НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 22.01.2019 № 2-146/19

Дело № 2-146/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2019 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Дорыдановой И.В.,

при секретаре Бегларян С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Пучкова Игоря Геннадьевича к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

установил:

Пучков И.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях». В обоснование требований ссылалась на то, что 06.06.2018 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 04.10.2018 г. ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 15 лет, по мнению ответчика имеется 10 лет 10 месяцев 04 дня. Ответчик, принимая решение об отказе в установлении пенсии, не включил в специальный стаж период прохождения им срочной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 02.11.1982 г. по 26.10.1984 г., посчитав, что указанный период не может быть приравнен к работе с осужденными и не подлежит включению в специальный стаж из-за отсутствия правовых оснований, а также не включил в специальный стаж период работы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области в должности оператора 5 квалификационного разряда ЕТКС котельной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что не установлена постоянная занятость заявителя в течение полного рабочего дня на работе с осужденными. Считает данное решение ответчика незаконным, необоснованным, нарушающим его пенсионные права, гарантированные Конституцией РФ. Указал, что он в период с 02.11.1982 г. по 26.10.1984 г. проходил срочную военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР. До призыва на службу он в период с 07.09.1982 г. по 01.11.1982 г. работал в должности инженера-технолога прессово-заготовительного цеха учреждения <данные изъяты>, после окончания службы он продолжил работу в учреждении <данные изъяты> в той же должности, что и до призыва в армию. На момент прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590. Пунктом 109 данного Положения предусмотрено, что период службы в армии по призыву приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Полагает, что период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж. Им в пенсионный орган была представлена справка ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области от 04.06.2018 г. , согласно которой он работал в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, и был постоянно и непосредственно занят на работах с осужденными, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 85 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Полагает, что действия ответчика, выразившиеся в не включении в специальный стаж периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для назначения пенсии являются незаконными. Внесение работодателем сведений о льготном характере в персонифицированный учет от него не зависит и не должно нарушать его пенсионные права. В спорный период он был постоянно и непосредственно занят на работах с осужденными, так как котельная, которую он обслуживал, находилась на территории исправительного учреждения, где содержатся лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы. Исправительным учреждением на его имя был оформлен пропуск для прохода на территорию зоны, находившийся на постоянном хранении в контрольно-пропускном пункте. Кроме того, вместе с ним котельную обслуживали лица, осужденные к лишению свободы, с которыми он непосредственно работал в течение всей рабочей смены. Просил обязать ответчика включить в специальный стаж для досрочного назначения пенсии период его службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 02.11.1982 г. по 26.10.1984 г., период работы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области в должности оператора 5 квалификационного разряда ЕТКС котельной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости за работу с осужденными с даты обращения за ней с 06.06.2018 г. Просил взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В последующем истец Пучков И.Г. уточнил исковые требования. Просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 06.06.2018 г. Просил обязать ответчика включить в специальный стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР от 02.11.1982 г. по 26.10.21984 г. и период его работы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области в должности оператора 5 квалификационного разряда ЕТКС котельной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просил взыскать судебные расходы.

Истец Пучков И.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель истца Пучкова И.Г. по доверенности Гункин П.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, при этом ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области по доверенности Гугнина А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Полагает, что оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы истца не имеется. Считает, что решение об отказе в установлении истцу Пучкову И.Г. пенсии является законным и обоснованным. Просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области по доверенности Москалева Ю.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований истца Пучкова И.Г. Объяснила, что истцу была выдана уточняющая справка, в которой отражены периоды его работы. Истец, работая оператором котельной, был в течение полного рабочего дня занят на работах с осужденными. Котельная находится непосредственно на территории охраняемой зоны учреждения. С ним постоянно находятся осужденные, поскольку без помощи осужденных обеспечить работу котельной невозможно.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - ФЗ «О страховых пенсиях») установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 2-4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 в целях реализации ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» утверждены Списки работ, производств, профессий, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Данным списком предусмотрены все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

Судом установлено, что истец Пучков И.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ

Из трудовой книжки истца Пучкова И.Г. следует, что он в период 11.09.1980 г. по 06.03.1981 г. работал в <данные изъяты> в должности электромонтера. В период с 10.03.1981 г. по 05.05.1982 г. работал в <данные изъяты> инженером-конструктором цеха гальванических батарей. 20.05.1982 г. принят на работу на должность мастера цеха унифицированных сидений в Учреждение <данные изъяты>; 07.09.1982 г. переведен на должность инженера-технолога прессо-заготовительного цеха, уволен 01.11.1982 г. В период с 02.11.1982 г. по 29.10.1984 г. проходил службу по призыву в Вооруженных силах СССР. 24.12.1984 г. принят на работу в Учреждение <данные изъяты> на должность инженера-технолога прессо-заготовительного цеха; 17.11.1986 г. назначен на должность мастера; 19.08.1987 г. назначен на должность котроллера сварных работ сварочно-сборочного цеха , уволен 07.08.1989 г. В период с 14.08.1989 г. по 21.08.1992 г. работал в должности каменщика огнеупорщика на горячих участках работ на <данные изъяты>. 08.10.1992 г. принят на работу в Учреждение <данные изъяты> на должность слесаря-ремонтника паро-силового участка; 01.07.1993 г. назначен на должность оператора IV разряда того же участка; 30.06.1995 г. уволен. В период с 25.09.1995 г. по 30.11.1995 г. работал в должности стрелка охраны в <данные изъяты>. В период с 01.02.1996 г. по 25.05.2000 г. работал в должности оператора 5 разряда паросилового участка Учреждения <данные изъяты>. В период с 07.06.2000 г. по 29.08.2014 г. работал в <данные изъяты> в дирекции по персоналу стрелком охраны. В период с 08.10.2014 г. по 31.01.2016 г. работал в должности старшего охранника в <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ФКУ Исправительная колония № 2 УФСИН России по Липецкой области в должности оператора 5 квалификационного разрядка ЕТКС котельной.

Из материалов пенсионного дела Пучкова И.Г. следует, что он 06.06.2018 г. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области Пучкову И.Г. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа 15 лет, имеется 10 лет 10 месяцев 04 дня.

Из решения об отказе в установлении пенсии следует, что в специальный стаж работы истца не включен период прохождения службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 02.11.1982 г. по 26.10.1984 г. При этом ответчик ссылался на то, что в период прохождения истцом службы по призыву действовал Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», который не предусматривал досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда – работа с осужденными. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 г. № 85, который действует с 01.01.1992 г.

Кроме того, из решения об отказе в установлении пенсии следует, что в специальный стаж работы не включен период работы истца Пучкова И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области. При этом ссылались на то, что индивидуальные сведения за указанный период работы работодателем поданы на общих основаниях.

Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж период прохождения срочной военной службы по призыву с 02.11.1982 г. по 26.10.1984 г.

Из трудовой книжки истца Пучкова И.Г. следует, что до призыва на военную службу в период с 07 сентября 1982 года по 01 ноября 1982 года он работал в должности инженера-технолога прессово-заготовительного цеха Учреждения <данные изъяты>, после окончания службы продолжил работу в Учреждении <данные изъяты> в той же должности, что и до призыва в армию.

Из пенсионного дела истца следует, что указанные выше периоды работы до призыва и после службы в армии включены в специальный стаж работы истца для назначения пенсии за работу с осужденными.

На момент прохождение военной службы в Вооруженных силах СССР нормативными правовыми актами, регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590.

В соответствии с п. 109 Положения, при назначении на льготных условиях или 5 льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда 2 в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору слагавшегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпункт «к» пункта 109 Положения предусматривал период прохождение службы в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.

Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку период службы истца в составе Советской Армии относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то данный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.

Кроме того, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Стоит также отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), потому при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период.

Согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г., в соответствии с п.п. «к» п. 109 которого, служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом Положением установлено, но при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на работах с особыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и при этом она приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, то, принимая во внимание, что до службы и после службы Пучков И.Г. работал в особых условиях труда, период службы в Вооруженных силах СССР подлежит включению в специальный трудовой стаж.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 29 января 2004 года № 2-П и от 24 мая 2001 г. № 8-П, а также ряде его определений (от 05 ноября 2002 г. № 320-0) изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, решение ответчика об отказе во включении периода службы истца Пучкова И.Г. в Вооруженных силах СССР с 02.11.1982 г. по 26.10.1984 г. в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости (за работу с осужденными) является незаконным. Данный период подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу с осужденными.

Кроме того, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца Пучкова И.Г. о включении в специальный стаж периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора 5 квалификационного разряда ЕТКС котельной в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области.

Отказывая во включении данного периода работы истца в специальный стаж ответчик ссылался на то, что данный период работы работодателем истца представлен без указания кода льготной профессии.

В соответствии со ст. 14 Федерального Закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Согласно п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

В соответствии с п. 11 указанных выше Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из материалов пенсионного дела истца Пучкова И.Г. следует, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области 04.06.2018 г. была выдана справка , уточняющая характер работы. Из данной справки следует, что он работал в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, и был непосредственно занят на работах с осужденными, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. . В данной справке указан также период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора 5 квалификационного разряда ЕТКС котельной.

Непосредственно в пенсионный орган представлена справка аналогичного содержания от 13.06.2018 г.

Как следует из объяснений представителя ответчика, выданная истцу справка, уточняющая характер работы, была отозвана работодателем.

Действительно, из материалов пенсионного дела истца Пучкова И.Г. следует, что 12.07.2018 г. ГУ – УПФР в г. Липецке Липецкой области в адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области направило сообщение, в котором указало, что в представленной справке от 13.06.2018 г. не нашел отражение отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с вышеизложенным необходимо устранить расхождения данных трудовой книжки и справки со сведениями индивидуального лицевого счета и представить: корректирующую форму индивидуальных сведений за <данные изъяты>, корректирующую форму индивидуальных сведений за <данные изъяты> (в случае занятости полный рабочий день с осужденными).

Как следует из объяснений представителя третьего лица ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области по доверенности Москалевой Ю.А. указанная выше справка от 13.06.2018 г. была отозвана и выдана новая, в которой не был отражен период работы истца с 01.04.2016 г. Данный период не был отражен, так как не была проведена специальная оценка условий труда.

В материалах дела имеется справка от 26.09.2018 г. , выданная ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области, из которой следует, что Пучков И.Г. осуществлял трудовую деятельность в должности оператора котельной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В этот период в связи с отсутствием специальной оценки условий труда в учреждении, Пучков И.Г. не был включен в Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 г. № 85.

Суду представлена карта специальной оценки условий труда в отношении оператора котельной, согласно которому установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 2.

Из данной карты специальной оценки условий труда следует, что при определении класса условий труда оценивались такие факторы производственной среды и трудового процесса как химический, шум, микроклимат, тяжесть трудового процесса и напряженность.

При этом не нашло отражение ни в карте аттестации рабочего места, ни в протоколах проведения исследований такие факторы, как непосредственная работа с осужденными.

Между тем занимаемая истцом должность и работа связанны с занятостью на работах с осужденными, то есть с особыми условиями, что дает ему право на досрочное назначение пенсии по старости на основании специального законодательства, а идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении таких работников не осуществляется.

Согласно ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В соответствии с п. 17 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

В соответствии с ч. 6 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

На основании ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Положения ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ устанавливают, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно п.п. 1.2.3 ч. 1.2 ст. 13 Федерального закона № 426 - ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

2. В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;

2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.10.2015 г. № 15-1/ООГ-5597 разъяснено, что в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда безотлагательное специальной оценке условий труда подлежат следующие рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов: работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 426 - ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Положения ст. 36 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяют, что в связи с особыми условиями труда рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, пенсия устанавливается на льготных условиях. Список таких работ, профессий и должностей установлен Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда». В него входят все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что специальная оценка условий труда не должна осуществляться в отношении тех должностей, которые на основании норм специального законодательства наделяет лиц, осуществляющих трудовую деятельность по таким должностям, правом на досрочное назначение пенсии.

Учитывая изложенное, а также из анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что право истца на назначение досрочной страховой пенсии возникло у него на основании специального закона, постановления Правительства РФ от 03 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», которым установлено, что право на пенсионное обеспечение на льготных условиях имеют все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждаются обстоятельства того, что занимаемая истцом должность связана с работой с осужденными.

Так, суду представлены табели учета рабочего времени за весь период работы истца Пучкова И.Г., из которых следует, что он работал в течение полного рабочего дня.

Из представленного суду плана ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области следует, что котельная, в которой работает истец, расположена в пределах охраняемой зоны, а именно в промышленной зоне колонии, где имеют право находится осужденные.

В судебном заседании также допрошен свидетель ФИО, инженер по охране труда и технике безопасности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области. Свидетель ФИО показал, что котельная, расположенная на территории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области обслуживает не только ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области, но и здания ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Липецкой области. Котельная работает в круглосуточном режиме. Оператор котельной не может работать один без помощи осужденных. Работа осужденных в котельной оформляются приказами.

Из штатного расписания рабочих хозяйственно-лагерной обслуги ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области следует, что в численность рабочих по комплексному обслуживанию зданий включена численность осужденных, занятых на работе по обслуживанию котельных (сантехник, сварщик и т.д.) в соответствии с должностными обязанностями по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», а также осужденных, занятых на работах по текущему ремонту зданий и сооружений. Из штатного расписания следует, что предусмотрено 11 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

Суду представлена справка начальника ОП, ОТиЗ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области ФИО1, согласно которой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (спорный период работы истца Пучкова И.Г.) в котельной ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области были трудоустроены осужденные в должности рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в общей численности 13 человек.

При этом на каждого из работающих в спорный период в котельной осужденных представлены справки о трудоустройстве, в которых указаны период их работы, а также ссылки на номера и даты приказов о приеме на работу и об увольнении.

Из анализа представленных суду доказательств суд приходит к выводу о том, что Пучков И.Г. в спорный период с 01.04.2016 г. по 05.06.2018 г. в течение полного рабочего дня был непосредственно занят на работах с осужденными к лишению свободы лицами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что занимаемая истцом Пучковым И.Г. должность оператора котельной ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области должна быть включена в список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, так как материалами дела достоверно установлено, что истец работал с осужденными, условия труда вредные или опасные признаются без проведения идентификации с учетом того, что профессия включена в списки на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно в Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 г. № 85.

Не могут повлиять на выводы суда, доводы ответчика, возражавшего против удовлетворения рассматриваемых требований, с указанием на Сведения индивидуального (персонифицированного) учета, которые представлены работодателем истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без кода особых условий труда.

Не принимая данные доводы, суд исходит из того, что законодатель установил прямую зависимость пенсионных льгот от непосредственного характера выполняемой работы, и работник не в силах самостоятельно отвечать за сведения, представляемые его работодателем в пенсионный орган, а также откорректировать сведения, представленные ранее.

В силу ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального учета. ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года № 173-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы ПФ РФ сведения (ст. 11), в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ (п. 5).

Согласно ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет пенсионного фонда РФ, а также ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на «Страхователя». При этом, к «Страхователям» закон относит работодателей либо индивидуальных предпринимателей, адвокатов.

Статьей 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлена обязанность Страхователя представлять в органы Пенсионного фонда по месту регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых необходимо указывать периоды работы, включаемые в страховой и специальный стаж.

При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с действующим законодательством, обязанность по ведению всей отчетности, связанной с подачей в Пенсионный фонд сведений индивидуального персонифицированного учета, возложена на работодателя, а назначение и выплата пенсии производится Управлением Пенсионного фонда по месту жительства пенсионера, суд приходит к выводу о том, что не выполнение должным образом работодателем (Страхователем) истца своих обязанностей не может повлиять на право работника (застрахованного лица) на назначение, размер, а также перерасчет размера пенсии и не может повлечь для истца неблагоприятные последствия в виде отказа во включении этих периодов в стаж в льготном исчислении, поскольку обязанность указывать коды льготного характера работы лежит на работодателе.

При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для включения в специальный стаж истца, дающий ему право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях», периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

То обстоятельство, что работодателем истца Пучкова И.Г. – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области не были уплачены страховые взносы по соответствующим тарифам, не является безусловным основанием для отказа истцу в удовлетворении требований. Необходимо учитывать то обстоятельство, что работодатель истца является действующим юридическим лицом и не лишен права предоставить корректирующие сведения о периодах работы истца.

В соответствии со ст. 22 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Истец Пучков И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о назначении пенсии обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецк Липецкой области 06.06.2018 г., <данные изъяты> лет ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ С учетом включения в специальный стаж периода службы в армии с 02.11.1982 г. по 26.10.1984 г., а также периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения с заявлением его специальный стаж работы по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пениях» составил более 15 лет 00 месяцев, следовательно, у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истец при обращении в суд с исковыми требованиями оплатил государственную пошлину в сумме 300 руб., что подтверждается квитанцией от 01.11.2018 г. Данная сумма полежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Пучковым Игорем Геннадьевичем право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области в засчитать Пучкову Игорю Геннадьевичу в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период службы в армии по призыву в Вооруженных силах СССР с 02.11.1982 г. по 26.10.1984 г., период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области назначить Пучкову Игорю Геннадьевичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. с момента обращения с заявлением о назначении пенсии – с 06.06.2018 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области в пользу Пучкова Игоря Геннадьевича судебные расходы в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) И.В. Дорыданова

Решение в окончательной форме принято 28.01.2019 г.