НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Полярнозоринского районного суда (Мурманская область) от 09.04.2021 № 510019-01-2021-000142-90

Адм. дело № 2а-70/2021

УИД № 51RS0019-01-2021-000142-90

Мотивированное решение составлено 09.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2021 года г. Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Ханиной О.П.,

при секретаре Байдраковой М.И.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании штрафов за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по НДФЛ за 2014 год, по НДС за 2014 год, по УСН за 2015 год,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Мурманской области (далее – Межрайонная ИФНС России №1 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании штрафов за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за 2014 год, по налогу на добавленную стоимость (НДС) за 2014 год, по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения «доходы» (УСН) за 2015 год.

В обоснование иска указано, что административный ответчик ФИО1 в период с 30.06.2014 по 10.11.2016 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем обязан был в установленные сроки представлять в налоговые органы налоговые декларации по НДФЛ, НДС и УСН.

С момента постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 обязан был представить в налоговый орган единую упрощенную налоговую декларацию по НДС за полугодие 2014 года (не позднее 21.07.2014), за 9 месяцев 2014 года (не позднее 20.10.2014) и за 2014 год (не позднее 20.01.2015). Однако, в нарушение п. 2 ст. 80 НК РФ ФИО2 представил указанные налоговые декларации единовременно 17.11.2016. По результатам проведенных камеральных налоговых проверок решениями №** от 23.03.2017 ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 500 руб. по каждому решению, общая сумма штрафов составила 1500 руб.

Также ФИО1 обязан был не позднее 30.04.2015 представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ за 2014 год. В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ административным ответчиком указанная налоговая декларация представлена в Инспекцию 17.11.2016, в связи с чем решением №** от 17.05.2017 ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 500 руб.

Кроме того, ФИО1 не исполнена обязанность по представлению налоговой декларации по УСН за 2015 год в установленный ст.ст. 346.12. 346.14 НК РФ срок не позднее 04.05.2016. В нарушение приведенных норм данная налоговая декларация представлена 17.11.2016, в связи с чем решением №** от 18.05.2017 ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 2070 руб.

В адрес административного ответчика направлены требования об уплате штрафов: №** от 31.05.2017 (штраф по НДС), №** от 21.07.2017 (штраф по НДФЛ), №** от 27.07.2017 (штраф по УСН), которые налогоплательщиком исполнены не были.

На основании изложенного Инспекция просит взыскать с ФИО1 штрафы за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДС, НДФЛ и УСН в общей сумме 4070 руб.

Одновременно Инспекция обратилась в суд с ходатайством о признании причин пропуска срока обращения в суд уважительными, и о восстановлении срока обращения в суд, которое изложено в исковом заявлении.

Представитель административного истца в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции, о чем указано в административном исковом заявлении (л.д. 6).

Административный ответчик ФИО1 в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался судом по последнему известному суду месту жительства, совпадающему с адресом регистрации: <адрес> (л.д. 43, 47). Судебное письмо, которым ФИО1 направлялась судебная повестка о вызове в предварительное судебное заседание, возвращено в Полярнозоринский районный суд в связи с неявкой адресата за его получением (л.д. 48).

Извещение административного ответчика произведено судом по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнением им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Судом использовались все вышеуказанные меры для извещения административного ответчика, о чем свидетельствует возвращенное почтовое отправление. О перемене места жительства или места пребывания административный ответчик компетентные органы, в том числе суд, не уведомлял. Все неблагоприятные последствия отсутствия надлежащего контроля за поступающей к нему корреспонденцией несет само лицо.

Судом предприняты необходимые меры по извещению административного ответчика. При таких обстоятельствах, суд считает, что административный ответчик ФИО1 распорядился предоставленными ему правами по своему усмотрению, уклонился от получения судебной корреспонденции и извещения и в соответствии со ст.101 КАС РФ признаётся надлежащим образом извещенным.

В соответствии с положениями ч. 2 ст.138 КАС РФ предварительное судебное заседание проводится в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы административного дела, суд находит заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пункт 1); за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Статьей 87 НК РФ предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня своего вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

В силу положений п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Пунктом 3 ст. 101.3 НК РФ предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога, соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 *** осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 30.06.2014 по 10.11.2016, являлся плательщиком НДС, НДФЛ и УСН, в связи с чем был обязан своевременно представлять в Инспекцию соответствующие налоговые декларации.

По результатам камеральных налоговых проверок, за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по НДС за полугодие 2014 года, за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год решениями Инспекции №** от 23.03.2017 ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 500 руб. по каждому решению, общая сумма штрафов составила 1500 руб. (л.д. 11-19)

Данные решения вступили в силу, однако, до настоящего времени административные штрафы в добровольном порядке административным ответчиком не уплачены.

В адрес ФИО1 Инспекцией направлялись требования №** от 31.05.2017 об уплате штрафов по НДС в срок до 29.06.2017 (л.д. 28-31), которые налогоплательщиком в установленный срок не исполнены.

По результатам камеральной налоговой проверки за несвоевременное предоставление налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год решением Инспекции №** от 17.05.2017 ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности по ч. 1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в сумме 500 руб. (л.д. 20-22)

Данное решение вступило в силу однако, до настоящего времени административный штраф в добровольном порядке административным ответчиком не уплачен.

В адрес ФИО1 Инспекцией направлялось требование №** от 21.07.2017 об уплате штрафа по НДФЛ в срок до 18.08.2017 (л.д. 32-33), которое налогоплательщиком в установленный срок не исполнено.

По результатам камеральной налоговой проверки за несвоевременное предоставление налоговой декларации по УСН за 2015 год решением Инспекции №** от 18.05.2017 ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности по ч. 1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в сумме 2070 руб. (л.д. 23-27)

Данное решение вступило в силу, однако, до настоящего времени административный штраф в добровольном порядке административным ответчиком не уплачен.

В адрес ФИО1 Инспекцией направлялось требование №** от 27.07.2017 об уплате штрафа по УСН в срок до 24.08.2017 (л.д. 34-35), которое налогоплательщиком в установленный срок не исполнено.

В силу ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз. 1 ч. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ).

С учетом вышеприведенных обстоятельств, самыми ранними требованиями об уплате налогов, учитываемых налоговым органом при расчете общей суммы подлежащей взысканию с ФИО1 задолженности, являются требования №** от 31.05.2017 об уплате штрафов по НДС с установленным сроком их исполнения до 29.06.2017 В данных требованиях указана общая сумма недоимки 1500 руб.

25.07.2017 в адрес ФИО1 Инспекцией направлено требование от 21.07.2017 №** на сумму 500 руб.

Двумя данными требованиями из общей суммы задолженности, заявленной в настоящем исковом заявлении, ФИО1 предъявлена к взысканию недоимка в сумме 2000 руб.

Далее, административному ответчику направлено требование от 27.07.2017 №** на сумму 2070 руб. со сроком исполнения до 24.08.2017, тем самым при направлении данного требования общая сумма недоимки ФИО1 составила 4070 руб., и превысила указанный абз. 2 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации размер 3 000 руб.

Следовательно, срок обращения в суд с данным исковым заявлением к ответчику ФИО1 надлежит исчислять в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, и данный иск должен быть предъявлен в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения административным ответчиком требования об уплате налога и пени от 27.07.2017 №**, то есть – до 24.02.2018.

Административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 спорной задолженности направлено в суд 18.02.2021, то есть с пропуском установленного законом срока.

Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления в предварительном судебном заседании факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Принимая во внимание, что в судебном порядке требование о взыскании с ФИО1 вышеуказанной задолженности надлежало предъявить до 24.02.2018, в Полярнозоринский районный суд Мурманской области Инспекция обратилась 18.02.2021, с пропуском установленного законом срока, административным истцом заявлено ходатайство о его восстановлении.

Однако, в административном исковом заявлении Инспекцией не приведены причины пропуска установленного законом срока для обращения в суд, доказательства уважительности причин пропуска срока при обращении в суд не представлены, определение суда от 12.03.2021 (л.д. 1-3) в части предоставления доказательств уважительности причин пропуска обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением Инспекцией не исполнено.

При этом Инспекция полагает, что существующая у ответчика реальная задолженность свидетельствует о наличии у налогового органа уважительных причин для восстановления срока на взыскание задолженности по налогу в судебном порядке.

Однако, по мнению суда, к уважительным причинам для восстановления срока для подачи иска в суд относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения сроков предъявления иска в суд.

Сроки уплаты налогов, сборов предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком, плательщиком налогов и сборов обязанности по их уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков.

Принимая во внимание тот факт, что Инспекция была осведомлена о неисполнении административным ответчиком обязанности по своевременному предоставлению налоговых деклараций, с 17.11.2016 располагала данными о совершении ФИО1 налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 119 НК РФ, с момента истечения установленного требованием от 27.07.2017 № 736 срока уплаты (с 24.08.2017) административному истцу было известно о неисполнении данного требования ФИО1, и о наличии иных неисполненных требований истекшими ранее сроками исполнения, Инспекция имела реальную возможность в установленный законом срок обратиться в суд с требованием о взыскании с налогоплательщика указанной в иске недоимки.

Объективные причины, препятствующие своевременному обращению в суд, не установлены, Инспекцией в иске не приведены.

Факт наличия у ФИО1 спорной задолженности по административным штрафам за налоговые правонарушения не может быть расценён в качестве уважительных причин пропуска Инспекцией срока для обращения в суд с настоящим иском.

Таким образом, истцом не доказано наличие обстоятельств, которые, по смыслу п.2 ст. 48 НК РФ могут быть расценены в качестве уважительных причин пропуска Инспекцией, как юридическим лицом, срока для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании с ФИО1 спорной задолженности.

В связи с изложенным суд находит причины пропуска истцом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением неуважительными, что влечет отказ в иске.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании штрафов за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по НДФЛ за 2014 год, по НДС за 2014 год, по УСН за 2015 год отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.П. Ханина

***

***

***

***

***

***

***

***