УИД: 66RS0046-01-2020-000107-22
Дело № 2а-573/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 декабря 2020 года
г. Нижний Тагил Свердловской области, ул. Карла Маркса, 3А
Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Мулькова Е.В., при секретере судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к ФИО2, ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетней А., о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к родителям несовершеннолетней А. – ФИО2, ФИО2, о взыскании в равных долях недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере <...> и пени в размере <...>, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере <...> и пени в размере <...>, подлежащих уплате в доход бюджета <адрес>, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере <...> и пени в размере <...>, подлежащих уплате в доход бюджета Горноуральского городского округа, указав в обоснование иска, что административные ответчики, представляющие интересы несовершеннолетней дочери Б., являющейся собственником недвижимости на территории <адрес> и в <адрес>, были письменно уведомлены по адресу несовершеннолетнего налогоплательщика А. уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ о начисленных налогах и сроках их оплаты. Иск заявлен в связи с тем, что в установленные законом сроки административные ответчики не уплатили налоги и пени, начисленные за просрочку платежей, направленное в их адрес требование от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате недоимки и пени по указанным налогам не исполнили в установленные сроки. Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Пригородного судебного района Свердловской области от 19.07.2019 о взыскании со А. недоимки по налогам и пени отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с возражениями административных ответчиков относительно его исполнения.
Административный истец, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил. При подаче административного иска ходатайствовал о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.
Административные ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, судебная почтовая корреспонденция направленная по адресам, известным суду, возможного места жительства ответчиков, возвращена в суд за истечением срока хранения.
В материалах дела имеются сведения о том, что стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем заблаговременного размещения информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном интернет-сайте и в помещении Пригородного районного суда Свердловской области в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав письменные доказательства, исходя из доводов административного истца, изложенных в исковом заявлении, приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ), к которым относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).
Согласно абз.1 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 си. 387, ч. 1 ст. 399 НК РФ как земельный налог, так и налог на имущество физических устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В п. 1 ст. 389 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В ст. 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
При этом согласно ст. ст. 390, 402 НК РФ налоговая база как по земельному налогу, так и по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании п. 1 ст. 393, ст. 405 НК РФ календарный год является налоговым периодом для исчисления как земельного налога, так налога на имущество физических лиц.
Порядок исчисления земельного налога установлен в ст. 396 НК РФ, налога на имущество физических лиц в ст. 408 НК РФ, в которых предусмотрено, что сумма налога для физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных налоговым законодательством.
Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).
Как видно из выписки из электронной базы данных, полученных административным истцом в результате информационного обмена с органами исполнительной власти, несовершеннолетней А. принадлежит право собственности в 1/6 доле на недвижимое имущество, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ жилой дом площадью 389,40 кв.м. с кадастровым номером 66:19:2401001:796 и земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ квартира, площадью 61,20 кв.м, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 17-18).
Следовательно, на основании ст. ст. 389, 390, 401 НК РФ административный истец обоснованно относит принадлежащие несовершеннолетней А. земельный участок, жилой дом и квартиру к объектам налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц соответственно.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Следовательно, несовершеннолетняя А. является налогоплательщиком земельного налога, налога на имущество.
Согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
В п. 2 ст. 27 НК РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, поэтому суд принимает во внимание положения п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, указанных в п. 2 данной статьи (мелких бытовых сделок, сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения).
С учетом приведенных норм, а также ст. 23 НК РФ, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
ФИО2 и ФИО2 являются родителями несовершеннолетней А..
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как усматривается из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму <...> (л.д. 9-10), отправленного по месту жительства несовершеннолетнего налогоплательщика, что подтверждается списком заказных писем №, заверенным уполномоченным лицом Почты России (л.д. 11), налоговым органом были произведены расчеты земельного налога и налога на имущество физических лиц, подлежащих уплате административным ответчиком, административные ответчики были надлежаще уведомлены о необходимости уплатить в доход бюджета Горноуральского городского округа земельный налог за 2017 год в сумме <...>, налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме <...>, в также уплатить в доход бюджета <адрес> налог на имущество за 2017 год в сумме <...>
При расчете указанных налогов налоговый орган обоснованного руководствовался:
решением Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении и введении в действие на территории <адрес> налога на имущество физических лиц», согласно которому ставка налога на имущество физических лиц в отношении гаражей, машино-мест, иных зданий, строений, сооружений, помещений составляла 2 % от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше <...> (кадастровой стоимости);
решением Думы Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ об установлении и введении в действие земельного налога на территории Горноуральского городского округа в 2017 году, соответственно, согласно которым ставка земельного налога была установлена в размере 0,3 % в отношении земельных участков в границах населенных пунктов и вне их черты, занятых жилищным фондом;
решением Думы Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении на территории Горноуральского городского округа налога на имущество физических лиц», согласно которому ставка налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов составляла 0,2 % от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения от <...> до <...> (кадастровой стоимости).
При этом налоговый орган учел долю несовершеннолетней А. в праве собственности на недвижимое имущество, периоды владения ею недвижимым имуществом, кадастровую стоимость недвижимого имущества в указанные годы. При этом срок уплаты налогов был установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ для налога за 2017 год.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате налога на имущество физических лиц, зачисляемому в бюджет Горноуральского городского округа (ОКТМО 65717000), в размере <...> и пени по указанному налогу в размере <...>, на имущество физических лиц, зачисляемому в бюджет городского округа «г. Нижний Тагил» в размере <...> и пени по указанному налогу в размере <...>, земельный налог зачисляемому в бюджет Горноуральского городского округа (ОКТМО 65717000) в размере <...> и пени по указанному налогу в размере <...> (л.д. 12-13), факт отправления требования подтверждается списком писем № от ДД.ММ.ГГГГ, заверенного уполномоченными лицами Почты России (л.д. 16);
Оценив, представленные административным истцом доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом выполнены возложенные на него законом обязанности по исчислению налогов, уведомлению административного ответчика об обязанности уплатить налоги, а также по направлению в адрес административного ответчика требования об уплате недоимки и пени по налогам.
До обращения в суд с рассматриваемым иском налоговый орган обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отменен по заявлению административного ответчика ФИО2, возражавшего против исполнения судебного приказа (л.д. 24).
Согласно расшифровке задолженности за несовершеннолетней А. числится задолженность: в доход бюджета Горноуральского городского округа по земельному налогу за 2017 год в размере <...> и пени по земельному налогу в размере <...>; в доход бюджета <адрес> по налогу на имущество физических лиц за 2017 в размере <...> и пени в размере <...>; в доход бюджета Горноуральского городского округа по налогу на имущество за 2017 год в размере <...> и пени по налогу на имущество в размере <...>
В силу подп. 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных данным кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
При этом заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Рассматриваемый административный иск заявлен налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в срок, установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Согласно пп. 1, 3 ст. 75 НК РФ, в случае уплаты сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При проверке расчета, предъявленных к взысканию с административного ответчика налогов суд принимает во внимание право собственности несовершеннолетней А. на недвижимое имущество, налоговые ставки в 2017 годах.
Расчет предъявленных к взысканию с административного ответчика налогов суд признает соответствующим нормам налогового законодательства и математически верным. Доказательств оплаты взыскиваемых сумм административными ответчиками не представлено.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с административных ответчиков недоимку по земельному налогу, зачисляемому в бюджет Горноуральского городского округа, в размере <...>; по налогу на имущество физических лиц, зачисляемому в бюджет г. Нижнего Тагила в размере <...>; по налогу на имущество физических лиц, зачисляемому в бюджет Горноуральского городского округа в размере <...>
В силу положения статей 72, 75 НК РФ уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате самих налогов).
Расчет, предъявленных ко взысканию с административного ответчика пеней за несвоевременную уплату недоимок по земельному налогу, зачисляемых в бюджет Горноуральского городского округа в размере <...>, по налогу на имущество физических лиц, зачисляемых в бюджет г. Нижнего Тагил, в размере <...>, а также пени по налогу на имущество, зачисляемых в бюджет Горноуральского городского округа в размере <...>, судом проверен и признан соответствующим положениям налогового законодательства.
Доказательств оплаты взыскиваемых сумм не представлено.
При указанных обстоятельствах суд считает требования административного истца о взыскании пени за несвоевременную уплату налогов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что в силу п. 1 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации обязанность по содержанию несовершеннолетнего и его имущества несут его родители в равных долях, то задолженность несовершеннолетней А. подлежит взысканию с её родителей в равных долях, то есть по 1/2 части от суммы начисленных налогов и пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов и, зачисляются в доход федерального бюджет.
Поскольку, согласно попд. 7 п.1 ст. 333.36 НК РФ организации освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче в суд административных исковых заявлений, а требования административного истца удовлетворены в полном объёме, основания для освобождения административных ответчиков от уплаты государственной пошлины отсутствуют, с них, с учетом установленных подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размеров государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> (по <...> с каждого родителя несовершеннолетнего ответчика)
В силу ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в доход бюджета муниципального образования.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к ФИО2, ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетней А., о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени по налогам удовлетворить полностью.
Взыскать со ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетней А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН <***>):
- в доход бюджета муниципального образования «Горноуральский городской округ» земельный налог за 2017 год в размере <...> и пени по земельному налогу в размере 56 копеек;
- в доход бюджета муниципального образования «город Нижний Тагил» налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере <...> и пени в размере рубля 54 копейки;
- в доход бюджета муниципального образования «Горноуральский городской округ» налог на имущество за 2017 год в размере <...> и пени по налогу на имущество в размере <...>.
Взыскать со ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, действующей в интересах несовершеннолетней А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН <***>):
- в доход бюджета муниципального образования «Горноуральский городской округ» земельный налог за 2017 год в размере <...> и пени по земельному налогу в размере 57 копеек;
- в доход бюджета муниципального образования «город Нижний Тагил» налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере <...> и пени в размере 54 копейки;
- в доход бюджета муниципального образования «Горноуральский городской округ» налог на имущество за 2017 год в размере <...> и пени по налогу на имущество в размере <...>.
Взыскать со ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетней А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН <***>), в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...>.
Взыскать со ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, действующей в интересах несовершеннолетней А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН <***>), в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 января 2021 года.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Е.В. Мулькова