Дело № 2-549/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт Лучегорск 20 августа 2015 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Новоградской В.Н.
при секретаре Харитоновой Н.С., с участием:
старшего помощника прокурора Пожарского района Вокиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пожарского района в интересах Волкова ФИО7 к краевому государственному казенному учреждению «Приморское лесничество», департаменту лесного хозяйства Приморского края об обязании произвести начисление и выплату доплаты за работу в сельской местности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пожарского района обратился в суд с иском в интересах Волкова Д.В. к краевому государственному казенному учреждению «Приморское лесничество» (далее - КГКУ «Примлес»), департаменту лесного хозяйства Приморского края, указывая, что по письменному обращению работника о нарушении работодателем трудовых прав прокуратурой Пожарского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Волков Д.В. работает в Верхне-Перевальнинском филиале КГКУ «Примлес». Положением об оплате труда работников КГКУ «Примлес» предусмотрено, что работникам учреждения, место работы которых находится в сельском населенном пункте, устанавливается доплата за работу в указанной местности в размере 25 процентов оклада. Компенсационные выплаты работникам устанавливаются в процентах к окладам с учетом повышающих коэффициентов. В соответствии с Уставом КГКУ «Примлес» от имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) учреждения в пределах своей компетенции осуществляют Администрация Приморского края, департамент лесного хозяйства Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Учреждение находится в ведении департамента лесного хозяйства Приморского края. Осуществление финансового обеспечения деятельности КГКУ «Примлес» относится к полномочиям департамента лесного хозяйства Приморского края. Вместе с тем, установленная с ДД.ММ.ГГГГ доплата за работу в сельской местности в размере 25 процентов оклада работнику не начислялась и не выплачивалась. Просит обязать: работодателя КГКУ «Примлес» произвести начисление и выплату доплаты за работу в сельской местности в размере 25% от оклада с учетом повышающих коэффициентов с ДД.ММ.ГГГГ в пользу Волкова Д.В.; департамент лесного хозяйства Приморского края обеспечить финансирование доплаты за работу в сельской местности в размере 25% от оклада с учетом повышающих коэффициентов с ДД.ММ.ГГГГ в пользу Волкова Д.В.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, уточнила период, за который должны быть произведены начисление и выплата доплаты и обеспечено ее финансирование - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Волков Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель КГКУ «Примлес» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что КГКУ «Примлес» исковые требования не признает. Компенсация за работу в сельском поселении не относится к выплатам компенсационного характера и составной частью заработной платы. Решая вопрос о начислении компенсации истцу за работу в сельской местности, учитывая отсутствие финансирования из краевого бюджета, КГКУ «Примлес» обоснованно руководствовался п. 3.7 Положения об оплате труда. Учредителем (собственником имущества) учреждения является Приморский край, функции и полномочия учредителя (собственника) учреждения в пределах своей компетенции осуществляют Администрация Приморского края, департамент лесного хозяйства Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. В связи с этим считает, что к участию в процессе в качестве соответчика должна быть привлечена Администрация Приморского края, а надлежащими ответчиками по делу будут являться департамент лесного хозяйства Приморского края и Администрация Приморского края. Просит в удовлетворении исковых требований к КГКУ «Примлес» отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя учреждения.
Представитель департамента лесного хозяйства Приморского края в судебное заседание не явился, и.о. директора департамента ФИО6 в отзыве, направленном в адрес суда, указал, что выплата доплаты осуществляется за счет средств краевого бюджета и в случае отсутствия финансирования расходов из краевого бюджета на выплаты доплат работникам за работу в сельской местности в соответствии с абзацем 2 пункта 3.7 приложения №2 к Положению об оплате труда работников КГКУ «Приморское лесничество» данная доплата не устанавливается и не выплачивается. В соответствии с Законом «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» № 517-КЗ от 25.12.2014 г. целевое финансирование на выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности департаменту, как главному распорядителю бюджетных средств не были предусмотрены и бюджетные средства не выделялись. Считает, что исковые требования нарушают норму закона, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента лесного хозяйства Приморского края.
Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. К компенсационным относятся выплаты, компенсирующие неблагоприятные условия труда и условия места выполнения работы.
Исходя из положений ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Приморского края от 25.04.2013 г. № 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края» установлено, что оплата труда работников государственных учреждений Приморского края осуществляется в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда исходя из видов экономической деятельности учреждений.
Отраслевые системы оплаты труда включают в себя:
1) оклады, устанавливаемые по профессиональным квалификационным группам;
2) ставки заработной платы;
3) повышающие коэффициенты к окладам;
4) компенсационные и стимулирующие выплаты.
Порядок и условия применения отраслевых систем оплаты труда устанавливаются Администрацией Приморского края.
Статьей 4 названного Закона работникам государственных учреждений Приморского края, место работы которых находится в сельском населенном пункте, установлена компенсационная выплата (доплата) за работу в указанной местности в размере 25 процентов оклада (ставки заработной платы - для работников государственных учреждений Приморского края, оплата труда которых рассчитывается исходя из ставки заработной платы).
Постановлением Администрации Приморского края от 08.05.2013 г. № 168-па введены отраслевые системы оплаты труда для работников государственных учреждений Приморского края с 1 сентября 2013 года, утверждены, в том числе, Положение об отраслевых системах оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края, Перечень видов компенсационных выплат в государственных учреждениях Приморского края, разъяснения о порядке установления компенсационных выплат в государственных учреждениях Приморского края.
Пунктом 5 указанных разъяснений установлено, что работникам государственных учреждений Приморского края, место работы которых находится в сельском населенном пункте, устанавливается компенсационная выплата (доплата) за работу в указанной местности в размере 25 процентов оклада (ставки заработной платы - для работников государственных учреждений Приморского края, оплата труда которых рассчитывается, исходя из ставки заработной платы).
Положением об оплате труда работников краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» предусмотрено, что выплаты компенсационного характера устанавливаются работникам учреждения в соответствии с перечнем компенсационных выплат, разъяснениями о порядке установления компенсационных выплат в государственных учреждениях Приморского края, утвержденными Администрацией Приморского края и с учетом рекомендаций отраслевого органа (п.4.1). Виды, размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера определены Порядком и условиями установления компенсационных выплат и предусмотрены в Приложении № 2 к настоящему Положению (п.4.2).
Пунктом 3 Порядка и условий установления компенсационных выплат предусмотрено, что компенсационные выплаты работникам устанавливаются в процентах к окладам по ПКГ (окладам с учетом повышающих коэффициентов - в случае их установления), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральным или краевым законодательством.
Согласно п.3.7 указанного Порядка, работникам учреждения, место работы которых находится в сельском населенном пункте, устанавливается доплата за работу в указанной местности в размере 25 процентов оклада. Место работы работника определяется трудовым договором.
Как установлено в судебном заседании Волков Д.В. работает в Верхне-Перевальнинском филиале КГКУ «Примлес» в должности помощника участкового лесничего Соболиного участкового лесничества филиала, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 7). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Волкову Д.В. не начислялась и не выплачивалась компенсационная выплата за работу в сельской местности в размере 25% оклада с учетом повышающих коэффициентов, что подтверждается расчетными листками за спорный период и ответчиками не оспаривается.
Норма, предусмотренная абзацем вторым пункта 3.7 Порядка и условий установления компенсационных выплат (приложение №2 к Положению об оплате работников КГКУ «Примлес», на которую ссылаются ответчики в обоснование своих возражений, согласно которой выплата указанной доплаты осуществляется за счет средств краевого бюджета и в случае отсутствия финансирования из краевого бюджета данная доплата работникам не устанавливается и не выплачивается, не подлежит применению как ухудшающая положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В таком случае применяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ч. 4 ст. 8 ТК РФ). Доплата за работу в сельской местности относится к числу компенсационных и установлена как нормами Трудового кодекса РФ, так и нормами Закона Приморского края от 25.04.2013 г. № 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края», Постановления Администрации Приморского края от 05.05.2013 г. № 168-па. Компенсационные выплаты, в отличие от стимулирующих, не зависят от усмотрения работодателя и отсутствие финансирования не освобождает работодателя от обязанности своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату.
Доводы представителя КГКУ «Примлес» о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, а начисление доплаты не производится в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, не могут быть приняты во внимание. Работодателем Волкова Д.В. является КГКУ «Примлес», в обязанности которого в силу ст. 22 ТК РФ, п. 4.2.6 Устава КГКУ «Примлес» входит обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края. Отсутствие финансирования не освобождает работодателя от исполнения данной обязанности и не должно нарушать трудовых прав работника.
В соответствии с ч.1 ст.161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (ч.7 ст.161 Бюджетного кодекса РФ).
Систему органов государственной власти Приморского края, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава Приморского края в редакции от 26.12.2014 составляют Законодательное Собрание Приморского края, Администрация Приморского края, как высший исполнительный орган государственной власти Приморского края и иные органы исполнительной власти Приморского края, которые формируются Администрацией Приморского края для реализации своих полномочий на территории Приморского края.
Согласно п.1.4 Устава КГКУ «Примлес» учредителем (собственником имущества) учреждения является Приморский край.
От имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) учреждения в пределах своей компетенции осуществляют Администрация Приморского края, департамент лесного хозяйства Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в пределах их компетенции (п.1.5 Устава).
Учреждение находится в ведении департамента лесного хозяйства Приморского края (далее - отраслевой орган) (п.1.6 Устава). В соответствии с Положением о департаменте лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 г. № 373-па, департамент лесного хозяйства Приморского края осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств, предусмотренных в краевом бюджете на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 2.1.36.), осуществляет функции главного администратора доходов краевого бюджета в соответствии с действующим законодательством (п. 2.1.37),имеет право утверждать сметы доходов и расходов подведомственных краевых государственных учреждений, осуществлять контроль за целевым использованием подведомственными получателями бюджетных средств (п.2.2.1.).
Полномочия органов исполнительной власти Приморского края при осуществлении функций учредителя краевых казенных учреждений распределены и утверждены Порядком осуществления органами исполнительной власти Приморского края функций и полномочий учредителя краевых казенных учреждений, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 23.12.2011 г. № 330-па. Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что осуществление финансового обеспечения деятельности краевого казенного учреждения относится к полномочиям отраслевого органа.
Согласно ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение КГКУ «Примлес» согласно Уставу осуществляется из средств краевого бюджета на основании бюджетной сметы.
Поскольку осуществление финансового обеспечения деятельности КГКУ «Примлес» относится к полномочиям департамента лесного хозяйства Приморского края, а департамент финансирование доплаты работнику подведомственного ему краевого государственного учреждения в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно) не обеспечил, что данным ответчиком не оспаривается, исковые требования, заявленные к департаменту лесного хозяйства Приморского края, являются обоснованными.
Доводы представителя департамента лесного хозяйства Приморского края о том, что бюджетные средства на выплаты компенсационного характера департаменту не выделялись и не были предусмотрены Законом «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» № 517-КЗ не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в защиту трудовых прав работника.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество» произвести Волкову ФИО8 начисление и выплату доплаты за работу в сельской местности в размере 25 процентов оклада с учетом повышающих коэффициентов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Обязать департамент лесного хозяйства Приморского края обеспечить финансирование доплаты Волкову ФИО9 за работу в сельской местности в размере 25 процентов оклада с учетом повышающих коэффициентов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 25.08.2015 г.
Судья Новоградская В.Н.