НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Прилузского районного суда (Республика Коми) от 04.10.2018 № 2-335/18

Дело № 2-335/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Федосовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

04 октября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным и его отмене, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, обязании назначить пенсию с момента возникновения права на неё,

установил:

ФИО1 обратился в УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) с заявлением о признании решения незаконным и его отмене, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, обязании назначить пенсию с момента возникновения права на неё. В обоснование иска указал, что ответчиком ему отказано в назначении льготной пенсии. С решением ответчика не согласен, в связи с чем обратиться в суд с настоящим иском, которым просит включить стаж, дающий право на получение льготной пенсии, периоды работы на лесозаготовке: с 08.01.1987 по 10.01.1987 в должности чокеровщика, с 09.04.1991 по 30.04.1992, с 30.10.1992 по 31.10.1992 в должности рабочего комплексной бригады – лесоруба, с 29.10.1993 по 22.11.1993, с 25.11.1993 по 30.11.1993, с 01.12.1993 по 19.12.1993, с 20.12.1993 по 23.12.1993, с 24.12.1993 по 27.12.1993, с 28.12.1993 по 01.01.1994 в должности помощника машиниста на тепловозе на вывозке леса, с 02.01.1994 по 18.01.1994, с 22.01.1994 по 02.02.1994, с 17.02.1994 по 28.02.1994, с 29.03.1994 по 31.03.1994, с 26.04.1994 по 27.04.1994, с 01.06.1994 по 12.07.1994, с 15.07.1994 по 10.08.1994, с 13.08.1994 по 21.08.1994, с 24.08.1994 по 29.08.1994, с 31.08.1994 по 31.12.1994, с 24.04.1995 по 21.05.1995, с 24.05.1995 по 15.09.1995, с 17.06.1995 по 26.06.1995, с 28.06.1995 по 17.08.1995, с 19.08.1995 по 19.11.1995, с 21.11.1995 по 30.11.1995, с 26.01.1996 по 31.01.1996, с 12.02.1996 по 17.02.1996, с 01.06.1996 по 28.07.1996, с 03.08.1996 по 30.09.1996, с 01.10.1996 по 06.10.1996, с 07.10.1996 по 31.12.1996, с 01.01.1997 по 03.01.197, с 20.02.1997 по 10.03.1997, с 01.04.1997 по 05.04.1997, с 01.01.1998 по 02.01.1998 в должности чокеровщика, с 01.10.1998 по 22.11.1998, с 16.08.1999 по 25.10.1999 в должности вальщика леса, с 01.01.2001 по 07.01.2001, с 02.02.2001 по 28.02.2001, с 21.03.2001 по 09.04.2001, с 28.04.2001 по 30.04.2001, с 01.05.2001 по 07.06.2002 в должности помощника машиниста локомотива, с 18.10.2004 по 31.12.2005, с 01.01.2006 по 31.03.2006 в должности помощника вальщика леса, с 24.10.2006 по 30.04.2010 в должности вальщика леса.

Истец на требованиях настаивает в полном объеме, с учетом уточнения периода с 24.05.1995 по 15.06.1995. Пояснил, что работал в лесной отрасли на лесозаготовках. В период работы помощника машиниста локомотива на тепловозах вывозил лес с места вырубки на нижний склад. После исследования письменных материалов дела признал, что часть периодов, когда в трудовой книжке сделана запись работы чокеровщиком и лесорубом фактически работы в лесу не выполнял. Также пояснил, что не оспаривает периоды простоев, отпусков без содержания, исполнения работ, не относящихся к процессу лесозаготовки. Указал, что в большей части не согласен с решением ответчика в части исключения периодов работы на лесозаготовке, когда индивидуальные сведения сданы в пенсионный фонд без льготных параметров.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. При этом пояснила, что периоды работы ФИО1 в должности помощника машиниста локомотива могут быть включены в льготный стаж работы в лесной отрасли при условии, что у истца в общей сложности наберется период работы на вырубках для назначения льготной пенсии. Указала, что работник должен контролировать производимые отчисления, при этом последний должен обращаться к работодателю с требованием для сдачи отчетности в полном объеме. Указала, что УПФР какую-либо работу с работодателями ФИО1 по правильному предоставлению сведений в части льготных параметров не проводил.

Суд считает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело ФИО1, наблюдательные дела, суд приходит к следующему.

Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании пункта 7 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет

В силу ч. 2 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Кроме того, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Таким образом, на основании анализа законодательства, регулирующего спорные правоотношения; суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям должен применяться Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273.

В утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 273 Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших», занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» включены, в т.ч.: вальщики леса; трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса.

Страховая пенсия по старости рабочим указанных профессий назначается досрочно при условии, если они выполняют работы, предусмотренные для них в ЕКТС, непосредственно на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и нижних складах. Это обстоятельство должно подтверждаться соответствующими документами (нарядами, платежными ведомостями, приказами о закреплении за определенными работами, штатным расписанием, техническим регламентом на проведение лесозаготовительных работ и другими документами, из которых можно определить, что работник был постоянно занят именно на тех работах, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости). Работникам, чьи профессии и должности включены в Список, страховая пенсия по старости назначается досрочно, если они заняты в едином технологическом процессе лесозаготовок независимо от вида рубок, а также независимо от того, в каких целях используется заготовленная древесина.

При этом, в стаж на соответствующих видах работ, с учетом которых гражданам досрочно устанавливается страховая пенсия по старости, включаются периоды работы, когда ими постоянно в течение полного рабочего дня выполнялись работы, дающие в соответствии с законодательством право на указанную пенсию.

Следовательно, основным условием для досрочного назначения пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками... Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Отсюда, право на страховую пенсию по старости на льготных условиях предусмотрено для вальщиков леса, трактористов на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса лесозаготовительных организаций любых форм собственности; при условии постоянной занятости на соответствующих видах работ в течение полного рабочего дня.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Как следует из записей в трудовой книжке истца в спорный период последний работал:

- с 08.01.1986 по 09.01.1987 в Лопьинском лесопункте рабочим к/бр – чокеровщиком леса;

- с 10.01.1987 по 10.08.1987 помощником рамщика тарного цеха;

- с 09.04.1991 по 01.01.1994 в Лопьинском лесопункте рабочим к/бр-ды – лесорубом;

- с 02.01.1994 по 01.07.1994 в ТОО «Лопьинский лесопункт» чокеровщиком леса;

- с 04.07.1994 по 16.03.1998 АО «Объячевский ЛПЗ» Лопьинский лесопункт чокеровщиком;

- с 16.03.1998 по 16.08.1999 вальщиком леса в ЗАО «Лопья Лес»;

- с 16.08.1999 по 25.10.1999 ООО «Пилот Лес» Лопьинский лесопункт вальщик леса;

- с 04.09.2000 по 07.06.2002 в ОАО «Пилот Лес» в Лопьинский лесопункт помощником машиниста локомотива;

- с 18.10.2004 по 31.12.2005 в ООО «Лесторг» помощником вальщика;

- с 01.01.2006 по 31.03.2006 в ООО «Магнолия» в качестве помощника вальщика;

- с 01.09.2006 по 30.04.2010 в ООО «Фрегат» вальщик леса.

20 февраля 2017 года ФИО1 обратился в УПФР в Прилузском районе (межрайонное) с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением от 10 апреля 2017 года ФИО1 было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы на лесозаготовках.

Из правовой позиции ответчика, оспариваемые истцом периоды в стаж работы на лесозаготовках пенсионных органом не включены, поскольку в спорные периоды, хотя и в трудовой книжке была запись о работе на лесозаготовке, истец фактически не выполнял работы связанные с лесозаготовкой, также имели место простои, отсутствие сведений о заработной плате, а также индивидуальные сведения сданы без льготных параметров.

Проверяя доводы сторон, судом установлено следующее.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1», утвержден Перечень выпусков и входящих в них разделов ЕТКС работ и профессий рабочих, которым в п. 39 предусмотрены лесозаготовительные работы, лесосплав, подсочка леса, заготовка и переработка тростника.

Согласно п. 19 указанного постановления, наименование профессии рабочему должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве.

В тех случаях, когда рабочий выполняет работы разных профессий, то наименование профессии рабочему устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.

Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичное положение закреплено и в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190.

Проверяя доводы сторон, суд исходит из следующего.

Из архивной справки от 06.09.2018 , представленной Отделом муниципального архива организационно-правового управления администрации МР «Прилузский», следует, что в документах по личному составу ЗАО «Объячевский ЛПХ» в отношении ФИО1 имеются приказы: от 06.01.1987 п. 2, согласно которого ФИО1 с 08.01.1987 принять Лопьинский лесопункт рабочим комплексной бригады на лесозаготовках – чокеровщиком со сдельной оплатой труда. В процессе работы может быть перемещен на сплавные, строительные работы с оплатой по выполняемой работе; приказом (Лопьинский лесопункт) от 07.01.1987 п. 2 на основании приказа объединений «Прилузлес» от 06.01.с.г. за ФИО1 с 08.01.1987 принять помощником рамщика на тарный цех. В процессе работы может быть перемещен на сплавные, строительные и лесозаготовительные работы с оплатой по выполняемой работе.

Согласно архивной справки от 06.09.2018 в лицевых счетах Лопьинского лесопункта ЗАО «Объячевский ЛПХ» имеются записи в отношении ФИО1, из которых следует, что в 1987 г. ФИО1 работал помощником рамщика, при этом в январе 1987 г., куда включен и спорный период с 08.01.1987 по 10.01.1987 ФИО1 осуществлял деятельность: 1 - техуход, 2 - акт. дни (9 и 10.01), 4 - пом. рамщ., 1 - техуход, 13 - пом. рамщ.

Данные работы истец не оспаривает, а, следовательно, оснований для включения вышеуказанного периода в льготный стаж на лесозаготовках не имеется.

Проверяя законность требований истца о включении периода работы с 09.04.1991 по 30.04.1992 в льготный стаж, суд руководствуется следующим.

Так приказом 08.04.1991 п. 4 ФИО1 с 09.04.1991 принят переводом из Прилузского лесхоза в Лопьинский лесопункт рабочим комплексной бригады на лесозаготовках со сдельной оплатой труда. Может быть переведен рабочим на строительство и ремонт УЖД, плотником, рабочим сплава с оплатой по выполняемой работе. Приказом (Лопьинского лесопункта) от 08.04.199 п. 8 на основании приказа ПЛО «Прилузлес» от 08.04.1991 за , ФИО1 с 09.04.1991 принят переводом из Прилузского лесхоза рабочим пилорамы - навальщиком-свальщиком.

Согласно приказа (Лопьинский лесопункт) от 28.08.1991 п. 1 ФИО1, навальщику-свальщику, предоставить ежегодный отпуск на 24 дня с 02.09.по 28.09.с.г.

Приказом (Лопьинский лесопункт) от 15.09.1992 п. 1 ФИО1, чокеровщику, предоставлен ежегодный отпуск на 38 дней с 15.09 по 29.10.с.г., очередной отпуск на 1 дн. (02.06.с.г.), но с оплатой за 39 дн. (1 дн. по колдоговору, брал 1 дн. без оплаты).

Архивной справкой установлено, что в 1991 г. ФИО1 работал: в апреле 18 – пилор., 2 - т/уход, 14 ч. – т/уход; в мае 2 - ш.02, 2 - ш.02, 2 - ш.02; в июне 15 - расп., 2 - п/рама, 2 – ш.02; в июле 2- п/рама, 17- ш.02, 2 - ш.02, 2 - ш.02; в августе 18 - ш.02, 42 ч. – ш.02, 2 – ш.02, 2 – ш.02; в сентябре отпуск (02.09.-28.09), 1 – расп.; в октябре 18 – п/рама, 2 – ш.02; в ноябре 15 – плотн., 2 - п/рама, 2 - ш.02, 5 – ш.02; в декабре 2-к/корм, 14 - п/рам., 2- ш.02, 2 - ш.02, 12 - плотн. За 1992 год имеются записи: в январе 21- распиловка, 24 ч. – ш.02, 2- ш.02, 2 - ш.02; в феврале 21 - п/рама, 2 - ш.02, 2 - ш.02; в марте 13 – ш.02, 12 ч. – п/рама, 2 - ш.02, 2 – ш.02, 2-ш.02, 7 – стр-во водог.; в апреле 19 п/в, 2 – переход.

Из лицевых счетов ФИО1 за спорный период следует, что последний в июле 1991 г. 18 дне й работал на лесоповале, в апреле 1992 г. 16 дней работал помощником вальщика, в октябре 1992 г. 23 дня – заготовка.

С учетом изложенного, суд считает необходимым включить в стаж, дающей право на льготную пенсию, 34 дня 1991 г. – работы на заготовке, а также 30.10.1992 – день отпуска, предоставленного ФИО1 как чокеровщику, по приказу от 15.09.1992.

Рассматривая обоснованность требований истца о включении периодов работы в с 29.10.1993 по 22.11.1993, с 25.11.1993 по 30.11.1993, с 01.12.1993 по 19.12.1993, с 20.12.1993 по 23.12.1993, с 24.12.1993 по 27.12.1993, с 28.12.1993 по 01.01.1994 в должности помощника машиниста на тепловозе на вывозке леса суд исходит из следующего.

Согласно раздела XXII «Лесозаготовки» Постановления Совмина СССР от 22.08.1956 (ред. от 27.09.1990) «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» машинисты паровозов на вывозке леса и их помощники имеют право на назначение досрочной пенсии.

Архивная справка от 06.09.2018 содержит информацию о приказах: Приказ (Лопьинский лесопункт) от 28.04.1993 п. 2 В вязи с закрытием лесозаготовок на автодороге и переходом на УЖД перевести рабочих с одной работы на другую: список, в том числе ФИО1 с 08.04.с.г. помощником машиниста тепловоза на вырубку леса; Приказ (Лопьинский лесопункт) от 18.11.1993 п. 5 ФИО1, рабочему пилорамы, предоставить отгулы без оплаты на 2 дн. (23-24.11.с.г.); Приказ (Лопьинский лесопункт) от 20.12.1993 п. 5. Список, в т.ч. ФИО1, рабочему пилорамы, предоставить отгул без оплаты на 4 дн. с 20 по 23.12.с.г.

Согласно архивной справки от 06.09.2018 ФИО1 в октябре 1993 г. находился в отпуске; в ноябре 1993 г. 14 – ш.1. оплата по сдельной расцен. (пилорама), 5 - ш.1 оплата по сдельной расцен. (простой), 3 – ш.4 оплата по часовым тарифам (вспом.); в декабре 1993 г. 1 - ш.1. оплата по сдельной расцен. (всп.), 13 – ш.1 оплата по сдельным расцен. (пилорама), 4 – ш.4 оплата по часовым тарифам (простой). В 1994 г. в январе указано 19 – ш.1. оплата по сдельным расцен.

Из лицевых счетов ФИО1 за 1993 год следует, что последний с 08.09.1993 работал на вывозке леса помощником машиниста. В тоже время согласно расчетного листка за ноябрь 1993 г. следует, что оплата произведена за работу на пилораме, ночные, вспом., простой и отгул. В декабре 1993 г. в расчетном листе отражены дни работы на пилораме, вспом., простой. Иных расчетных листов за спорный период 1993 г. суду не представлено.

За январь 1994 г. в лицевых счетах ФИО1 указана работа 3 дня б/о (19-21.01), простой 6+10 д. Всего 19 дней.

В силу п. 4 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, действующего с учетом постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, постоянная занятость в течение полного рабочего дня - одно из основных условий для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. А, следовательно, простой не может быть включен в стаж работы, дающий право на льготную пенсию.

Также пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения работника в отпусках без сохранения заработной платы

В соответствии со ст. 128 Трудового кодекса РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Поскольку периоды отпуска без сохранения заработной платы не предполагают занятости на работе в течение полного рабочего дня, указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

С учетом установленных по делу обстоятельств, положений ст. 56 ГПК РФ, суд не находит правовых оснований для включения спорного периода в льготный стаж.

ФИО1 просит включить в льготный стаж периоды работы с 02.01.1994 по 18.01.1994, с 22.01.1994 по 02.02.1994, с 17.02.1994 по 28.02.1994, с 29.03.1994 по 31.03.1994, с 26.04.1994 по 27.04.1994, с 01.06.1994 по 12.07.1994, с 15.07.1994 по 10.08.1994, с 13.08.1994 по 21.08.1994, с 24.08.1994 по 29.08.1994, с 31.08.1994 по 31.12.1994, с 24.04.1995 по 21.05.1995, с 24.05.1995 по 15.06.1995, с 17.06.1995 по 26.06.1995, с 28.06.1995 по 17.08.1995, с 19.08.1995 по 19.11.1995, с 21.11.1995 по 30.11.1995, с 26.01.1996 по 31.01.1996, с 12.02.1996 по 17.02.1996, с 01.06.1996 по 28.07.1996, с 03.08.1996 по 30.09.1996, с 01.10.1996 по 06.10.1996, с 07.10.1996 по 31.12.1996, с 01.01.1997 по 03.01.197, с 20.02.1997 по 10.03.1997, с 01.04.1997 по 05.04.1997, с 01.01.1998 по 02.01.1998 в должности чокеровщика.

Проверяя обоснованность требований истца в данной части, суд исходит из следующего.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что последний с 02.01.1994 по 01.07.1994 работал в ТОО «Лопьинский лесопункт» чокеровщиком леса, с 04.07.1994 по 16.03.1998 чокеровщиком АО «Объячевский ЛПЗ» Лопьинский лесопункт.

В тоже время архивной справкой от 06.09.2018 установлено, что 18.01.1994 издан приказ от 18.01.1994, согласно которому ФИО1, рабочему пилорамы, предоставлены отгулы без оплаты на 3 дня с 19.01 по 21.01.с.г.

Из приказа (Лопьинский лесопункт) от 03.02.1994 п. 5 следует, что ФИО1, рабочему пилорамы, предоставлен отгул на 12 дн. (03.02.с.г.).

Приказы по кадрам ЗАО «Объячевский ЛПХ» за 1994 на хранение не поступали.

Согласно приказа -к (Лопьинский лесопункт) от 22.02.1994 в связи с созданием на базе Лопьинского лесопункта Товарищества с ограниченной ответственностью «Лопьинский лесопункт», с 02.01.с.г. принять переводом из АО «Объячевского ЛПХ» следующих работников: список, в т.ч. ФИО1, рабочего.

Приказом (Лопьинский лесопункт) от 20.04.1994 п. 2 ФИО1 предоставлен дополнительный отпуск на 24 дн. с 25.04 по 24.05.с.г.

Приказом (Лопьинский лесопункт) от 11.07.1994 п. 5 ФИО1, рабочему, предоставлен отгул без оплаты на 2 дн. (13-14.07.с.г.).

Согласно Приказа (Лопьинский лесопункт) от 29.09.1994 в связи с закрытием ТОО «Лопьинский лесопункт», с 01.07.с.г. принять переводом в АО «Объячевский ЛПХ» следующих рабочих: список, в т.ч. ФИО1, рабочего к/бригады.

Из приказа (Лопьинский лесопункт) от 31.01.1995 следует, что с 25.07.1994 ТОО «Лопьинский лесопункт» отделен в филиал ТОО «Объячевский ЛПХ» и в дальнейшем будет именоваться «Лопьинский лесопункт», в связи с этим принять в ТОО «Объячевский ЛПХ» работников в следующем составе: список, в т.ч. ФИО1 – рабочий к/бригады.

Согласно приказов от 23.05.1995, от 27.06.1995, от 18.08.1995, от 29.09.1995 ФИО1 предоставлялись отпуска и отгулы как рабочему.

Приказом (Лопьинского лесопункта) от 22.11.1995 п. 2 ФИО1, чокеровщику, предоставлен отпуск без содержания на 1 дн. (20.11.с.г.).

Из приказа № (Лопьинского лесопункта) от 08.01.1997 п. 3 следует, что ФИО1, помощнику машиниста, предоставлен отпуск без оплаты на2 дн. (4-5.01.1997).

Приказом (Лопьинский лесопункт) от 16.01.1997 п. 6 ФИО1, пом. машиниста, перевести с 06.01.1997 вальщиком леса на лесозаготовку на зимний период.

Из приказа (Лопьинского лесопункта) от 04.04.1997 п. 2 следует, что ФИО1, вальщику, предоставить дополнительный отпуск на 24 дн. с 02.04. по 29.04.с.г.

Из архивной справки от 06.09.2018 следует, что ФИО1 в 1994 году работал в январе: 19 – ш.1 оплата по сдельным расцен; в феврале: 3 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 11 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 3 - б/л, 4 - б/л; в марте: 1- -ш.1 оплата по сдельным расцен.; в апреле: 8 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 8 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 2 – ш.4 оплата по часовым тарифам, 2 – ш.8 оплата за простой, 1 – отпуск (апрель); в июне: 1- ш.1 оплата по сдельным расцен.; в июле: 14 - ш.1 оплата по сдельным расцен., 4 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 2 – ш.4 оплата по часовым тарифам; в августе: 7 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 14 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 2 – ш.4 оплата по часовым тарифам, 2 – ш.4 оплата по часовым тарифам; в сентябре: 8 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 7 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 1 – ш.4 оплата по часовым тарифам; в октябре: 26 – отпуск; в ноябре: 12 – отпуск, 2 ш.1 оплата по сдельным расценкам, 8 – ш.4 оплата по часовым тарифам; в декабре: 24 – ш.1 оплата по сдельным расцен. В 1995 году в апреле ФИО1 работал: 12 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 2- ш.4 оплата по часовым тарифам, 7 – ш.4 оплата по часовым тарифам, 1 – ш.4 оплата по часовым тарифам; в мае: 10 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 5 – ш.4 оплата по часовым тарифам, 2 – ш.4 оплата по часовым тарифам; в июне: 2- ш.1 оплата по сдельным расцен., 15- ш.1 оплата по сдельным расцен., 1 – ш.1оплата по сдельным расцен., 3 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 1 – ш.4 оплата по часовым тарифам; в июле – 11 – ш.2 сдельно-прем. оплата, 10 – ш.2 сдельно-прем. оплата, 1 – отпуск; в августе: 20 – ш.1 оплата по сдельным расц., 1 – ш.1 оплата по сдельным расц., 1 - отпуск; в сентябре: 17 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 5 – отпуск; в октябре: 26 – отпуск; в ноябре: 8 – отпуск, 5 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 6 – ш.1 оплата по сдельным расценкам, 1 – ш.4 оплата по часовым тарифам, 3 – ш.4 оплата по часовым тарифам; в декабре: 11 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 11 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 1 – ш.4 оплата по часовым тарифам, 1 – ш.4 оплата по часовым тарифам. В 1996 году ФИО1 отработал в январе: 14 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 4 – ш.4 оплата по часовым тариф., 6 – ш.8 оплата за простой; в феврале: 12 –ш.1 оплата по сдельной расцен., 1 – ш.4 оплата по часовым тариф., 11 – ш.4 оплата по часовым тариф., 2 – ш.4 оплата по часовым тариф.; в марте: 15 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 1 – ш.4 оплата по часовым тариф., 4 – ш.4 оплата по часовым тариф.; в апреле: 14 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 10 – отпуск; в мае: 23 – отпуск; в июне: 2 – ш.4 оплата по часовым тариф., 5 – отпуск, 1 – б/л (май), 3 – б/л (июнь), 16 – б/л (июнь); в июле: 21 – ш.4 оплата по часовым тариф.; в августе: 21 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 5 – ш.4 оплата по часовым тариф.; в сентябре: 23 – ш.4 оплата по часовым тариф.; в октябре: 16 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 6 – ш.8 оплата за простой; в ноябре: 20 – ш.1 оплата по сдельным расцен.; в декабре: 23 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 1 – ш.4 оплата почасовой тариф. В 1997 году должность ФИО1 указана как вальщик. В тоже время из помесячной расшифровки следует, что в январе ФИО1 работал 5 – ш.1 оплата по сдельным расцен. (пом. маш. тепл.), 13 – ш.1 оплата по сдельным расцен. (вальщик леса в/с), 2 – отгулы, 1 – ш.4 оплата по часовым тариф. (сторож в/с), 3 – ш.8 оплата за простой; в феврале: 11 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 9 – ш.8 оплата за простой, 6 –б/л; в марте: 9 – ш.1 оплата по сдельным расцен., 10 – ш.8 оплата за простой; в апреле: 4 – ш.4 оплата по часовым тарифам, 5 – ш.8 оплата за простой, 21 – отпуск. В январе 1998 г. ФИО1 отработал 9 –ш.1 оплата по сдельным расцен., 7 – ш.4 оплата по часовым тариф., 2 – ш.8 простой.

Из лицевых счетов ФИО1 за 1994 г. следует, что в январе простой составил 6+10 дней, 3 дня – б/о (19-21.01).

За апрель 1994 г. в лицевом счете указано 2 дня простоя, что соответствует дням спорного периода.

Иных пояснений по лицевым счетам ФИО1 за 1994 г. не имеется.

Пояснений в лицевых счетах ФИО1 за 1995 г. – 1996 г. также не имеется.

В лицевых счетах ФИО1 за 1997 г. имеется расшифровка за февраль, из которой следует, что 5 дней ФИО1 работал помощником машиниста тепловоза, 13 –вальщиком леса, что соответствует решению УПФР.

ФИО1 периоды отпусков без содержания, простоев не оспаривает, а, следовательно, оснований для включения спорных периодов в льготный стаж не имеется.

Суд также соглашается с позицией ответчика об отсутствии оснований для включения периода с 01.10.1998 по 22.11.1998 в льготный стаж, так как истцом не представлено, а судом не добыто сведений о начислении ФИО1 зарплаты за спорный период.

Рассматривая обоснованность требований ФИО1 о включении в льготный стаж периодов работы в должности вальщика леса с 16.08.1999 по 25.10.1999, в должности помощника машиниста локомотива с 01.01.2001 по 07.01.2001, с 02.02.2001 по 28.02.2001, с 21.03.2001 по 09.04.2001, с 28.04.2001 по 30.04.2001, с 01.05.2001 по 07.06.2002, в должности помощника вальщика леса, с 18.10.2004 по 31.12.2005, с 01.01.2006 по 31.03.2006, в должности вальщика леса с 24.10.2006 по 30.04.2010, суд исходит из следующего.

Из личного дела ФИО1 следует, что последний зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 04.11.1997.

Основанием для отказа во включении спорных периодов в льготный стаж послужило то обстоятельство, что индивидуальные сведения были сданы без льготных параметров.

Однако, из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.07.2007г. № 9-П, следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

Таким образом, именно на работодателя возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов. Не предоставление работодателем таких сведений, по мнению суда, не может влиять на пенсионные права ФИО1, вины которого в этом не имеется. Право истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд. Отсутствие этих данных не может повлечь исключение из специального стажа соответствующих видов работ. Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование пенсионного законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.

Одновременно судом учитывается, что ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2); за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 3).

Пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года № 987н (действовавшей до 21.12.2016г.) установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Таким образом, по смыслу приведенных положений Федерального закона и Инструкции, контроль за представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования, был возложен на пенсионный орган.

Однако, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что пенсионным органом предлагалось работодателям исправить недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, материалы дела не содержат.

В то же время, эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца.

Согласно разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 4, утвержденным Постановлением от 17 октября 2003 года № 70 Минтруда «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона № 173-ФЗ», при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Из архивной справки от 06.09.2018 следует, что на основании приказа от 18.08.1999 уволены с 16.08. в ОАО «Пилот-Лес» по переводу следующие работники: список, в т.ч. ФИО1, помощник машиниста.

Документы по личному составу (приказы по кадрам и лицевые счета) ОАО «Пилот-лес» на хранение в отдел муниципального района не поступали.

Из архивной справки следует, что в августе 1999 г. Запасов работал вальщ. – 5, валка леса, трелевка леса – 9, что соответствует срокам, отраженным в решении ответчика.

Сведений по работе ФИО1 в ООО «Лесторг» судом не добыто. При этом в силу ст. 56 ГПК РФ именно на истца возложена обязанность по предоставлению доказательств в обоснование позиции по спору.

Из представленных ГУ РК «Национальный архив Республики Коми» сведений следует, что документы ООО «Магнолия» переданы в архив не в полном объеме. Документы иных предприятий, где работал ФИО1 в спорные периоды, в архив на хранение не поступали.

Из личной карточки ФИО1 следует, что принят на работу на должность помощника вальщика, что подтверждается копией приказа от 01.01.2006. Из трудового договора от 01.01.2006 следует, что ФИО1 принят в ООО «Магнолия» на должность помощника вальщика. Трудовой договор расторгнут 31.03.2006, что подтверждается приказом от 31.03.2006.

Согласно лицевого счета ФИО1 последний работал в лесозаготовительной бригаде , при этом последнему за период с января по март получал заработную плату, а, следовательно, с учетом приведенных выше правовых норм, установленных по делу обстоятельств, суд считает возможным включить в льготный стаж период работы ФИО1 с 01.01.2006 по 31.03.2006.

Проверяя обоснованность требований ФИО1 о включении в льготный стаж периода работу с 24.10.2006 по 30.04.2010, суд исходит из следующего.

В вышеуказанный спорный период ФИО1 был принят на работу в должности вальщика леса.

Представленной справкой ООО «Фрегат» за период 2006-2010 гг. установлено, что ФИО1 начислялась зарплата в сентябре 2006 г. за ремонтные работы, в октябре-ноябре 2006 г., в декабре 2006 г. за простой. В 2007 г. ФИО1 начислялась зарплата в январе, марте, апреле без указания назначения, феврале, ноябре, декабре за заготовку, в мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре за простой. В 2008 г. ФИО1 зарплата за заготовку начислена только за январь. В 2009 г. за заготовку оплачено с февраля по апрель включительно. В 2010 г. зарплата за заготовку леса не начислялась.

Из сведений ООО Фрегат» за сентябрь 2006 г. следует, что ФИО1 отработал 26 дней, однако сведений о характере работ, связанном с лесозаготовкой, истцом не представлено, судом не добыто.

Из сведений ООО «Фрегат» о заработной плате следует, что за октябрь 2006 г. ФИО1 была начислена зарплата за изготовление саней для обогрева домиков, а также за простой, что не может быть признано работой на лесозаготовках.

В ноябре 2006 г. ФИО1 отработал 9 дней на валке леса.

За декабрь 2006 г. ФИО1 проведена оплата за простой, а также за валку леса, обрубку сучьев, раскряжевку хлыстов на сортименты за 2 дня.

В январе 2007 г. на предприятии был простой 6 дней, а также ФИО1 работал на валке леса б/п, обрезке сучьев, раскряжевке хлыстов на сортименты 23 дня, которые подлежат зачислению в льготный стаж.

За февраль 2007 г. ФИО1 проработал на валке леса 18 дней, которые подлежат включению в льготный период.

В марте-апреле 2007 г. ФИО1 заработная плата за работу на вырубке не начислялась.

В ноябре 2007 г. ФИО1 на вырубке отработал 6 дней.

Из сведений за декабрь 2007 г. следует, что ФИО1 проработал на валке леса б/п Хускварна, обрубке сучьев б/п, раскряжевке хлыстов на сортименты 19 дней.

Также с учетом представленных лицевых счетов суд считает возможным включить в льготный стаж работы периоды января 2008 г., с февраля по апрель 2009 года в общем количестве 63 дня (6 + 19+ 19+ 19).

Иных сведений о работе ФИО1 судом не добыто.

Как следует из пояснений ФИО1 последний после 2010 г. работал в лесной отрасли без оформления трудовых отношений, что не может быть включено при расчете пенсии с учетом льготного стажа.

На основании изложенного решение УПФР подлежит отмене в части не включения периодов работы ФИО1 на лесозаготовке.

Тоже время с учетом установленных по делу обстоятельств, периодов работы истца непосредственно в лесозаготовительном процессе (10 лет 1 месяца 22 дней), последний не набирает необходимый стаж работы на лесозаготовках, а, следовательно, в удовлетворении требований ФИО1 в части назначения пенсии с момента за ее обращением необходимо отказать.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным и его отмене, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, обязании назначить пенсию с момента возникновения права на неё - удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) об отказе в назначении пенсии от 10.04.2017 в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периодов работы на лесозаготовке.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периоды работы:

- в июле 1991 года 18 дней в должности помощника вальщика,

- в апреле 1992 года 16 дней в должности помощника вальщика,

- 30.10.1992 день отпуска в должности чокеровщика,

- период с 01.01.2006 по 31.03.2006 в должности помощника вальщика,

- в ноябре 2006 года 9 дней в должности помощника вальщика,

- в декабре 2006 года 2 дня в должности помощника вальщика,

- в январе 2007 года 23 дня в должности помощника вальщика,

- в феврале 2007 года 18 дней в должности помощника вальщика,

- в ноябре 2007 года 6 дней в должности помощника вальщика,

- в декабре 2007 года 19 дней в должности помощника вальщика,

- в январе 2008 года 6 дней в должности помощника вальщика,

- в феврале 2009 года 19 дней в должности помощника вальщика,

- в марте 2009 года 19 дней в должности помощника вальщика,

- в апреле 2009 года 19 дней в должности помощника вальщика.

В остальной части требования ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 04 октября 2018 года.