НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Прибайкальского районного суда (Республика Бурятия) от 10.01.2024 № 2А-43/2024

УИД 04RS0019-01-2023-001027-97

Дело № 2а-43/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево 10 января 2024 года

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Михалевой Е.В.,

при секретаре Гордеевой Ю.Н.,

с участием представителя истца помощника Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Борейко Д.Г.,

представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении Байкальского лесничества техникой и оборудованием для патрулирования лесов, обязании обеспечить Байкальское лесничество техникой и оборудованием для патрулирования лесов

установил:

обращаясь в суд с указанным административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор, прокуратура) просит признать незаконным бездействие Республиканского агентства лесного хозяйства (далее – РАЛХ), выразившееся в необеспечении Байкальского лесничества техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с нормативами, установленными приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 «Об утверждении Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов»; обязать РАЛХ в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда обеспечить Байкальское лесничество техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 «Об утверждении Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов» в следующем количестве: транспортные средства – 2 единицы, самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт – 2 единицы, беспилотные летательные аппараты – 1 единица, наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства – 1 набор, видеорегистратор персональный – 9 единиц, устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) – 16 штук.

Заявленные требования мотивирует тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам осуществления надзора за исполнением лесного законодательства в деятельности Республиканского агентства лесного хозяйства (далее - Агентство) установлены нарушения требований закона, регулирующего вопросы обеспечения техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов Байкальского лесничества. В соответствии с ч. 1 ст. 98.2 Лесного Кодекса РФ, Приказом Минприроды России от 15.12.2021 № 955 утверждены Порядок и Нормативы осуществления лесной охраны (далее – Приказ № 955). В п. 1 Приложения 1 к Приказу № 955 установлено, что лесная охрана осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий в соответствии со ст.ст. 83-84 Лесного кодекса РФ. В Республике Бурятия уполномоченным органом, осуществляющим охрану лесов, является Республиканское агентство лесного хозяйства (пункт 3.1.19 Положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13. Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу № 955 лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны. Приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов (далее – Приказ № 608). Вышеуказанным Приказом предусмотрено, что норматив обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определяется в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единиц, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения. Для Республики Бурятия установлены следующие нормативы обеспеченности техникой и оборудованием, необходимой для патрулирования лесов: транспортные средства - 0,33; самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт - 0,20; беспилотные летательные аппараты - 0,165; наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства - 0,33; видеорегистратор персональный - 1; устройства дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) - 2. При этом согласно сноске 3 к таблице, в которых приведены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, указано, что должностными лицами используются измерительные приборы и инструменты, технические характеристики которых позволяют обеспечивать проведение измерений лесоматериалов, таксационных характеристик лесного насаждения и площади лесного участка (высотомер, мерная вилка, мерная скоба, мерная лента, угломер, прибор для измерения румбов и азимутов направлений, горизонтальных углов) с погрешностью не более 5%, аппаратура для фото- и видеофиксации места нарушения лесного законодательства, а также технические приборы, предназначенные для установления географического местоположения лесного участка (навигаторы). Штатная численность государственных лесных инспекторов Байкальского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства составляет 9 единиц. В соответствии с Приказом № 608 Республиканским агентством лесного хозяйства произведены расчеты обеспеченности техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, определенный в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единицу, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения. При расчете количества техники и оборудования использована формула, где числовые показатели 9 - количество штатных единиц государственных лесных инспекторов Байкальского лесничества; 0,33 - норматив транспортных средств для Республики Бурятия; 0,20 - норматив самоходных машин и других видов техники или водного транспорта для Республики Бурятия; 0,165 -норматив беспилотных летательных аппарат для Республики Бурятия; 0,33 -норматив наборов инструментов, используемых должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, для Республики Бурятия; 1 – норматив видеорегистраторов персональных для Республики Бурятия; 2 – норматив устройств дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) для Республики Бурятия. Однако Байкальское лесничество до настоящего времени не обеспечено нормативным количеством техники и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, установленным Приказом № 608. Согласно информации Республиканского агентства лесного хозяйства от 09.08.2023 № исх-23-03294 из федерального бюджета на мероприятия по приобретению лесопатрульной техники и оборудования выделено в 2022 году - 2 141,2 тыс. руб., в 2023 году - 9 048,0 тыс. руб. Заявки на выделение дополнительного финансирования в адрес Рослесхоза Республиканским агентством лесного хозяйства не направлялись. На территории Прибайкальского района лесную охрану осуществляет Байкальское лесничество. Неукомплектованность требуемым количеством техники и оборудования,необходимых для патрулирования лесов, препятствуют надлежащемуисполнению должностными лицами Байкальского лесничества возложенныхна них функций по осуществлению лесной охраны, повышению качества иэффективности мероприятий, направленных на защиту, охрану лесов, что не способствует достижению целей, предусмотренных лесным законодательством – сохранение полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Неисполнение требований лесного законодательства нарушает принцип сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, препятствует сохранению его полезной функции, что является недопустимым. До настоящего времени меры к оснащению в полном объеме должностных лиц Байкальского лесничества техникой и оборудованием, необходимых для патрулирования лесов, в соответствии с требованиями Приказа № 608, Республиканским агентство лесного хозяйства не приняты.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Борейко Д.Г. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что РАЛХ является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в Республике Бурятия уполномоченным органом, осуществляющим охрану лесов, является РАЛХ в соответствии с п. 3.1.19 Положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13. Довод представителя ответчика о том, что Приказ № 608 не распространяется на Байкальское лесничество, является ошибочным. Приказом РАЛХ от 28.09.2017 № 802 утвержден Лесохозяйственный регламент Байкальского лесничества. Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах Байкальского лесничества. Лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах Байкальского лесничества. Необеспеченность Байкальского лесничества техникой и оборудованием для патрулирования лесов влечет невыполнение в полном объеме мероприятий по охране лесов, что в свою очередь порождает нарушения требований лесного законодательства, в частности, незаконные рубки.

Представитель ответчика РАЛХ ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что Рослесхоз в своем приказе определил потребность в указанной технике и оборудовании субъектов Российской Федерации в соответствии со штатными единицами государственных лесных инспекторов, исходя из численности в Республике Бурятия. Следовательно, в соответствии с п. 2 Приказа № 608 финансово-экономическое управление Рослесхоза должно применить данные нормативы при определении объема финансирования для полного обеспечения Республики Бурятия необходимой техникой и оборудованием на очередной финансовый год и плановый период без учета каких-либо заявок со стороны РАЛХ, учитывая, что у Рослесхоза имеется вся информация о штатной численности государственных лесных инспекторов по всем субъектам Российской Федерации. В Приказе № 608 не определены конкретные сроки его выполнения, непонятно, в какой период должна быть обеспечена полная укомплектованность каждого субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов. Отсутствуют бюджетные корректировки расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, по которым были бы определены объемы субвенций из федерального бюджета на оснащение указанной техникой и оборудованием. В подтверждение отсутствия бездействия со стороны РАЛХ говорит тот факт, что в 2022 году приобретено 8 наименований автотранспорты на 22 833 535,72 руб., в 2023 году приобретено 11 вездеходов, 11 прицепов на сумму 9 047 863 руб., 4 мотоцикла, 7 БПЛА на сумму 1 595 270 руб. Наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства в Байкальском лесничестве имеются в наличии в 100% объеме. Кроме того, Рослесхоз должен учитывать нормативы, указанные в Приказе № 608 при определении общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, то именно Рослесхоз является ответственным за обеспеченность нужной техникой и оборудованием РАЛХ, поэтому он является надлежащим ответчиком по делу, а не РАЛХ. Согласно требованиям Приказа № 608 нормативы рассчитываются только на субъект России, исходя из общей штатной численности, без разбивки на лесничества. В расчете указано, что норматив применяется с округлением до целого числа в сторону увеличения. В Республике Бурятия норматив транспортных средств установлен на 0,33, который умножается на 378 штатных единиц, в сумме получается 124,74, при округлении – 125. Если норматив умножать на штатное расписание каждого лесничества, то применять округление в сторону увеличения придется несколько раз. Соответственно, в Республике Бурятия количество транспортных средств будет увеличено сверх установленного норматива и составит 138 единиц транспорта, что будет являться нарушением требований приказа Рослесхоза. Аналогичное превышение при арифметическом подсчете будет по каждой категории обеспеченности. Таким образом, расчет, произведенный по отдельным лесничествам, не соответствует смыслу требований Приказа № 608, поэтому не может быть положен в основу исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявлял.

С учетом мнения участников процесса дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в соответствии с положениями, предусмотренными ст. 150 КАС РФ.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность использования, охраны, зашиты, воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Действующее законодательство предусматривает наличие специального механизма – лесной охраны, которая осуществляется, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 98.2 Лесного Кодекса РФ под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее - требования лесного законодательства). Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 15.12.2021 № 955 утверждены Порядок и Нормативы осуществления лесной охраны.

В п. 1 Приложения 1 к Приказу № 955 установлено, что лесная охрана осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий в соответствии со ст.ст. 83-84 Лесного кодекса РФ.

В Республике Бурятия уполномоченным органом, осуществляющим охрану лесов, является Республиканское агентство лесного хозяйства (пункт 3.1.19 Положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13).

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу № 955 лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны.

Приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов.

Вышеуказанным Приказом предусмотрено, что норматив обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определяется в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единиц, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения.

Для Республики Бурятия установлены следующие нормативы обеспеченности техникой и оборудованием, необходимой для патрулирования лесов: транспортные средства - 0,33; самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт - 0,20; беспилотные летательные аппараты - 0,165; наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства - 0,33; видеорегистратор персональный - 1; устройства дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) - 2.

При этом согласно сноске 3 к таблице, в которых приведены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, указано, что должностными лицами используются измерительные приборы и инструменты, технические характеристики которых позволяют обеспечивать проведение измерений лесоматериалов, таксационных характеристик лесного насаждения и площади лесного участка (высотомер, мерная вилка, мерная скоба, мерная лента, угломер, прибор для измерения румбов и азимутов направлений, горизонтальных углов) с погрешностью не более 5%, аппаратура для фото- и видеофиксации места нарушения лесного законодательства, а также технические приборы, предназначенные для установления географического местоположения лесного участка (навигаторы).

Штатная численность государственных лесных инспекторов Байкальского лесничества РАЛХ составляет 9 единиц, что подтверждается информацией РАЛХ от 09.08.2023.

В соответствии с Приказом № 608 РАЛХ произведены расчеты обеспеченности техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, определенными в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения.

При расчете количества техники и оборудования использована формула, где числовые показатели 9 - количество штатных единиц государственных лесных инспекторов Байкальского лесничества; 0,33 - норматив транспортных средств для Республики Бурятия; 0,20 - норматив самоходных машин и других видов техники или водного транспорта для Республики Бурятия; 0,165 -норматив беспилотных летательных аппарат для Республики Бурятия; 0,33 -норматив наборов инструментов, используемых должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, для Республики Бурятия; 1 -норматив видеорегистраторов персональных для Республики Бурятия; 2 -норматив устройств дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) для Республики Бурятия.

Согласно информации РАЛХ от 09.08.2023 № 23-03294 норматив обеспеченности Байкальского лесничества техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определен следующим образом:

транспортные средства: 9х0,33 = 3 единицы;

самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт: 9х0,20 = 2 единицы;

беспилотные летательные аппараты: 9х0,165 = 1 единица;

наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства: 9х0,33 = 3 набора;

видеорегистратор персональный: 9х1=9 штук;

устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства): 9х2 = 18 штук.

Однако Байкальское лесничество до настоящего времени не обеспечено нормативным количеством техники и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, установленным Приказом № 608.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 11.09.2020 № 1404 «Об утверждении Правил определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации» нормативная потребность в технике и оборудовании, необходимых для патрулирования лесов, определяется на основе нормативов обеспеченности субъектов Российской Федерации, установленных Федеральным агентством лесного хозяйства, исходя из количества техники и оборудования, необходимого для выполнения объемов мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению и патрулированию лесов в соответствии с объемами указанных мероприятий, установленными лесными планами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно информации РАЛХ от 09.08.2023 № 23-03294 из федерального бюджета на мероприятия по приобретению лесопатрульной техники и оборудования выделено в 2022 году – 2141,2 тыс. руб., в 2023 году – 9048,0 тыс. руб. Заявки на выделение дополнительного финансирования в адрес Рослесхоза Республиканским агентством лесного хозяйства не направлялись.

В силу п. 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на осуществление отдельных полномочий Российской федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837 (далее – Правила).

В соответствии с п. 3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, а также перечень приобретаемой техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

Согласно п. 8 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Из п. 8.1 Правил следует, что контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Таким образом, планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения на оснащение техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов, осуществляется на основе заявленной оценки потребности субъекта Российской Федерации в них.

В соответствии с п. 1 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13, обозначенное ведомство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства на территории Республики Бурятия.

Реализация переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных статьей 83 Лесного кодекса РФ, на территории Байкальского лесничества осуществляется РАЛХ в лице территориальных подразделений – лесничеств.

На территории Прибайкальского района лесную охрану осуществляет Байкальское лесничество.

Неукомплектованность требуемым количеством техники и оборудования,необходимых для патрулирования лесов, препятствуют надлежащемуисполнению должностными лицами Байкальского лесничества возложенныхна них функций по осуществлению лесной охраны, повышению качества иэффективности мероприятий, направленных на защиту, охрану лесов, что не способствует достижению целей, предусмотренных лесным законодательством – сохранение полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Неисполнение требований лесного законодательства нарушает принцип сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, препятствует сохранению его полезной функции, что является недопустимым.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законных интересов Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе нарушают законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду.

Реализация требований, изложенных в Приказе № 608, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения на оснащение субъектов Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимых для патрулирования лесов, осуществляется на основе заявленной субъектом Российской Федерации оценки потребности в них.

Определение объема субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации на соответствующий год, осуществляется Рослесхозом в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2021 № 2046 (ранее – Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 838).

В соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ (ст.ст. 162, 219) получатель бюджетных средств принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.

Осуществление переданных полномочий в области лесных отношений следует осуществлять в пределах вышеуказанных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 133 Бюджетного Кодекса РФ в составе общего объема субвенций ежегодно предусматривается не распределенная между субъектами Российской Федерации субвенция.

Данные средства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, на основании решения Рослесхоза.

Кроме того, в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом положений ст. 130 Бюджетного Кодекса РФ.

В том числе согласно п. 4 ст. 85 Бюджетного Кодекса РФ в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения охраны и защиты лесов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст.15 Конституции РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Невыполнение возложенных на административного ответчика полномочий не будет способствовать реализации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входят, в том числе лесные ресурсы, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Данный проект направлен на сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации.

Объем финансового обеспечения на 2023 год – 22 849 162,60 рублей, на 2024 год – 22 849 162,60 рублей.

Из представленных в суд пояснений врио Главного лесничего ОО и ОД Байкальского лесничества Б. следует, что средства субвенций из федерального бюджета, предоставляемые органам государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений, определены в рамках базовых бюджетных ассигнований, установленных на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с Методикой распределения лесных субвенций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2046. В соответствии с Приказом № 608 в РАЛХ согласно нормативу численности в 378 государственных лесных инспекторов необходимо 125 единиц лесопатрульных автомобилей. На начало 2022 года на балансе РАЛХ состояло 56 автомобилей. В течение 2022 финансового года были приобретено дополнительно 10 автомобилей. В 2023 году 2 единицы техники передали в оперативное пользование АУ РБ «Иволгинский лесхоз», также в 2023 году были приобретены для осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах 11 снегоболотоходов с прицепами и 4 мотоцикла. Таким образом, по состоянию на 22.12.2023 на балансе РАЛХ числится 64 единицы транспортных средств, 11 снегоболотоходов с прицепами и 4 мотоцикла. Из 64 автомобилей 63 предназначены для осуществления лесной охраны. На сегодняшний день количество транспортных средств составляет 51,2% от норматива по обеспеченности лесопатрульной техникой. В настоящее время в Единой информационной системе в сфере закупок размещен запрос котировок в электронной форме на поставку квадрокоптеров в количестве 3 шт. По результатам защиты бюджетных проектировок в 2024 году планируется приобретение 5 единиц техники.

Учитывая изложенное, суд находит, что бездействия со стороны РАЛХ в связи с необеспечением Байкальского лесничества техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с предусмотренными Приказом № 608 нормативами, не усматривается, поскольку со стороны РАЛХ ведется постоянная работа в данном направлении, техникой и оборудованием лесничества республики обеспечиваются по мере поступления бюджетных ассигнований.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 пояснил, что набор инструментов, используемый для фиксации нарушений лесного законодательства в настоящее время передан Байкальскому лесничеству, однако доказательств этому в судебное заседание ответчиком не представлено.

Вместе с тем, отсутствие техники и оборудования для патрулирования лесов влечет невыполнение в полном объеме мероприятий по охране лесов на территории Байкальского лесничества.

Доводы представителя ответчика о том, что если норматив умножать на штатное расписание каждого лесничества, то применять округление в сторону увеличения придется несколько раз, соответственно, в Республике Бурятия количество транспортных средств будет увеличено сверх установленного норматива и составит 138 единиц транспорта, что будет являться нарушением требований приказа Рослесхоза, суд находит несостоятельными, поскольку установленные Приказом № 608 нормативы являются минимальными, ограничений по максимальному количеству обеспечения техникой и оборудованием не установлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об обязании обеспечить Байкальское лесничество техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с Приказом № 608 подлежат удовлетворению в полном объеме.

Предложенный истцом срок исполнения обязательств – не позднее 1 года со дня вынесения решения суда – суд считает недостаточным, учитывая, что для исполнения решения суда необходимо предоставить разумный срок, учитывая сведения о возможности финансирования обеспечения техникой, необходимость размещения запросов котировок в Единой информационной системе в сфере закупок, полагает необходимым установить срок для исполнения обязательств в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства (ИНН <***>) в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить Байкальское лесничество техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 «Об утверждении Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов» в следующем количестве:

-транспортные средства – 2 единицы;

-самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт – 2 единицы;

-беспилотные летательные аппараты – 1 единица;

-наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства – 1 набор;

-видеорегистратор персональный – 9 единиц;

-устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) – 16 штук.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2024 года.

Судья п/п Е.В. Михалева

СОГЛАСОВАНО:

Судья Е.В. Михалева