НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край) от 02.03.2018 № 2А-291/2018

Дело № 2А-291/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 02 марта 2018 года

Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края Кобзев А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Акульшин В.И. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. и об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы,

установил:

Акульшин В.И. обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. и об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы.

Как следует из административного искового заявления с ДД.ММ.ГГГГ. Акульшин В.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ИФНС по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. до момента прекращения деятельности в качестве ИП применялась упрощенная система налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

За 2014 год Акульшин В.И. как индивидуальным предпринимателем, был получен доход в сумме <данные изъяты>, сумма расходов за этот же налоговый период составила <данные изъяты> рублей, чистая прибыль (налоговая база) составила <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ. платежным поручением Акульшин В.И. в пользу административного ответчика была перечислены страховые взносы за 2014год в сумме <данные изъяты>, рассчитанные без учета понесенных расходов.

Считает, что при исчислении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии размер дохода индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, с учетом которого происходит начисление данных страховых взносов, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Размер дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год с учетом доходов и расходов, с суммы дохода, превышающего <данные изъяты> руб., должен составлять <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ. Акульшин В.И. обратился к административному ответчику с заявлением о возврате указанной суммы переплаты, но получил отказ в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ. и уведомления о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ

Отказ административного ответчика в возврате суммы переплаты существенно нарушает гарантированное административному истцу законодательством Российской Федерации право свободно владеть и распоряжаться собственным имуществом (денежными средствами).

На основании изложенного просит суд: признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год. Обязать ГУ УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год в сумме <данные изъяты>

Как следует из возражений административного ответчика - УПФР в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края требования заявителя не признает, поскольку перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до ДД.ММ.ГГГГ, требования по которым были направлены территориальным органом ПФР до 02.12.2016г., осуществляется в отношении индивидуальных предпринимателей, не исполнивших (частично исполнивших) указанные требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В случае, если указанные требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнены индивидуальным предпринимателем в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до ДД.ММ.ГГГГ, производится на основании судебного решения. Акульшин В.И. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей оплачены ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п.2 п.1.1 ст.14 Закона № 212-ФЗ на основании информации УФНС РФ по <адрес> о суммах дохода ИП Акульшина В.И. за 2014 год Управлением ПФР ДД.ММ.ГГГГ. произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных от сумм дохода за 2014 год, то есть сформированы обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей. В связи с отсутствием решения суда о перерасчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате за 2014 год Акульшиным В.И., в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, перерасчет страховых взносов Управлением ПФР не осуществлялся. Кроме того Акульшин В.И с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости и ему с 1 августа каждого года в беззаявительном порядке производился перерасчет размера страховой пенсии по старости путем увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении или предыдущем перерасчете. То есть, истец получает страховую пенсию по старости, размер которой исчислен с учетом суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе за 2014 год. На основании изложенного в удовлетворении административных исковых требований просят отказать.

Суд, изучив материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Акульшина В.И. о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. и об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы, на основании следующего.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Как следует из положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункта 1 статьи 14 ФЗ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1998 года N 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции РФ, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый «чистый доход». Доходом, применительно к налогу на доходы физических лиц, Налоговый кодекс Российской Федерации признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае ее возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой мере в которой решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В соответствии с ч. 5 ст. 79 Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 г. N 1- ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием (в редакции от 28.12.2016 N 11-ФКЗ).

Как установлено судом с ДД.ММ.ГГГГ. Акульшин В.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с . Согласно Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС по Приморско-Ахтарскому району, с ДД.ММ.ГГГГ. до момента прекращения деятельности в качестве ИП Акульшина В.И. применялась упрощенная система налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». За 2014 год Акульшиным В.И., как индивидуальным предпринимателем, был получен доход в сумме <данные изъяты> рублей, сумма расходов за этот же налоговый период составила <данные изъяты> рублей, чистая прибыль (налоговая база) составила <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ. платежным поручением Акульшиным В.И. в пользу административного ответчика была перечислены страховые взносы за 2014год в сумме <данные изъяты>, рассчитанные без учета понесенных расходов.

При исчислении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии размер дохода индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, с учетом которого происходит начисление данных страховых взносов, подлежит уменьшению на величину тактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Размер дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год с учетом доходов и расходов, с суммы дохода, превышающего <данные изъяты>., должен составлять <данные изъяты>

25.12.2017г. Акульшин В.И. обратился к административному ответчику с заявлением о возврате указанной суммы переплаты, но получил отказ в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ. и уведомления о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ

Отказ административного ответчика в возврате суммы переплаты существенно нарушает гарантированное административному истцу законодательством Российской Федерации право свободно владеть и распоряжаться собственным имуществом (денежными средствами).

В силу ч. 11 ст.236 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Проанализировав представленные доказательства, суд установил, что при вынесения решения ГУ УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год, вынесено без соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующим спорные отношения и оспариваемое решение нарушает права и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о необходимости устранения допущенных нарушений и признании незаконным решения решение ГУ УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год.

Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Акульшин В.И. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014г. и об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы, - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год, доведенное письмом от ДД.ММ.ГГГГ и Уведомлением о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных взысканных) денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение- управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> возвратить Акульшин В.И. излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год в сумме <данные изъяты>

Решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.В. Кобзев