НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Полтавского районного суда (Омская область) от 08.05.2018 № 2А-125/2018

Дело № 2а-125/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Полтавка 8 мая 2018 года

Полтавский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Бейфуса Д.А.,

при секретаре Корнейчук Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное) о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов и пеней за 2014 год,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование которого указала следующие обстоятельства.

По итогам 2014 года её доход составил 6 393 933 рубля, так как она использовала две системы налогообложения: ЕНВД (доход составил 102 507 руб.) и УСН (доходы минус расходы), доход без учета расходов составил 6 291 426 рублей. Сумма этих доходов выше 300 000 руб., поэтому сотрудники отделения ПФР по Полтавскому району Омской области начислили ей дополнительный страховой взнос в виде 1% (п.2 ч.1.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Страховые взносы за 2014 год, исчисленные из сумм доходов, превышающих 300000 рублей, в размере 60 393,33 рублей, ею были уплачены: на 17.03.2015 у неё образовалась переплата в сумме 300,17 рублей, затем она оплатила 59 614,09 рублей (квитанция от 31.03.2016 № 2634), а также сумму пеней 4770,61 рублей (квитанция от 31.03.2016 № 2636) за несвоевременную оплату страховых взносов, доначисление пеней 1617,53 рублей (требование от 23.08.2016 № 065S01160077409, квитанция от 13.09.2016 № 3530) за несвоевременную оплату страховых взносов, и еще доначисление пеней 7,28 рублей, о которых ей стало известно из уведомления ГУ ПФР в Полтавском районе Омской области о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № 23 от 02.03.2018 (чек-ордер от 12.03.2018).

Сотрудники отделения ПФР начислили дополнительный взнос только с доходов. Расходы, которые она осуществила в рамках предпринимательской деятельности, не учитывались.

5 февраля 2018 года она подала заявление в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Полтавском районе Омской области (межрайонное) о возврате излишне уплаченных страховых взносов, начисленных ей за 2014 год. В ответ на заявление получила уведомление № 23 от 02.03.2018 ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Полтавском районе Омской области об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П разрешил предпринимателям считать дополнительный взнос в ПФР в виде 1% с разницы между доходами и расходами.

В Постановлении КС РФ № 27-П речь идет о предпринимателе на общем налоговом режиме. Однако считает, что выводы Конституционного Суда РФ можно распространить и на предпринимателей на УСН с объектом «доходы минус расходы». Ведь налоговая база по единому налогу по УСН определяется по аналогичному с НДФЛ принципу. Налоговой базой по УСН с объектом «доходы минус расходы» признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Такой вывод подтверждает и судебная практика.

Суды указывают, что для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» доход следует уменьшать на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, которые связанны с извлечением дохода.

Учитывая изложенное, считает, что она вправе пересчитать дополнительный страховой взнос в ПФР за 2014 год с учетом расходов, произведенных за тот же период.

В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Пунктом 3 части 8 статьи 14 данного Закона предусмотрено, что в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьёй 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона о страховых взносах и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П содержит общую правовую позицию, толкование им Закона о страховых взносах обязательно для любого правоприменителя и должно учитываться при рассмотрении любого спора (вне зависимости от времени его возникновения), касающегося исчисления страховых взносов, в том числе за 2014, 2015 гг., в том числе и плательщиками страховых взносов, применяющими УСН. Иное противоречит части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в силу которой суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (а настоящее дело рассматривается после вступления в силу означенного Постановления) не вправе применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Исходя из этого, просит суд принять во внимание то, что база для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование взята ею из налоговой декларации по УСН за 2014 год.

Согласно налоговой декларации за 2014 год её доходы составили 6291426 рублей, а расходы составили 5871426 рублей. Налоговая база по УСН равна 420000 рублей (6291426 - 5871426). Дополнительный взнос в ПФР, подлежавший уплате за этот период, превышающий фиксированный размер, предусмотренный пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона о страховых взносах, должен был составлять 1200 руб. ((420000 - 300000) х1%).

Однако ею дополнительный взнос в ПФР сверх указанной суммы по итогам 2014 года переплачен. Переплата составила 58 414,09 рублей (59614,09 - 1200), а также 300,17 рублей (сумма переплаты) и сумма пеней 4770,61 рублей, 1617,53 рублей и 7,28 рублей. Итого сумма переплаты составила 65 109,68 рублей: 58414,09+300,17=58714,26 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 4770,61+1617,53+7,28=6395,42 - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, страховые взносы в обозначенных суммах, а также пени за их несвоевременную уплату, уплачены ею излишне, в связи с чем УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) в отсутствии доказательств наличия у неё недоимки по страховым взносам в силу статьи 26 Закона о страховых взносах - до 01.01.2017, в соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" должны были быть возвращены ей, тогда как УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) ей в этом было неправомерно отказано (уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 02.03.2018 № 23).

Просит суд, с учетом уточнения административного иска:

1. Признать действия государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное), выразившиеся в отказе (уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 02.03.2018 № 23) в возврате ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов и пеней за 2014 год в размере 65 109 рублей 68 копеек, незаконными как несоответствующие Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

2. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное) принять решение о возврате ФИО1 денежных средств в сумме 58714 рублей 26 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, излишне уплаченных за 2014 год, и 6395 рублей 42 копеек пеней за несвоевременную уплату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2014 год.

3. Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное) в пользу ФИО1 300 рублей судебных расходов.

В судебном заседании ФИО1 снизила размер требуемых к взысканию пеней на сумму 238,44 рублей как пени, начисленные ей на неуплаченные в установленный законом срок страховые взносы с суммы одного процента от величины дохода, превышающего 300 000 рублей.

Представитель ответчика – ФИО2 в судебном заседании выразила несогласие с иском ФИО1, представленный суду отзыв на иск поддержала, в котором указала следующее.

1. С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (Закон № 250-ФЗ).

В соответствии со ст. 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таковым порядком является порядок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с п.22 ст.26 Закона № 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со ст. 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

С 1 января 2014 года размер взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачивается за себя индивидуальными предпринимателями дифференцированно в зависимости от доходов. Получающие доход не более 300 000 рублей, уплачивают страховые взносы в ПФР в фиксированном размере (МРОТ*26%*12). Если величина дохода более 300 000 руб., то дополнительно уплачивается 1 процент от суммы, на которую полученный доход превышает 300 000 руб. При этом, имеется ограничение по размеру уплачиваемых страховых взносов - максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, которая определяется исходя из 8 МРОТ, что в 2014 году составляло - 138 627 рублей 84 копеек.

При этом, п.9 ст. 14 Закона № 212-ФЗ предусматривается, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период - не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1 -го числа каждого следующего месяца.

2. Плательщик состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего два режима налогообложения: единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения. Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности следует суммировать. Данные правила установлены ч.8 ст.14 Закона № 212-ФЗ.

Согласно представленной предпринимателем в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма УСН) за 2014 год общая сумма доходов составляет 6291426,00 рублей, сумма профессионального налогового вычета - 5871426,00 рублей, налоговая база для исчисления налога - 420000,00 рублей.

Согласно представленным предпринимателем в налоговый орган налоговым декларациям по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2014 год налоговая база (доходы) по ЕНВД составила 102507,00 рублей.

Сумма дохода предпринимателя за 2014 год (в соответствии с декларацией по УСН за 2014 год) составила 522507,00 рублей (ЕНВД в сумме 102507,00 + УСН в сумме 420000,00), величина дохода, превышающего 300000 рублей, составила - 222507,00 рублей (522507 - 300000), в итоге один процент составляет 2225,07 рублей.

Оплачено ИП ФИО1 60939,33 рублей, разница составила 58714,26 рублей.

Страховые взносы (60939,33 рублей) на обязательное пенсионное страхование за 2014 год (с дохода свыше 300 тыс. руб.) по сроку уплаты в соответствии с п.2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ должны были быть уплачены не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом, однако были уплачены плательщиком с нарушением срока уплаты (01.04.2016 - 59614,09 рублей), в связи с чем, Управлением были начислены пени в размере 4770,61 рублей и 1617,53 рублей, выставлены требования об уплате задолженности от 18.01.2016 и от 23.08.2016, уплачены страхователем 31.03.2016 и 13.09.2016. При этом, уплаченные плательщиком суммы страховых взносов за 2014 год были разнесены на ее лицевой счет.

Плательщик 05.02.2018 обратился в Управление с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2014 год в сумме 65102,40 рублей. Заявление Управлением было передано на рассмотрение в Комиссию Отделения, в 10-дневный срок (рабочие дни) Комиссией Отделения рассмотрено, вынесено решение от 19 февраля 2018 года об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 65102,40 рублей по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов в заявленном размере. Управлением в адрес плательщика было направлено уведомление о принятом решении.

3. Постановлением от 30.11.2016 № 27-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Правовая позиция КС РФ высказана в отношении плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации довел до сведения нижестоящих Отделений позицию по порядку применения постановления Конституционного Суда РФ № 27-П, которая состоит в следующем. Поскольку в постановлении не содержатся оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем позиция Конституционного Суда РФ, раскрывающая конституционно-правовой смысл п. 1 части 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, в силу ст. 125 (части 6) Конституции РФ и части 5 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, т.е. со 02.12.2016. При этом перерасчет обязательств плательщика, сформированных до 02.12.2016, следует производить в отношении тех плательщиков, которые не исполнили (исполнили частично) требования об уплате по состоянию на 1 января 2017 года, в случаях обращений плательщиков в территориальный орган ПФР. Если обязательства плательщика по уплате взносов по состоянию на 01.01.2017 исполнены в полном объеме, перерасчет обязательств следует производить на основании судебного решения в отношении конкретного плательщика. Данным плательщиком (ИП ФИО1) страховые взносы за 2014 год (в размере, исчисленном Управлением по информации о доходе плательщика, представленном налоговым органом) были уплачены в полном объеме.

В основу такого подхода для применения Постановления Конституционного Суда РФ вложено следующее: в соответствии с частью 3 ст. 79 и частью 2 ст. 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» принятие Конституционным Судом РФ постановления, содержащего конституционно-правовое истолкование, влечет пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по делам заявителей, в отношении которых такое постановление имеет обратную силу. Для лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, но в отношении которых были применены нормативные положения, получившие в решении Конституционного Суда РФ конституционно-правовое истолкование, отличное от придававшегося им сложившейся правоприменительной практикой, такое решение Конституционного Суда РФ влечет пересмотр (изменение или отмену) основанного на данных нормативных положениях судебного акта только в тех случаях, когда он либо не вступил в законную силу, либо вступил в законную силу, но не исполнен или исполнен частично (определения КС РФ от 14.01.1999 № 4-О, от 05.02.2004 № 78-О, от 27.05.2004 № 211-О, от 12.05.2006 № 135-О, от 01.06.2010 № 783-О-О, от 25.01.2012 № 178-О-О).

Управление при определении обязательств плательщика по уплате страховых взносов не располагало официальной информацией (переданной налоговыми органами) о размере произведенных плательщиком за спорный период и документально подтвержденных расходах, данная информация не была передана в территориальный орган Пенсионного фонда налоговым органом в составе ежегодно представляемых в соответствии с п.9 ст.14 Закона № 212-ФЗ в территориальные органы Пенсионного фонда сведений. Управление при определении размера страховых взносов, подлежащих уплате за 2014 и 2015 годы плательщиком, использовало информацию о доходах плательщика, предоставленную налоговым органом, другой информацией не располагало. Законодатель не наделил органы Пенсионного фонда правом самостоятельного определения размера дохода плательщика и его расходов (путем сложения и вычитания каких-либо сумм согласно представленной плательщиком в орган Пенсионного фонда копии декларации).

Представитель заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России №3 по Омской области представил отзыв, в котором просил дело рассмотреть без их участия, указал, что в случае реального подтверждения наличия излишне уплаченной суммы страховых взносов за 2014 год в размере 65109,68 рублей ИП ФИО1, не возражают против возвращения налогоплательщику денежных средств.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего до 01.01.2017) плательщики страховых взносов, к которым относятся индивидуальные предприниматели (п.2 ч.1 ст.5 Закона), обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

ФИО1 с 15.09.2008 до 25.03.2015 была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, применяющим два режима налогообложения: единый налог на вмененный доход и упрощённую систему налогообложения (УСН), имеющую объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, а также плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, пребывая на учёте в ГУ УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное).

Согласно налоговой декларации по УСН за 2014 год, полученный индивидуальным предпринимателем ФИО1 за указанный налоговый период доход составил 6291426 рублей, расходы показаны равными 5871426 рублей.

Плательщиком произведена уплата страховых взносов за 2014 год в размере 65 109,68 рублей: страховых взносов 300,17 рублей и 58 414,09 рублей и пеней за их несвоевременную уплату в размере 6395,42 рублей (чеки-ордеры от 31.03.2016 на сумму 4770,61 рублей, от 13.09.2016 на сумму 1617,53 рублей, от 12.03.2018 на сумму 7,28 рублей).

Полагая, что данные страховые взносы и пени уплачены излишне, ФИО1 подала в УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) заявление об их возврате.

Решением, оформленным уведомлением № 23 от 02.03.2018, в возврате названных сумм отказано со ссылкой на отсутствие оснований для этого, что повлекло обращение ФИО1 в суд с настоящим административным иском.

Административным ответчиком ГУ УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное), возражавшим на исковые требования, указано, что страховые взносы уплачены плательщиком в суммах, определённых в соответствии Законом о страховых взносах, что исключает вывод об их излишней уплате. Кроме того, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П от 30.11.2016 во внимание принято быть не может, поскольку сформированная в нём позиция подлежит применению со дня его официального опубликования - 02.12.2016, учитывая, что в нём указание на иное отсутствует.

Суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд" плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу части 1.1 Закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Пунктом 3 части 8 статьи 14 Закона предусмотрено, что в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьёй 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона о страховых взносах и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суд приходит к выводу, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П содержит общую правовую позицию, толкование им Закона о страховых взносах обязательно для любого правоприменителя и должно учитываться при рассмотрении любого спора (вне зависимости от времени его возникновения), касающегося исчисления страховых взносов, в том числе за 2014 год, в том числе и плательщиками страховых взносов, применяющими УСН. Иное противоречит части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в силу которой суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (а настоящее дело рассматривается после вступления в силу означенного Постановления) не вправе применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Исходя из этого, принимая во внимание то, что страховые взносы в сумме 58714,26 рублей и пени в сумме 6156,98 рублей (6395,42 минус 238,44) уплачены истицей сверх суммы, подлежавшей уплате за 2014 год, то данные суммы в соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» должны были быть возвращены плательщику, тогда как в этом УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) ФИО1 неправомерно было отказано.

При изложенных обстоятельствах суд находит требования административного иска ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств принималось не Управлением, а вышестоящим Отделением, не являются основаниями для отказа в иске.

В соответствии со статьей 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Административным истцом представлено уведомление от 02.03.2018 № 23, вынесенное ГУ УПФР в Полтавском районе и полученное ФИО1 от данного Управления, что даёт суду основания рассматривать это уведомление как предмет спора и при изложенных доказательствах признать его как несоответствующее закону.

Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.

В этой связи суд возлагает на УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) согласно статье 21 ФЗ от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ обязанность принять решение о возврате ФИО1 излишне уплаченных ею 58 714,26 рублей страховых взносов за 2014 год и 6 156,98 рублей пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 2014 год.

Кроме того, в силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Административным истцом по делу уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать действия государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное), выразившиеся в отказе (уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 02.03.2018 № 23) в возврате ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов и пеней за 2014 год в размере 64871 рубля 24 копеек, незаконными как несоответствующие Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное) принять решение о возврате ФИО1 денежных средств в сумме 58714 рублей 26 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, излишне уплаченных за 2014 год, и 6156 рублей 98 копеек пеней за несвоевременную уплату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2014 год.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное) в пользу ФИО1 300 рублей судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Полтавский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья ________________