитель») заключён договор об оказании юридических услуг № 794/24-2022, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать юридические услуги по подготовке необходимых документов, на стадии досудебного сбора документов и подаче в суд искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, участвовать в судебных заседаниях в суде (пункт 1.1). Стоимость услуг Исполнителя по настоящему Договору оплачивается на основании акта выполненных (пункт 4.1.).
Из акта приёма-сдачи выполненных работ от 15 февраля 2022 года следует, что работы выполнены в срок, на общую сумму ..., объём юридических услуг и их стоимость составили: регулярные устные консультации по вопросу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – ..., ознакомление с материалами исполнительного производства в отделе судебных приставов, истребование копий документов с дела об исполнительном производстве – ..., составление искового заявления, оформление искового дела с приложениями – ..., участие в суде первой инстанции до принятия окончательного решения по делу – ....
Согласно представленному кассовому чеку от 22 февраля 2022 года административный истец ФИО1 оплатила ИП ФИО2 ....
Поскольку представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 не представлял её интересы в суде при рассмотрении административного дела, то требование в части стоимости услуг представителя в сумме ... – участие в суде первой инстанции - не подлежит удовлетворению, расходы на оплату услуг представителя в оставшейся сумме ... суд признает необходимыми, так как административный истец ФИО1 не обладает юридическими знаниями и была вынуждена обратиться к ИП ФИО2 за юридической помощью, данные расходы понесены в разумных пределах.
Кроме этого, из материалов дела следует, что административный истец при обращении в суд уплатила государственную пошлину в размере ..., что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк Приморское отделение 8635/152.
Таким образом, в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат возмещению ФИО1 судебные расходы, а именно расходы по уплате государственной пошлины в размере ...; расходы по оплате услуг представителя в размере ..., понесённые ею в разумных пределах.
Присуждая в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины, суд исходит из того, что государственная пошлина с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края подлежит взысканию не в доход казны, а в пользу административного истца на основании статьи 111 КАС РФ как возмещение судебных расходов, в этой связи суд приходит к выводу, что положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет, в случае возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, не применяются.
Доводы административного ответчика министерства финансов Приморского края о том, что административный истец в рамках настоящего спора не воспользовалась своим правом на бесплатную юридическую помощь, что не должно, в свою очередь, сказываться на правах административного ответчика, основаны на ошибочном толковании положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», поскольку административный истец по данной категории спора вправе обратиться за платной юридической помощью, указанный закон таких запретов не содержит.
Давая оценку доводу административного ответчика министерства финансов Приморского края о пропуске ФИО1 шестимесячного срока на обращение с административным иском в суд, поскольку исполнительное производство прекращено 27 августа 2021 года, а административный исковое заявление поступил в Приморский краевой суд
29 марта 2022 года, суд приходит к следующему:
Положениями части 8 статьи 3 3акона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Административное исковое заявление ФИО1 в соответствии с требованиями части 1 статьи 251 КАС РФ подано через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, принявший в первой инстанции решение от 19 декабря 2016 года (входящий номер 2729-1 от 18 марта 2022 года), в Приморский краевой суд данное административное исковое заявление поступило 29 марта входящий номер 1-3450.
По общему правилу датой подачи административного искового заявления в суд является дата сдачи его почтовой организации, которая определяется по почтовому штемпелю на конверте.
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству представитель административного истца ФИО2 пояснил (копии документов представил в материалы дела) что, 28 февраля 2022 года он в одном конверте направил в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края пять административных исковых заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в числе которых и административное исковое заявление ФИО1, в подтверждение чего представил кассовый чек с описью вложения, где на почтовом штемпеле на описи вложения и на кассовом чеке указана дата - 28 февраля 2022 года, в описи вложения под порядковым номером 1 значится административный иск ФИО1 При этом суд, отмечает, что 27 февраля 2022 года (последний день шестимесячного срока) являлся выходным днем (воскресенье) и, следовательно, переносится на следующий рабочий день - 28 февраля 2022 года.
Таким образом, подав, в лице своего представителя ФИО2, 28 февраля 2022 года административное исковое заявление о присуждение компенсации за нарушение права на исполнение решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от 19 декабря 2016 года в суд, административный истец ФИО1 шестимесячный срок обращения в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 КАС РФ не пропустила.
Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 178, 180, 259 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к министерству финансов Приморского края, Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – удовлетворить частично.
Взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ....
Взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере ..., расходы на оплату услуг представителя в размере ..., всего: ....
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова
Мотивированное решение составлено 26 мая 2022 года