НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пошехонского районного суда (Ярославская область) от 25.03.2014 № 2-25/2014

  Дело № 2-25\2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 25 марта 2014 года г. Пошехонье

 Пошехонский районный суд в составе судьи Роговой Б.А.,

 с участием истца – пом. прокурора Пошехонского района Заднепрянова М.А.,

 представителя ответчика – Админис трации Пошехонского муниципального района - Панкрашова В.А., действующего на основании доверенности,

 при секретаре Ивановой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района к Администрации Пошехонского муниципального района, ООО «Агрофирма Кештома», филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в Ярославской области об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

 у с т а н о в и л :

 Прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с требованиями (уточненными):

 - признать кадастровый учет земельного участка площадью № га с кадастровым номером № в части указания категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» недействительным, внести изменения в кадастровый учет указанного земельного участка с указанием категории земель «земли лесного фонда»;

 - признать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок;

 - признать незаконным постановление Главы администрации Пошехонского района от 16 января 1996 года № № в части, касающейся передачи в постоянное бессрочное пользование колхозу «Новая Кештома» спорного земельного участка и аннулировать регистрацию права постоянного пользования колхоза «Новая Кештома» спорным земельным участком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним;

 - признать недействительным свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком от 04 апреля 1996 года № №;

 - признать незаконным постановление Администрации Пошехонского муниципального района от 19.08.2013 г. № №;

 - признать недействительным договор купли-продажи от 21.08.2013 года № №, заключенный между Администрацией Пошехонского муниципального района и ООО «Агрофирма Кештома» и применить последствия недействительности сделки, обязав ООО «Агрофирма Кештома» передать спорный земельный участок Департаменту лесного хозяйства Ярославской области;

 - признать недействительной запись о регистрации указанного договора в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним, ссылаясь на следующее.

 Постановлением главы администрации Пошехонского района ЯО от 16 ноября 1992 года № 339 утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого колхоза «Новая Кештома», в результате которого в пользование колхозу «Новая Кештома» передано № га лесов. Постановлением главы администрации Пошехонского района от 16 января 1996 год № № указанные лесные угодья переданы колхозу «Новая Кештома» в постоянное (бессрочное) пользование, на основании чего колхозу «Новая Кештома» выдано свидетельство № № от 04.04.1996 года. Это свидетельство послужило основанием для постановки земельного участка площадью № га с присвоением кадастрового номера № с указанием категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». Однако, прокурор полагает указание данной категории незаконным, при этом он ссылается на следующее. Согласно действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17 июня 1977 года, леса в СССР являются государственной собственностью и предоставляются только в пользование. Все леса в ССССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из лесов государственного значения, т.е. лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства; городских лесов, закрепленных лесов, лесов заповедников, а также колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Согласно Основам лесного законодательства РФ, введенным в действие с 15 апреля 1993 года все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Статьей 10 этих Основ предусматривалось, что во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

 В соответствии с пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 г. № 144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР, колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов, площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. В результате работ по лесоустройству, проведенных в 2000 году Западным федеральным государственным унитарным предприятием <данные изъяты>» установлено, что спорный земельный участок покрыт лесом, на указанном земельном участке имеются № га защитных лесов и № га эксплуатационных лесов.

 Положения о землях, формирующих лесной фонд, а также государственной собственности на земли лесного фонда сформулированы и Лесным Кодексом РФ, введенным в действие 04.02.1997 года, и Лесным Кодексом РФ, введенным в действие с 01.01.2007 года. Так как земли на участке с кадастровым номером № являются землями лесного фонда, в силу положений Лесного Кодекса РФ они являются собственностью Российской Федерации, которой орган местного самоуправления – Администрация Пошехонского муниципального района – не вправе распоряжаться. Тем не менее, 21 августа 2013 года Администрация Пошехонского муниципального района заключила с ООО «Агрофирма Кештома» договор купли-продажи спорного земельного участка, в силу положений статьи 168 и ч.1 ст.167 ГК РФ данная сделка не может быть признана законной. Так как в силу положений статьи 302 ГК РФ отсутствие воли собственника или иного законного владельца (в данном случае, Российской Федерации) на отчуждение спорного имущества является одним из условий истребования имущества у добросовестного приобретателя, полученного им на основании возмездной сделки, ООО «Агрофирма Кештома» не может быт признана добросовестным приобретателем, указанная сделка должна быть признана недействительной и спорный земельный участок должен быть возвращен Департаменту лесного хозяйства ЯО.

 В судебном заседании прокурор поддержал свои требования по указанным в заявлении основаниям и доводам.

 Представитель администрации Пошехонского муниципального района Панкрашов В.А. иск признал в полном объеме.

 Представитель ответчика ООО «Агрофирма Кештома» в судебное заседание не явился, направив ходатайство о применении сроков исковой давности к исковым требованиям, полагая, что требования о применении ничтожности сделки в виде передачи обществом Департаменту лесного хозяйства ЯО спорного земельного участка является виндикационным иском, срок давности по которому начался в 1993 году с момента передачи колхозу «Новая Кештома» земельного участка в постоянное бессрочное пользование, по которому срок давности истек в 1996 году, и просит в удовлетворении иска отказать.

 Представитель ответчика: филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росрееста» в Ярославской области Пологова Н.Ю., и представитель ответчика Управление Росреестра в Ярославской области Рудых О.Г., принимавшие участие в судебном заседании 4 марта 2014 года, оставили рассмотрение иска на усмотрение суда и пояснили, что кадастровый учет земельных участков производился на основании выданных ранее свидетельств о праве на землю, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с указанием категории земель как «земли сельскохозяйственного назначения» скорее всего потому, что на тот момент они находились в пользовании сельскохозяйственных предприятий, и дальнейшие сделки с этим участком производились исходя из указанной категории как с землями сельскохозяйственного назначения.

 Представители третьих лиц: Департамента Лесного хозяйства Ярославской области и территориального управления Росимущества в Ярославской области направили в суд письменные отзывы, в которых поддержали исковые требования прокурора по тем же основаниям и доводам, и просили рассмотреть дело в их отсутствие, против чего остальные участники дела не возражали.

 Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В первоначальных исковых требованиях прокурора было заявлено о признании недействительной сделки купли-продажи спорного земельного участка, заключенного между ООО «Агрофирма Кештома» и Морозовой Н.Н. от 12 ноября 2013 года, и в качестве ответчика была указана, в числе остальных, Морозова Н.Н.

 В судебном заседании 11 февраля 2014 года представитель ООО «Агрофирма Кештома» Смирнов И.О. представил соглашение о расторжении оспариваемого договора купли-продажи с Морозовой Н.Н., и расписку о том, что стороны отозвали из регистрационной службы документы, представленные на регистрацию перехода права собственности, и ходатайствовал о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что физическое лицо Морозова Н.Н. подлежит исключению из числа ответчиков, фактически имеет место экономический спор, разрешение которого подведомственно арбитражному суду, что влечет прекращение производства по делу. Данное ходатайство судом рассмотрено, в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу по указанным основаниям отклонено на основании определения суда от 11 февраля 2014 года.

 В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

 В соответствии с пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года № 144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

 В пункте 4 указанного Положения определено, что колхозные леса по своему значению и возможности использования делятся на леса первой группы и леса второй группы.

 Пунктом 23 Положения предусмотрено, что перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускается лишь в исключительных случаях. Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления.

 В соответствии со статьями 3 и 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом СССР от 17 июня 1977 года, леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (статья 3). Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из:

 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;

 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. (статья 4).

 В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 01.07.1970), вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов; земель государственного лесного фонда и др. Отнесение земель к указанным категориям производилось в соответствии с основным целевым назначением земель (часть 1 статьи 5 ЗК РСФСР 1970 г.).

 Согласно части 1 статьи 42 ЗК РСФСР 1970 г. землями сельскохозяйственного назначения признавались все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предоставленные для этих целей. Землепользователи имели право и обязаны были пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены (часть 1 статьи 20 ЗК РСФСР 1970 г.)

 Исходя из системного толкования указанных норм, действовавших до переходного периода, земли, покрытые лесом, и предоставленные в пользование колхозам, являлись составной частью лесного фонда, находящегося в исключительной собственности государства.

 25апреля1991года Федеральным законом №1103-1 был принят Земельный Кодекс РСФСР (далее – ЗК РФ 1991 года), статья 20 которого определяла компетенцию районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений, в частности, ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежало предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьями 23, 58 и 59 настоящего Кодекса.

 Статьей 94 ЗК РСФСР 1991 года дано определение землям лесного фонда - землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

 29 декабря 1992 года Правительство Российской Федерации издало постановление № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», пунктом 4 которого предписывалось районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

 В целях подготовки к реализации данного постановления Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации письмом от 27 февраля 1992 года № 3-14\468 направил Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов (далее – Рекомендации). В Рекомендациях указано, что в целях подготовки предложений органам местной администрации для принятия решений по предоставлению земель в собственность, аренду и обоснования перераспределения земель в ходе реорганизации колхозов и совхозов разрабатываются проекты землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов. Основными задачами проекта являются разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании колхозов и совхозов, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности.

 Согласно этим Рекомендациям, при разработке проекта используются материалы ранее проведенных работ по составлению схем землеустройства административных районов, а также материалы геологических изысканий и лесоустройства.

 Средний расчетный размер земельного пая устанавливается исходя из площади сельскохозяйственных угодий хозяйства и численности лиц, имеющих право на получение земельного пая.

 Разделу на земельные паи подлежат все сельскохозяйственные угодья колхоза (совхоза), за исключением земельных участков:

 ранее отобранных и по решениям соответствующих местных органов власти включенных в специальный фонд земель для последующего перераспределения;

 переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов;

 используемых хозяйством на условиях аренды;

 используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

 На основании установленного размера земельного пая и количества граждан, имеющих право на его получение, определяются общие площади сельскохозяйственных угодий, подлежащие передаче в частную собственность бесплатно для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и коллективную для совместного ведения сельскохозяйственного производства.

 Исходя из анализа данных нормативных актов, в процессе работы по перераспределению земель районные комиссии определяли земельные участки, в том числе, и по категориям: сельскохозяйственные угодья, передаваемые гражданам в обще-долевую собственность и в собственность сельскохозяйственных предприятий; в муниципальную собственность; земли лесного фонда и т.д.

 По результатам работы комиссии постановлением Главы администрации Пошехонского района от 16 ноября 1992 года № 339 были утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов и совхозов на территории Пошехонского района, в том числе и колхоза «Новая Кештома». Из экспликации земель колхоза «Новая Кештома» следует, что помимо земель, передаваемых в коллективно-долевую собственность и т.д., в числе земель, числящихся за колхозом «Новая Кештома», указано № га лесов.

 Законом Российской Федерации № 4613-1 от 6 марта 1993 года утверждены Основы лесного законодательства Российской Федерации, в соответствии со статьей 2 которых все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

 В состав земель лесного фонда входят:

 лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

 нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

 В лесной фонд не входят:

 защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

 защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;

 озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;

 деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

 Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

 Владение, распоряжение и пользование лесным фондом Российской Федерации осуществляется как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов Российской Федерации.

 В статье 10 Основ лесного законодательства указано, что во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза. В статье 53 указано, что ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.

 Как следует из анализа положений Земельного Кодекса РСФСР 1991 года, Положения о реорганизации колхозов и совхозов 1992 года, Основ лесного законодательства 1993 года, выдача свидетельства о праве постоянного пользования землями лесного фонда находилась в компетенции органов местного самоуправления, следовательно, оснований для удовлетворения требований прокурора о признании постановления главы Пошехонского района № № от 16 января 1996 года и выданного на его основании свидетельства о праве постоянного пользования лесными землями № № от 04.04.1996 года колхозу «Новая Кештома» в связи с тем, что постановление принято и свидетельство выдано неуполномоченным лицом, оснований не имеется.

 Однако, ни в одном из указанных документов (ни в постановления Главы Пошехонского района от 16.01.1996 г. № № ни в свидетельстве о праве постоянного пользования № № от 04.04.1996 года) не определена категория этих земель: ни как земли сельскохозяйственного назначения, ни как земли лесного фонда.

 Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указана дата выдачи свидетельства: 04.04.1996 г., и указана категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

 Как пояснили в судебном заседании представитель кадастровой палаты Пологова Н.Ю. и представитель Росреестра Рудых О.Г., основанием для первичной постановки на кадастровый учет земельных участков служили данные о балансе земель по районам, который ежегодно составляли районные Комитеты по землеустройству и земельным ресурсам и выданные на основании этих балансов свидетельства.

 Постановлением № № от 16 января 1996 года Глава Администрации Пошехонского района, рассмотрев представленный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству отчет о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам, землевладельцам и землепользователям (баланс земель), утвердил представленный ему отчет о наличии земель и распределении их по угодьям за 1995 год, и предписал комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать всем сельскохозяйственным предприятиям новые документы на право собственности, пользования и аренды земли согласно утвержденному отчету.

 Из баланса земель Пошехонского района за 1995 года (отчета, утвержденного указанным постановлением) следует, что за колхозом «Новая Кештома» среди прочих угодий (пашни, сенокосы и т.д.) числится № га лесных земель, из которых № га покрытых лесом, № га – лесных культур, и № га – несомкнувшихся лесных культур. На основании постановления № № от 16 января 1996 года, 4 апреля 1996 года колхозу «Новая Кештома» выдано свидетельство № № о праве постоянного пользования земельным участком площадью № га лесных угодий для лесного хозяйства.

 Эти документы не подтверждают обоснованность кадастрового учета спорного земельного участка с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения». Из показаний свидетеля ФИО., работавшего в 1990-х годах председателем комитета по землеустройству и земельным ресурсам Пошехонского района, данная категория была указана не по данным, содержащимся в балансе земель, а только потому, что эти земли находились в пользовании сельскохозяйственных предприятий. Такое же пояснение причин учета спорного земельного участка с указанием его категории как «земли сельскохозяйственного назначения» содержится и в письменном ответе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 19 декабря 2013 года на запрос прокуратуры Ярославской области.

 Из содержания же постановления Главы Пошехонского муниципального района № № от 16.01.1996 года и сведений, содержащихся в отчете земель (балансе земель Пошехонского района) следует, что во владение реорганизованным сельскохозяйственным организациям были переданы именно земли лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании колхозов и закрепленные за совхозами в соответствии с действовавшим до 1993 года законодательством, в том числе и Союза ССР, на основании вступивших в действие 15.04.1993 Основ лесного законодательства Российской Федерации.

 Тот факт, что землям лесного фонда при постановке на кадастровый учет указали категорию земель сельскохозяйственного назначения, не изменяет правового режима данных земель, поскольку законных оснований для присвоения таким землям категории земель сельскохозяйственного назначения судом не установлено.

 Факт нахождения в пользовании реорганизованных сельхозорганизаций именно земель лесного фонда подтверждается и материалами лесоустройства, проведенного ФГУЛП "Брянсклеспроект" Минприроды Российской Федерации в 2000 году: проектом организации и ведения лесного хозяйства Пошехонского сельского лесхоза ГУ "Ярсельлес", планами лесонасаждений и таксационными описаниями колхоза «Новая Кештома», а также договором безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственный организаций, заключенным колхозом «Новая Кештома» с Пошехонским лесхозом (как представителем государства, реализующим право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда) 13 августа 1998 года (в полном соответствии с действовавшим законодательством, регламентировавшим правоотношения с участками, отнесенными именно к лесному фонду и являющимися государственной собственностью) и последующими сделками, совершенными со спорным земельным участком.

 С учетом изложенного, исковые требования прокурора о признании незаконным указание на категорию земель спорного земельного участка как земли сельскохозяйственного назначения, и о внесении изменений в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № в части указания категории земель с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли лесного фонда» со дня постановки данного земельного участка на кадастровый учет, т.е. с 04.04.1996 года, являются законными и обоснованными.

 Что касается права колхоза «Новая Кештома» постоянного пользования спорным земельным участком на основании свидетельства № № от 04.04.1996 г., то суд приходит к выводу о том, что оно прекратило свое действие исходя из следующего.

 В соответствии с Лесным Кодексом РФ, принятым Федеральным законом № 22-ФЗ от 29января1997года (далее – ЛК РФ от 1997 года), права пользования участками лесного фонда возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда (статья 23). В соответствии со статьей 36 ЛК РФ от 1997 года по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

 Статья же 130 ЛК РФ от 1997 года предусматривала, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.

 Во исполнение данной нормы 13 августа 1998 года был заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственный организаций, между Пошехонским лесхозом, уполномоченным постановлением Губернатора Ярославской области, и колхозом «Новая Кештома», данный договор зарегистрирован в соответствии с вступившим с 1 февраля 1998 года Законом о государственной регистрации сделок с недвижимостью в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним 23 апреля 1999 года. В соответствии с указанной выше нормой ЛК РФ от 1997 года с указанного дня (с момента государственной регистрации) право колхоза «Новая Кештома» постоянного пользования лесным фондом на основании свидетельства от 04 апреля 1996 года № 167 прекратило свое действие.

 С учетом изложенного, оснований для признания незаконным постановления Главы Администрации Пошехонского района от 16.01.1996 г. № № и недействительным выданного на его основании свидетельства о праве колхоза «Новая Кештома» постоянного пользования № 167 от 04.04.1996 года оснований не имеется.

 Коль скоро нет оснований для удовлетворения этой части заявленных исковых требований, нет и оснований для применения к данным отношениям срока исковой давности, как о том заявлено в ходатайстве представителя ответчика ООО «Агрофирма Кештома».

 С 1 января 2007 года введен в действие Лесной Кодекс РФ в новой редакции (далее – ЛК РФ от 2007 года).

 В соответствии со статьей 71 ЛК РФ от 2007 года в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам (часть1), частью 4 предусмотрено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 Пунктом 6 части 1 статьи 24 ЗК РФ от 2001 года предусмотрено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации», договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

 В статье 6 указанной закона предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.

 Исходя из системного толкования данных норм (статьи 71 ЛК РФ от 2007 года, ст. 24 ЗК РФ от 2001 года и статей 4 и 6 указанного закона), договор безвозмездного пользования от 13 августа 1998 года продолжал своё действие до 1 января 2009 года, всякое последующее использование лесного фонда без лесорубочных билетов, лесных билетов и т.д., выдача которых с 1 января 2009 года прекращена, является лесонарушением.

 Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, по состоянию на 24 мая 2013 года правообладателем спорного земельного участка с кадастровым номером № является колхоз «Новая Кештома» с указанным видом права: постоянное бессрочное пользование. Учитывая, что данная запись не соответствует действующему законодательству, она подлежит аннулированию с 1 января 2009 года (с момента прекращения права безвозмездного пользования на основании статей 71 ЛК РФ от 2007 года, 24 ЗК РФ от 2001 года и 4 и 6 Закона от 4декабря2006года №201-ФЗ «О введение в действие Лесного Кодекса Российской Федерации».)

 Коль скоро судом установлено, что спорный земельный участок всегда относился к землям лесного фонда, виды правообладания данным земельным участком оформлялись и регистрировались в ЕГРП именно как с земельным участком, относящимся к лесному фонду (в частности, регистрация договора безвозмездного пользования от 13 августа 1998 года), в силу положений части 1 статьи 8 ЛК РФ от 2007 года спорный земельный участок как участок в составе земель лесного фонда находится в федеральной собственности и требования истца признать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с кадастровым номером № являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Рассматривая требования истца о признании сделки со спорным земельным участком (договора купли-продажи от 21 августа 2013 года между Администрацией Пошехонского муниципального района и ООО «Агрофирма Кештома») недействительной, суд исходит из следующего.

 Статьей 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (часть 1).

 В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

 16 июля 2013 года ООО «Агрофирма Кештома» зарегистрировала свое право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером №, получив свидетельство о регистрации серии №, регистрация произведена на основании передаточного акта от 14.04.2011 года, оформленного в результате реорганизации колхоза «Новая Кештома» в ООО «Агрофирма Кештома», в данном свидетельстве указана категория земельного участка: «земли сельскохозяйственного назначения»

 Используя необоснованный и незаконный кадастровый, а впоследствии в связи с реорганизацией колхоза «Новая Кештома» в ООО «Агрофирма Кештома» и учет спорного земельного участка в системе государственной регистрации прав на недвижимость, ООО «Агрофирма Кештома» обратилась в Администрацию Пошехонского муниципального района с заявлением о продаже ему спорного земельного участка именно как участка сельскохозяйственного назначения.

 19 августа 2013 года Главой Администрации Пошехонского муниципального района подписано постановление № №, которым предписано заключить с ООО «Агрофирма Кештома» договор купли-продажи спорного земельного участка, и 21 августа 2013 года между Администрацией Пошехонского муниципального района и ООО «Агрофирма Кештома» заключен соответствующий договор, согласно которому ООО «Агрофирма Кештома» приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером №, оплатив установленную договором стоимость № руб., переход права собственности зарегистрирован в ЕГРПН 12.09.2013 года за номером №

 В то же время, в соответствии с п.2 ч.1 статьи 83 Лесного Кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

 Органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 ЛК РФ владеют, пользуются и распоряжаются только лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, а в соответствии с частью 2 указанной статьи могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Учитывая, что Администрация Пошехонского муниципального района не была в соответствующем Лесным Кодексом РФ порядке наделена полномочиями распоряжаться землями лесного фонда, законных оснований для распоряжения земельным участком с кадастровым номером № Администрация не имела.

 Само по себе указание в кадастровом учете категории земельного участка как земли сельскохозяйственного назначения не является основанием для вывода о наличии у Администрации района прав на распоряжение землями лесного фонда, к каковым относится спорный земельный участок, в связи с чем данная сделка совершена неправомочным лицом, и в силу положений статьи 168 ГК РФ является недействительной.

 Коль скоро спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, требования истца о признании незаконным постановления Главы Администрации Пошехонского муниципального района № № от 19.09.2013 года, признании недействительной сделки между Администрацией Пошехонского муниципального района и ООО «Агрофирма Кештома» купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номером № недействительной и аннулировании соответствующей регистрационной записи перехода права собственности в Едином Государственном реестре прав на недвижимость, подлежат удовлетворению.

 Истцом заявлено требование о применении последствий признания сделки недействительной в виде возложения на ООО «Агрофирма Кештома» обязанности передать Департаменту лесного хозяйства Ярославской области спорного земельного участка.

 Между тем, как следует из представленных документов, во исполнение оспоренной сделки не только ООО «Агрофирме Кештома» был передан спорный земельный участок, но и ООО «Агрофирма Кештома» исполнила свои обязательства по договору, т.е. перечислила Администрации Пошехонского муниципального района сумму № руб.

 В соответствии с положениями части 4 статьи 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

 В части 2 статьи 167 ГК РФ предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

 В связи с изложенным, кроме передачи спорного земельного участка Департаменту лесного хозяйства ЯО, осуществляющему полномочия Российской Федерации по распоряжению лесным фондом, находящимся на территории Ярославской области, возврату подлежат и выплаченные по договору денежные средства.

 Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, с у д

 Р е ш и л :

 Признать постановку с 04.04.1996 года на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: межселенная территория, Погорельский сельский округ Пошехонского района Ярославской области, с присвоением категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» – незаконной.

 Внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, произведенный 4 апреля 1996 года, в части категории земель, указав категорию земель: «земли лесного фонда».

 Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: межселенная территория, Погорельский сельский округ Пошехонского района Ярославской области

 Признать прекратившим право постоянного (бессрочного) пользования колхоза «Новая Кештома» на земельный участок № с 23 апреля 1999 года.

 Аннулировать регистрационную запись в кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № о праве колхоза «Новая Кештома» безвозмездного пользования указанным земельным участком, произведенную на основании договора безвозмездного пользования от 13 августа 1998 года.

 Признать незаконным постановление Главы Администрации Пошехонского муниципального района от 19 августа 2013 года № №

 Признать сделку: договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: межселенная территория, Погорельский сельский округ Пошехонского района Ярославской области от 21 августа 2013 года, заключенный между Администрацией Пошехонского муниципального района, как Продавцом, и ООО «Агрофирма Кештома», как Покупателем, недействительной.

 Аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимость запись № № от ДД.ММ.ГГГГ г. перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: межселенная территория, <адрес>, совершенную на основании договора купли продажи земельного участка от 21 августа 2013 года.

 Применить последствия признания сделки недействительной:

 - обязать ООО «Агрофирма Кештома» передать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: межселенная территория, Погорельский сельский округ Пошехонского района Ярославской области, Департаменту лесного хозяйства Ярославской области;

 - обязать Администрацию Пошехонского муниципального района ЯО возвратить ООО «Агрофирма Кештома» полученные по сделке денежные средства в размере №

 В остальной части иска отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 31 марта 2014 года.

 Судья _______________________