НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Правобережного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания) от 09.08.2016 № 2-623/16

Дело № 2-623/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Беслан 09 августа 2016 года

Правобережный районный суд РСО-Алания в составе судьи Цаллаева А.Х., единолично, при секретаре Гусиевой З.Ф., с участием истца Зангиевой З.Е., представителя ответчика УСЗН по Правобережному району Дауровой В.Г., действующей по доверенности №383 от 11 июня 2015 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зангиевой <Ф.И.О.>10 к УСЗН по <адрес> и Министерству финансов РСО-Алания об обязании возместить расходы на оплату коммунальных услуг в размере 151 224,24 рубля,

УС Т А Н О В И Л:

Зангиева З.Е. обратилась в суд с указанным иском УСЗН по Правобережному району и Министерству финансов РСО-Алания, обоснованным тем, что Зангиева З.Е. проживает в с.Заманкул ул.И.Дзусова 22. С 01.09.2002 г. и по настоящее время она работает учителем в МКОУ СОШ с.Заманкул.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. "е", "ж" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).

На основании абз. третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от <дата> N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ от <дата> N 3266-1) в редакции, действовавшей до <дата>, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от <дата> N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Федеральный закон от <дата> N 439-ФЗ) абз. третий п. 5 ст. 55 Закона РФ от <дата> N 3266-1 изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции подтверждается ст. 3 Федерального закона от <дата> N 439- ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. третьего п. 5 ст. 55 Закона РФ от <дата> N 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

С <дата>, в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от <дата>........- РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности», и Постановлением Правительства РСО-Алания от <дата>........ «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>-Алания», льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам учреждений образования предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации 100% расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением.

Частью 1 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

<Ф.И.О.>2 относится к категории лиц, имеющих право на предоставление социальных гарантий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 3 ........-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности» возмещение расходов педагогическим работникам производится в форме ежемесячной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение, отопление и освещение. При этом возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится педагогическим работникам с учетом членов их семей, совестно проживающих с ними.

Указанной категории граждан возмещение расходов на оплату коммунальных услуг производится органами социальной защиты населения по месту жительства в форме денежной выплаты (ч. 1 ст. 4 Закона).

Согласно п. 5.3. постановления Правительства РСО-Алания от <дата>........ « О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания» Министерство труда и социального развития РСО-А обязано ежемесячно, не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, на основании бюджетных заявок управлений социальной защиты населения представлять в Министерство финансов РСО-Алания сводную заявку. На основании указанной заявки Министерство финансов РСО-Алания обязано обеспечить финансирование на выплату социальных гарантий.

Задолженность Управления социальной защиты населения по <адрес> по оплате коммунальных услуг за период с <дата> по <дата>, перед Зангиевой З.Е. составляет— 151 224,24 руб. (за газ ею оплачено - 139 526 руб., за освещение — 11 698,24 руб.).

Просит обязать Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания и Министерство финансов РСО-Алания за счет средств республиканского бюджета возместить расходы на оплату коммунальных услуг истца Зангиевой <Ф.И.О.>11 в размере 151 224,24 руб.

В судебном заседании Зангиева З.Е. исковые требования по изложенным доводам поддержала и просила иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Даурова Г.В. пояснила, что УСЗН по Правобережному району признает, что Зангиевой З.Е. положена компенсация по оплате коммунальных услуг, поскольку она работает в СОШ с.Заманкул и живет в сельской местности, т.е. так же в с.Заманкул. Однако ей не выплачивается компенсация не по вине УСЗН по Правобережному району. Заявки УСЗН на компенсацию исправно и своевременно направляет в Министерство труда и социальной защиты населения РСО-Алания, а они в свою очередь в Министерство финансов РФ. В данном случае они так же свои обязанности исполнили и сведения в отношении Зангиевой З.Е. направили, однако с Министерства финансов РСО-Алания пришло письмо, что денег нет, поэтому Зангиевой З.Е. компенсация не выплачивается. Кроме того с суммой указанной в иске они так же не согласны. Расчеты истицы не понятны и они не верны и не совпадают с расчетами, которые ведет УСЗН по Правобережному району. Ежемесячно напрямую в УСЗН по Правобережному району поступают сведения от организаций поставщиков для расчета компенсаций по оплате ЖКУ. На основании этих данных формируется реестр начислений, после чего отделом автоматизации Министерства труда и социального развития формируется реестр финансирования. Данный реестр содержит информацию по начисленной компенсации по каждому конкретному получателю в соответствии с представленными данными с распределением по выплатной организации участвующих в выплате (почта, банк). Фактически не выплаченная сумма истице с 01.04.2013 года по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 57 405,25 рублей. По мере финансирования возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг задолженность пред Зангиевой З.Е. будет погашена за счет средств республиканского бюджета. Право Зангиевой З.Е. на получение данного вида социальной поддержки ими не оспаривается, не согласны они только с предъявленной в иске денежной суммой. Истица не представила расчет и основания, по которым ею указанна данная сумма. У них нет информации подтверждающие сумму в размере 151 224,24 рубля. Как только Министерство финансов РСО-Алания перечислит денежные средства, Зангиевой З.Е. будет выплачена положенная компенсация по тем расчетам, которые есть в УСЗН по Правобережному району.

Представитель ответчика Министерства финансов РСО-Алания, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в своих письменных возражениях указал, что иск Зангиевой З.Е. не признает по следующим основаниям. Задолженность взыскивается в соответствии с законом РСО-Алания от 30 июня 2010 года №32-РЗ о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности за период с 2011 -2015 года. Законом РСО-Алания «О Республиканском бюджете РСО-Алания на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» действие вышеуказанного закона приостановлено ст.25 о Приостановлении действия отдельных положений законов РСО-Алания». В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. В соответствии с п.2 ст.199 ГКРФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В связи с этим и на основании п.2 ст.199 ГКРФ, ст.35 ГПК РФ просят применить срок исковой давности в отношении требований истца. Порядок и условия предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в оплате жилья и коммунальных услуг устанавливается Постановлением Правительства РСО-Алания от <дата>........ «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания. В соответствии с п.2.2. вышеуказанного постановления граждане имеющие право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии с законодательством или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в установленном порядке, предоставляют в управление социальной защиты населения по месту постоянного жительства копии документов, подтверждающих право на социальные гарантии. Установленные законодательством меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются на основании заявления гражданина (уполномоченного им лица) имеющего при себе документ, удостоверяющий личность. Согласно п.2.3 вышеуказанного постановления назначение социальных гарантий производится с месяца обращения гражданина с предоставлением всех необходимых документов. Исковые требования к Министерству финансов РСО-Алания в соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской федерации и субъекта РФ. Согласно п.5 Закона РСО-Алания от 30.06.2010 г. №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», финансирование возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств республиканского бюджета РСО-Алания. А так же п.5.1 Постановления Правительства РСО-Алания от 30.12.2008 №304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания» финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий осуществляется за счет средств бюджета РСО-Алания и средств поступающих из федерального фонда компенсаций. То есть оплата социальных гарантий на жилье и коммунальные услуги отдельным категориям граждан не является денежным обязательством министерства. Выступать ответчиком не может. В соответствии с Законом РСО-Алания от 30.06.2010 г. №32-РЗ. Постановлением Правительства РСО-Алания от 30.12.2008 г. №304 льгота предоставляется 100% платы (уплаченная сумма) за платы на жилое помещение, отопление и освещение, указанным категориям граждан, проживающим в домах, не имеющим центрального отопления - топливо и расходов по его поставке. Документы, подтверждающие уплату, соответствующие исковым требованиям. Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрена льгота на отопление, а не на весь потребленный газ. В связи с вышеизложенным и на основании ст.ст. 35, 56, 196 ГПК РФ просят в иске отказать. При этом просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерство финансов РСО-Алания.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушавших право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными законом. Согласно п.8 ст.47 ФЗ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов связных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций устанавливается Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъекта Российской федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджета субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.23 Закона РСО-Алания «Об образовании в РСО-Алания» от 27.12.2013 года №61-РЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций РСО-Алания, муниципальных образовательных организаций, определяются законодательством РСО-Алания и обеспечиваются за счет средств бюджетных ассигнований республиканского бюджета РСО-Алания.

В соответствии со ст.1 Закона РСО-Алания от <дата>........-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в числе других и педагогическим работникам образовательных учреждений.

В целях осуществления социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих в учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета РСО-Алания и проживающих в сельских населенных пунктах РСО-Алания, Постановления Правительства РСО-Алания от <дата>........ утвержден перечень должностей педагогических работников образовательных учреждений, имеющих право предоставления социальных гарантий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ч.1 ст.160 Жилищного Кодекса РФ – отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона РСО-Алания от <дата>........-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» возмещение расходов педагогическим работникам производится в форме ежемесячной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение, отопление и освещение. При этом возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится педагогическим работникам с учетом членов их семей, совместно проживающих с ними (ч.2 ст.3 Закона).

В соответствии с ч.4 ст.4 Закона, порядок возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается Правительством РСО-Алания.

Постановлением Правительства РСО-Алания от <дата>........ «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания» утверждено Положение о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания.

Согласно п. 5.3 названного постановления Министерство труда и социального развития РСО-Алания обязано ежемесячно не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, на основании бюджетных заявок управлений социальной защиты населения представлять в Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания сводную заявку. На основании указанной заявки Министерство финансов обязано обеспечить финансирование на выплату социальных гарантий 23 числа каждого месяца, следующего за отчетным.

Из материалов дела усматривается, что истец Зангиева <Ф.И.О.>12 работает воспитатель в МКОУ СОШ <адрес> РСО-Алания, что подтверждается трудовой книжкой АТ – V .........

Зангиева З.Е. с детьми Арчеговым Ф.В. и Арчеговым Х.В. зарегистрирована и проживает в с.Заманкул ул.И.Дзусова 22, что усматривается из ее паспорта гражданина Российской федерации и справки АМС с.Заманкул №197 от 10.03.2015 г.

Задолженность в размере 151 224,24 рублей, которую истец просит взыскать ничем не обоснована, поскольку суду не представлен расчет указанной суммы.

Согласно расчету, представленному суду представителем Ответчика УСЗН по Правобережному району Дауровой Г.В. задолженность ответчиков перед истцом Зангиевой З.Е. по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 57 405,25 рублей. Указанный расчет истцом не оспаривался.

Доводы представителя Министерства финансов РСО-Алания о том, что Министерство финансов РСО-Алания является не надлежащим ответчиком, поскольку расходы на выплату коммунальных услуг должны производиться за счет федерального бюджета, а не за счет бюджета субъекта РФ – в частности РСО-Алания, суд считает не состоятельными, противоречащими вышеуказанному законодательству.

Как установлено в судебном заседании, УСЗН по <адрес> свои обязанности исполняет и вовремя предоставляют бюджетные заявки, что подтверждается представленными в судебном заседании копиями заявок, а Министерство труда и социального развития предоставляет сводную заявку в Министерство финансов РСО-Алания. Именно Министерство финансов обязано обеспечивать финансирование на выплату социальных гарантий. В связи с чем суд считает, что Министерство финансов является надлежащим ответчиком по делу.

Таким образом, нарушения прав истца по возмещению расходов на оплату коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, нашли подтверждения в судебном заседании, и суд считает исковые требования Зангиевой З.Е. подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Зангиевой <Ф.И.О.>13 удовлетворить частично.

Обязать Министерство финансов РСО-Алания за счет средств республиканского бюджета возместить расходы на оплату коммунальных услуг Зангиевой <Ф.И.О.>14 в размере 57 405,25 рублей.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Правобережный районный суд РСО-Алания в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Цаллаев А.Х.