НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Прилузского районного суда (Республика Коми) от 03.10.2019 № 12-57/19

Дело № 12-57/2019

Р Е Ш Е Н И Е

с. Объячево

03 октября 2019 года

Судья Прилузского районного суда Республики Коми Кочанов Л.А.,

при секретаре Костылевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми ФИО1 на постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 09 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении № 5-1008/2019,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 09 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении № 5-1008/2019 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении директора Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района») ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Не соглашаясь с данным постановлением, главный государственных налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми или инспекция) ФИО1 обратилась в Прилузский районный суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. В жалобе она указала, что при вынесении постановления суд первой инстанции, при наличии противоречивых документов: разных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2018 год двух юридических лиц, не верно оценила доказательства по делу. Так, 27.03.2019 в инспекцию ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» предоставила налоговую декларацию по налогу на прибыль организации за 2018 год за реорганизованное юридическое лицо – государственное казённое учреждение Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Прилузского района» (далее - ГКУ РК «СРЦН Прилузского района»), присоединённое к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района»; и только 17.04.2019 в инспекцию была предоставила налоговую декларацию по налогу на прибыль ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» за 2018 год, т.е. позднее 28 марта 2019 года, что предусмотрено п. 4 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В письменном отзыве на жалобу ФИО2 указала, что 27.03.2019 в Межрайонный ИФНС России № 1 по Республике Коми была направлена первичная (сводная) декларация за ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» и присоединённое к нему ГКУ РК «СРЦН Прилузского района». В декларационном документе от 27.03.2019 на листе 001 были ошибочно указаны сведения о ГКУ РК «СРЦН Прилузского района», в связи с чем, по просьбе налоговой инспекции, 02.04.2019 в Межрайонную ИФНС России № 1 по Республики Коми была направлена откорректированная декларация. Данную декларацию налоговая инспекция указала как недействительную. В связи с этим 17.04.2019 в инспекцию было направлено 2 декларации на две организации: ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» и ГКУ РК «СРЦН Прилузского района».

В судебное заседание ФИО2, при условии надлежащего извещения, не явилась. Ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направила.

В соответствии со ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании ведущий специалист-эксперт правого отдела Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми ФИО3 (по доверенности) на доводах жалобы настаивал. Он указал, что декларация в отношении ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» и уточнённая декларация в отношении ГКУ РК «СРЦН Прилузского района» подлежат подаче до 28.03.2019, что и было сделано ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» в отношении реорганизованной организации – ГКУ РК «СРЦН Прилузского района».

В то же время представитель налоговой инспекции не смог пояснить суду обстоятельства не принятия инспекцией налоговой декларации ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» 02.04.2019 и принятия такой же декларации только 17.04.2019, дата подачи которой указана в протоколе об административном правонарушении должностным лицом в качестве виновных действий ФИО2

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьёй, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий суд.

В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверять законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объёме, не ограничиваясь доводами заявителя.

Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьёй 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчёта по страховым взносам) в налоговый орган по месту учёта.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.07.2019 директор ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» ФИО2 нарушила установленный законодательством о налогах и сборах срок предоставления в Межрайонный ИФНС России № 1 по Республике Коми налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2018 год. С учётом установленного законом срока, налоговая декларация должна была быть представлена организацией за 2018 год не позднее 28.03.2019, однако, фактически была представлена (по ТКС) 17.04.2019.

Принимая оспариваемое постановление, мировой судья исходила из того, что на основании ст. 284.5 НК РФ, ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» использует налоговую ставку 0% по налогу на прибыль. С учётом положений п. 1 абзаца 2 статьи 81 НК РФ и отсутствия доказательств занижения сумм налога вследствие представления ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» уточнённых деклараций, было постановлено прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Вместе с тем с данными выводами суд второй инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчёты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Ст. 246 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются российские организации, в том числе, некоммерческие.

Таким образом, по смыслу указанной статьи, ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» является плательщиком налога на прибыль организаций.

В силу п. 2 ст. 285 НК РФ отчётными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

На основании п. 3 ст. 289 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчёты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчётного периода. Налоговые декларации (налоговые расчёты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта 2019 года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган налоговой декларации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 02 октября 2018 года № 326 «О реорганизации некоторых государственных бюджетных учреждений Республики Коми» ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» реорганизовано в форме присоединения к нему ГКУ РК «СРЦН Прилузского района».

Решением о государственной регистрации от 19.10.2018 Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми принято решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу. 19.10.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры реорганизации юридического лица с ОГРН (ГКУ РК «СРЦН Прилузского района») в форме присоединения к другому юридическому лицу с ОГРН (ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района»).

Из материалов дела следует, что ГКУ РК «СРЦН Прилузского района» (ИНН КПП ) 05.02.2019 было реорганизовано в форме присоединения к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района».

В силу п. 9 ст. 50 НК РФ, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признаётся вновь возникшее юридическое лицо.

Пунктом 3 ст. 55 НК РФ предусмотрено, что если организация создана и прекращена путём ликвидации или реорганизации в течение календарного года, налоговым периодом для такой организации является период времени со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Пунктом 5 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признаётся присоединившее его юридическое лицо.

Правила предоставления в налоговую инспекцию для организации-правопреемника Декларации и уточнённой Декларации за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) регулированы приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме», из которого следует, что организация-правопреемник представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика) Декларации (включая Декларации по обособленным подразделениям) за последний налоговый период и уточнённые Декларации за реорганизованную организацию.

При этом уточнённая Декларация за реорганизованную организацию также подлежит предоставлению по правилам п. 3 ст. 289 НК РФ.

Исходя из представленных материалов, суд соглашается с доводами должностного лица административного органа о наличии в деле документов, которым судом первой инстанции не дана должная правовая оценка, что в конечном итоге не позволило суду установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, который бы исключал дальнейшее производство по делу, не истёк.

С учётом установленных обстоятельств постановление мирового судьи подлежит отмене с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановлением мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 09 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении № 5-1008/2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье Прилузского судебного участка Республики Коми.

Судья - Л.А. Кочанов