Дело № 2-358/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
01 октября 2018 года гражданское дело по иску Тонких Е.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании уведомления об отмене фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере незаконным и его отмене, обязании выплаты страховой пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера,
установил:
Тонких Е.А. обратилась к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми о признании уведомления об отмене фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере незаконным и его отмене, обязании выплаты страховой пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера. В обоснование заявленных требований указано, что с 03.01.2018 является получателем страховой пенсии по старости, при этом была назначена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в повышенном размере с учетом работы в районах Крайнего Севера. В феврале 2018 года получила уведомление о перерасчете пенсии в связи с ошибочным установлением вышеуказанной фиксированной выплаты, с чем не согласна, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Истец в судебном заседании не присутствует, о месте и времени рассмотрения иска извещена надлежаще, просила провести судебное заседание в ее отсутствие.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности с соответствующими полномочиями, с иском не согласилась, по доводам, изложенным в отзыве.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя ответчика, обозрев подлинное пенсионное дело Тонких Е.А., рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что с 03 января 2018 года на основании решения УПФР от 19.01.2018 Тонких Е.А. назначена пенсия, при этом установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в повышенном размере с учетом работы в районах Крайнего Севера.
Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 19 830 рублей 83 копейки, в том числе страховая пенсия по старости в размере 9865 рублей 02 копеек, фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 9956 рублей 81 копейки.
При этом основанием для назначения фиксированной выплаты в повышенном размере послужило то обстоятельство, что в период с 09.07.2012 по 15.07.2012 Тонких Е.А. выезжала в командировку в с. Усть-Цильма Республики Коми, находящееся на территории района Крайнего Севера.
19 февраля 2018 года ответчик принял решение № об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии. Основанием для вынесения вышеуказанного решения послужило то обстоятельство, что согласно приказа о направлении работника в командировку Тонких Е.А. выезжала в с. Усть-Цильма для участия в семинаре. Согласно письма Финансового управления администрации МО МР «Усть-Цилемский» совещание было организовано для обмена опытом, а, следовательно, направление в командировку в районы Крайнего Севера с целью участия в совещании по обмену опытом на незначительный период времени не может рассматриваться как непосредственно трудовая деятельность и не является основанием для увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
19.02.2018 Тонких Е.А. направлено уведомление о перерасчете пенсии в связи с установлением ошибки, из которого следует, что с 01.03.2018 размер пенсии будет составлять 18 502 рубля 05 копеек, с которым истец не согласна.
Рассматривая доводы сторон суд исходит из следующего.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Пунктом 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (п. 6 ст. 17 Закона).
В силу п. 7 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии со ст. 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4982 рубля 90 копеек в месяц.
В пункте 59 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» разъяснено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Отсюда, проверяя правовые позиции сторон, суд приходит к следующему.
Исходя из Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР № 190 от 04.10.1991, следует, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.
В судебном заседании установлено, что в период с 01.01.2010 (приказ № от 31.12.2009) по 29.12.2017 Тонких Е.А. занимала должность начальника Отдела казначейского исполнения Финансового управления администрации МО МР «Койгородский», что подтверждается записью в трудовой книжке серии № от 16.09.1985.
Согласно копии приказа № от 03.07.2012 Тонких Е.А. направлялась в командировку в с. Усть-Цильма Республики Коми в период с 09 июля 2012 г. по 15 июля 2012 г. для участия в совещании в части казначейского исполнения бюджета, проводимом Финансовым управлением АМР «Усть-Цилемский».
В соответствии с командировочным удостоверением № от 06.07.2012, выданным на имя Тонких Е.А., последняя находилась на совещании в с. Усть-Цильма с 09.07.2012 о 15.07.2012 в качестве начальника Отдела казначейского исполнения бюджета Финансового управления АМР «Койгородский».
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № «Об особенностях направления работников в служебные командировки», определено, что в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.
В целях настоящего Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (далее - командирующая организация).
Работники направляются в командировки по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку (далее - работник) по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются.
Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем (п. 4, 6 Постановления).
Согласно п. 9 Постановления, средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, Тонких Е.А. была командирована работодателем в с. Усть-Цильма, за период нахождения в командировке за ней сохранялся средний заработок.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем, в соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 16 ТК РФ).
Статьей 57 ТК РФ определено, что обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
Согласно ч. 1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, местом нахождения АМР «Койгородский» является Республика Коми, с. Койгородок.
Отсюда следует, что учреждение осуществляет деятельность на территории Койгородского района, относящемуся, согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 № 12, к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Тонких Е.А. была принята в Отдел казначейского исполнения Финансового управления администрации МО МР «Койгородский» с местом работы в с. Койгородок Койгородского района. Таким образом, свои трудовые обязанности Тонких Е.А. также осуществляла на территории Койгородского района.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нахождение Тонких Е.А. в командировке в спорный период носило временный характер, в то время как работа, носящая стабильный и постоянный характер, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера.
То обстоятельство, что истец в период с 09 июля 2012 года по 15 июля 2012 года находилась в служебной командировке в с. Усть-Цильма, относящемся к районам Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы в отношении истца, в том числе в районах Крайнего Севера для увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку в таком порядке исчисляется стаж для назначения пенсии в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Более того, как следует из должностной инструкции начальника отдела казначейского исполнения в должностные обязанности последней входит: руководство работой Отдела; организация деятельности работников Отдела по выполнению должностных обязанностей; осуществляет работу по повышению квалификации, подбору и расстановке кадров Отдела; взаимодействует с иными отделами муниципального образования; разработка квартального плана работы Отдела и контроль за их выполнением; участие в составлении проекта бюджета по его расходной части; организация работы по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов; подготовка проектов НА органов местного самоуправления и проектов приказов Финансового управления, касающиеся компетенции Отдела; организация работы по совершенствованию технологии обработки финансовой информации, по обеспечению правильной технической эксплуатации, бесперебойной высокопроизводительной работы ПЭВМ; подготовка информации по централизованным заданиям Минфина РК, других контролирующих органов; консультация муниципальных служащих Финансового управления по вопросам компетенции отдела; обеспечение ведения учета и осуществление хранения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета МР «Койгородский» и бюджетов поселений по денежным обязательствам бюджетных учреждений МР «Койгородский»; учет осуществления муниципальными бюджетными учреждениями и бюджетов поселений операций со средствам, полученными от предпринимательской и приносящей доход деятельности; обеспечение в установленном порядке в пределах своей компетенции выдачу денежных средств в наличной форме через соответствующие учреждения ЦБ РФ, либо иные уполномоченные кредитные организации; выполнение других заданий начальника финансового управления; работа по невыясненным поступлениям; организация составления номенклатуры дел Отдела и сдача его в архив.
Указанные должностные обязанности не выполнялись истцом в период нахождения ее в командировке; как следует из удостоверения № от 06.07.2012 Тонких Е.А. принимала участие в совещании в части казначейского исполнения бюджета.
Отсюда, принимая во внимание, что в рассматриваемый период времени Тонких Е.А. являлась работником Отдела казначейского исполнения Финансового управления администрации МО МР «Койгородский», суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом уведомление о перерасчете пенсии в связи с ошибочным установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере с учетом работы в районах Крайнего Севера вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства; в связи с чем в удовлетворении требований истца о признании уведомления незаконным, его отмене, обязании выплаты страховой пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Иск Тонких Е.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании уведомления об отмене фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере незаконным и его отмене, обязании выплаты страховой пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Председательствующий