НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 28.07.2022 № 2-1629/2022

Гражданское дело №2-1629/2022

УИД 74RS0030-01-2022-001946-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» июля 2022 года г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Горбатовой Г.В.,

при секретаре Уметбаевой Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области к ФИО1, Обществу с ограниченной ответственностью «Объединенная сервисная компания»о взыскании излишне уплаченной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Объединенная сервисная компания», ФИО1 о солидарном взыскании с ответчиков излишне выплаченной суммы пенсии ФИО1 в размере 59086 рублей 88 копеек. В обоснование исковых требований Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области указало, что с 25 сентября 2015 года ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости. При этом, в нарушение положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №385-ФЗ, части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, пенсия за период с 01 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года была назначена и выплачена ФИО1 с учетом индексации, тогда, как в связи с тем, что лицо было работающим, индексация при выплате пенсии не полагалась. Ни работодатель, ни получатель пенсии не сообщили в пенсионный орган о факте продолжения трудовых отношений. Поскольку работодателем индивидуальные сведения о работниках по форме СЗВ-М за период с мая 2020 года по февраль 2021 года были поданы лишь 24 ноября 2021 года, то есть с нарушением установленного законодателем срока, ФИО1 С. была произведена индексация размера страховой пенсии в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон №400-ФЗ), повлекшая выплату суммы страховой пенсии ФИО1 в завышенном размере. В связи с неисполнением ответчиками возложенных на них законодательством обязанностей, образовалась переплата пенсии за период с 01 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года, в размере 59086 рублей 88 копеек.

Представитель истца - Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - ФИО2, действующая на основании доверенности от 18 января 2022 года (л.д.4), в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д.45-46), письменных пояснениях, просила исковые требования удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, указав о том, что повышенную пенсию стала получать в августе 2021 года.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Объединенная сервисная компания» (далее по тексту - ООО «ОСК») ФИО3, действующая на основании доверенности от 24 января 2021 года, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ООО «ОСК» с 09 января 2018 года. В связи с техническим сбоем, информация по ФИО1 за период с мая 2020 года по февраль 2021 года, была передана в Пенсионный фонд только в ноябре 2021 года. Общество считает, что у истца имелась возможность из иных источников, помимо исходных отчетов по форме СЗВ-М, установить непрерывность трудового стажа ФИО1, а значит исключить возможность причинения ущерба, либо уменьшить его размер. Представленный расчет задолженности является неверным, поскольку с марта 2021 года, ООО «ОСК» продолжило передавать сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М в отношении ФИО1, в связи с чем, с апреля 2021 года истец должен был прекратить выплату пенсии в повышенном размере, однако ее выплата продолжалась до конца 2021 года. Кроме того, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, до обращения с иском в суд, Пенсионный фонд не обращался с претензией о возмещении ущерба в добровольном порядке.

Заслушав представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, ответчика ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь обязан в установленный срок представлять органам пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных Законом №27-ФЗ достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.17 Закона №27-ФЗ).

Согласно п.2.2 ст.11 Закона №27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе), сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика(при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в п.2.2 ст.11 Закона №27-ФЗ, страхователь представляет в органы пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (п.1 ст.11 Закона №27-ФЗ).

Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01 февраля 2016 года за №83п.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1). Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона №400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3). Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является получателем пенсии по старости (л.д.18) и в период с 09 января 2018 года состоит в трудовых отношениях с ООО «ОСК».

ООО «ОСК», как страхователь обязано было предоставить в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области отчеты по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц и индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц, в том числе, в отношении ФИО1, по форме СЗВ-М за май 2020 года не позднее 15 июня 2020 года, за июнь 2020 года - не позднее 15 июля 2020 года, за июль 2020 года - не позднее 15 августа 2020 года, за август 2020 года не позднее 15 сентября 2020 года, за сентябрь 2020 года не позднее 15 октября 2020 года, за октябрь 2020 года не позднее 15 ноября 2020 года, за ноябрь 2020 года - не позднее 15 декабря 2020 года, за декабрь 2020 года не позднее 15 января 2021 года, за январь 2021 года не позднее 15 февраля 2021 года, за февраль 2021 года не позднее 15 марта 2021 года.

Персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за период с мая 2020 года по февраль 2021 года представлены ответчиком в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области с нарушением срока - 24 ноября 2021 года, в связи с чем, с ноября 2021 года истец располагал сведениями в отношении работающих пенсионеров, имел возможность правильно определить размер пенсии, причитающейся к выплате с 01 января 2022 года.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области произведена индексация размера страховой пенсии ФИО1 за период с мая 2020 года по декабрь 2021 года, в связи с отсутствием данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В ноябре 2021 года, после поступления сведений по форме СЗВ-М в отношении ФИО1, истцом установлен факт излишне выплаченной пенсии по старости ФИО1 в размере 59086 рублей 88 копеек, за период с 01 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года, о чем составлен протокол об излишне выплаченных пенсионеру сумм к пенсии (л.д.38).

Факт выплаты в период с мая 2020 года по декабрь 2021 года пенсии ФИО1 подтверждается представленными в материалы дела - историей выплат за период с 01 января 2020 года по 28 февраля 2022 года (л.д.19-21), расчетом переплаты пенсии за период с 01 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года (л.д.38), решением о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений) - л.д.28.

Статьей 28 Закона №400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1). В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона №400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2). В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона №400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.

Как следует из положений Федерального закона от 29 декабря 2015 года №385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.

Материалами дела подтверждено и представителем ответчика ООО «ОСК» не оспаривается, что персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за период с мая 2020 года по февраль 2021 года представлены ответчиком в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области с нарушением срока - 24 ноября 2021 года, что, по мнению истца, повлекло выплату пенсии работающему пенсионеру в завышенном размере (с учетом индексации, которая выплате не подлежала).

Доводы представителя ООО «ОСК» о том, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика по представлению сведений по форме СЗВ-М в ноябре 2021 года и возникновением убытков у истца; с марта 2021 года ООО «ОСК» продолжило передавать сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М, в связи с чем, с апреля 2021 года истец должен был прекратить выплату пенсии ФИО1 в повышенном размере, однако выплата увеличенной пенсии продолжалась до конца 2021 года, тем самым, истец увеличивал размер убытков, суд считает не состоятельными в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В части 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, в случае выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Материалами дела установлено, что доплата страховой пенсии, как неработающему пенсионеру ФИО1, за период с 01 мая 2020 года по 31 июля 2020 года была произведена истцом на основании решения о выплате сумм страховой пенсии, с 01 августа 2020 года (л.д.30).

Решение о выплате сумм страховой пенсии от 23 декабря 2021 года (л.д.28), Государственным учреждением - Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области было вынесено после получения сведений от страхователя о факте работы - 24 ноября 2021 года.

В соответствии с п. 8 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день предшествующий дню возобновления работы и (или иной деятельности).

Таким образом, законодательно закреплено право пенсионера на последующее трудоустройство, при этом, возобновление пенсионером трудовой деятельности после временного перерыва и проведенной в связи с этим индексации пенсии, не влечет уменьшение размера проиндексированной пенсии.

Согласно представленным ООО «ОСК» сведениям, ФИО1 осуществляла трудовую деятельность до 30 апреля 2020 года, с 01 мая 2020 года сведения о ней, как о работающем лице представлены не были, в связи с чем, размер пенсии ФИО1 был проиндексирован.

Доводы представителя ответчика ООО «ОСК» о том, что у истца имелась возможность из иных источников, помимо исходных отчетов по форме СЗВ-М установить непрерывность трудового стажа ФИО1, исключив тем самым, возможность причинения ущерба, либо уменьшить размер ущерба, суд также считает не состоятельными.

В соответствии с ч.4 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой, они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу, или нет, пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору по форме СЗВ-М.

В связи с изложенным, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд, однако своевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М, является обязанностью страхователя.

Несвоевременное представление страхователем указанных сведений послужило основанием для принятия Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области решения о повышении ФИО1 с 01 мая 2020 года размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, как не работающим пенсионерам.

Ссылки представителя ООО «ОСК» о том, что истец до момента обращения в суд с претензией к ответчику о возврате денежных средств не обращался, не состоятельны, поскольку обязательного досудебного порядка для требования возврата неосновательного обогащения законом не предусмотрено.

В соответствии с изложенным, принимая во внимание отсутствие у контролирующего органа пенсионного фонда на дату принятия решения об осуществлении спорных выплат, актуальных сведений за последующие месяцы, суд приходит к выводу о возникновении на стороне ответчика ООО «ОСК» обязанности по возмещению ущерба в заявленном истцом размере.

В соответствии с п.3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Оснований для взыскания излишне выплаченных денежных средств с ответчика ФИО1 суд не усматривает, в связи с отсутствием признаков недобросовестности со стороны получателя пенсии.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика ООО «ОСК» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1972 рубля 61 копейка.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, -

РЕШИЛ:

исковые требования Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, - удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Объединенная сервисная компания» в пользу Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области денежные средства в размере 59086 рублей 88 копеек.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Объединенная сервисная компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1972 рубля 61 копейка.

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области к ФИО1, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд гор. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий -

Мотивированное решение составлено 04 августа 2022 года.