Дело №Э 2 – 206 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>. 17 октября 2018 года
Поныровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шубиной Е.В.,
при секретаре Дудиной Н.Ф.,
с участием сторон: истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2, действующего на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «2-й Поныровский сельсовет» <адрес> о взыскании излишне удержанного налога на доходы физического лица в общей сумме 60 146, 00 руб.,
у с т а н о в и л :
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «2-го Поныровский сельсовет» <адрес> ( далее – администрация 2-го Поныровского сельсовета) с иском о взыскании излишне выплаченного налога на доходы физического лица за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 60 146,00 руб., мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.
Истец ФИО1 с 28.06.1997 по ДД.ММ.ГГГГ замещала выборную муниципальную должность главы 2-го Поныровского сельсовета <адрес> на постоянной основе, освобождена от занимаемой должности в связи с избранием на должность главы сельсовета другого лица. С декабря 2015 года является получателем страховой пенсии по старости.
В феврале 2016 года истец обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, право на которую предусмотрено положениями ст.13.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе».
Распоряжением главы администрации 2-го Поныровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№-а «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии» истцу была назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в размере 19 125,57 руб. пожизненно. С указанной доплаты администрацией 2-го Поныровского сельсовета удерживался налог на доходы физического лица за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 60146, 00 руб.. Удержание налога истец считает неправомерным, ссылаясь на то, что ежемесячная доплата к страховой пенсии относится к пенсии по государственному пенсионному обеспечению и поэтому освобождается от налогообложения в силу п.2 ст.217 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала, сославшись на вышеизложенные обстоятельства, пояснив, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости является по сути пенсией за выслугу лет и в силу этого относится к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а на неё, ФИО1 как лицо, замещавшее выборную муниципальную должность, распространяются гарантии, установленные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении».
Представитель ответчика глава администрации 2-го Поныровского сельсовета ФИО2, действующий на основании устава, исковые требования не признал, пояснив, что удержание налога администрацией сельсовета производилось правомерно, поскольку назначенная истцу ежемесячная доплата к страховой пенсии не относится к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, так как её выплата финансируется из средств местного бюджета, истец в силу своего статуса выборного должностного лица местного самоуправления не относится к муниципальным служащим, поэтому на него не распространяются гарантии, установленные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», также ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости не относится и к социальным доплатам, выплачиваемым в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,- межрайонной ИФНС № по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела надлежаще извещен, по факсимильной связи обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указал, что доплата за выслугу лет к страховой пенсии по старости муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов не подлежит налогообложению, поскольку представляет собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - ГУ УПФР по <адрес> (межрайонного) и, в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте слушания дела надлежаще извещен, обратился с письменным ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд определил заявленные ходатайства удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий ( в том числе досрочно) депутата, члены выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий в отношении указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1,3,6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона ( ч.4.1 ст.40 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №446-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ч.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет является видом пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Указанная пенсия согласно ч.2 ст.5 и п.1 ч.1 ст.4 указанного Федерального закона ( в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №213-ФЗ) назначается федеральным гражданским служащим.
Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов РФ или актами органом местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов РФ или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов РФ или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору (ч.3.1 ст.7 указанного Федерального закона в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №216-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии ( с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 13.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО (в ред. Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО) предусмотрено, что право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, указанных в пунктах 2.1, 3, 6, 7, 8, 9 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( часть 2).
В случае установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости
(инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица на постоянной основе, её размер исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ( инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года: 3) для глав сельских поселений с численностью до 500 человек – не более 23 процентов денежного вознаграждения первого заместителя <адрес>.
За каждый полный год осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ( инвалидности) увеличивается на три процента денежного вознаграждения первого заместителя <адрес>. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать: 3) для глав сельских поселений с численностью до 500 человек – 30 процентов денежного вознаграждения первого заместителя <адрес> ( часть 3).
Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренная уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, в котором глава муниципального образования, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, обратился за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ( инвалидности), но не ранее чем со дня возникновения права на неё (часть 7).
Установление, перерасчет размера, выплата и организация доставки ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ( инвалидности) производятся соответствующим органом местного самоуправления, в котором указанный глава муниципального образования осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе соответственно перед прекращением полномочий ( в том числе досрочно), по месту его жительства в порядке, установленном муниципальным правовым актом ( часть 10).
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала муниципальную должность выборного должностного лица местного самоуправления - главы 2-го Поныровского сельсовета <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ её полномочия прекращены в связи с избранием другого главы указанного сельсовета. С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем страховой пенсии по старости, назначенной досрочно на основании ст.34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также выплат, предусмотренных ст.18,19 указанного Закона в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Решением Собрания депутатов 2-го Поныровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ устав 2-го Поныровского сельсовета был дополнен статьей 29-1 «Гарантии для главы 2-го Поныровского сельсовета, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе», пункт 7 части 1 которой гласит: Главе
2-го Поныровского сельсовета, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, гарантируются: в соответствии с федеральным законодательством, законодательством <адрес> право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) на условиях и в порядке, определенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе»
В феврале 2016 года истец обратилась в администрацию 2-го Поныровского сельсовета с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. Распоряжением главы указанного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№-а истцу с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в размере 19125, 57 руб., что составило 35 процентов денежного вознаграждения первого заместителя <адрес>( абз.3 п.3 ч.3 ст.12.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО), исходя из общего срока замещения 14 лет 8 месяцев и численности населения сельсовета свыше 500 человек. Распоряжением главы сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№-а был произведен перерасчет назначенной истцу ежемесячной доплаты, с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости размер ежемесячной доплаты составил 26 005,70 руб.
За период выплаты истцу назначенной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с неё ответчиком был удержан и перечислен в налоговый орган налог на доходы физического лица в размере 13 процентов в общей сумме 60146,00 руб.: за 2016 год в сумме 27350,00 руб., руб., за 2017 год – 21864,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 10932, 00 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются как объяснениями сторон, так и исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: копией паспорта ФИО1.; трудовой книжкой ФИО1, справкой формы № ГУ УПФР в <адрес> (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, ежемесячной выплаты, предусмотренной ст.18-20 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.8 ч.1 ст.13 указанного Закона, единовременной выплаты в соответ; удостоверением № в том, что ФИО1 назначена пенсия по старости; решением Собрания депутатов 2-го Поныровского сельсовета от о внесении изменений в устав муниципального образования «Первомайской сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «2-й Поныровский сельсовет» <адрес>; уставом муниципального образования «Первомайский сельсовет», п.7 ст.31.1. которого предусмотрено, что глава муниципального образования, осуществляющий полномочия выборного должностного лиц местного самоуправления на постоянной основе, имеет право в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес> на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости ( инвалидности) на условиях и в порядке, определенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО; распоряжением главы 2-го Поныровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№-а «О назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии»; распоряжением главы 2-го Поныровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№-а; справками формы 2-НДФЛ за 2016-2018 годы.
Изложенные доказательства суд оценивает относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку они получены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, согласуются между собой и другими имеющимися в деле доказательствами.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что назначенная истцу ежемесячная денежная доплата не относится к пенсии за выслугу лет как виду государственного пенсионного обеспечения, так как финансируется из средств местного бюджета, поскольку в отсутствие специального федерального закона, регламентирующего дополнительные гарантии осуществления полномочий высшего выборного должностного лица органа местного самоуправления, принятие субъектом Российской Федерации такого закона, предусматривающего право указанного лица на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, и внесение соответствующих положений в устав муниципального образования не противоречило предписаниям статей 76 и 55 Конституции РФ, и в силу этого ежемесячная доплата может быть отнесена к одному из видов государственного пенсионного обеспечения даже при том, что её выплата производится за счет средств местного бюджета.
По этим же основаниям суд не может счесть убедительной и ссылку представителя ответчика на то, что на истца, в силу своего особого статуса не являющегося муниципальным служащим, не распространяются гарантии, установленные Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении".
Как считает суд, при том, что истец действительно не может быть отнесен к муниципальным служащим, однако к нему применима правовая позиция, изложенная в п.8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, о том, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципального служащего и пенсия за выслугу лет государственного гражданского служащего являются государственным пенсионным обеспечением, так как ежемесячные доплаты муниципальному служащему и лицу, замещавшему выборную муниципальную должность, имеют одинаковую юридическую природу.
Также суд не может согласиться и с доводами представителя ответчика о том, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости не является пенсией за выслугу лет ввиду того, что не находится в прямой зависимости от стажа замещения муниципальной должности, поскольку вышеприведенными положениями ст.13.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО предусмотрено, что размер ежемесячной доплаты повышается за каждый год стажа замещения муниципальной должности, что явно указывает на то, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости по своей природе является пенсией за выслугу лет. Об этом же свидетельствует также и то обстоятельство, что при назначении ежемесячной доплаты истцу ответчиком был принят во внимание общий стаж замещения истцом выборной должности главы сельсовета, что указано в распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Об одинаковой природе ежемесячной доплаты к страховой пенсии и пенсии за выслугу лет также свидетельствует содержание вышеприведенной ч.3.1 ст.7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении", в том числе и то, что лицу при наличии соответствующего права может выплачиваться либо пенсия за выслугу лет либо ежемесячная доплата, и анализ изменений в п.7 ст.11 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО, согласно которым п.7 ст.11 указанного Закона в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ гласил: главе муниципального образования гарантируются: пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов его семьи в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО в п.7 ст.11 были внесены изменения, а именно: главе муниципального образования гарантируются пенсионное обеспечение в соответствии в федеральным законодательством и законодательством <адрес>, а сам Закон от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО дополнен ст.13.1, регламентирующей условия и порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой ( в последующем страховой) пенсии по старости.
Ссылка представителя ответчика на то, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости подлежит налогообложению и в силу того, что не относится к социальным доплатам, не может быть принята во внимание, поскольку истец на данное обстоятельство не ссылался.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 к администрации 2-го Поныровского сельсовета являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заявленное истцом требование о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 2004,00 руб. в силу положений ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежит удовлетворению. При этом необходимо отметить, что хотя и в силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины, однако действующее законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с администрации 2-го Поныровского сельсовета <адрес> за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 излишне удержанный налог на доходы физического лица за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 60 146 (шестьдесят тысяч сто сорок шесть) руб. 00 коп. и судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2004 (две тысячи четыре) руб. 00 коп., всего в сумме 62 150 (шестьдесят две тысячи сто пятьдесят) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Поныровский райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: