Решение в окончательной форме
принято 22 сентября 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2014 года Полевской городской суд <. . .> в составе:
председательствующего судьи Коряковой Н.С.,
при секретаре Ореховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1586/2014 по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Главы Полевского городского округа и начальника Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Главы Полевского городского округа, выразившихся в отказе предоставления земельного участка по адресу: <. . .>, город Полевской, <. . .>, район <. . .>, мотивируя требования тем, что постановлением и.о. Главы Полевского городского округа . . . № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <. . .>, город Полевской, <. . .>, район <. . .> общей площадью <данные изъяты>., с разрешенным использованием – личное подсобное хозяйство. Данным постановлением ему предписано обратиться в землеустроительную организацию для проведения кадастровых работ в Полевской отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <. . .> для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Был подготовлен межевой план, земельный участок поставлен на учет. . . . он оплатил кадастровые работы. Письмом начальника Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа от . . . № сообщено о принятии решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка, фактически отказано в предоставлении участка по его заявлению. Согласно требованиям закона выбор земельного участка является первичным этапом, необходимым для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Предварительное согласование места размещения объекта служит основанием для совершения заинтересованным лицом действий по формированию земельного участка, разработке и согласованию проектно-сметной документации для строительства объекта. При наличии утвержденного акта выбора участка одному лицу предварительное согласование того же участка другому лицу не основано на нормах земельного законодательства и нарушает законные интересы субъекта, которому земельный участок согласован ранее. Извещение о планируемом предоставлении земельного участка было опубликовано в газете «Диалог» от . . . № Просит признать незаконными действия Главы Полевского городского округа, начальника Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка, обязать Главу ПГО устранить допущенное нарушение прав и свобод, предоставить на праве аренды земельный участок, расположенный по адресу: <. . .>, <. . .><. . .>, район <. . .>.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, о дне слушания дела извещен своевременно надлежащим образом.
Представитель заявителя ФИО2 заявленные требования и доводы заявления поддержала, суду пояснила, что денежные средства за проведение кадастровых работ оплачены заявителем . . . года, заявителю сообщили о планируемом аукционе.
Заинтересованное лицо – Глава Полевского городского округа в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно надлежащим образом, причины неявки не сообщил, об отложении слушания дела ходатайств не заявлял.
Представитель заинтересованного лица ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав в отзыве на заявление, что на территории Полевского городского округа порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, определен Положением о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Полевского городского округа, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от . . . № Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа на имя Главы Полевского городского округа, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. ОМС УМИ ПГО направляет копию данного заявления в отдел архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа совместно с обращением о подготовке акта обследования и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Полевского городского округа (в случае отсутствия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка). В течение трех рабочих дней со дня поступления из отдела архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, заключения о возможности предоставления с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа: информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в Полевской городской округ газете «Диалог», готовит проект постановления Главы Полевского городского округа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа. В месячный срок со дня поступления заявления Глава ПГО принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа, а орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа выдает заявителю утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте соответствующей территории Полевского городского округа. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в установленном порядке. Согласно п.6.9. Положения если до принятия постановления Главы ПГО об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) поступает вторая заявка, земельный участок подлежит в аренду или в собственность на торгах. В ОМС УМИ ПГО поступило несколько заявок о предоставлении участка по адресу: <. . .>, г. Полевской, <. . .>, район <. . .>, указанный земельный участок подлежит предоставлению в аренду или в собственность на торгах.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно п. 1 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
ФИО1 обратился с заявлением на имя Главы Полевского городского округа Д.В., в котором просил предоставить земельный участок в селе <. . .><. . .> под личное подсобное хозяйство. Заявление принято, о чем свидетельствует резолюция на указанном заявлении, выполненная . . . года.
Как видно из копии газеты №№ от . . . (лд.29) Администрация Полевского городского округа известила жителей г. Полевского о планируемом предоставлении земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе трех земельных участков по следующему адресу: г. Полевской, <. . .>, район <. . .>, площадью <. . .>
Акт обследования земельного участка согласован Главным архитектором ПГО, что видно из указанного акта (лд.8-13). Обследование проведено . . . на основании обращения ФИО1 от . . . года, который испрашивал участок, оформляемый впервые в аренду на 49 лет. Отдел архитектуры и градостроительства выполнил заключение о возможном предоставлении земельного участка по адресу: <. . .>, район <. . .> с целевым использованием «личное подсобное хозяйство» при выполнении следующих условий: уточнении площади, местоположения и конфигурации земельного участка при выполнении кадастровых работ. Приложением к акту обследования земельного участка является ситуационный план земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории.
И.о. Главы Полевского городского округа С.Е. вынес постановление № от . . . «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, находящегося по адресу: <. . .>, город Полевской, <. . .>, район <. . .> общей площадью <. . .>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – личное подсобное хозяйство, постановив ФИО1 обратиться в землеустроительную организацию для проведения кадастровых работ и Полевской отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <. . .> для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Указанное постановление принято за рамками месячного срока со дня поступления заявления ФИО1, что нарушает права заявителя на своевременное рассмотрение обращения.
Оплата кадастровых работ по адресу: <. . .>, район <. . .> произведена ФИО1 . . ., что видно из копии представленной квитанции (лд.27).
Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен, что видно из копии кадастрового паспорта земельного участка от . . . (лд.25-26).
Как видно из информационного сообщения № от . . . за подписью начальника Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (лд.28) ФИО1 поставлен в известность о том, что сведения о предоставлении земельного участка в селе <. . .><. . .>, район <. . .> размещены в средствах информации. Принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, в связи с поступлением второго заявления о предоставлении участка.
Заявитель оспаривает действия Главы Полевского городского округа, начальника Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, выразившиеся в отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка по адресу: <. . .>, город Полевской, <. . .>, район <. . .>.
Решением Думы Полевского городского округа от . . . № утверждено Положение о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Полевского городского округа.
Согласно п. 6.1 Положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Полевского городского округа граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа на имя Главы Полевского городского округа. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, если участок уже сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа направляет копию данного заявления в отдел архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа совместно с обращением о подготовке акта обследования и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Полевского городского округа (в случае отсутствия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка).
Пунктами 6.2, 6.3 Положения предусмотрено, что заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в течение трех рабочих дней рассматривается отделом архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа с учетом зонирования территории, направленное с обращением органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа. После рассмотрения заявления отдел архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа готовит проект постановления Главы Полевского городского округа на обращение заявителя с отказом в предоставлении земельного участка, в случае несоответствия целей использования, размера, местоположения земельного участка утвержденной градостроительной документации, либо рассматривает заявление и прилагающиеся документы для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа, заключения о возможности предоставления с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (через государственные и муниципальные лицензированные организации).
В силу пункта 6.4. Положения в течение трех рабочих дней со дня поступления из отдела архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа, заключения о возможности предоставления с испрашиваемом видом разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа:
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в Полевской городской общественно-политической газете "Диалог";
- готовит проект постановления Главы Полевского городского округа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 6.1 данного Положения заявления Глава Полевского городского округа принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа, а орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа выдает заявителю утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа заявитель обеспечивает выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и государственного кадастрового учета в срок не более двух месяцев.
В силу пунктов 6.5, 6.7,6.8 Положения после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет заявитель представляет кадастровый паспорт земельного участка в орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа. Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в течение трех рабочих дней готовит проект постановления Главы Полевского городского округа о предоставлении земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия данного решения органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.
В соответствии с пунктом 6.9 Положения в случае если до принятия постановления Главы Полевского городского округа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа поступит вторая заявка, земельный участок подлежит предоставлению в аренду или в собственность на торгах.
Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в течение трех месяцев проводит работу по формированию земельного участка в соответствии с пунктом 4.7 данного Положения и готовит проект постановления Главы Полевского городского округа о проведении торгов.
Согласно ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Должностным лицом, действия которого оспариваются, не представлены доказательства законности оспариваемых действий.
В силу п. 6.9 Положения земельный участок подлежит предоставлению в аренду или в собственность на торгах в случае поступления второй заявки до принятия постановления Главы Полевского городского округа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа.
Доказательств поступлений заявок до принятия постановления № от . . . «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, находящегося по адресу: <. . .>, город Полевской, <. . .>, район <. . .> суду не представлено.
Суду представлено два заявления Д.И., датированных . . . и . . ., поступившие после принятия постановления № от . . ..
Судом установлено, что порядок рассмотрения обращения заявления ФИО1 нарушен.
Постановление и.о. главы Полевского городского округа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Полевского городского округа было принято до размещения соответствующей информации о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду в СМИ.
Из информации, размещенной в СМИ . . . видно, что планировалось предоставление земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе по следующим адресам: г. Полевской, <. . .>, район <. . .>, площадью <данные изъяты>
Заявок поступивших до принятия постановления № от . . .. не представлено и не могло быть представлено по причине размещения информации в СМИ после вынесения постановления № от . . ..
Как видно из копий заявлений Д.И., датированных . . . и . . ., обратившийся к Главе ПГО просил представить земельный участок по адресу: <. . .>, район <. . .> с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства и строительства, выразив готовность участвовать в торгах.
Вышеуказанное заявление не может рассматриваться как вторая заявка на земельный участок, испрашиваемый ФИО1. Заявитель Д.И. указал, что претендует на участок с кадастровым номером №, тогда как кадастровый номер поставленного на учет земельного участка № что видно из кадастрового паспорта. Учитывая, что по адресу: <. . .>, район <. . .> планировалось предоставление в аренду трех земельных участков, сделать вывод, что Д.И. претендовал на тот же участок, что и заявитель ФИО1 невозможно.
Все заявления Д.И. поступили в ОМС УМИ ПГО в марте . . ., тогда как заявителю ФИО1 . . . направлено письмо начальника ОМС УМИ ПГО о поступлении второй заявки. На момент ответа начальника ОМС УМИ ПГО заявителю Глебовичу вторая заявка о предоставлении участка не поступала.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о незаконных действиях начальника Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.
Постановление Главы Полевского городского округа о предоставлении ФИО1 земельного участка на праве аренды не принято.
При установленных обстоятельствах отказ в предоставлении заявителю ФИО1 земельного участка в аренду является необоснованным, действия Главы Полевского городского округа, начальника Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа являются незаконными.
В силу ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Главу Полевского городского округа и Орган местного Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа следует обязать устранить допущенные нарушения прав путем принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка по адресу: <. . .>, город <. . .>, <. . .>, район <. . .> на праве аренды.
В соответствии с ч.1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Заявитель просит взыскать с заинтересованных лиц <данные изъяты> в счет оплаты услуг представителя. В обоснование понесенных расходов представляет договор на оказание юридических услуг и расписку об оплате <данные изъяты> представителю за представление интересов по делу в суде. Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. С заинтересованных лиц следует взыскать в равных долях расходы, понесенные заявителем на оплату услуг представителя. В связи с тем, что Глава возглавляет Администрацию городского округа, исполняет полномочия Главы Администрации городского округа, расходы по оплате услуг представителя следует взыскать не с должностного лица, а с Администрации <. . .> городского округа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным действия Главы Полевского городского округа, начальника Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка ФИО1.
Обязать Главу Полевского городского округа, Орган местного Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа устранить допущенные нарушения прав путем предоставления ФИО1 земельного участка по адресу: <. . .>, город Полевской, <. . .>, район <. . .> на праве аренды.
Взыскать с Администрации Полевского городского округа в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты>.
Взыскать с Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Судья Корякова Н.С.