НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Предгорного районного суда (Ставропольский край) от 03.08.2022 № 2-1618/2022

УИД: 26RS0030-01-2022-002120-34

Дело № 2-1618/2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

03 августа 2022 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Кучерявого А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулаксизовым Д.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о прекращении противоправных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора пообратилось в Предгорный районный судс исковым заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о прекращении противоправных действий (бездействий), в части несоблюдения ст. 7 и ст. 10 закона РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 24-29 ТР «О безопасности пищевой продукции», выразившихся в производстве и реализации пищевой продукции нового вида (БАД нового вида), не прошедшей государственную регистрацию в установленном порядке, а также в предоставлении недостоверной информации, вводящей потребителя в заблуждение относительно свойств и качества реализуемой продукции, а также о месте изготовления продукции, возложении обязанности прекратить изготовление и реализацию специализированной пищевой продукции нового вида (БАД нового вида), до момента получения свидетельства о государственной регистрации; удалить информацию о специализированной пищевой продукции нового вида (БАД нового вида) с сайта https://www.muhomorspace.ru, вводящую в заблуждение неопределенный круг лиц потребителей; возложении обязанности довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом в срок, определенный судом.

В обосновании искового заявления указывает, что в адрес Управления поступили обращения потребителей на деятельность ИП ФИО1, по изготовлению и реализации грибов («Мухомор красный» «Ежовик гребенчатый») через сеть «Интернет», а именно сайт: https://www.muhomorspace.ru, продукция сопровождается декларацией о соответствии. При рассмотрении обращения из сведений Единого реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии установлено, что в декларации о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ EAЭС N RU Д-RU.PA01.В.90642/21 указан код продукции: ТН ВЭД ЕАЭС: 2106 «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные».

Таким образом данная продукция является продукцией нового вида, которая в соответствии с ч. 1 ст. 27. ТР «О безопасности пищевой продукции» подлежит государственной регистрации.

По данным официального Реестра свидетельств о государственной регистрации по ссылке http//fp.crc.ru/evrazes/?type=max, пищевая продукция, имеющая в наименовании или составе «Мухомор» государственную регистрацию не проходила.

Согласно данным Росреестра всего зарегистрировано 9 документов, содержащих в своем наименовании «Мухомор», среди них только инсектицидные (пестициды (ядохимикаты)), предназначенные для защиты растений от вредных насекомых) и косметические средства. Пищевая продукция в списке отсутствует. Продукция, содержащая в своем наименовании «Ежовик» также отсутствует в Реестре.

Поиск документов в Реестре по запросу - Фирма (изготовитель, получатель) «ФИО1» и «ИП ФИО1» результатов не дал, что свидетельствует о том, что данный изготовитель не обращался за получением свидетельства о государственной регистрации какой-либо продукции.

Истец обращает внимание на то, что государственная регистрация является более строгой процедурой подтверждения соответствия, в сравнении с декларированием соответствия.

Кроме того, на сайте https://www.muhomorspace.ru представлена информация о наличии лечебных и профилактических свойств у продукции «Мухомор красный»:

Описание продукции «Ежовик гребенчатый» на https://www.muhomorspace.ru также содержит сведения о лечебных профилактических свойствах.

При этом, согласно официальной информации территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения поот ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, сведения об экстракте Гриба мухомора красного и Гриба ежовика гребенчатого отсутствуют. Гриб мухомор красный и Гриб ежевик гребенчатый не являются фармацевтическими субстанциями и не обладают доказанной фармакологической активностью действующих веществ.

Таким образом, ИП ФИО1 представила недостоверную информацию о наличии у пищевой продукции «Мухомор красный» и «Ежовик гребенчатый» лечебных (адаптогенных, иммуномодулирующих, ноотропных, успокаивающих и т.д), профилактических свойствах и рекомендует для употребления спортсменам, детям и пожилым. Указанная информация позволяет отнести такую пищевую продукцию к специализированной.

На основании вышеуказанного, пищевая продукция, производимая ИП ФИО1, по ТУ 10.89.2021 Добавка «Мухомор» (Грибы сушеные в ассортименте: Мухомор красный, Мухомор пантерный, Ежовик гребенчатый, Ежовик чашуйчатый, Кордицепс, Гриб чага, Белый, лисичка, Груздь, Гриб Рейши, Гриб Трутовик, Льняной Санхван, Веселка, Агарикус, Трутовик лиственный, ФИО2, Траметес, Трамета Разноцветная, Копринус. Красный мухомор обработанный и микродозированный в капсулах, пантерный мухомор обработанный и микродозированный в капсулах, Ежовик гребенчатый обработанный и микродозированный в капсулах) должна быть отнесена к специализированной пищевой продукции нового вида (а именно БАД нового вида). Вышеуказанная информация подтверждается в п. 27 раздела «Сведения о дополнительных видах деятельности» выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей», согласно которой ИП ФИО1 осуществляет деятельность по производству биологически активных добавок к пище.

Подтверждение соответствия специализированной пищевой продукции нового вида (а именно БАД нового вида) продукции должно проводится в соответствии с требованиями ст. 24-29 ТР «О безопасности пищевой продукции» в виде государственной регистрации в уполномоченном органе в форме государственной регистрации исключительно уполномоченным органом (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы).

Кроме того, в соответствии с требованиями ТР государственная регистрация специализированной пищевой продукции (в том числе БАД) и пищевой продукции нового вида должна быть проведена на этапе ее подготовки к производству (изготовлению) впервые на таможенной территории Таможенного союза (ст. 24, ст. 27 ТР «О безопасности пищевой продукции». В Реестре свидетельств о государственной регистрации (http://fp.crc.ru/evrazes/?type=max) информация о прохождении государственной регистрации указанной продукции отсутствует.

Таким образом, по мнению истца, ИП ФИО1 допустила нарушение требований ст.24,25, 27, 28, ТР , заменив подтверждение соответствия в форме государственной регистрации специализированной пищевой продукции нового вида (БАД нового вида) - декларированием соответствия, а также изготавливает и реализуй неопределенному кругу лиц потребителей через сеть «Интернет» специализированную пищевую продукцию (БАД) нового вида добавки «Мухомор» код ТН ВЭД: 2106 по ТУ 10.89.2021 б. подтверждения соответствия в установленном законодательством порядке.

Участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Предгорного районного суда, а также заказным письмом с уведомлением.

Представитель истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения. Причин уважительности неявки суду не предоставил. Заявлений об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения. Причин уважительности неявки суду не предоставил. Заявлений об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.

От представителя ИП ФИО1ФИО4, действующей на основании доверенности поступило ходатайство о передаче настоящего гражданского дела по подсудности в Арбитражный суд, поскольку, по мнению истца, настоящий иск подан истцом в связи с осуществлением ответчиком предпринимательской деятельности по реализации грибов, а именно истец заявляет в том числе требование прекратить изготовление и реализацию выпускаемой продукции, а поскольку указанная деятельность приносит основную часть прибыли, ответчиком сделан вывод, что настоящий иск направлен против предпринимательской деятельности ответчика в целом.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество пищевых продуктов - совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека;

Ч. 2 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий:, в том числе которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации;

П. 1 ст. 20 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что при реализации пищевых продуктов юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

П. 1 ст. 1 Закона N 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О техническом регулировании" предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.

П. 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О техническом регулировании" установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора (ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1).

В соответствии со ст. 4 названного Закона, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В силу положений ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (п. 1). Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (п. 2). Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя (п. 3). Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи (п. 4).

Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (п. 1); информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, среди прочего: наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги) (п. 2); информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (п. 3).

В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

В судебном заседании установлено, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора пов поступило обращение /ж-2022 от ДД.ММ.ГГГГ от ФИО5 по вопросу покупки некачественного лечебного препарата в виде капсул с экстрактом гриба мухомора красного и Гриба ежовика гребенчатого и возврата денежных средств и обращение /ж – 2022 от ФИО6 по вопросу реализации грибов «Мухомор» через сеть «Интернет».

При рассмотрении обращения Управлением Роспотребнадзора поустановлено, что деятельность осуществляется ИП ФИО1 (ОГРН ) по адресу: , согласно декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.РА01.В.90642/21.

При неоднократном выезде по адресу указанного на сайте muhomorspace.ru установлено, что по вышеуказанному адресу расположено частное домовладение. Ворота закрыты, двери никто не открывает.

При попытке связаться по номеру телефона указанному в декларации о соответствии +7 962-741-66-89 срабатывает автоответчик.

Из сведений Единого реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии установлено, что в декларации о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ EAЭС N RU Д-RU.PA01.В.90642/21 содержится информация:

«Евразийский экономический союз; Декларация о соответствии; Заявитель: ИП ФИО1. Место жительства: 357380,; ОРГНИП: , Номер телефона: +796274166689; Адрес электронной почты 256malinka@gmail.com; В лице: ФИО1 заявляет, что «Грибы сушеные в ассортименте: Мухомор красный, Мухомор пантерный, Ежовик гребенчатый, Ежовик чашуйчатый, Кордицепс, Гриб чага, Белый, лисичка, Груздь, Гриб Рейши, Гриб Трутовик, Льняной Санхван, Веселка, Агарикус, Трутовик лиственный, ФИО2, Траметес, Трамета Разноцветная, Копринус. Красный мухомор обработанный и микродозированный в капсулах, пантерный мухомор обработанный и микродозированный в капсулах, Ежовик гребенчатый обработанный и микродозированный в капсулах, маркировка ИП ФИО1.

Изготовитель: ИП ФИО1, место жительства:. Документ, в соответствии с которым изготовлена продукция: ТУ 10.89.2021 Добавка «Мухомор» Технические условия. Коды ТН ВЭД ЕАЭС: 2106. Соответствует требованиям: ТР «О безопасности пищевой продукции», ТР «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Декларация о соответствии принята на основании протокола АТР/072021/23583, выданного ДД.ММ.ГГГГ испытательной лабораторией «Испытательная лаборатория Общества с ограниченной ответственностью «ПЦИ «Атриум», аттестат аккредитации № РОСС RU.32001.04.ИБФ1.ИЛ27, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года»; схема декларирования: 1?.

Декларация о соответствии действительная с даты регистрации по ДД.ММ.ГГГГ, в последствии продленная на 12 месяцев на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

В декларации о соответствии указан код продукции: ТН ВЭД ЕАЭС: 2106 «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные», таким образом данная продукция является продукцией нового вида.

В соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Согласно частям 1 и 3 статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

В силу части 2 статьи 28 Федерального закона N 184-ФЗ заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Пункт 1 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (ТР ) устанавливает, в том числе объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.

Пунктом 3 статьи 1 ТР предусмотрено, что при применении данного Технического регламента должны учитываться требования технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, дополняющие и (или) уточняющие требования данного Технического регламента. Объектами технического регулирования названного Технического регламента являются пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

В силу статьи 4 ТР под безопасностью пищевой продукции понимается состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения; под изготовителем пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы, осуществляющая от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущая ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов, под пищевой продукцией нового вида - пищевая продукция (в том числе пищевые добавки и ароматизаторы), ранее не использовавшаяся человеком в пищу на таможенной территории Таможенного союза, а именно: с новой или преднамеренно измененной первичной молекулярной структурой; состоящая или выделенная из микроорганизмов, микроскопических грибов и водорослей, растений, выделенная из животных, полученная из ГМО или с их использованием, наноматериалы и продукты нанотехнологий; за исключением пищевой продукции, полученной традиционными способами, находящейся в обращении и в силу опыта считающейся безопасной.

В п. 1 ст. 5 ТР "О безопасности пищевой продукции" предусмотрено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Согласно пункту 1 статьи 21 ТР оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции и государственной регистрации пищевой продукции нового вида.

Согласно части 1 статьи 27 ТР пищевая продукция нового вида подлежит государственной регистрации.

К пищевой продукции нового вида не относится пищевая продукция, произведенная по известным и уже применявшимся технологиям, имеющая в своем составе компоненты, в том числе пищевые добавки, уже использующиеся для употребления человеком в пищу, даже в том случае, если такая продукция и компонент произведены по новой рецептуре.

Государственная регистрация пищевой продукции нового вида проводится на этапе ее подготовки к производству (изготовлению) впервые на таможенной территории Таможенного союза, а пищевой продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, - до ее ввоза впервые на таможенную территорию Таможенного союза (часть 2 статьи 27 ТР ).

Пищевая продукция нового вида каждого наименования подлежит оценке (подтверждению) соответствия в установленном настоящим техническим регламентом порядке (часть 6 статьи 27 ТР ).

В соответствии с частью 2 статьи 28 ТР для государственной регистрации пищевой продукции нового вида заявитель представляет в орган по регистрации пищевой продукции нового вида следующие документы:

- результаты исследований (испытаний) образцов пищевой продукции нового вида, проведенные в аккредитованной испытательной лаборатории, а также иные документы, подтверждающие безопасность для жизни и здоровья человека;

- сведения о ее влиянии на организм человека, подтверждающие отсутствие вредного воздействия на человека такой пищевой продукции, полученные из любых достоверных источников.

В соответствии с частью 6 статьи 28 ТР в регистрации пищевой продукции нового вида может быть отказано, в том числе в случае несоответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Сведения о регистрации пищевой продукции нового вида вносятся в единый реестр пищевой продукции нового вида (часть 1 статьи 29 ТР ).

Указанная продукция реализовывалась предпринимателем без подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; ответчиком не представлено свидетельство о государственной регистрации пищевой продукции нового вида.

По данным официального Реестра свидетельств о государственной регистрации (далее - Реестр) по ссылке http://fp.crc.ru/еvrazes/?type=max, пищевой продукции, имеющей в наименовании или составе «Мухомор», «Ежовик» государственную регистрацию не проходила. Фирма (изготовитель, получатель) «ФИО1» и «ИП ФИО1» в реестре также отсутствует.

На основании вышеуказанного, пищевая продукция заявленная в декларации о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ EAЭС N RU Д-RU.PA01.В.90642/21, а именно: «грибы сушеные в ассортименте: Мухомор красный, Мухомор пантерный, Ежовик гребенчатый, Красный мухомор обработанный и микродозированный в капсулах, пантерный мухомор обработанный и микродозированный в капсулах», является пищевой продукцией нового вида.

Таким образом судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, ст. 24, 25, 27, 28, 29 ТР с сайта https://www.muhomorspace.ru, в котором деятельность осуществляется индивидуальным предпринимателем ИП ФИО1, к продаже была предложена продукция в виде продукции нового вида в отсутствие государственной регистрации пищевой продукции нового вида, заменив подтверждение соответствия в форме государственной регистрации специализированной пищевой продукции нового вида (БАД нового вида) - декларированием соответствия.

Установленное обстоятельство ответчиком по существу не оспаривалось и подтверждается материалами дела, с приложением скриншотов с сайта.

Суд обращает внимание, что на сайте https://www.muhomorspace.ru представлена информация о наличии лечебных и профилактических свойств у продукции «Мухомор красный», когда ядовитые грибы входят в перечень растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе биологически активных добавок к пище в соответствии ч. 13 ст. 8, п. 1.8 Приложения 7 к ТР .

Пищевая продукция, не соответствующая требованиям указанного технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (часть 4 статьи 5 ТР ).

Как следует из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), в обороте не могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не соответствуют технической документации.

Показатели качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий, сроки их годности, требования к их упаковке, маркировке, информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, условиям обращения таких пищевых продуктов, материалов и изделий, программам производственного контроля за их качеством и безопасностью, методикам испытаний, способам утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий должны быть включены в техническую документацию (часть 2 статьи 16 Закона N 29-ФЗ).

Согласно статье 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами (пункт 4 статьи 7 Закона N 2300-1).

Установленные органом Роспотребнадзора нарушения ответчика являются нарушением ст. 7, 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 24-29 ТР "О безопасности пищевой продукции", п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 55, а также ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом.

В силу ч. 1 ст. 46 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей; защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).

С учетом установленных фактических обстоятельств и приведенных положений материального закона подлежат прекращению противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей индивидуального предпринимателя ИП ФИО1, выразившиеся в продаже указанных выше товаров с нарушением требований технических регламентов по регистрации пищевой продукции нового вида, на ответчика подлежит возложению обязанность прекратить вышеуказанные противоправные действия по продаже товаров с нарушением требований технических регламентов и прекратить изготовление и реализацию специализированной пищевой продукции нового вида, до момента получения свидетельства о его регистрации.

На основании статьи 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 1 ст. 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пунктов 1, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В настоящем иске Управление Роспотребнадзора, заявляя требование об удалении информации о специализированной пищевой продукции нового вида, не прошедшей государственную регистрацию в установленном порядке, не ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам части 2 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.

Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Таким образом, поскольку суд не может выйти за рамки заявленных истцом требований, с учетом отсутствия в иске требования о признании информации запрещенной, в том числе принимая во внимание, что данное требование рассматривается в ином порядке, а именно в порядке административного судопроизводства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в части требований истца об удалении информации с сайта https://www.muhomorspace.ru.

К доводам представителя ответчика о передаче настоящего дела по подсудности в Арбитражный судввиду наличия в иске требований об обязании прекратить изготовление и реализацию индивидуальным предпринимателем продукции суд относится критически ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу части 3 статьи 22 указанного Кодекса суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Согласно статье 27 (части 1 и 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Пунктом 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 44 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено право органов местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления, вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ, статьи 17 Закона о защите прав потребителей, статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) подведомственны судам общей юрисдикции. Субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются, в том числе, органы местного самоуправления (пункты 15 и 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, обращение органов местного самоуправления в суд с иском о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей не относится к подведомственности арбитражных судов.

В силу абзаца второго ст. 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда

Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации, в течение месяца со дня принятия решения суда.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден по закону, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взыскивается с ответчика в доход местного бюджета. Таким образом, с ответчика в доход бюджета Предгорного муниципального округаподлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. с учетом ст. 91 ГПК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст., 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о прекращении противоправных действий - удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, в части несоблюдения ст. 7 и ст. 10 закона РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 24-29 ТР «О безопасности пищевой продукции», выразившиеся в производстве и реализации пищевой продукции нового вида (БАД нового вида), не прошедшей государственную регистрацию в установленном порядке, а также в предоставлении недостоверной информации, вводящей потребителя в заблуждение относительно свойств и качества реализуемой продукции, а также о месте изготовления продукции.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность прекратить изготовление и реализацию специализированной пищевой продукции нового вида (БАД нового вида), до момента получения свидетельства о государственной регистрации.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации, в течение месяца со дня принятия решения суда.

В удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора пок индивидуальному предпринимателю ФИО1 об удалении информации о специализированной пищевой продукции нового вида (БАД нового вида) с сайта https://www.muhomorspace.ru, вводящей в заблуждение неопределенный круг лиц потребителей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Предгорный районный суд Ставропольского края.

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2022 года.

Судья А.А. Кучерявый