НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пошехонского районного суда (Ярославская область) от 09.04.2014 № 2-54/2014

  Дело № 2-54\2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 9 апреля 2014 года г. Пошехонье

 Пошехонский районный суд в составе судьи Роговой Б.А.,

 с участием истца – пом. прокурора Пошехонского района Заднепрянова М.А.,

 представителя ответчика – колхоза «Искра» - его председателя Мирмухамедова Ш.А., действующего на основании Устава колхоза

 при секретаре Ивановой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района к Администрации Пошехонского муниципального района, колхозу «Искра», филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в Ярославской области об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

 у с т а н о в и л :

 Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием признать кадастровый учет земельного участка площадью № га с кадастровым номером № в части указания категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» недействительным, внести изменения в кадастровый учет указанного земельного участка с указанием категории земель «земли лесного фонда», признать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, признать незаконным постановление Главы администрации Пошехонского района от 16 января 1996 года № 8 в части, касающейся передачи в постоянное бессрочное пользование колхозу «Искра» спорного земельного участка, аннулировать регистрацию права постоянного пользования колхоза «Искра» спорным земельным участком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним, прекратить с 01 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования колхоза «Искра» на спорный земельный участок; признать недействительным свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком от 04 апреля 1996 года № №, ссылаясь на следующее.

 Постановлением главы администрации Пошехонского района ЯО от 16 ноября 1992 года № 239 утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого колхоза «Искра», в результате которого в пользование колхозу «Искра» передано № га лесов. Постановлением главы администрации Пошехонского района от 16 января 1996 год № 8 указанные лесные угодья переданы колхозу «Искра» в постоянное (бессрочное) пользование, на основании чего колхозу «Искра» выдано свидетельство № № от 04.04.1996 года. Это свидетельство послужило основанием для постановки земельного участка площадью № га с присвоением кадастрового номера № с указанием категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». Однако, прокурор полагает указание данной категории незаконным, при этом он ссылается на следующее. Согласно действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17 июня 1977 года, леса в СССР являются государственной собственностью и предоставляются только в пользование. Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из лесов государственного значения, т.е. лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства; городских лесов, закрепленных лесов, лесов заповедников, а также колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Согласно Основам лесного законодательства РФ, введенным в действие с 15 апреля 1993 года, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Статьей 10 этих Основ предусматривалось, что во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

 В соответствии с пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 г. № 144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР, колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов, площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. В результате работ по лесоустройству, проведенных в 2000 году Западным федеральным государственным унитарным предприятием <данные изъяты>» установлено, что спорный земельный участок покрыт лесом, на указанном земельном участке имеются № га эксплуатационных лесов.

 Положения о землях, формирующих лесной фонд, а также государственной собственности на земли лесного фонда сформулированы и Лесным Кодексом РФ, введенным в действие 04.02.1997 года, и Лесным Кодексом РФ, введенным в действие с 01.01.2007 года. Так как земли на участке с кадастровым номером № являются землями лесного фонда, в силу положений Лесного Кодекса РФ они не могут находиться в постоянном бессрочном пользовании колхоза «Искра». Незаконно сохраняющееся право постоянного (бессрочного) пользования колхоза «Искра» на данный земельный участок, относящийся в силу закона к землям лесного фонда, позволяет отступать от законодательного запрета на ограничение свободного доступа в леса неопределенного круга лиц, а также препятствует предоставлению лесов в пользование на правах, установленных Лесным Кодексом РФ.

 Ни Основы лесного законодательства, ни Лесной Кодекс РФ не предусматривали и не предусматривают право постоянного (бессрочного) пользования землями лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование в силу положений статьи 20 Земельного кодекса РФ передаются земельные участки только органам государственной власти и местного самоуправления, а также созданным ими юридическим лицам. Право постоянного (бессрочного) пользования должно было быть переоформлено до 1 июля 2012 года. Полагает, что в данной ситуации отсутствует экономический спор, прокурор выступает в защиту неопределенного круга лиц в интересах сохранения леса как объекта, обеспечивающего выполнение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций леса в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Учитывая, что в отношении спорного земельного участка незаконно установлена категория земель сельхозназначения, у органа местного самоуправления отсутствует право распоряжения спорным земельным участком, в связи с чем полагает надлежащим способом защиты прав неопределенного круга лиц прекращение незаконно сохраняющегося правоотношения и истребование имущества из чужого незаконного владения.

 В судебном заседании прокурор поддержал свои требования по указанным в заявлении основаниям и доводам.

 Представитель ответчика – колхоза «Искра» Мирмухамедов Ш.А. признал иск в полном объеме.

 Представители ответчиков: Администрации Пошехонского муниципального района и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и представители третьих лиц: Департамента Лесного хозяйства Ярославской области и территориального управления Росимущества в Ярославской области в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не заявили, возражений по существу иска не представили.

 В связи с надлежащим извещением участников дела и отсутствием ходатайств об отложении, судом принято решение о рассмотрении делав отсутствие представителей указанных лиц, против чего истец и представитель ответчика колхоза «Искра» не возражали.

 Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

 В соответствии с пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года № 144, колхозные леса являлись частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признавались леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находились в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

 В пункте 4 указанного Положения определено, что колхозные леса по своему значению и возможности использования делятся на леса первой группы и леса второй группы.

 Пунктом 23 Положения предусмотрено, что перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускается лишь в исключительных случаях. Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления.

 В соответствии со статьями 3 и 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом СССР от 17 июня 1977 года, леса в СССР состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещались (статья 3). Все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоял из:

 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;

 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. (статья 4).

 В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 01.07.1970), вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов; земель государственного лесного фонда и др. Отнесение земель к указанным категориям производилось в соответствии с основным целевым назначением земель (часть 1 статьи 5 ЗК РСФСР 1970 г.).

 Согласно части 1 статьи 42 ЗК РСФСР 1970 г. землями сельскохозяйственного назначения признавались все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предоставленные для этих целей. Землепользователи имели право и обязаны были пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены (часть 1 статьи 20 ЗК РСФСР 1970 г.).

 Сведений о том, что до переходного периода, т.е. до 1990-1991 годов, каким-либо из указанных государственных органов лесные угодья, переданные колхозам, осуществлявшим свою деятельность на территории Пошехонского района, были переведены в другие виды угодий, в частности, в категории земель сельскохозяйственного назначения, материалы дела не содержат.

 25апреля1991года законом №1103-1 был принят Земельный Кодекс РСФСР (далее – ЗК РФ 1991 года), статья 20 которого определяла компетенцию районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений, в частности, ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежало предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьями 23, 58 и 59 настоящего Кодекса.

 Статьей 94 ЗК РСФСР 1991 года дано определение землям лесного фонда - землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

 29 декабря 1992 года Правительство Российской Федерации издало постановление № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», пунктом 4 которого предписывалось районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

 В целях подготовки к реализации данного постановления Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации письмом от 27 февраля 1992 года № 3-14\468 направил Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов (далее – Рекомендации). В Рекомендациях указано, что в целях подготовки предложений органам местной администрации для принятия решений по предоставлению земель в собственность, аренду и обоснования перераспределения земель в ходе реорганизации колхозов и совхозов разрабатываются проекты землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов. Основными задачами проекта являются разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании колхозов и совхозов, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности.

 Согласно этим Рекомендациям, при разработке проекта используются материалы ранее проведенных работ по составлению схем землеустройства административных районов, а также материалы геологических изысканий и лесоустройства.

 Средний расчетный размер земельного пая устанавливается исходя из площади сельскохозяйственных угодий хозяйства и численности лиц, имеющих право на получение земельного пая.

 Разделу на земельные паи подлежат все сельскохозяйственные угодья колхоза (совхоза), за исключением земельных участков:

 ранее отобранных и по решениям соответствующих местных органов власти включенных в специальный фонд земель для последующего перераспределения;

 переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов;

 используемых хозяйством на условиях аренды;

 используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

 На основании установленного размера земельного пая и количества граждан, имеющих право на его получение, определяются общие площади сельскохозяйственных угодий, подлежащие передаче в частную собственность бесплатно для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и коллективную для совместного ведения сельскохозяйственного производства.

 Исходя из анализа данных нормативных актов, в процессе работы по перераспределению земель районные комиссии определяли земельные участки, в том числе, и по категориям: сельскохозяйственные угодья, передаваемые гражданам в обще-долевую собственность и в собственность сельскохозяйственных предприятий; в муниципальную собственность; земли лесного фонда и т.д.

 По результатам работы комиссии постановлением Главы администрации Пошехонского района от 16 ноября 1992 года № 239 были утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов и совхозов на территории Пошехонского района, в том числе и колхоза «Искра». Из экспликации земель колхоза «Искра» следует, что помимо земель, передаваемых в коллективно-долевую собственность и т.д., в числе земель, числящихся за колхозом «Искра», указано № га лесов.

 Законом Российской Федерации № 4613-1 от 6 марта 1993 года утверждены Основы лесного законодательства Российской Федерации, в соответствии со статьей 2 которых все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

 В состав земель лесного фонда входят:

 лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

 нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

 В лесной фонд не входят:

 защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

 защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;

 озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;

 деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

 Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

 Владение, распоряжение и пользование лесным фондом Российской Федерации осуществляется как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов Российской Федерации.

 В статье 10 Основ лесного законодательства указано, что во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза. В статье 53 указано, что ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.

 Как следует из анализа положений Земельного Кодекса РСФСР 1991 года, Положения о реорганизации колхозов и совхозов 1992 года, Основ лесного законодательства 1993 года, выдача свидетельства о праве постоянного пользования землями лесного фонда находилась в компетенции органов местного самоуправления, следовательно, оснований для удовлетворения требований прокурора о признании постановления главы Пошехонского района № 8 от 16 января 1996 года и выданного на его основании свидетельства о праве постоянного пользования лесными землями для ведения лесного хозяйства № № от 04.04.1996 года колхозом «Искра» в связи с тем, что постановление принято и свидетельство выдано неуполномоченным лицом, не имеется.

 Однако, ни в одном из указанных документов (ни в постановления Главы Пошехонского района от 16.01.1996 г. № 8, ни в свидетельстве о праве постоянного пользования № № от 04.04.1996 года) не определена категория этих земель ни как земли сельскохозяйственного назначения, ни как земли лесного фонда.

 Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указана дата выдачи свидетельства: 04.04.1996 г., и указана категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (выписка из кадастрового паспорта от 24.01.2014 года № №).

 Основанием для первичной постановки на кадастровый учет земельного участка служили данные о балансе земель по районам, который ежегодно составляли районные Комитеты по землеустройству и земельным ресурсам и выданные на основании этих балансов свидетельства.

 Судом истребован баланс земель Пошехонского района по состоянию за 1995 год.

 Постановлением № 8 от 16 января 1996 года Глава Администрации Пошехонского района, рассмотрев представленный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству отчет о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам, землевладельцам и землепользователям (баланс земель), утвердил представленный ему отчет о наличии земель и распределении их по угодьям за 1995 год, и предписал комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать всем сельскохозяйственным предприятиям новые документы на право собственности, пользования и аренды земли согласно утвержденному отчету.

 Из баланса земель Пошехонского района за 1995 года (отчета, утвержденного указанным постановлением) следует, что за колхозом «Искра» среди прочих угодий (пашни, сенокосы и т.д.) числится № лесных земель, из которых № покрытых лесом, из них № – несомкнувшихся лесных культур. На основании постановления № 8 от 16 января 1996 года, 4 апреля 1996 года колхозу «Искра» и выдано свидетельство № № о праве постоянного пользования лесными угодьями для лесного хозяйства.

 Эти документы не подтверждают обоснованность кадастрового учета спорного земельного участка с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения». В письменном ответе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 19 декабря 2013 года на запрос прокуратуры Ярославской области содержатся сведения о том, что данная категория была указана не по данным, содержащимся в балансе земель, а только потому, что эти земли находились в пользовании сельскохозяйственных предприятий.

 Из содержания же постановления Главы Пошехонского муниципального района № 8 от 16.01.1996 года (которым утвержден отчет – баланс земель, в том числе и по категориям) и сведений, содержащихся в отчете земель (балансе земель Пошехонского района) следует, что во владение реорганизованным сельскохозяйственным организациям были переданы именно земли лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании колхозов и закрепленные за совхозами в соответствии с действовавшим до 1993 года законодательством, в том числе и Союза ССР, на основании вступивших в действие 15.04.1993 Основ лесного законодательства Российской Федерации.

 Тот факт, что землям лесного фонда при постановке на кадастровый учет указали категорию земель сельскохозяйственного назначения, не изменяет правового режима данных земель, поскольку законных оснований для присвоения таким землям категории земель сельскохозяйственного назначения судом не установлено.

 Факт нахождения в пользовании реорганизованных сельхозорганизаций именно земель лесного фонда подтверждается и материалами лесоустройства, проведенного ФГУЛП <данные изъяты>" Минприроды Российской Федерации в 2000 году: проектом организации и ведения лесного хозяйства Пошехонского сельского лесхоза ГУ "Ярсельлес", сведениями о лесах, расположенных на землях колхоза «Искра», предоставленных Пошехонским лесничеством, договором безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственный организаций, заключенным колхозом «Искра» с Пошехонским лесхозом 13 августа 1998 года (в полном соответствии с действовавшим законодательством, регламентировавшим правоотношения с участками, отнесенными именно к лесному фонду и являющимися государственной собственностью), а также последующими сделками, совершенными со спорным земельным участком, в частности, договором аренды спорного земельного участка, заключенным между Департаментом лесного хозяйства ЯО, осуществляющим функции Российской Федерации в реализации права собственности на лесные земли, и колхозом «Искра» от 10 марта 2011 года.

 С учетом изложенного, исковые требования прокурора о внесении изменений в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № в части указания категории с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли лесного фонда» со дня постановки данного земельного участка на кадастровый учет, т.е. с 04.04.1996 года, являются законными и обоснованными.

 Что касается права колхоза «Искра» постоянного пользования спорным земельным участком на основании свидетельства № № от 04.04.1996 г., то суд приходит к выводу о том, что оно прекратило свое действие исходя из следующего.

 В соответствии с Лесным Кодексом РФ, принятым Федеральным законом № 22-ФЗ от 29января1997года (далее – ЛК РФ от 1997 года), права пользования участками лесного фонда возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда (статья 23). В соответствии со статьей 36 ЛК РФ от 1997 года по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

 Статья же 130 ЛК РФ от 1997 года предусматривала, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.

 Во исполнение данной нормы 13 августа 1998 года был заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственный организаций, между Пошехонским лесхозом, уполномоченным постановлением Губернатора Ярославской области, и колхозом «Искра», данный договор зарегистрирован в соответствии с вступившим с 1 февраля 1998 года Законом о государственной регистрации сделок с недвижимостью в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним 31 марта 1999 года. В соответствии с указанной выше нормой ЛК РФ от 1997 года с указанного дня (с момента государственной регистрации) право колхоза «Искра» постоянного пользования лесным фондом на основании свидетельства от 04 апреля 1996 года № № прекратило свое действие.

 С 1 января 2007 года введен в действие Лесной Кодекс РФ в новой редакции (далее – ЛК РФ от 2007 года).

 В соответствии со статьей 71 ЛК РФ от 2007 года в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам (часть1), частью 4 предусмотрено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 Пунктом 6 части 1 статьи 24 ЗК РФ от 2001 года предусмотрено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации», договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

 В статье 6 указанной закона предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.

 Исходя из системного толкования данных норм (статьи 71 ЛК РФ от 2007 года, ст. 24 ЗК РФ от 2001 года и статей 4 и 6 указанного закона), договор безвозмездного пользования от 13 августа 1998 года продолжал своё действие до 1 января 2009 года, и всякое последующее использование лесного фонда без лесорубочных билетов, лесных билетов и т.д., выдача которых с 1 января 2009 года прекращена, является лесонарушением.

 Истцом заявлены требования о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования колхоза «Искра» на спорный земельный участок с 1.07.2012 г., со ссылкой на положения п. 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривающей обязанность юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в пользование.

 Учитывая изложенный выше анализ законодательства и выводы суда о том, что право колхоза «Искра» постоянного (бессрочного) пользования прекращено с 31 марта 1999 года (со дня регистрации договора от 13 февраля 1998 года) в связи с заключением договора от 13 февраля 1998 года, оснований для удовлетворения требований прокурора по указанным в исковом заявлении основаниям и с указанной даты: 1 июля 2012 года, не имеется

 Как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, по состоянию на 24 января 2014 года правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация как обладающий правом собственности, и колхоз «Искра» как обладающий правом постоянного бессрочного пользования, с указанием категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения. Учитывая, что данные записи (категории земель и права постоянного бессрочного пользования) не соответствует ни действующему законодательству, ни зарегистрированным правам на спорный земельный участок, данная запись подлежит изменению на указание категории земель «земли лесного фонда» и аннулировании записи о праве постоянного бессрочного пользования колхозом «Искра» спорного земельного участка.

 Коль скоро судом установлено, что спорный земельный участок всегда относился к землям лесного фонда, все виды правообладания данным земельным участком оформлялись именно как с земельным участком, относящимся к лесному фонду (в частности, договор безвозмездного пользования от 13 августа 1998 года), в силу положений части 1 статьи 8 ЛК РФ от 2007 года спорный земельный участок как участок в составе земель лесного фонда находится в федеральной собственности.

 Прокурором заявлены требования о признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, данное требование является излишним в связи с тем, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок никем не оспорено, спорный земельный участок зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимость как собственность Российской Федерации с указанием категории земель: земли лесного фонда, 12 мая 2009 года №№, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права от 12.05.2009 г. серии №

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, су д

 р е ш и л :

 Признать постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенный на межселенной территории <данные изъяты> с присвоением категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с 04.04.1994 года незаконной.

 Внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенный на межселенной территории <данные изъяты>, с 4 апреля 1996 года в части категории земель, указав категорию земель: «земли лесного фонда».

 Признать прекратившим право постоянного (бессрочного) пользования колхоза «Искра» на земельный участок №, основанное на свидетельстве о праве постоянного пользования № № от 04.04.1996 года, с 31 марта 1999 года.

 Аннулировать учетную запись в кадастровом учете земельного участка № №, расположенного на межселенной территории Владыченского сельского округа Пошехонского района Ярославской области права постоянного бессрочного пользования колхоза «Искра».

 В остальной части иска отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

 Судья ___________________