НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пожарского районного суда (Приморский край) от 28.02.2017 № 12-11/17

дело № 12-11/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пгт. Лучегорск 28 февраля 2017 года

Судья Пожарского районного суда Приморского края Новоградская В.Н.,

с участием помощника прокурора Пожарского района Емельянова М.В.

представителя АО «ЛУР» Кирсановой О.В.

рассмотрев жалобу Акционерного общества «Лучегорский угольный разрез» на постановление главного государственного инспектора труда правового отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае от 03.11.2016 г.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда правового отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае Лаптевым Е.Д. от 03.11.2016 г. юридическое лицо - АО «ЛУР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО «ЛУР» обратился в суд с жалобой, в которой считает административное наказание необоснованным, нарушающим права и законные интересы АО «ЛУР». Положение об оплате труда, утвержденное приказом № 2769А от 29.07.2016 г. являлось общедоступным локальным актом, хранилось в отделе управления персоналом АО «ЛУР» и препятствия в ознакомлении с ним у работников отсутствовали. По ряду объективных причин, таких как нахождение в длительном отпуске, отсутствие на работе по причине нетрудоспособности, нахождение работника (ФИО4) в местах лишения свободы, не позволили работодателю ознакомить некоторых работников с Положением об оплате труда под роспись. Кроме того, на момент привлечения к административной ответственности указанное Положение было отменено с 01.07.2016 г. путем издания приказа № 3697А от 24.10.2016 г. Считает, что двухмесячный срок при увольнении в связи с сокращением ФИО5 и ФИО14 был соблюден. Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 г. по 31.03.2016 г. не распространяет свое действие на АО «ЛУР», поскольку общество не участвовало в его заключении и не присоединялось после его заключения, следовательно, обязанность выполнять требования указанного соглашения отсутствует. Приказ о проведении мероприятий по оптимизации численности и штата работников АО «ЛУР» не относится к локальному акту, с которым работодатель должен знакомить всех работников. Согласно п. 3.4.6. Положения об оплате труда работников АО «ЛУР», утвержденного приказом № 2769 А от 29.07.2016 г., индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги за отчетный год производится работодателем в январе месяце года, следующего за отчетным, в пределах средств фонда оплаты труда, утвержденных в бизнес-плане. В АО «ЛУР» был издан приказ № 541 А от 16.02.2016 г. о внесении изменений в действующее Положение об оплате труда работников АО «ЛУР» о включении пункта, предусматривающего порядок и сроки индексации заработной платы. Данные локальные акты подтверждают, что индексация в АО «ЛУР» производится и требования трудового законодательства выполняются. В целях соблюдения процедуры принятия и утверждения Положения об оплате труда 20.07.2016 г. в адрес ППО «ЛУР» Росуглепрофа (профсоюзной организации, представляющей большинство работников Общества) со стороны работодателя был направлен проект приказа «Об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов», что подтверждается письмом № 01-16-650 от 20.07.2016 г. Письмом № 68 от 27.07.2016 г. от ППО «ЛУР» Росуглепрофа получено мнение по проекту Положения об оплате труда с предложением включить дополнительные условия в указанные локальные акты. Для проведения дополнительных консультаций в порядке ч.3 ст. 372 ТК РФ работодателем направлено в адрес профсоюзной организации предложение от 27.07.2016 г. в установленный законодательством трехдневный срок. Однако дополнительные консультации не состоялись в связи с неявкой представителей ППО. После чего был издан приказ № 2769 А от 29.07.2016 г., которым утверждено и действовало в Обществе с 01.07.2016 г. вышеуказанное Положение об оплате труда, на момент вынесения оспариваемого постановления указанный приказ был отменен. Все выявленные в ходе проверки замечания были устранены, и в материалах дела отсутствуют доказательства наступивших отрицательных последствий от действий (бездействий) АО «ЛУР». Учитывая характер правонарушения, отсутствие наступления вредных последствий, незамедлительное устранение нарушений, отсутствие умысла на причинение вреда государству или обществу, просит признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить АО «ЛУР» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. Просит постановление от 03.11.2016 г. отменить, производство по делу прекратить.

Представитель АО «ЛУР» доводы жалобы поддерживает, просит ее удовлетворить.

Прокурор полагает постановление, вынесенное в отношении АО «ЛУР», законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, полагаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение конкретных норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения АО «ЛУР» к административной ответственности послужило нарушение трудового законодательства, выявленное в ходе проверки, проведенной прокуратурой Пожарского района, в ходе которой установлено, что ряд работников АО «ЛУР» (ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4 и др.) в нарушение ст. 22 ТК РФ не ознакомлены под роспись с Положением об оплате труда, утвержденным приказом генерального директора АО «ЛУР» № 2769 А от 29.07.2016 г., устанавливающим порядок и сроки оплаты труда в организации. Работодателем не соблюден 2 месячный срок при увольнении работников ФИО5 и ФИО14 (в нарушение ст. 180 ТК РФ) в связи с сокращением численности штата. В нарушение п. 5.25 Федерального отраслевого соглашения трудовые договоры с работниками АО «ЛУР» ФИО17, ФИО18, ФИО19 расторгнуты в связи с сокращением численности (штата) без учета преимущественного права по оставлению на работе для лиц предпенсионного возраста, т.е. менее чем за 2 года до наступления пенсионного возраста (59 лет). В нарушение ст. 22 ТК РФ все работники АО «ЛУР», уволенные из организации в связи с сокращением численности (штата) ( 28 лиц), а также по соглашению сторон (177 лиц) не были ознакомлены под роспись с приказами генерального директора организации о проведении мероприятий по оптимизации штатной численности. В нарушение п. 3.2.3. Федерального отраслевого соглашения в локальных актах АО «ЛУР», не установлены порядок и сроки проведения ежеквартальной индексации заработной платы работников АО «ЛУР» в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Положение об оплате труда работников, утвержденное приказом генерального директора АО «ЛУР» № 2769 А от 29.07.2016 г. принято в нарушение ст. 8 ТК РФ и процедуры согласования, установленной Федеральным отраслевым соглашением.

Вина АО «ЛУР» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными должностным лицом в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.10.2016 г., материалами прокурорской проверки, иными материалами дела.

Доводы жалобы представителя АО «ЛУР» являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

То обстоятельство, что не все работники общества были ознакомлены под роспись с Положением об оплате труда, утвержденным приказом генерального директора АО «ЛУР» № 2769 А от 29.07.2016 г., устанавливающим порядок и сроки оплаты труда в организации., а уволенные из организации в связи с сокращением численности (штата) и по соглашению сторон работники не были ознакомлены под роспись с приказами генерального директора организации о проведении мероприятий по оптимизации штатной численности свидетельствует о нарушении АО «ЛУР» трудового законодательства.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

Об увольнении в связи с сокращением штата работники ФИО14 и ФИО15 были предупреждены работодателем 25.10.2015 г., а уволены 25.12.2015 г. т.е. до истечения двух месяцев с момента предупреждения.

В п. 1.1 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2013 - 2016 годы ( далее - Соглашение) (срок действия продлен до 31.12.2018 г.) предусмотрено, что оно является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в организациях угольной промышленности, а также в иных организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, осуществляющих деятельность в угольной промышленности и подписавших или присоединившихся к Соглашению после его заключения, заключенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также Конвенциями МОТ, действующими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Понятие "угольная промышленность" включает в себя организации по добыче, переработке угля в связи с чем доводы представителя заявителя о том, что соглашение не распространяет свое действие на АО «ЛУР», которое не обязано выполнять требования данного соглашения, не могут быть приняты во внимание.

Вышеуказанное Соглашение предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3). Однако в локальных актах АО «ЛУР», не установлен порядок и сроки проведения ежеквартальной индексации заработной платы работников АО «ЛУР» в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Положение об оплате труда работников, утвержденное приказом генерального директора АО «ЛУР» № 2769 А от 29.07.2016 г. принято в нарушение ст. 8 ТК РФ без учета мнения первичного профсоюзного органа и процедуры согласования, установленной Федеральным отраслевым соглашением. Ссылка представителя АО «ЛУР» о том, что дополнительные консультации по проекту приказа не состоялось в связи с неявкой представителей ППО «ЛУР» Росуглепрофа, при том, что обязанность провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения возлагается на работодателя, не свидетельствует о соблюдении обществом трудового законодательства.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу изложенной нормы при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Основанием для освобождения АО «ЛУР» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.

Доказательств наличия таких обстоятельств представлено не было.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. По смыслу закона, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность правонарушения является оценочным понятием и устанавливается на основании всей совокупности имеющихся данных и обстоятельств правонарушения.

Диспозиция ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ предполагает нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, и для наступления ответственности по данной части статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не требуется наличия каких-либо конкретных последствий или существенного нарушения прав лиц или интересов общества и государства.

Таким образом, оснований для признания совершенного АО «ЛУР» правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание назначено АО «ЛУР» в пределах санкции ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, количества выявленных нарушений и максимальным не является.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления по делу, не допущено.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора труда правового отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае Лаптева Е.Д. от 03 ноября 2016 г. в отношении Акционерного общества «Лучегорский угольный разрез» оставить без изменения, жалобу АО «ЛУР» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в десятидневный срок со дня получения его копии, жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.

Судья Новоградская В.Н.