НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Полярного районного суда (Мурманская область) от 24.02.2022 № 2А-217/2022

*** Дело № 2а-217/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года город Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Ю.А.,

при секретаре Шиховцовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к ФИО2 и ФИО3, действующим в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 и ФИО3, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.

В обоснование требований указано, что несовершеннолетний ФИО1, <дата> года рождения, является собственником *** доли в праве общего долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>.

В связи с неуплатой земельного налога за 2015-2018 года в установленный законом срок образовалась задолженность в общем размере 868 рублей.

Налоговой инспекцией налогоплательщику направлены требования об уплате обязательных платежей и санкций, которые до настоящего времени не исполнены.

Определениями мирового судьи судебного участка №1 Александровского судебного района Мурманской области от 01 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области отказано в принятии заявлений о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности по земельному налогу и пени с несовершеннолетнего ФИО1, в лице законных представителей ФИО2 и ФИО3

Межрайонная ИФНС России №9 по Мурманской области просит взыскать с несовершеннолетнего ФИО1 в лице законных представителей ФИО2 и ФИО3 задолженность по земельному налогу за 2015-2018 года в размере 868 рублей и пени в размере 14 рублей 64 копейки.

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя.

Административные ответчики ФИО1 и ФИО3, действующие в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебное заседание не явились, своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, возражений относительно заявленных истцом требований не представили, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, заказной корреспонденцией, судебные повестки возвращены в суд за истечением срока хранения в отделении связи.

Поскольку судом предприняты исчерпывающие меры по извещению административных ответчиков, которые распорядились предоставленными им процессуальными правами по своему усмотрению, уклонились от получения судебной повестки, в связи с чем, в соответствии со статьей 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признаются надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 1 пункта 1 статьи 23, пункте 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, при этом обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размер ставок, предусмотренных данной статьей.

Земельный налог на территории муниципального образования город Кола был установлен решением Совета депутатов муниципального образования город Кола от 30 октября 2008 года № 42/46, действовавшим в спорный период.

Согласно пункту 3 названного решения установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 4 указанного решения была определена налоговая ставки по земельному налогу в отношении прочих земельных участков, в том числе в отношении доли в праве на земельные участки, приходящиеся на нежилые помещения в многоквартирном доме (торговля, сфера обслуживания, учебные заведения и т.д.) в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.

На основании решения Совета депутатов муниципального образования город Кола от 19 октября 2017 года №51/389 в указанный пункт внесены изменения, согласно которым установлен размер налоговой ставки в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом - домами индивидуальной жилой застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства - 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

В силу пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах до дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что с 22 ноября 2016 года несовершеннолетний ФИО1, <дата> года рождения, является собственником *** доли в праве общего долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>.

Налоговым органом несовершеннолетнему ФИО1, <дата> года рождения, исчислен земельный налог за 2016 год в размере 150 рублей, за 2017 год - в размере 359 рублей и за 2018 год – в размере 359 рублей.

13 июля 2017 года в адрес несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, посредством почтовой связи направлено налоговое уведомление №... от 02 июля 2017 года, в котором предложено в срок до 01 декабря 2017 года произвести уплату начисленного земельного налога за 2016 год в сумме 150 рублей.

Налоговое уведомление №... от 23 июня 2018 года об уплате земельного налога за 2017 год в сумме 359 рублей в срок до 03 декабря 2018 года направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика посредством почтовой связи 03 июля 2018 года.

Аналогичное налоговое уведомление №... от 22 августа 2019 года об уплате земельного налога за 2018 год в сумме 359 рублей в срок до 02 декабря 2019 направлено налоговым органом в адрес несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, 11 сентября 2019 года.

Поскольку несовершеннолетним ФИО1, <дата> года рождения, сумма начисленного налога в установленные сроки не была уплачена, налоговый орган в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислил пени за неуплату земельного налога.

В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате обязательных платежей и санкций в адрес налогоплательщика 28 июня 2018 года посредством почтовой связи в соответствии со статьями 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование №... от 21 июня 2018 года об уплате образовавшейся задолженности в срок до 16 июля 2018 года.

Аналогичные требования №... от 10 июля 2019 года, №... от 10 июля 2019 года об уплате обязательных платежей и санкций в срок до 01 ноября 2019 года направлены налоговым органом в адрес налогоплательщика посредством почтовой связи 24 сентября 2019 года.

Кроме того, 22 сентября 2020 года в адрес налогоплательщика налоговым органом посредством почтовой связи направлены требования №... от 26 июня 2020 года и №... от 26 июня 2020 года об уплате обязательных платежей и санкций в срок до 20 ноября 2020 года.

Материалами дела подтверждено и не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения административного дела по существу, что указанные требования об уплате обязательных платежей и санкций в установленные сроки исполнены в полном объеме не были.

Согласно представленному Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области расчету задолженность несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, по обязательным платежам и санкциям составляет 882 рубля 64 копейки, из которых задолженность по земельному налогу за налоговый период 2016 года составляет 150 рублей, за налоговый период 2017 года – 359 рублей, за налоговый период 2018 года – 359 рублей, а также пени по земельному налогу в размере 14 рублей 64 копейки.

Расчет задолженности по земельному налогу и пени произведен налоговым органов в соответствии с требованиями статей 75, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения административного дела по существу не оспорен, в связи с чем принимается судом.

Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что в спорный период несовершеннолетний ФИО1, <дата> года рождения, являлся собственником земельного участка и обязан был самостоятельно уплачивать земельный налог, однако такую обязанность не исполнил, суд приходит к выводу об обосновании заявленных Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области требований административного иска о взыскании задолженности по земельному налогу за налоговый период 2016-2018 года в размере 868 рублей и пени в сумме 14 рублей 64 копейки.

В нарушение требований статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что у несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, отсутствовал объект налогообложения или, что он имел право быть освобожденным от обязанности по уплате указанного вида налога.

На основании пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 64, 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, в том числе нести обязанности по оплате обязательных платежей и санкций.

В силу части 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно актовой записи №... от 24 сентября 2009 года, составленной отделом ЗАГС администрации муниципального образования город Полярный Мурманской области, родителями несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, являются ФИО2 и ФИО3

Принимая во внимание, что налогоплательщик ФИО1, <дата> года рождения, является несовершеннолетним, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате обязательных платежей и санкций должна быть возложена на его законных представителей в равных долях.

При таких обстоятельствах, с ФИО2 и ФИО3 в равных долях в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2016-2018 года в размере 868 рублей и пени в размере 14 рублей 64 копейки.

Вместе с тем, разрешая заявленные Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области требования о взыскании с несовершеннолетнего ФИО1 в лице законных представителей ФИО2 и ФИО3 задолженности по земельному налогу за налоговый период 2015 года, суд приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в спорный период времени регулировались Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что в период 2015 года несовершеннолетний ФИО1, <дата> года рождения не являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

Кроме того, в указанный период налоговым органом земельный налог в отношении спорного земельного участка несовершеннолетнему ФИО1, <дата> не исчислялся.

Таким образом, принимая во внимание, что в налоговый период 2015 года несовершеннолетний ФИО1, <дата> года рождения не обязан был уплачивать земельный налог, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части не имеется.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 приведенной правовой нормы (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Поскольку в рассматриваемом случае рубеж задолженности не превысил 3 000 рублей, то шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением исчисляется со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, то есть с 16 июля 2021 года.

Учитывая, что налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением посредством почтовой связи 24 декабря 2021 года, суд приходит к выводу, что срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в порядке искового производства не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к ФИО2 и ФИО3, действующим в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о взыскании задолженности по земельному налогу и пени – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, как с законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, в доход соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу за 2016-2018 года в размере 434 рубля и пени в размере 7 рублей 32 копейки, а всего 441 рубль 32 копейки.

Взыскать с ФИО3, как с законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, в доход соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу за 2016-2018 года в размере 434 рубля и пени в размере 7 рублей 32 копейки, а всего 441 рубль 32 копейки.

В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области о взыскании задолженности по земельному налогу за налоговый период 2015 года – отказать.

Взыскать с ФИО2 и ФИО3 в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 400 рублей в равных долях, по 200 рублей с каждого.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Козлова