НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край) от 17.06.2020 № 2-580/20

Дело №2-580/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Приморско-Ахтарск 17 июня 2020 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кучуковой Н.В.,

при секретаре Турулиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка ,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд с исковым заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка , мотивируя его тем, что в целях снятия земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе, администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

В адрес администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района поступило уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права на объект недвижимости от 17.03.2020 г. , в рамках которого было разъяснено, что по сведениям единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , имеет статус «Учтённый» и не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 72 Закона о регистрации, в связи, с чем исключить из ЕГРН сведения об указанном земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером , находится на государственном кадастровом учёте.

На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственном кадастре и Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьёй 70 Закона о регистрации, предусмотрены особенности снятия с кадастрового учета ранее учтённых земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм, разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). В целях обеспечения гарантии на судебную защиту, отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учёта земельных участков, имеющих статус "учтённый", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № <адрес> разъяснено, что учтённые земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтённых земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту.

Земельный участок с кадастровым номером не имеет обременений, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества.

Системный анализ положений статей 24, 25 Закона № 221-ФЗ, применяемых во взаимосвязи со статьей 45 указанного закона, позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учёта учтённых земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.

Согласно пункта 1,2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

В связи с тем, что отсутствует установленный законом порядок снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не имеет правовых оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером , а истец не имеет иных способов защиты нарушенного права кроме обращения в суд с заявлением об обязании уполномоченного органа исключить сведения об указанном земельном участке из государственного кадастра недвижимости. Поэтому администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в суд с настоящим иском и просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать сведения Единого государственного реестра недвижимости, о земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе, общей площадью 12 042 737 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения.

Представитель истца - администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.В материалах дела имеется заявление о поддержании исковых требований и о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика – Управления Росреестра по Краснодарскому краю – начальник Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Воронцов С.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. От него поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в обоснование доводов искового заявления, истец указывает, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе, общей площадью 12 042 737,01 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют в ЕГРН, ограничений обременений нет.

Федеральным законом N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только в случаях, указанных в пунктах 3, 15 статьи 41, пункте 3 статьи 70, пункте 7 статьи 72.

Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 26 Закона о регистрации).

В связи с тем, что отсутствует установленный законом порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, Управление полагает, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Против удовлетворения исковых требований не возражает. Просит суд рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Суд, изучив исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов гражданского дела следует, что в соответствии с п. 3.3. Федеральным законом от 25.10.2001 года№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения с 01.03.2015 года.

В целях снятия земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе, администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

В адрес администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района поступило уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права на объект недвижимости от 17.03.2020 г. , в рамках которого было разъяснено, что, по сведениям единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером имеет статус «Учтённый» и не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 72 Закона о регистрации, в связи, с чем исключить из ЕГРН сведения об указанном земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером , находится на государственном кадастровом учёте.

На основании статьи 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственном кадастре и Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьёй 70 Закона о регистрации предусмотрены особенности снятия с кадастрового учета ранее учтённых земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). В целях обеспечения гарантии на судебную защиту, отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учёта земельных участков, имеющих статус "учтённый", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 разъяснено, что учтённые земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтённых земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту.

Земельный участок с кадастровым номером имеет обременений, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества.

Системный анализ положений статей 24, 25 Закона № 221-ФЗ, применяемых во взаимосвязи со статьей 45 указанного закона, позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учёта учтённых земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.

Согласно пункта 1,2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

В связи с тем, что отсутствует установленный законом порядок снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не имеет правовых оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером , а истец не имеет иных способов защиты нарушенного права кроме обращения в суд с заявлением об обязании уполномоченного органа исключить сведения об указанном земельном участке из государственного кадастра недвижимости.

Подпункт 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей относит судебное решение, установившее гражданские права и обязанности. Поэтому исковые требования администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка , законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка - удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать сведения Единого государственного реестра недвижимости, о земельномучастке с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на Ачуевской косе, общей площадью 12 042 737 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Приморско-Ахтарский районный суд.

Судья

Приморско-Ахтарского

районного суда Н.В.Кучукова