Дело № 2-206/16
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Кныш Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
12 апреля 2016 года гражданское дело по иску прокурора Прилузского района в интересах Каса А.Ф., Сердитовой А.И., Акимовой Н.К., Андреевой О.С., Чегесовой Т.В., Федоровой Л.П., Десятниковой Н.А., Баталовой Т.И., Дымовой И.А., Голушковой Т.Г., Андреевой Ю.С., Клец К.Г., Лекановой Т.В., Андреевой В.Н., Турковой Т.Е., Туголуковой М.Н., Кузнецовой А.А., Лихачевой В.С., Вахрамеевой Н.А., Чукилевой Н.В., Буткиной Е.В., Шулеповой Л.С. к Государственному бюджетному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об обязании произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещении жилого помещения,
установил:
В прокуратуру Прилузского района поступило коллективное обращение педагогических работников МБДОУ «Детский сад №» <адрес> о проведении проверки ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» и защите в судебном порядке их прав на получение мер социальной поддержки по оплате потребляемой электроэнергии.
В ходе проведенной проверки установлено, что: истцы осуществляют педагогическую деятельность в МБДОУ «Детский сад №» <адрес>; зарегистрированы и проживают в жилых помещениях, расположенных на территории <адрес> РК. Истцы являлись получателями мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. До августа 2013 года ответчик выплачивал истцам компенсацию фактических расходов на оплату электроснабжения, после чего начал производить начисление и выплату указанной денежной компенсации в пределах оплаты освещения, исходя из установленного норматива потребления, что повлекло снижение объема мер социальной поддержки. Приводя анализ правовых норм законодательства Российской Федерации и Республики Коми, ссылаясь на недопустимость снижения объема мер социальной поддержки педагогическим работникам; прокурор просит суд обязать ответчика произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения: Каса А.Ф. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года в размере 20579,64 руб.; Сердитовой А.И. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 23453,00 руб.; Акимовой Н.К. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года -333,25 руб.; Андреевой О.С. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 6530, 04 руб.; Чегесовой Т.В. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года -221,99 руб.; Федоровой Л.П. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 19066, 29 руб.; Десятниковой Н.А. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 4460,31 руб.; Боталовой Т.И. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 5181,80 руб.; Дымовой И.А. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 6662,45 руб.; Голушковой Т.Г. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 19701,83 руб.; Андреевой Ю.С. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 1243,50 руб.; Клец К.Г. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 4762,80 руб.; Лекановой Т.В. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 11580,24 руб.; Андреевой В.Н. за период с мая 2015 года по декабрь 2015 года - 7831,96 руб.; Турковой Т.Е. за период с октября 2014 года по декабрь 2015 года - 8637,23 руб.; Туголуковой М.Н. за период с июня 2014 года по декабрь 2015 года - 4881,04 руб.; Кузнецовой А.А. за период с октября 2014 года по декабрь 2015 года - 1820,34 руб.; Лихачевой В.С. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 5671, 52 руб.; Вахрамеевой Н.А. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 3537,48 руб.; Чукилевой Н.В. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 8367,31 руб.; Буткиной Е.В. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 7038,83 руб.; Шулеповой Л.С. за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года - 23468,30 руб.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований помощник прокурора настаивает по основаниям, приведенным в иске.
Истцы Каса А.Ф., Сердитова А.И., Акимова Н.К., Андреева О.С., Чегесова Т.В., Федорова Л.П., Десятникова Н.А., Боталова Т.И, Дымова И.А., Голушкова Т.Г., Андреева Ю.С., Клец К.Г., Леканова Т.В., Андреева В.Н., Туркова Т.Е., Туголукова М.Н., Кузнецова А.А., Лихачева В.С., Вахрамеева Н.А., Чукилева Н.В., Буткина Е.В., Шулепова Л.С. в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, направили заявления о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика, ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» в суд также не явилась, предоставив суду письменный отзыв, в котором указано, что с требованиями прокурора не согласна по основаниям, в нем изложенным, просит рассмотреть дело в ее отсутствие
Третье лицо на стороне ответчика, Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, в письменных возражениях просит суд в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии пунктами «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно требованиям части 2 статьи 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обязан применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
На основании абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом, положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Федеральный закон от 29.12.2010г. № 439-ФЗ) абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.
Правильность такой правовой позиции была подтверждена статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1, не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
С 01.09.2013г. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.
Так, в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Подпункт 4 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакции Закона РК от 02.05.2012г. № 26-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, на меры социальной поддержки по оплате 100процентов электроснабжения.
Установленные данной частью меры социальной поддержки распространялись также на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Согласно положениям пунктов 15 и 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009г. № 115 в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012г. № 605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - компенсация). Расчет суммы компенсации выполнялся центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Закон Республики Коми от 24.06.2013г. № 54-РЗ внес изменения в редакцию пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 12.07.2013г.
Согласно внесенным в закон изменениям, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100процентов за освещение (подпункт 3 пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004г. №55-РЗ).
Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004г. №55-РЗ исключена.
Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ возложены на Правительство Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013г. № 383 Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009г. № 115 дополнены пунктом 15-1, согласно положениям которого, сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется: 1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения; 2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.
Постановление Правительства Республики Коми от 07.10.2013г. № 383 вступило в силу с 28.10.2013г.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Каса А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Сердитова А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Акимова Н.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Андреева О.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес> Б, <адрес>; Чегесова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Федорова Л.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес> А, <адрес>; Десятникова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Боталова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Голушкова Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Андреева Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>, Клец К.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Леканова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Андреева В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Туркова Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу:РК, <адрес>; Туголукова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Кузнецова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Лихачева В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности учителя, дефектолога и логопеда, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Вахрамеева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности руководителя физического воспитания МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Чукилева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Буткина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности педагога, психолога, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>; Шулепова Л.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляет педагогическую деятельность в должности заведующей МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>»; зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>.
Доказано также, что жилые помещения истцов отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудованы.
В ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» (далее - ЦСЗН) Каса А.Ф. с января 2011 года, Сердитова А.И. с января 2011 года, Акимова Н.К. с января 2011 года, Андреева О.С. с 06.03.2013, Чегесова Т.В. с января 2011 года, Федорова Л.П. с января 2011 года, Десятникова Н.А. с января 2011 года, Боталова Т.И. с января 2011 года, Дымова И.А. с 28.09.2012, Голушкова Т.Г. с января 2011 года, Андреева Ю.С. с января 2011 года, Клец К.Г. с 17.09.2012, Леканова Т.В. с 02.04.2013, Андреева В.Н. с 14.05.2015, Туркова Т.Е. с 02.10.2014, Туголукова М.Н. с 06.06.2014, Кузнецова А.А. с 02.10.2014, Лихачева В.С. с января 2011 года, Вахрамеева Н.А. с января 2011 года, Чукилева Н.В. с января 2011 года, Буткина Е.В. с января 2011 года, Шулепова Л.С. с января 2011 года зарегистрированы в качестве граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с п. 1(1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», то есть как педагогические работники муниципального образовательного учреждения, работающие и проживающие в сельском населенном пункте.
До августа 2013г. педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим (перешедшим на пенсию) и проживающим в сельских населенных пунктах, в т.ч. истцам, компенсировались фактические расходы на оплату электроснабжения, после чего ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» производит начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению, утвержденного приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012г. № 62/21 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми».
Согласно сведениям ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 26.02.2016г. № 453, разница между фактическими расходами истцов на оплату электроснабжения и выплаченной им денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года, составила: Каса А.Ф. - 20579,64 руб.; Сердитова А.И. - 23453,00 руб.; Акимова Н.К. -333,25 руб.; Андреева О.С. - 6530, 04 руб.; Чегесова Т.В. - 221,99 руб.; Федорова Л.П. - 19066, 29 руб.; Десятникова Н.А. - 4460,31 руб.; Боталова Т.И. - 5181,80 руб.; Дымова И.А. - 6662,45 руб.; Голушкова Т.Г. - 19701,83 руб.; Андреева Ю.С. - 1243,50 руб.; Клец К.Г. - 4762,80 руб.; Леканова Т.В. - 11580,24 руб.; Лихачева В.С. - 5671, 52 руб.; Вахрамеева Н.А. - 3537,48 руб.; Чукилева Н.В. - 8367,31 руб.; Буткина Е.В. - 7038,83 руб.; Шулепова Л.С. - 23468,30 руб.
Кроме того, разница между фактическими расходами на оплату электроснабжения и выплаченной денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, составила: у Андреевой В.Н. за период с мая 2015 года по декабрь 2015 года - 7831,96 руб.; у Турковой Т.Е. за период с октября 2014 года по декабрь 2015 года - 8637,23 руб.; у Туголуковой М.Н. за период с июня 2014 года по декабрь 2015 года - 4881,04 руб.; у Кузнецовой А.А. за период с октября 2014 года по декабрь 2015 года - 1820,34 руб.
Приведенные расчеты сторонами не оспариваются.
Между тем, анализ приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми в их системном единстве, позволяет суду сделать вывод о том, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, равно как и перешедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательных учреждениях в сельских населенных пунктах не менее 10 лет, гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения Федерального закона «Об образовании» (по правоотношениям до 01.09.2013г.), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (по правоотношениям с 01.09.2013г.) и Закона Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 24.06.2013г. № 54-РЗ) не предполагают какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу указанных выше положений закона, обладающих большей юридической силой, чем нормы постановления Правительства Республики Коми от 07.10.2013г. №383, истцы имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, в том числе, на выплату ответчиком недоплаченной части денежной компенсации за оспариваемые периоды, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.
Отсюда, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора об обязании ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» произвести истцам компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.
В то же время, доводы ответчика о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за освещение в пределах установленного норматива, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации, пределами норматива потребления. Таким образом, снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.
Доводы ответчика о том, что в случае удовлетворения требований прокурора за истцами фактически будет признано право на получение мер социальной поддержки по оплате освещения в размере понесенных расходов по электроснабжению, тем самым приравняв понятия «электроснабжение» и «освещение», подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Кроме того, каких-либо доказательств того, что в рамках рассматриваемого спора истцы несли расходы по электроснабжению, не связанному с освещением жилого помещения, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Приведенная в письменном отзыве ссылка на определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.07.2015г. № 91-АПГ15-6 и от 09.09.2015г. № 91-АПГ15-8 также не может быть принята во внимание судом, поскольку в Российской Федерации отсутствует прецедентное право и в каждом конкретном случае суд применяет нормы права к возникшим правоотношениям.
Не могут быть приняты во внимание судом и доводы третьего лица о том, что Постановление Правительства РК от 05.05.2009г. № 115, которым утверждены Правила и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, является действующим нормативным актом, в связи с чем п. 15.1 Правил, устанавливающий сумму компенсации в пределах норматива потребления, подлежит обязательному применению при рассмотрении данного спора.
Предметом данного спора являлось оспаривание прокурором объема предоставляемых мер социальной поддержки, следовательно, разрешение данного вопроса без анализа нормативно-правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, не представляется возможным.
Таким образом, принятие судом настоящего решения не представляет собой вмешательства в деятельность органов исполнительной власти РК, поскольку направлено на восстановление нарушенного права истцов, и его исполнение не требует принятия каких-либо специальных решений по вопросам исключительной компетенции указанных органов власти.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Прилузского района в интересах Каса А.Ф., Сердитовой А.И., Акимовой Н.К., Андреевой О.С., Чегесовой Т.В., Федоровой Л.П., Десятниковой Н.А., Баталовой Т.И., Дымовой И.А., Голушковой Т.Г., Андреевой Ю.С., Клец К.Г., Лекановой Т.В., Андреевой В.Н., Турковой Т.Е., Туголуковой М.Н., Кузнецовой А.А., Лихачевой В.С., Вахрамеевой Н.А., Чукилевой Н.В., Буткиной Е.В., Шулеповой Л.С. к Государственному бюджетному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об обязании произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» произвести:
- Каса А.Ф. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 20579 (двадцать тысяч пятьсот семьдесят девять) рублей 64 копейки;
- Сердитовой А.И. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 23453 (двадцать три тысячи четыреста пятьдесят три) рубля;
- Акимовой Н.К. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 7333 (семь тысяч триста тридцать три) рубля 25 копеек;
- Андреевой О.С. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 6530 (шесть тысяч пятьсот тридцать) рублей 04 копейки;
- Чегесовой Т.В. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 221 рубль 99 копеек
- Федоровой Л.П. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 19066 (девятнадцать тысяч шестьдесят шесть) рублей 29 копеек;
- Десятниковой Н.А. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 4460 (четыре тысячи четыреста шестьдесят) рублей 31 копейка;
- Боталовой Т.И. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 5181 (пять тысяч сто восемьдесят один) рубль 80 копеек;
- Дымовой И.А. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 6662 (шесть тысяч шестьсот шестьдесят два) рубля 45 копеек;
- Голушковой Т.Г. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 19701 (девятнадцать тысяч семьсот один) рубль 83 копейки;
- Андреевой Ю.С. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 1243 (одна тысяча двести сорок три) рубля 50 копеек;
- Клец К.Г. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 4762 (четыре тысячи семьсот шестьдесят два) рубля 80 копеек;
- Лекановой Т.В. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 11580 (одиннадцать тысяч пятьсот восемьдесят) рублей 24 копейки
- Андреевой В.Н. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с мая 2015 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 7831 (семь тысяч восемьсот тридцать один) рубль 96 копеек;
- Турковой Т.Е. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с октября 2014 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 8637 (восемь тысяч шестьсот тридцать семь) рублей 23 копейки;
- Туголуковой М.Н. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с июня 2014 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 4881 (четыре тысячи восемьсот восемьдесят один) рубль 04 копейки;
- Кузнецовой А.А. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с октября 2014 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 1820 (одна тысяча восемьсот двадцать) рублей 34 копейки;
- Лихачевой В.С. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 5671 (пять тысяч шестьсот семьдесят один) рубль 52 копейки;
- Вахрамеевой Н.А. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 3537 (три тысячи пятьсот тридцать семь) рублей 48 копеек;
- Чукилевой Н.В. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 8367 (восемь тысяч триста шестьдесят семь) рублей 31 копейка;
- Буткиной Е.В. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 7038 (семь тысяч тридцать восемь) рублей 83 копейки;
- Шулеповой Л.С. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по декабрь 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 23468 (двадцать три тысячи четыреста шестьдесят восемь) рублей 30 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий .
.
.