НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приаргунского районного суда (Забайкальский край) от 08.11.2018 № 2А-287/18

КОПИЯ

Дело №2а-287/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кустовой Н.И.,

при секретаре Ивановой А.М.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Приаргунского района Забайкальского края Логуновой Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в п. Приаргунск 08 ноября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Казенному предприятию Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию,

установил:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства (далее- КАС РФ) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что в ходе проведенной проверки исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края не в полной мере исполняются полномочия в области безопасности гидротехнических сооружений (далее- ГТС) на территории бассейна реки Аргунь и в границах Забайкальского края, в частности берегоукрепительные сооружения в селе Зоргол Приаргунского района, которые являются ограниченно работоспособными, необходим капитальный ремонт, требуется разработка декларации безопасности ГТС. В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-р Казённое предприятие Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» (далее- Предприятие) определено эксплуатирующей организацией ГТС «Строительство берегоукрепительных сооружений» в с. Зоргол в Приаргунском районе. Пунктом 4 данного распоряжения определено Министерству совместно с эксплуатирующими организациями, обеспечить эксплуатацию, надёжность и безопасность ГТС в с. Зоргол, составить смету расходов на проведение капитального ремонта и на текущее содержание ГТС, подготовить декларации и его безопасности, осуществить планирование мероприятий по проведению капитального ремонта ГТС. По акту передачи в 2014 г. Предприятию Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края передано в хозяйственное ведение ГТС с. Зоргол. Обязанность по обеспечению, надлежащей эксплуатации безопасности и финансированию данных мероприятий в отношений ГТС с. Зоргол возложена как на собственника -Забайкальский край (в лице Министерства), так и на эксплуатационную организацию. Полагает, что в силу части 1 статьи 322 Гражданского кодека Российской Федерации ответчики обязаны солидарно в соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечить безопасность ГТС в с. Зоргол. Первым заместителем председателя Правительства Забайкальского края Кулаковым А.С. 07.03.2017 года утверждён план мероприятий по приведению в безопасное состояние ГТС в с. Зоргол от затопления паводковыми водами реки Аргунь, согласно которого Министерство до 01.11.2017 года должно разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт ГТС в с. Зоргол, при наличии утверждённой проектно-сметной документации до 01.11.2017 г. направить её в Росводресурсы на включение работ по капитальному ремонту в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» с целью получения субсидий из федерального бюджета.

В апреле 2018 года при проведении проверки казённого предприятия установлено, что им с 2014 по 2018 годы не исполняются требования статей 8,9,10,11 Закона №117 по причине отсутствия собственных средств и финансового обеспечения содержания ГТС со стороны Министерства и Минфина Забайкальского края (за исключением обязательного страхования гражданской ответственности ГТС), в том числе не разработана декларация безопасности ГТС, ремонт ГТС не проводился и т.д.. 09.04.2018 года с целью устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой в Министерство и Казённое предприятие внесены представления об устранении нарушений закона. В июне 2018 года при проведении контрольной проверки установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены. Просит суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГТС; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе. Признать незаконным бездействие КП «Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГTC проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе.

В срок до 31.12.2019 года обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края, КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» солидарно обеспечить соблюдение обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе.

Определением судьи от 05 сентября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Забайкальское управление.

Определением судьи от 08 октября 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья», в качесте заинтересованного лица администрация сельского поселения «Зоргольское» муниципального районного «Приаргунский район».

В дальнейшем природоохранный прокурор уточнил свои исковые требования, указал, что в пункте 3 просительной части допущена техническая неточность в указании на ответчика КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья», следует считать ответчиком Казённое предприятие Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество».

Определением суда от 08 ноября 2018 года о признании бездействия незаконным и обязывании к действию, в части в срок до 31.12.2019 года об обязывании КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» обеспечить соблюдение обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе, производством прекращено.

В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела старший помощник прокурора Приаргунского района Логунова Е.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержала по изложенным в административном исковом заявлении доводам, просила их удовлетворить.

Административный ответчик Министерство природных ресурсов Забайкальского края надлежащим образом оповещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому в силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть административное дело без его участия.

Административный ответчик Казённое предприятие Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» надлежаще оповещено о времени и месте судебного заседания, его представитель Панченко А.Д., действующий на основании доверенности, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, поэтому в силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело без его участия. Также в ходатайстве указал на несогласие с иском, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

В письменных возражениях на административное исковое заявление природоохранной прокуратуры, в котором выразило несогласие с исковыми требованиями, поскольку Министерство финансов Забайкальского края не осуществляло финансирование расходов на проведение возложенных на него мероприятий по безопасной эксплуатации ГТС в с. Зоргол, которое было передано ему в аварийном состоянии, требующий восстановления, ориентировочная стоимость восстановительных работ по восстановлению разрушений указанного гидротехнического сооружения составляет 19,6 млн. рублей, проектно-сметная доументация-855641,6 рублей. Само Предприятие находится в сложном финансовом положении, службой судебных приставов наложены аресты на кассу, банковские счета и на недвижимое имущество Предприятия. В целях соблюдения норм статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Предприятием в отсутствие финансирования проводится ежегодное, периодическое обследование ГТС с применением инструментальной базы с целью систематического анализирования причин снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременного применения мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС. Также находится в исправном состоянии электрическое оповещение: сирена звуковая уличная модели С-28, установлена на втором этаже Дома культуры с. Зоргол. Включение производит ответственное лицо-глава сельского поселения. В случае отключения электроэнергии предусмотрено ручное оповещение -колокол находится на высоте 5 метров рядом с кафе «Гуран». Также Предприятие заключило договор об оказании услуг от 10.07.2018 года по надзору за гидротехническим сооружением. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края надлежащим образом оповещен о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, поэтому в силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть административное дело без его участия.

Краевое государственное унитарное предприятие «Автомобильные дороги Забайкалья» надлежащим образом оповещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, от Генерального директора КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» В.В.Лось поступили возражения на административное исковое заявление, в которых просит в удовлетворении административного иска в отношении КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» отказать, поскольку они являются незаконным ответчиком, в силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть административное дело без его участия.

Заслушав участвующего в рассмотрении дела старшего помощника прокурора Приаргунского района Логунову Е.С., изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Положениями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с иной эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае несоответствия обязательным требованиям.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Статьей 10 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что при проектировании, строительстве, капитального ремонте, эксплуатации, реконструкции. Консервации и ликвидации ГТС собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Пунктом 4 Положения о декларации безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. N 1303 установлено, что декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

В соответствии со статьей 1, части 2 статьи 57 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В ходе судебного заседания установлено, что собственником, в частности, гидротехнического сооружения в с. Зоргол является Забайкальский край (в лице Министерства).

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 07.03.2014 года /р «О передаче имущества в оперативное управление КП «Государственное недвижимое имущество»» передано Казённому предприятию Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» государственное имущество Забайкальского края- строительство берегоукрепительных сооружений в с. Зоргол Приаргунского района Читинской области (гол постройки 2007, протяженностью 2756 м, балансовая стоимость 11165080,00 рублей), расположенное по адресу Забайкальский край, Приаргунский район, село Зоргол.

Согласно передаточного акта от 7 марта 2014 года Предприятие приняло в оперативное управление указанное выше государственное имущество- строительство берегоукрепительных сооружений в с. Зоргол.

Установлено, что при проведении проверки Читинской межрайонной правоохранительной прокуратурой в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края, целью которой стало выявление и пресечение нарушений в области безопасности гидротехнических сооружений на территории <адрес>, такие нарушения были установлены. По итогам проверки в адрес Министра природных ресурсов Забайкальского края 09.04.2018 года за /в-2018 г. направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений об устранении нарушений закона. 4 июня 2018 года за /в-2018/1177 было направило требование, согласно которого, запрошены документы, в том числе, подтверждающие исполнение полномочий в области безопасности гидротехнических сооружений в части выполнения представления прокурора от 9.04.2018 /в-2018 г.

В июне 2018 года при проведении контрольной проверки установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены.

Согласно представленному в адрес Читинского межрайонного природоохранного прокурора ответа Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 7.05.2018 года Министерством в 2017 году был составлен план мероприятий по приведению в безопасное состояние защитных сооружений в с. Зоргол, пунктом 1 которого поручено Министерству финансов Забайкальского края увеличить бюджетные ассигнования государственной программы «Воспроизводство и исполнение природных ресурсов» для разработки проектно- сметной документации на капитальный ремонт защитных сооружений в с. Зоргол, что в установленный срок не было исполнено. В настоящее время по инженерным сооружениям в с. Зоргол заключен государственный контракт на разработку проектно-сметной документации. Министерством проводится ежегодное обследование ГТС, находящихся в собственности Забайкальского края, на основании актов обследования ведётся планирование заявленных объёмов финансирования. Полагает, что Министерство природных ресурсов не является собственником, ни эксплуатирующей организацией в отношении строительства берегоукрепительных сооружений в с. Зоргол, ГТС.

Вместе с тем установлено, что Министерство природных ресурсов Забайкальского края проводит определенные мероприятия, для соблюдения обязанностей, возложенных на него в силу статьи 9 ФЗ-117 «О безопасности гидротехнических сооружений».

Доводы Казенного предприятия Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» о крайне тяжелом финансовом положении предприятия, препятствующим выполнению требований прокурора судом отклоняются, поскольку не могут служить уважительной причиной для освобождения от возложенных на него обязанностей по безопасности ГТС в с. Зоргол. Хотя предприятие не считает себя эксплуатирующей организацией, однако ссылается на то, что им принимаются определенные меры по безопасной эксплуатации ГТС в с. Зоргол, проводит ежегодный эксплуатационный контроль в виде визуальных осмотров, проверки средств оповещения населения с. Зоргол в случае резкого повышения уровня воды в реке Аргунь, заключил договор (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 об оказании услуг по надзору за гидротехническим сооружением и другие меры.

Вместе с тем, в нарушение статьи 62 КАС РФ ответчиками не представлены в суд инструкция о порядке ведения мониторинга ГТС, проект мониторинга ГТС.

10 февраля 2017 года и.о. руководителя Забайкальского Управления «Ростехнадзор» было вынесено Распоряжение /р/г о проведении проверки в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края, задачей которой являлась проверка соблюдения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений-берегоукрепляющих сооружений в с. Зоргол Приаргунского района III класс, в соответствии с положениями ФЗ . В результате проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством, о чём 17 марта 2017 года был составлен акт проверки года. На основании указанного акта проверки Забайкальским Управлением Ростехнадзора Министерству природных ресурсов Забайкальского края было выдано предписание года об устранении нарушений законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений- выявленных при проведении проверки в отношении берегоукрепительных сооружений в с. Зоргол Приаргунского района. Данное предписание Министерством природных ресурсов Забайкальского края не оспорено, сведений о принятых мерах в адрес Управления Забайкальского Ростехнадзора от него не поступало.

Установлено, что собственником и эксплуатирующей организацией берегоукрепляющих сооружений в с. Зоргол Приаргунского района не обеспечено проведение комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на данных сооружениях.

Неисполнение ответчиками законодательства по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения создает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь причинение ущерба здоровью жителей с. Зоргол, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Административный истец, указывая на статью 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчики несут солидарную ответственность по принятию мер по обеспечению безопасности указанных гидротехнических сооружений.

Согласно статье 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям. обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В приведенном законе не указано на солидарность обязанности собственника и эксплуатирующей организации гидротехнических сооружений по применению мер по обеспечению их безопасности при их эксплуатации, получений соответствующих разрешений на эксплуатацию. Наличие между ответчиками спорных правоотношений соответствующих договорных обязательств судом не установлено, в материалах дела такие данные отсутствуют.

Поэтому суд удовлетворяет исковые требования административного истца и считает необходимым признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГТС; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе.

Признать незаконным бездействие Казённого предприятия Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГTC; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе,

а также обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в срок до 31 декабря 2019 годы обеспечить соблюдение обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе;

обязать Казённое предприятие Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» в срок до 31 декабря 2019 годы обеспечить соблюдение обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,177-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природоохранных ресурсов Забайкальского края, Казенному предприятию Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» о признании бездействия незаконным и обязывании к действии удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГТС; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе.

Признать незаконным бездействие Казённого предприятия Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГTC; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе,

В срок до 31 декабря 2019 года обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края обеспечить соблюдение обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе.

В срок до 31 декабря 2019 года обязать Казённое предприятие Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество» обеспечить соблюдение обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении берегоукрепительного сооружения в с. Зоргол в Приаргунском районе.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Приаргунский районный суд в течение месяца со дня принятие решения в окончательной форме.

Председательствующий-подпись

Решение в окончательной форме принято 13 ноября 2018 года.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник документа подшит в гражданском деле

№ 2а-287/2018 Приаргунского районного суда.

Согласовано: судья- Н.И.Кустова.