НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Предгорного районного суда (Ставропольский край) от 18.07.2018 № 12-124/18

Дело №12-124/18

Р Е Ш Е Н И Е

18 июля 2018 года Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Соловьяновой Г.А.

при секретаре Ляминой А.С.

с участием

представителей лица, привлекаемого к административной

ответственности - ООО «Холод-розлив»

(по доверенностям) ФИО5, ФИО6

представителя департамента Росприроднадзора

по СКФО (по доверенности) ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Предгорного районного суда, жалобу представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Холод-розлив» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «Холод-розлив» к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «Холод-розлив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Холод-розлив» в лице своего представителя обратилось в Предгорный районный суд <адрес> с жалобой, в которой указывает, что Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, в период с 28 марта по ДД.ММ.ГГГГ год проведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО «Холод-розлив», в целях исполнения поручения заместителя Правительства Российской Федерации ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ в части проведения комплексной проверки недропользования.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства направил письмо от ДД.ММ.ГГГГ начальнику Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу и поручил провести комплексную проверку недропользователей, осуществляющих деятельность на Кисловодском месторождении. Материалы проверок должны были быть представлены в центральный аппарат Росприроднадзора в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации, содержащейся в письме руководителя ФИО3, ФИО2 поручил провести проверку в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателе при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля».

При этом было поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать внесение изменений в план контрольно-надзорной деятельности на 2018 года, в части включения в него недропользователей, осуществляющих деятельность на Ессентукском и Нагутском месторождении.

Департамент в силу Поручения заместителя Председателя Правительства обязан был в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать внесение изменений в план контрольно-надзорной деятельности на 2018 года. Таким образом, недропользователь - ООО «Холод- розлив» подлежал включению в реестр плановых проверок на 2018г.

Сведения о предстоящей плановой проверке должны были быть размещены на сайте генеральной прокуратуры Российской Федерации. Однако, информация о предстоящей плановой проверке в отношении ООО «Холод-розлив» на сайте Генеральной прокуратуры не была размещена в установленный срок и позже.

К грубым нарушениям к организации и проведению проверки в отношении ООО «Холод-розлив» в данном случае относится проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок. Поэтому материалы проверки в отношении ООО «Холод-розлив» не могут являться доказательствами о признания юридического лица (ООО «Холод-розлив») виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ и подлежит отмене.

Задачей проверки является: надзор за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использование и охраны водных объектов, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, геологические изучения, рационального использования охраны недр (комплексная проверка недропользователя Кисловодского месторождения), однако, согласно Постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ проводилась комплексная проверка недропользователя (ООО «Холод-розлив») Ессентукского месторождения минеральных вод.

Таким образом, Департамент, в лице начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Северо- Кавказскому федеральному округу ФИО4, проводя комплексную проверку в отношении деятельности ООО «Холод-розлив», не имело законных оснований проводить такую проверку в отношении деятельности ООО «Холод-розлив» осуществляющего деятельность на Ессентукском месторождении минеральных вод (лицензия № ), поскольку должна была проверяться деятельность недропользователей только Кисловодского месторождения.

Согласно Постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ заявителю вменяется административное правонарушение: «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов», с чем ООО не согласно, поскольку соблюдены требования законодательства в части пользования недрами. Доводы о соблюдении законодательства были представлены заинтересованному лицу при проведении проверки.

На основании изложенного просят суд отменить постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ФИО3) от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица - ООО «Холод-розлив» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ и назначении наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В судебном заседании представители лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Холод-розлив» - ФИО1 и ФИО8, действующие на основании доверенности, доводы жалобы поддержали по основаниям, указанным в ней и просили ее удовлетворить.

Вместе с тем, предоставили суду возражения, согласно которым считают, что данное Постановление вынесено незаконно, не обоснованно и подлежит отмене по тем основаниям, которые изложены в жалобе.

Кроме того, как следует из Постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО вменяется административное правонарушение: «Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта». При этом, уровень добычи по скважине 70 более чем на 20% ниже утвержденных запасов. Добыча подземных минеральных вод в регионе Кавказских Минеральных Вод имеет сезонный характер с повышением объемов извлечений в весенне-летний период и снижением его в осенне-летний сезон. Величина добычи определяется потребностью санаторно-курортных учреждений и заводов-розлива в минеральных водах и мало зависит от недропользователей. В этих условиях ООО «Холод-розлив» в 2016-2018 годах ведет добычу подземных минеральных вод из скважины Горного участка Ессентукского месторождения в объеме от 32 до 86% от утвержденных ГКЗ Роснедра запасов, величина которых составляет 100 м3/сутки., что соответствует условиям Лицензии СТВ 00534 и Лицензионному соглашению к ней и у ФИО3 по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу нет претензий к выполнению ООО «Холод-розлив» лицензионных условий.

Пунктом 5. ст. 23 Закона «О недрах» установлено, что основными требованиями по рациональному использованию недр и охране недр является обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. ООО «Холод-розлив» выполняло установлены Лицензией требования, в части добычи объемы добычи в зависимости от сезона составляли от 32% до 86% от утвержденных запасов.

Вместе с тем, в Постановлении о привлечении к административной ответственности, указанно, что в силу Приказа МПР от ДД.ММ.ГГГГ, недропользователи обязаны предоставлять отчет о результатах всех видов работ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Согласно ответу ФИО3 по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) за 2016, 2017, г.г. отчет Общество не предоставляло, т.к. геолого-разведочные работы не выполняло. Однако, в п.2 «Требований к содержанию геологической информации о недрах и форме ее представления», утвержденных Приказом МПР от ДД.ММ.ГГГГ, Содержание первичной геологической информации о недрах, полученной в результате геолого-геофизических наблюдений, включая дистанционные, и исследований (в том числе приборами), указаны требования по предоставлению отчетов и иной документации.

П.п. 5 п.5 «Требований к содержанию геологической информации о недрах и форме ее представления» утвержденных Приказом МПР от ДД.ММ.ГГГГ указывает перечень сведений. Который должен содержать отчет. При этом, ООО «Холод-розлив» проектную документацию не получало. Таким образом,

ФИО3 не предоставил доводов, по каким основаниям ООО «Холод-розлив» обязано было предоставлять отчет. Общество не обязано было предоставлять отчет, т.к. указанные работы не велись.

Последний отчет о переоценке запасов минеральных вод Ессентукского и Бештаугорского месторождений был сдан в федеральные и региональные геологические фонды в 2010 году.

В соответствии с п.7.6. раздела 7 Лицензии ООО «Холод-розлив» обязано вести учет добываемой минеральной воды, регулярно замерять напор, температуру, и химический состав подземных вод в соответствии с существующими инструкциями и представлять данную информацию организациям, ведущий государственный мониторинг геологической среды. Данная информации представляется ежеквартально в ФИО3 по недропользованию по СКФО (копии сопроводительных писем прилагаются)

Следующий отчет о переоценке запасов минеральных вод Ессентукского месторождения необходимо будет сдать в 2020 году.

На основании пункта 5.5 лицензий ежегодные планируемые объемы общего водоотбора должны ежегодно проходить согласование в территориальном агентстве по недропользованию по Ставропольскому краю (в настоящее время в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому Федеральному округу)».

Приведена искаженная формулировка пункта 5.5 Лицензионных соглашений, которая в оригинале гласит: 5.5 «Ежегодные объемы добычи минеральных вод уточняются после утверждения запасов и представлением предприятием в Ставропольприродресурсы утвержденных в установленном порядке проекта и технологической схемы разработки месторождения. Ставропольприродресурсы при этом имеет право провести независимую экспертизу проектных технико-экономических показателей разработки месторождения и на основании результатов этой экспертизы уточнить ежегодные объемы добычи минеральных вод».

Проект и технологическая схема были утверждены в 2011 году, т.е. после утверждения в установленном порядке «Технологических схем разработки Горного и Западно-Быкогорского участков Ессентукского месторождения» и представлением их в «Ставропольприродресурсы» и отсутствием замечаний, недропользователем должны уточняться ежегодные объемы добычи минеральных вод в соответствии с Инструкцией по согласованию годовых планов развития горных работ (РД 07-330-99) с территориальными органами Госгортехнадзора России, что и ежегодно делает ООО «Холод-розлив».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, которыми также регламентируется согласование Планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых с органами горного надзора.(письмо ФИО3 по недропользованию по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ за подписью ФИО9). Во исполнение данного Постановления, ООО «Холод-розлив» в 2015-2017 годах согласовывало Планы развития горных работ Горного и Западно-Быкогорского участков Ессентукского месторождения на 2016-2018 годы с Кавказским управлением Ростехнадзора.

Согласно Постановлению, ФИО3 указывает, что ООО «Холод-розлив» не предоставляет сведения об утвержденных нормативных потерях и протоколы согласования проектной документации на 2016-2018 <адрес> этом. указанный довод не соответствует действительности, т.к ООО «Холод-розлив» своевременно направляло в ИФНС России по <адрес> письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ содержащие сведения о Годовом плане развития горных работ, сведения об утвержденных нормативных потерях и протоколы согласования проектной документации.

Вместе с тем, согласно Программы мониторинга Западно-Быкогорского участка и технологической схемы разработки, а так же Программы мониторинга Горного участка и технологической схемы разработки, ООО «Холод-розлив» обязан вести режимные наблюдения за режимом минеральных вод и заносить соответствующие данные в журнал. Журналы и наблюдения ведутся, за исключением обследования зоны строгого режима горно-санитарной охраны, которое должно проводиться совместно с Росприроднадзором и Ростехнадзором один раз в год. Проверки проводились совместно с сотрудниками Росприроднадзора, журнал предоставлялся. Сотрудники Росприроднадзора проверяют состояние первых зон во время плановых проверок.

ООО «Холод-розлив» в соответствии с пунктом 5.13 Изменений и дополнений к лицензиям обязано предоставлять недропользователю – координатору (АО КМКР) достоверную гидрогеологическую информацию. Информация не поступала.

Недропользователь – координатор был определен на общем собрании недропользователей, которые в период 2007-2009 годов должны были выполнить совместную переоценку запасов минеральных вод Ессентукского и Бештаугорского месторождений. Таким координатором на время проведения работ по переоценке запасов было выбрано ОАО «Кавминкурортресурсы».

В рамках подписанного Положения о координаторе все недропользователи своевременно передавали через ОАО «Кавминкурортресурсы» гидрогеологические материалы организации исполнителю работ ЗАО «ГИДЭК». Такая совместная работа позволила собрать необходимую доказательную базу, составить единый Отчет о переоценке запасов минеральных вод Ессентуккого и Бештаугорского месторождений и успешно утвердить в ГКЗ Роснедра запасы на 10-летний срок.

Несмотря на рекомендации ГКЗ не были выполнены процедурные мероприятия по определению координатора работ при эксплуатации Ессентукского и Бештаугорского месторождений на последующий срок. ОАО «Кавминкурортресурсы» официально не продлило свои координационные функции через распорядителя недр, Администрацию КМВ, через собрание недропользователей Ессентукского и Бештаугорского месторождений. За весь период с 2010 года ОАО «Кавминкурортресурсы не провело ни одного заседания с недропользователями, не обсудило ни одной проблемы по эксплуатации этих месторождений, не сделало ни одного запроса. Таким образом, ОАО «Кавминкурортресурсы» самоустранилось от координирующих функций, т.е. считало их исчерпанными после утверждения запасов.

О том, что такой же позиции придерживаются государственные органы в лице структур МПР, свидетельствует ответ Кавказнедра и материалы заседания координационного совета по совместной переоценке запасов минеральных вод Ессентукского и Нагутского месторождений (2018 г.), на котором предложено выбрать координатором во время этих работ АО «Кавминкурортресурсы», как наиболее крупного недропользователя в регионе КМВ.

Тем не менее, ООО «Холод-розлив» представило в мае 2018 года гидрогеологическую информацию АО «Кавминкурортресурсы» за период 2010-2017 годов.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ФИО3) ФИО10, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы. Суду показала, что доводы представителей ООО «Холод-Розлив» о том, что материалы проверки не могут являться доказательствами о признании ООО виновным в совершении вменяемого им правонарушения, так как получены с грубым нарушением требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются несостоятельными.

Поручение ФИО2, на которое ссылается представитель ООО, датируется ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым поручено провести комплексную проверку недропользователей, осуществляющих деятельность на Кисловодском месторождении минеральных вод. Одновременно с этим, во исполнение указанного поручения и в соответствии с поручением руководителя ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 было поручено внести изменения в план контрольно-надзорной деятельности на 2018 год в части включения в него недропользователей, осуществляющих деятельность на Ессентукском и Нагутском месторождении минеральных вод.

При этом, ООО «Холод-Розлив» является недропользователем на основании лицензии со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, которые осуществляют деятельность на земельном отводе Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения минеральных вод.

При этом, в поручениях указывается на проведение комплексной проверки, однако не указан конкретный вид проверки, следовательно, в отношении ООО «Холод-Розлив» могла проводиться как плановая, так и внеплановая проверка.

Во исполнение требований названного Поручения, начальником Департамента был утвержден План проверок на 2018 год по проведению внеплановых проверок недропользователей, в который было включено ООО «Холод-Розлив», сроком исполнения март.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает внесение изменений в план проведения плановых проверок на основании поручений Правительства.

В связи с чем, довод Заявителя о том, что ООО «Холод-Розлив» подлежало включению в реестр плановых проверок за 2018 год, несостоятелен и подлежит отклонению.

Вместе с тем, основанием для проведения внеплановой проверки в отношении ООО «Холод-Розлив» является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением ФИО2 (пункт 3 части 2 статьи 10 Закона –ФЗ). В связи с чем ФИО3 издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Холод-Розлив» с целью исполнения поручения ФИО2 именно в части касающейся внесения изменений в план контрольно-надзорной деятельности на 2018 год. Внесение в план проверок на 2018 год комплексной проверки недропользователей Ессентукского и Нагутского месторождений порождает соответственно проведение данной проверки в 2018 году и в отношении ООО «Холод-Розлив». ФИО3 является органом государственного контроля (надзора) и внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Холод-Розлив» проведена на законных основаниях во исполнение названного поручения.

Таким образом, проведение внеплановой проверки не должно согласовываться с органом прокуратуры в соответствии с частью 5 статьи 10 Закона № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ссылка представителей ООО на то, что указанная проверка должна проводиться в отношении недропользователей, осуществляющих деятельность только на Кисловодском месторождении минеральных вод несостоятельна поскольку в п. 6 приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица – ООО «Холод-Розлив» указано «(комплексная проверка недропользователя Кисловодского месторождения)», что является технической ошибкой (опечатка), которая не влияет на законность и обоснованность проведенной проверки и не является основанием для отмены оспариваемого постановления. Кроме того, в обжалуемом постановлении четко указано, что данная проверка проводилась именно в отношении недропользователя Ессентукского месторождения минеральных вод, каковым является ООО «Холод-Розлив».

Часть 2 статьи ст. 7.3 КоАП РФ предусматривает пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

При проведении проверки установлено следующее: ООО «Холод-розлив» предоставлено право на пользование недрами на основании следующих лицензий: - (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ) выдана с целевым назначением: геологическое изучение с последующей добычей минеральных вод из скважины на Горном участке Ессентукского месторождения, зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГФИО3 природных ресурсов по Северо - Кавказскому региону. Участок недр расположен в <адрес>. Лицензия имеет 2 дополнения, последнее зарегистрировано Управлением по недропользованию по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ1 <адрес> минеральных подземных вод представлен одной эксплуатационной скважиной . Рабочий вариант эксплуатации водозабора, согласно технологической схемы, крановый, прерывистый, круглогодичный режим, на самоизливе. Эксплуатационные запасы минеральных вод Горного участка, оцененные в составе единого отчета с подсчетом эксплуатационных запасов минеральных вод Ессентукского и Бештаугорского месторождений, утверждены ГКЗ Роснедра (протокол ) в объеме 100 м3/сут по категории С1 на 10 лет; - (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ) <адрес>, с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение с последующей добычей минеральных вод из скважины на Западно - Быкогорском участке, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Лицензия зарегистрирована в Комитете природных ресурсов по <адрес>. Лицензия имеет 2 Дополнения, последнее зарегистрировано в Управлении по недропользованию ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проверки выявлены следующие нарушения: по результатам мониторинга Горного участка по лицензии СТВ 00534 ВЭ (с<адрес>) и согласно сведений информационной системы «Учет и баланс подземных вод» на протяжении 3 лет фактический уровень добычи минеральных вод составляет более чем на 20% ниже утвержденных запасов, в данной ситуации в соответствии с п. 5.7 вышеуказанной лицензии создается комиссия по выявлению причин не выполнения Соглашения. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.9 данной лицензии – при систематическом не достижении согласованных уровней добычи, органы вправе досрочно прекратить, приостановить право пользования недрами.

Пункт.5 статьи 23 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» гласит: основным требованием по рациональному использования недр и охране недр является обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

В нарушение п.5 ст. 23 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» на протяжении 3 лет фактический уровень минеральных вод составляет более чем на 20% ниже утвержденных запасов.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, недропользователи обязаны предоставлять отчет о результатах всех видов работ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. В соответствии с ответом ФИО3 по недропользованию по Северо - Кавказскому федеральному округу (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) Обществом за 2016, 2017 г. г. – вышеуказанный отчет не представлен.

В соответствии с данным Приказом: - требования разработаны в соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2016, N 2, ст. 325) и устанавливают требования к содержанию геологической информации о недрах и форму ее представления; - первичная геологическая информация о недрах представляется как в форме документа на бумажном носителе, содержащем текстовую и графическую информацию, так и в форме электронного документа на электронном носителе; - интерпретированная геологическая информация о недрах представляется как в форме документа на бумажном носителе, содержащем геологические отчеты, карты, схемы, планы, эскизы, разрезы, альбомы, состоящих из текстовой и графической информации, иллюстраций, таблиц, рисунков, фотографий, так и в форме электронного документа на электронном носителе; - отчет о результатах всех видов работ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - отчет) должен содержать полные и систематизированные сведения об итогах выполненных работ и исследований, включая получение производной информации на основе ранее выполненных работ, а также обосновывающие данные, на которых базируются сделанные в отчете выводы и заключения.

Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ недропользователь обязан представлять государственный отчет пользователя недр, осуществляющего разведку месторождений и добычу полезных ископаемых. В соответствии с ответом ФИО3 по недропользованию по Северо - Кавказскому федеральному округу (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) Обществом за 2016, 2017 г. г. – вышеуказанный отчет не представлен.

Приказ Минприроды РФ устанавливает правила представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

Пункт 5 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» гласит «представлять Геолкому России или его территориальному подразделению геологическую информацию, сведения о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, а также об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых».

Согласно ст. 27 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» - первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.

В нарушение Пункт 5 части 2 статьи 22 и статьи 27 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» отчеты не предоставляются.

На основании пункта 5.5 лицензии и лицензии ежегодные планируемые объемы общего водоотбора должны ежегодно проходить согласование в Территориальном агентстве по недропользованию по <адрес> (в настоящее время в ФИО3 по недропользованию по Северо -<адрес>), однако в нарушение данного пункта лицензии планируемые объемы, согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ в Кавказнедра не согласовываются. По сведениям, имеющимся в ФИО3 – изменения и/или дополнения в указанной части не вносились ФИО3 по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Согласно пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 и статьи 27 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», а также пункта 5.5 лицензии и лицензии ежегодные планируемые объемы общего водоотбора не проходят согласование.

В ходе проведения проверки выяснено следующее обстоятельство - ООО «Холод-розлив» не предоставляет в адрес Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> сведения об утвержденных нормативных потерях и протоколы согласования проектной документации на 2016-2018 г. г. (письмо УФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), что является нарушением технологической схемы.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

В нарушении пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» и технологической схемы сведения в УФНС по <адрес> не предоставляются.

Программы мониторинга Западно-Быкогорского участка (с<адрес>) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 18, пункт 13), а также Программы мониторинга Горного участка (с<адрес>) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 15, пункт 14), ООО «Холод-розлив» обязан вести режимные наблюдения за режимом минеральных вод и заносить данные в соответствующий журнал. Журналы предоставлены, наблюдения ведутся, за исключением обследования зоны строгого режима горно-санитарной охраны, которое должно проводится совместно с ФИО3 и Ростехнадзором один раз в год (журнал предоставлен - обследования проводится ежеквартально, самостоятельно) - данных о таких обследованиях в ФИО3 нет.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» недропользователь обязан соблюдать требования технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

В нарушение пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» и технологических схем разработки, Обществом обследование зон строгого режима горно-санитарной охраны не проводится.

В соответствии с пунктом 5.13 Изменений и дополнений к лицензии и функции координатора пользователей недр Ессентукского месторождения минеральных вод «Положения о координации действий пользователей недр Ессентукского и Бештаугорского месторождений минеральных вод в особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ-Кавказские Минеральные Воды» возлагается на ОАО «Кавминкурортресурсы». На основании пункта 6 данного положения, ООО «Холод-розлив» обязан предоставлять недропользователю - координатору в сроки, установленные программой, достоверную гидрогеологическую информацию, как в компьютерном, так и в обычном печатном виде, заверенную предприятием. Согласно ответу недропользователя - координатора письмо от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кавминикурортресурсы» (АО «КМРК»), официально заверенной информации о состоянии эксплуатируемых участков в рамках реализации программы мониторинга от Общества не поступало.

Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.

В действиях ООО «Холод-Розлив» имеется угроза возникновения причинения вреда окружающей среде, которая заключается в нарушении условий решения на право пользования водным объектом, что может привести к допущению нанесения вреда водному объекту. В связи с чем, при назначении административного наказания ст. 4.1.1 КоАП РФ не применима.

Таким образом, ФИО3 по Северо-Кавказскому федеральному округу считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ и представление от ДД.ММ.ГГГГ вынесены в соответствии с нормами действующего законодательства, а виновное лицо правомерно привлечено к административной ответственности.

Так же представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ФИО3) ФИО10 в судебном заседании были приобщены дополнения, на основании которых, согласно Выдержка из лицензии :

«5.5 Ежегодные объемы добычи минеральных вод уточняются после утверждения запасов и представлением предприятием в Ставропольприродрессурсы утвержденных в установленном порядке проекта и технологической схемы разработки месторождения;

5.6 После утверждения запасов Государственной комиссией по запасом полезных ископаемых, пересмотр и уточнение согласованных уровней добычи производится при изменении фактического уровня добычи, по сравнению с согласованным более чем на 20 процентов, не менее трех лет подряд. При этом повышение фактического уровня добычи в предыдущем году может компенсировать ее недостачу в последующем, также как и недобор минеральных вод в предыдущем году может компенсироваться превышением их добычи в последующем»;

Как видно из выдержки речь в лицензии идет о годовых уровнях добычи и их изменениях из года в год, и не зависит ни каким образом от сезонности.

Исходя из отчетов ООО «Холод-розлив» и основываясь на данных АСЛН, находящейся в свободном доступе в сети интернет, годовой уровень добычи значительно меньше утвержденных запасов. Также на основании письма от ФИО3 по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ и согласно сведениям из формы федерального статистического наблюдения №3-ЛС: среднесуточная добыча подземных минеральных вод в 2016 году составила 61,41 м3/сутки, в 2017 году- 56,72 м3/сутки, что не превышает величины утвержденных запасов- 100 м3/сутки, одновременно доказывая, что изменение уровня добычи значительно больше 20%.

На основании изложенного видно, что не только сезонные, но и годовые показатели значительно ниже утвержденных запасов, что является нарушением пунктов лицензии.

Параллельно хочется отметить, что в письменных объяснениях ООО «Холод-розлив» описываются сведения ФИО3 по недропользованию по СКФО о том, что в среднем по КМВ добыча не превышает 15-20% от утвержденных запасов, но в Постановлениях о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и речь идет о недропользователе ООО «Холод-розлив», у которого в лицензии на право пользования недрами имеется данный пункт.

Более того, согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ (стр. 17) – факт невыполнения указанного пункта лицензии также подтвержден. Федеральным агентством по недропользованию вынесено УВЕДОМЛЕНИЕ о допущенных ООО «Холод-розлив» нарушениях, при не устранении которых в течении срока, установленного «Уведомлением..» право пользования недрами будет досрочно прекращено.

В части касающейся непредставления Обществом государственного отчета пользователя недр, осуществляющего разведку месторождений и добычу полезных ископаемыхза 2016, 2017 г. г. (письмо Кавказнедр от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 признает отсутствие данного эпизода правонарушения и считает его подлежащим исключению из описательной части обжалуемого постановления.

В нарушение пункта 5.5 лицензии СТВ 00533 МР и лицензии СТВ 00534 МР ежегодные планируемые объемы общего водоотбора не проходят согласование.

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ – факт наличия данного эпизода правонарушения подтверждается выводами Комиссии. Федеральным агентством по недропользованию вынесено УВЕДОМЛЕНИЕ о допущенных ООО «Холод-розлив» нарушениях, при не устранении которых в течении срока, установленного «Уведомлением..» право пользования недрами будет досрочно прекращено.

ООО «Холод-розлив» не предоставляет в адрес Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> сведения об утвержденных нормативных потерях и протоколы согласования проектной документации на 2016-2018 г. г.

В ФИО3 Росприроднадзораимеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ от Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>, согласно которому ООО «Холод-розлив» в Управления сведения об утвержденных нормативных потерях и протоколы согласования проектной документации на 2016-2108 г.г. не представляло.

Согласно Программе мониторинга Западно-Быкогорского участка (с<адрес>) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 18, пункт 13), а также Программы мониторинга Горного участка (с<адрес>) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 15, пункт 14), ООО «Холод-розлив» обязан вести режимные наблюдения за режимом минеральных вод и заносить данные в соответствующий журнал.

ООО «Холод-розлив» в письменных пояснениях по делу указывает то, что «проверки проводились совместно с сотрудниками Росприроднадзор, журнал предоставляется. Сотрудники Росприроднадзора проверяют состояние первых зон во время плановых проверок».

Приведенное Обществом утверждениеничем не подтверждено и намеренно вводит суд в заблуждение, так как:

плановые проверки в отношении ООО «Холод-розлив» не проводились, поскольку Общество является малым бизнесом;

запись в журнале обследования не является доказательством того, что сотрудник контролирующего органа присутствовал на обследовании, так старший гос.инспектор два раза выезжала с представителя экспертной организации с целью отбора проб почв, а не с целью обследования зоны горно-санитарной охраны скважины. Более того, в журнале осмотра, который представлен Обществом на обозрение суду, отсутствует подпись ФИО4 Кроме того, по результатам осмотра составляются акты обследования, которые не представлены Обществом, как доказательство проведения осмотров.

В соответствии с пунктом 5.13 Изменений и дополнений к лицензии и функции координатора пользователей недр Ессентукского месторождения минеральных вод «Положения о координации действий пользователей недр Ессентукского и Бештаугорского месторождений минеральных вод в особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ-Кавказские Минеральные Воды» возлагается на ОАО «Кавминкурортресурсы». На основании пункта 6 данного положения, ООО «Холод-розлив» обязан предоставлять недропользователю - координатору в сроки, установленные программой, достоверную гидрогеологическую информацию как в компьютерном, так и в обычном печатном виде, заверенную предприятием.

1. Согласно ответунедропользователя - координатора письмо от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кавминикурортресурсы» (АО «КМРК»), официально заверенной информации о состоянии эксплуатируемых участков в рамках реализации программы мониторинга от Общества не поступало.

2. Из письма от ДД.ММ.ГГГГ от Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу: ««Положение о координации действий пользователей недр Ессентукского и Бештаугорскогоместорождений» в настоящее время является актуальным вплоть до окончания эксплуатации указанных месторождений. Кроме этого, Протокол Государственной Комиссии Запасов Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ Ставропольнедра информируется о целесообразности сохранения координации действий недропрользователей для последующих переоценок запасок минеральных вод, ближайшая из которых должна быть выполнена до сентября 2020 г.».

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ (стр. 15, 17) – факт не представления отчётности также подтверждается выводами Комиссии. Федеральным агентством по недропользованию вынесено УВЕДОМЛЕНИЕ о допущенных ООО «Холод-розлив» нарушениях, при не устранении которых в течении срока, установленного «Уведомлением..» право пользования недрами будет досрочно прекращено.

Кроме того, ООО «Холод-розлив» письмом от ДД.ММ.ГГГГ проинформировало Департамент об организации работы по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки, а также представило План мероприятий по устранению нарушений, что доказывает наличие вменяемых Обществу эпизодов нарушения.

Таким образом, Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ и представление от ДД.ММ.ГГГГ вынесены в соответствии с нормами действующего законодательства, а виновное лицо правомерно привлечено к административной ответственности.

На основании изложенного просит оспариваемое постановление оставить без изменения, жалобу ООО «Холод-Розлив» без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 11 Закона от 21.02.1002 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно п. п. 1, 2, 7, 10 ч. 2 ст. 22 Закона от 21.02.1002 года N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 49 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО3 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо- Кавказскому федеральному округу во исполнении поручения ФИО2 Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГписьмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ) была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Холод-Розлив».

По результатам указанной проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в ходе внеплановой выездной проверки выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства в отношении ООО «Холод-Розлив», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГФИО3 отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр ФИО3 по Северо – Кавказскому федеральному округу ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в присутствии представителя ООО «Холод-Розлив», который соответствует требованиям ст. 27.3 КоАП РФ и содержит все предусмотренные законом сведения.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «Холод-розлив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В силу норм административного законодательства, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 2 ст. 7.3 КРФ об АП пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Проверкой установлено, что 1) по результатам мониторинга Горного участка по лицензии <адрес>) и согласно сведений информационной системы «Учет и баланс подземных вод» на протяжении 3 лет фактический уровень добычи минеральных вод составляет более чем на 20% ниже утвержденных запасов, в данной ситуации в соответствии с п. 5.7 вышеуказанной лицензии создается комиссия по выявлению причин не выполнения Соглашения. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.9 данной лицензии - при систематическом не достижении согласованных уровней добычи, органы вправе досрочно прекратить, приостановить право пользования недрами.

Пункт.5 статьи 23 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» гласит: основным требованием по рациональному использования недр и охране недр является обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

В нарушение п.5 ст. 23 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ- «О недрах» на протяжении 3 лет фактический уровень минеральных вод :оставляет более чем на 20% ниже утвержденных запасов.

Довод ООО «Холод-розлив» о том, что объем добычи из скважины соответствует условиям Лицензии СТВ 00534 и Лицензионному соглашению к ней и у ФИО3 по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу нет претензий к выполнению ООО «Холод-розлив» лицензионных условий не может быть признан судом состоятельным по следующим основаниям.

Пункт 5 статьи 23 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» гласит, что основным требованием по рациональному использования недр и охране недр является обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

При этом, в ходе проведения проверки установлено, что по результатам мониторинга Горного участка по лицензии СТВ 00534 МР (скв. Ж 70) и согласно сведений информационной системы. «Учет и баланс подземных вод» на протяжении. 3 лет фактический уровень добычи минеральных вод составляет более чем на 20% ниже утвержденных запасов: в 2015 году добыча - 33,5 мЗ/сут, 33,5 %, в 2016 году добыча - 61,41 мЗ/сут. 61,4 %, в 2017 году добыча - 51,17 мЗ/сут. 47,66 %.

В соответствии с п.5.9, лицензии при систематическом не достижении согласованных уровней добычи, органы вправе, досрочно прекратить, приостановить право пользования недрами.

Согласно выдержки из лицензии : «5.5 Ежегодные объемы добычи минеральных вод уточняются после утверждения запасов и представлением предприятием в Ставропольприродрессурсы утвержденных в установленном порядке проекта и технологической схемы разработки месторождения; 5.6 «После утверждения запасов Государственной комиссией по запасом полезных ископаемых, пересмотр и уточнение согласованных уровней добычи производится при изменении фактического уровня добычи, по сравнению с согласованным более чем на 20 процентов, не менее трех лет подряд. При этом повышение фактического уровня добычи в предыдущем году может компенсировать ее недостачу в последующем, также как и недобор минеральных вод в предыдущем году может компенсироваться превышением их добычи в последующем»;

Таким образом, изложенное в лицензии свидетельствует о годовых уровнях добычи и их изменениях из года в год, и не зависит ни коим образом от сезонности.

Исходя из отчетов ООО «Холод-розлив» и основываясь на данных АСЛН, находящейся в свободном доступе в сети интернет, годовой уровень добычи значительно меньше утвержденных запасов.

Установленные факты свидетельствуют о том, что не только сезонные, но и годовые показатели значительно ниже утвержденных запасов, что является нарушением пунктов лицензии.

2) Вместе с тем, в вину ООО «Холод-Розлив» вменяют нарушение пункта 5 части 2 статьи 22 и статьи 27 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», т.е. не предоставление отчетов, с чем суд согласиться не может в силу следующего.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, недропользователи обязаны предоставлять отчет о результатах всех видов работ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ недропользователь обязан представлять государственный отчет пользователя недр, осуществляющего разведку месторождений и добычу полезных ископаемых.

Данный приказ устанавливает правила представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

Пункт 5 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» гласит «представлять Геолкому России или его территориальному подразделению геологическую информацию, сведения о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, а также об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых».

Согласно ст. 27 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» - первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.

Вместе с тем, суду представлены справки, выданные Ставропольским филиалом ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу , , подтверждающие отсутствие задолженности по сдаче отчетов, в связи с чем суд считает доводы представителей ООО «Холод-розлив» в части касающейся непредставления Обществом государственного отчета пользователя недр, осуществляющего разведку месторождений и добычу полезных ископаемых за 2016, 2017 г.г. (письмо Кавказнедр от ДД.ММ.ГГГГ), обоснованными и указанное административное правонарушение подлежащим исключению. Установленный факт не оспорен и представителем ФИО3 по СКФО ФИО10

3) В вину ООО «Холод-Розлив» вменяют административное правонарушение в том, что на основании пункта 5.5 лицензии и лицензии ежегодные планируемые объемы общего водоотбора должны ежегодно проходить согласование в Территориальном агентстве по недропользованию по <адрес> (в настоящее время в ФИО3 по недропользованию по Северо -<адрес>), однако в нарушение данного пункта лицензии планируемые объемы, согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ в Кавказнедра не согласовываются. По сведениям, имеющимся в ФИО3 - изменения и/или дополнения в указанной части не вносились ФИО3 по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Согласно пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации

от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 и статьи 27 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», а также пункта 5.5 лицензии и лицензии ежегодные планируемые объемы общего водоотбора не проходят согласование.

Согласно пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

На основании пункта 5.5 лицензии ежегодные планируемые объемы общего водоотбора должны ежегодно проходить согласование в Территориальном агентстве по недропользованию по <адрес> (в настоящее время в ФИО3 ПО недропользованию по Северо-<адрес>),

Вместе с тем, в нарушение данного пункта лицензии планируемые объемы не согласовываются, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ в Кавказнедра, а так же протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством по недропользованию вынесено уведомление о допущенных ООО «Холод-розлив» нарушениях, при не устранении которых в течении трех месяцев, право пользования недрами будет досрочно прекращено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что довод представителей ООО «Холод-розлив» о том, что в 2015-2017 годах ООО согласовывало Планы развития горных работ Горного и Западно-Быкогорского участков Ессентукского месторождения на 2016-2018 годы с Кавказским управлением РОСТЕХНАДЗОРА, не могут быть признаны Обоснованными и подлежащими удовлетворению.

4) В ходе проведения проверки выяснен факт, что ООО «Холод-розлив» не предоставляет в адрес Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> сведения об утвержденных нормативных потерях и протоколы согласования проектной документации на 2016-2018 г. г. (письмо ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), что является нарушением требований технологической схемы.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>, ООО «Холод-розлив» в Управления сведения об утвержденных нормативных потерях и протоколы согласования проектной документации на 2016-2108 г.г. не представляло, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности доводов представителей ООО «Холод-розлив» о предоставлении сведений об утвержденных нормативных потерях и протоколов согласования проектной документации на 2016-2018 г.

Таким образом со стороны ООО установлен факт нарушении пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» и технологической схемы.

5) В ходе проведения проверки выяснен факт, что согласно Программы мониторинга Западно-Быкогорского участка (с<адрес>) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 18, пункт 13), а также Программы мониторинга Горного участка (с<адрес>) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 15, пункт 14), 000 «Холод-розлив» обязан вести режимные наблюдения за режимом минеральных вод и заносить данные в соответствующий журнал. Журналы предоставлены, наблюдения ведутся, за исключением обследования зоны строгого режима горно-санитарной охраны, которое должно проводится совместно с ФИО3 и Ростехнадзором один раз в год (журнал предоставлен - обследования проводится ежеквартально, самостоятельно) - данных о таких обследованиях в ФИО3 нет.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» недропользователь обязан соблюдать требования технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Согласно программы мониторинга Западно-Быкогорского участка (с<адрес>) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 18, пункт 13), а также Программы мониторинга Горного участка (с<адрес>) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 15, пункт 14), ООО «Холод-розлив» обязан вести режимные наблюдения за режимом минеральных вод и заносить данные в соответствующий журнал.

Суду предоставлены журналы, из содержимого которых следует, что наблюдения ведутся, за исключением обследования зоны строгого режима горно-санитарной охраны, которое должно проводится совместно с ФИО3 и Ростехнадзором один раз в год - данных о таких обследованиях в ФИО3 отсутствуют.

К доводам представителей ООО «Холод-розлив» о том, что проверки проводились совместно с сотрудниками ФИО3, суд относится критически, поскольку доказательств данным фактам не представлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу о нарушении ООО «Холод – розлив» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» и технологических схем разработки.

6) Как указано в постановлении, в соответствии с пунктом 5.13 Изменений и дополнений к лицензии и СТВ функции координатора пользователей недр Ессентукского месторождения минеральных вод «Положения о координации действий пользователей недр Ессентукского и Бештаугорского месторождений минеральных вод в особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ-Кавказекие Минеральные Воды» возлагается на ОАО «Кавминкурортресурсы». На основании пункта 6 данного положения, ООО «Холод-розлив» обязан предоставлять недропользователю - координатору в сроки, установленные программой, достоверную гидрогеологическую информацию, как в компьютерном, так и в обычном печатном виде, заверенную предприятием. Согласно ответа недропользователя - координатора письмо от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кавминикурортресурсы» (АО «КМРК»), официально заверенной информации о состоянии эксплуатируемых участков в рамках реализации программы мониторинга от Общества не поступало.

В соответствии с вышеизложенным, ООО «Холод-розлив» нарушил требования статей 22, 23, 27 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», вышеперечисленные пункты условий лицензии на право пользования недрами.

К доводам ООО «Холод-розлив» о том, что общество представило в мае 2018 года гидрогеологическую информацию АО «Кавминкурортресурсы» за период 2010-2017 годов, суд относится критически, поскольку в соответствии с пунктом 5.13 Изменений и дополнений к лицензии и функции координатора пользователей недр Ессентукского месторождения минеральных вод «Положения о координации действий пользователей недр Ессентукского и Бештаугорского месторождений минеральных вод в особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ-Кавказские Минеральные Воды» возлагается на ОАО «Кавминкурортресурсы». На основании пункта 6 данного положения, ООО «Холод-розлив» обязан предоставлять недропользователю - координатору в сроки, установленные программой, достоверную гидрогеологическую информацию, как в компьютерном, так и в обычном печатном виде, заверенную предприятием. Согласно ответу недропользователя - координатора письмо от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кавминикурортресурсы» (АО «КМРК»), официально заверенной информации о состоянии эксплуатируемых участков в рамках реализации программы мониторинга от Общества не поступало.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ от ФИО3 по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу следует: «Положение о координации действий пользователей недр Ессентукского и Бештаугорскогоместорождений» в настоящее время является актуальным вплоть до окончания эксплуатации указанных месторождений. Кроме этого, Протокол Государственной Комиссии Запасов Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ Ставропольнедра информируется о целесообразности сохранения координации действий недропрользователей для последующих переоценок запасок минеральных вод, ближайшая из которых должна быть выполнена до сентября 2020 г.».

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ (стр. 15, 17) – факт не представления отчётности также подтверждается выводами Комиссии. Федеральным агентством по недропользованию вынесено уведомление о допущенных ООО «Холод-розлив» нарушениях, при не устранении которых в течении срока, установленного «Уведомлением..» право пользования недрами будет досрочно прекращено.

Кроме того, ООО «Холод-розлив» письмом от ДД.ММ.ГГГГ проинформировало ФИО3 об организации работы по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки, а также представило План мероприятий по устранению нарушений, что доказывает наличие вменяемых Обществу эпизодов нарушения.

С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает, что выводы старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу о виновности ООО «Холод-розлив» в совершении названного правонарушения основаны на совокупности исследованных должностным лицом доказательств и им дана оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ.

Мера наказания ООО «Холод-розлив» как должностному лицу назначена с учетом требований ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 7.3 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.

В действиях ООО «Холод-Розлив» имеется угроза возникновения причинения вреда окружающей среде, которая заключается в нарушении условий решения на право пользования водным объектом, что может привести к допущению нанесения вреда водному объекту. В связи с чем, при назначении административного наказания ст. 4.1.1 КоАП РФ не применима.

Доводы жалобы не опровергают исследованные в суде доказательства, не доверять которым у суда не было оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ООО «Холод-розлив».

Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, дающих основание для отмены принятых процессуальных решений, не установлено. Наказание назначено в соответствии с законом.

При этом, довод ООО «Холод-розлив» о том, что проверка проведена с грубым нарушением Закона - ФЗ не может быть признан судом состоятельным по следующим основаниям.

Согласно п. 10 ст. п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Во исполнении поручения ФИО2 Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3 была проведена внеплановая проверка ООО «Холод-розлив».

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

ООО «Холод-Розлив» является недропользователем на основании лицензии со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. деятельность осуществляет на земельном отводе Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения минеральных вод.

Исходя из материалов дела следует, что ФИО3 не проводится плановая проверка в отношении ООО «Холод-розлив» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку ООО «Холод-розлив» относится к малому предприятию.

Согласно части 1.1 Закона № 294-ФЗ 1.1. в случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок. В поручении ФИО2 Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО3 необходимо провести комплексную проверку недропользователей Кисловодского месторождения, а также внести в план проверок на 2018 год комплексную проверку недропользователей Ессентукского и Нагутского месторождений.

На основании указанного распоряжения, ФИО3 по Северо- Кавказскому федеральному округу был утверждён План на 2018 год по проведению внеплановых проверок недропользователей, осуществляющих деятельность на Ессентукском и Нагутском месторождениях, в который было включено ООО «Холод-розлив» сроком исполнения март.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у ФИО3 по Северо-Кавказскому федеральному округу имелись все основания для проведения внеплановой проверки заявителя.

Доводы ООО о том, что указанная проверка должна проводиться в отношении недропользователей, осуществляющих деятельность только на Кисловодском месторождении минеральных вод, является очевидной технической ошибкой, и не может служить основанием к отмене состоявшегося постановления. Кроме того, в обжалуемом постановлении указано, что данная проверка проводилась именно в отношении недропользователя Ессентукского месторождения минеральных вод, каковым является ООО «Холод-Розлив».

Факт совершения ООО «Холод Розлив» административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КРФ об АП, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. Таким образом, выводы инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу о наличии события правонарушения и виновности ООО «Холод Розлив» в совершении указанного административного правонарушения, является правильными и обоснованными.

При таких обстоятельствах, каких-либо противоречий в представленных доказательствах и сомнений относительно виновности ООО «Холод Розлив» в совершении административного правонарушения, предусмотренного 7.3 КРФ об АП, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы в совокупности, суд приходит к выводу, что постановление старшего инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу является законным, оснований для переоценки установленных инспектором обстоятельств дела не имеется. При производстве по делу нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КРФ об АП в пределах санкции статьи. При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления старшего инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО4, которым ООО «Холод-розлив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей – оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Холод-розлив» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: Г.А. Соловьянова