НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Полярного районного суда (Мурманская область) от 10.09.2018 № 2-2/330/18

Дело № 2-2/330/2018

мотивированное решение изготовлено 10.09.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гаджиево 06 сентября 2018 года

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего: судьи Приваловой М.А.,

при секретаре: Сергиенко И.И.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к войсковой части , Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании и установлении компенсационной выплаты за работы в опасных условиях труда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в Полярный районный суд с иском к войсковой части о взыскании и установлении компенсационной выплаты за работы в опасных условиях труда.

В обоснование иска указало, что с 14.04.2010 работает в СРК войсковой части в должности (...) С февраля 2018 года работодатель отменил выплаты за работу в опасных условиях труда. Истец помимо работы в лаборатории находящейся на и аттестованной по 2 категории условий труда, выполняет работы на подводных лодках, где оценка условий труда не проводилась. Согласно должностных обязанностей и приказов командира войсковой части , истец осуществляет работы в отсеках подводных лодок. Данные работы соответствуют пункту 304 приложения 1 к положению пункта 16 приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 и являются опасными. Считает, что работодатель обязан при расчете заработной платы производить повышение оклада на работах с опасными условиями труда на 24% до проведения оценки условий труда при этих работах. Просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за работу во вредных условиях труда на подводной лодке на основании Приказа МО РФ от 23.04.2014 №255 за февраль-март 2018 года; обязать ответчика в дальнейшем выплачивать истцу компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда до проведения оценки условий труда на кораблях, судах и подводных лодках.

Истец в судебном заседании 06.09.2018 уточнил требования иска и просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за работу во вредных условиях труда на подводной лодке на основании Приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255 за февраль-март 2018 года в сумме 10365,75 рублей (десять тысяч триста шестьдесят пять рублей семьдесят пять копеек) и в дальнейшем выплачивать мне надбавку за вредность при работе во вредных и опасных условиях груда до проведения оценки условий труда на кораблях, судах и подводных лодках.

Определением Полярного районного суда от 12 июля 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее ФКУ «ОСК СФ»).

Истец ФИО1 в судебном заседании на заявленных требованиях настоял в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель соответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота», извещенный о дате и времени судебного заседания должным образом в суд не прибыл..

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, действующее с 27 июля 2014 года.

Пунктом 14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

В соответствии с п. 16 Положения Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Согласно приложению 1 Положения к работам с опасными условиями труда отнесены ремонтные работы в отсеках подводных лодок (п. 304) и контроль при производстве работ, предусмотренных в настоящей главе (п. 340).

Согласно приложения к коллективному договору воинской части на 2017-2020 годы (действовавшего в период спорных отношений: февраль-март 2018 года) в перечень профессий, должностей и работ на СРК, для которых повышаются должностные оклады (тарифные ставки) в зависимости от условий труда входит должность (...) (том 1 л.д. 171).

Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (Приложение № 1 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255), в связи с занятостью на которых пунктом 16 Положения предусмотрено повышение окладов (тарифных ставок), соответственно, на 12% и на 24%, отнесены такие виды работ с опасными условиями труда как ремонтные работы в отсеках подводных лодок (п. 304) и контроль при производстве работ, предусмотренных в настоящей главе (п. 340) выполняемые истцом.

Пунктом 6.9 коллективного договора гражданского персонала войсковой части 77360-В на 2017-2020 года установлено, что повышение заработной платы работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда производить в соответствии с главами III.IV приказа Министра обороны Российской Федерации № 255 от 23.04.2014.

Частью 1 статьи 74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Согласно части 2 статьи 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным кодексом.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со статьей 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (часть 8 статьи 74 ТК РФ).

По смыслу приведенных норм коллективный договор имеет большую юридическую силу по сравнению с локальными нормативными актами работодателя и условиями трудовых договоров и в случае их противоречия подлежат применению положения коллективного договора.

Из материалов дела следует, что 18 апреля 2010 года между организацией СРК и ФИО3 заключен трудовой договор , по условиям которого истец принят на работу в качестве (...). Выплаты компенсационного характера за работу в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда и их размер трудовым договором не обусловлены (раздел 9 договора). Истцу установлен должностной оклад в размере 7 100,00 рублей, надбавки и выплаты: за выслугу, районный коэффициент, полярные надбавки, иных дополнительных выплат компенсационного характера трудовым договором не установлено (л.д. 31).

19.12.2017 в соответствии с ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем истцу было вручено уведомление об изменении условий трудового договора, в связи с проведением специальной оценки труда 24 ноября 2017 года. В уведомлении указано, что согласно отчету о проведении специальной оценки, условия труда на его рабочем месте признаны допустимыми и установлен 2-ой класс условий труда.

Дополнительным соглашением от 15.01.2018 к трудовому договору истцу установлен должностной оклад в размере 9 371,00 рублей с выплатой надбавки за выслугу лет, районного коэффициента, полярных надбавок, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективного договора, приложения коллективного договора. Истец имеет допустимые условия труда (2-й класс), выполняемая работа по договору не относится к работе с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (л.д.30).

Дополнительным соглашением от 31.01.2018 к трудовому договору в соответствии с проведенной специальной оценкой условий труда, истцу определено рабочее место (...) судоремонтного комплекса с допустимыми условиями труда (2 класс), выполняемая работа по договору не относится к работе с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (л.д.118).

Суд приходя к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания компенсации за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда на основании Приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255 за февраль-март 2018 года, исходит из следующего.

ФИО3 с 18 апреля 2010 года и по настоящее время состоит в трудовых отношениях с войсковой частью в должности (...), что подтверждается трудовым договором.

Согласно должностной инструкции истца он отвечает за руководство лабораторией, успешным выполнением задач по предназначению, выполнению работ по доведению физических полей кораблей до установленных норм, выполнение на кораблях и судах мероприятий по снижению их шумности, выявление источников повышенной шумности и устранение причин ее повышения.

Судом установлено, что согласно выданных истцу заданий , ФИО3 производились работы с опасными условиями труда, а именно ремонтные работы в отсеках подводных лодок и контроль при производстве этих работ.

Факт проведения указанных работ подтверждается также журналом учета рабочего времени во вредных условиях и (или) особо вредных условиях труда работников судоремонтного комплекса, а также пояснениями начальника судоремонтного комплекса ФИО4, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля.

Из данного журнала следует, что ФИО3 в феврале 2018 года отработано 77 часов рабочего времени во вредных условиях, что составляет 51 % рабочего времени, в марте 2018 года 81 час, что составляет 51 % рабочего времени.

Доказательств в опровержение данных обстоятельств ответчиками суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что истцу доплата за работу с опасными условиями труда, а именно за выполнение ремонтных работ в отсеках подводных лодок и контроль при производстве этих работ установлена приложением к коллективному договору воинской части 77360-В на 2017-2020 годы (действовавшим в период спорных отношений), кроме того истец фактически выполнил данные работы, условия, при которых данная надбавка выплачивается (количество часов), соблюдены, требования истца о взыскании компенсации за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда являются обоснованными.

Истец, просит взыскать с ответчика 10365 рублей 75 коп. Согласно расчёту, представленному ответчиком, сумма компенсации составляет за февраль 2018 года (6 рабочих дней с 20.02.2018 по 28.02.2018) – 2487,66 руб., март 2018 года – 7877,09 руб., всего 10364,75 руб. Расчет ответчика составлен бухгалтером, принимается судом.

Обсуждая требования истца о дальнейшей выплате надбавки за вредность при работе во вредных и опасных условиях труда до проведения оценки условий труда на кораблях, судах подводных лодках, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут являться лишь результаты проведения специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах.

14.07.2017 между ФКУ «ОСК Северного флота» и ООО «Северная аналитическая лаборатория» заключен государственный контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в структурных подразделениях ФКУ «ОСК Северного флота», состоящих на финансовом обеспечении в филиале ФКУ «ОСК СФ» - «1ФЭС» (л.д. 52-61).

Согласно материалам дела в войсковой части проводилась специальная оценка условий труда, по результатам которой рабочее место (...) аттестовано как рабочее место по вредным (опасным) факторам, с общей оценкой условий труда по 2 классу условий труда, что следует из карты аттестации , о чем ФИО3 было доведено под роспись. (л.д. 35-37).

Результаты проведения специальной оценки условий труда истцом не оспаривались.

Таким образом, рабочее место истца - (...) судоремонтного комплекса признано с допустимыми условиями труда (2 класс), выполняемая работа по договору не относится к работе с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда

Из содержания п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны от 23 апреля 2014 года N 255 следует, что для начисления оспариваемой надбавки требуется несколько условий: непосредственная занятость на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение N 1 к настоящему Положению) и выполнение в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени. То есть, право на компенсационную выплату возникает у лица из числа гражданского персонала, непосредственно занятого на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда из приложения N 1 к настоящему Положению, а также при осуществлении им данного виды работ более 50 % рабочего времени.

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в определенных п. 16 размерах.

В судебном заседании истцом доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, подтверждающих выполнение работ, не предусмотренных трудовым договором, в том числе ремонтных работ в отсеках подводных лодок либо осуществление контроля при производстве этих работ в период с апреля 2018 года по настоящее время, не представлено.

Таким образом, условия, для начисления надбавки, определенные законодательством не соблюдены, оснований для удовлетворения требований истца о дальнейшей выплате надбавки за вредность при работе во вредных и опасных условиях труда до проведения оценки условий труда на кораблях, судах подводных лодках, не имеется.

Что касается заявленного представителем ответчика ФКУ «ОСК СФ» ходатайства о применении к сложившимся правоотношениям срока исковой давности, суд учитывает, что в соответствии со ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплат указанных сумм, что свидетельствует о своевременном обращении истца в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к войсковой части , Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании и дальнейшей компенсационной выплате за работы в опасных условиях труда, удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу ФИО3 компенсационную выплату за работу в опасных условиях труда за февраль и март 2018 года в общей сумме 10364 рублей 75 копеек (десять тысяч триста шестьдесят четыре рубля 75 коп.), государственную пошлину в доход муниципального образования в размере 400 рублей.

В остальной части иска – отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Привалова