УИД: 66RS0045-01-2023-001044-28
Дело № 2-1034/2023
Решение в окончательной форме
принято 16 августа 2023г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 августа 2023 года Полевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Николаевой О.А. при секретаре Полухиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой И.А. к Министерству природных ресурсом и экологии Свердловской области о возложении обязанности по внесению изменений в сведения государственного лесного реестра,
У С Т А Н О В И Л:
Медведева И.А. обратилась в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности по внесению изменений в сведения государственного лесного реестра, мотивируя это тем, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок категории «земли лесного фонда» с кадастровым номером №, в том числе квартал 97 Кенчурского участка Полевского участкового лесничества Сысертского лесничества Свердловской области.
В целях приобретения земельного участка, расположенного в Свердловской области, городе Полевском, урочище за Кенчуркой, площадью 170 922 кв.м, для целей птицеводства на основании пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации подготовлена схема расположения земельного участка и направлена для утверждения Главе Полевского городского округа.
Постановлением Главы Полевского городского округа от 13 января 2023г. № 14 ей отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что по информации ответчика, изложенной в письме в адрес органа местного самоуправления, образуемый участок расположен в границах лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.
По мнению истца, указанная информация не является действительной, а потому нарушает её право на приобретение земельного участка для заявленных целей. Согласно выписке № из государственного лесного реестра, в сведениях этого реестра содержится информация о квартале 97 Кенчурского участка Полевского участкового лесничества Сысертского лесничества Свердловской области, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда в собственности Российской Федерации.
По данным ЕГРН о земельном участке, представляющем собой единое землепользование площадью 1 227 349 785 кв.м, категории земель лесного фонда с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства, имеет кадастровый №, границы участка установлены, согласно сведениям о характерных точках границ земельного участка. Испрашиваемый земельный участок располагается в кадастровом квартале № и не входит, согласно данным ЕГРН, в состав земель лесного фонда. Согласно карте градостроительного зонирования Полевского городского округа Правил землепользования и застройки Полевского городского округа, в отношении территории, из которой формируется испрашиваемый земельный участок, установлена территориальная зона: зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения СХ1.
Поскольку в отношении территории, из которой формируется испрашиваемый земельный участок, проведено градостроительное зонирование и установлены градостроительные регламенты, данная территория не может относиться к землям категории лесного фонда и относиться в федеральной собственности.
К полномочиям ответчика относится ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Свердловской области. До настоящего времени Министерство не внесло изменения в сведения государственного лесного реестра в части территории, из которой формируется испрашиваемый земельный участок, определяя её как земельный участок лесного фонда в границах лесничества, а поэтому истец просила обязать ответчика внести изменения в сведения государственного лесного реестра в части территории, из которой формируется земельный участок, расположенный в Свердловской области, городе Полевской, урочище за Кенчуркой, площадью 170 922 кв.м, путем исключения её из сведений государственного лесного реестра.
В судебное заседание истец не явилась, будучи извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца Кожин А.Г., действующий на основании доверенности от 8 июня 2023г., иск и доводы искового заявления поддержал, дополнил, что, согласно планшету №, представленному ответчиком, испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда, однако, этот участок, который испрашивала истец, расположен ниже участка, обозначенного на планшете как земли КФХ Трапезникова, непосредственно граничит с ним. Ранее этот участок использовался для ведения сельского хозяйства и снят с кадастрового учета только в ноябре 2022г. Ответчик, отказывая в согласовании, это не учел. Общий участок лесного фонда с номером № включает в себя участок с №, имеющий вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства. Испрашиваемый истцом участок ранее имел кадастровый №, состоял на кадастровом учете с 1991г., однако, этот момент ответчик не учел, изменения в государственный лесной реестр не внес.
Представитель ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, представив отзыв по иску, в котором указал, что по результатам предварительной камеральной обработки материалов государственного лесного реестра и представленной схемы выявлено, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка лесного фонда. Материалы лесоустройства признаются надлежащими доказательствами принадлежности лесного участка лесному фонду и принадлежности Российской Федерации. Основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. Право собственности Российской Федерации признано в силу закона, а не в силу государственной регистрации такого права. Генеральный план Полевского городского округа не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Участок с кадастровым номером № имеет декларативные границы. Границы Сысертского лесничества установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19 февраля 2019г. № 361. Кроме того, внесение изменений в государственный лесной реестр производится на основании заключения Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, в котором должен быть указан кадастровый номер участка, имеющего пересечения с землями лесного фонда. Соответственно, у ответчика отсутствуют законные основания для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором указал, что сведения о ранее учтенных земельных участках лесного фонда вносились в государственный кадастр недвижимости в соответствии с положениями статьи 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ из документов, содержащих описание участка лесного фонда без координатного описания границ, едиными землепользованиями в границах лесхозов в соответствии с действовавшим на тот момент нормативным документом (описание земельных участков). Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017г, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Границы земельных участков лесного фонда, имеющие кадастровый учет с неустановленными границами, определяются согласно материалам лесоустройства и границам лесничества. Именно по этому основанию администрации муниципальных образований при предоставлении земельных участков из территорий, смежных с лесными, согласовывают схему расположения земельного участка с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Вывод истца об отсутствии наложений образуемого земельного участка на земли лесного фонда, основанный лишь на сведениях ЕГРН, представляется ошибочным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 6.1 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии со статьей 7 и частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 и части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;
4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных участках и об их границах;
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Согласно части 3 статьи 14 названного закона, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
На основании части 6 указанной статьи, положения части 3 не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ) направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
На основании части 1 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением Главы Полевского городского округа от 13 января 2023г. № Медведевой И.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что по информации Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, образуемый участок расположен в границах лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, и который, в частности, включает в себя карту градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации ).
В судебном заседании установлено, что Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 12 852 333 кв.м, с кадастровым номером 66:59:021001:94. Земельный участок является ранее учтенным, кадастровый номер ему присвоен 31 октября 2003г, граница земельного участка пересекает границы земельных участков в кадастровом районе №:, смежными земельными участками (в числе других) являются участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №. Это обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от 5 мая 2023г.
Из выкопировки из карты градостроительного зонирования Полевского городского округа Правил землепользования и застройки Полевского городского округа (утв. Решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016г. № 600 (ред. от 27 октября 2022г.) видно, что в отношении территории, из которой формируется испрашиваемый земельный участок, установлена территориальная зона: зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения СХ1.
Из выписки из ЕГРН от 9 августа 2023г. следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <. . .>, площадью 160 000кв.м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поставлен на кадастровый учет 18 апреля 1991г. и снят с кадастрового учета 2 ноября 2022г. Он граничил с участком с кадастровым номером №, так же относящимся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, этот участок граничил с земельным участком № (лесной фонд).
Из сопоставления координат местоположения земельных участков с кадастровыми номерами № (лесной фонд) и № (земли сельхозназначения), указанных в приведенных выше выписках из ЕГРН видно, что указанные участки имели общую границу по координатам:
X | Y |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
Испрашиваемый земельный участок, согласно списку координат, приложенному к схеме расположения земельного участка, которую истец просила утвердить, имеет те же характеристики местоположения (координаты поворотных точек), не соответствует описание только точки н1 и н4 (расхождения незначительны).
Из выписки № из государственного лесного реестра следует, что квартал 97 Кенчурского участка Полевского участкового лесничества Сысертского лесничества предусматривает ведение сельского хозяйства, входит в состав земельного участка имеющего кадастровый №, собственником является Российская Федерация, лесной участок предназначен для лесного хозяйства и лесопользования. Право собственности зарегистрировано 31 октября 2003г.
Из карты-схемы расположения и границы лесного участка (планшет), приложенной к отзыву на иск, видно, что на карте выделен земельный участок, по конфигурации похожий на участок с кадастровым номером № обозначен на планшете как земля КФХ Трапезникова, испрашиваемый участок на планшете никак не обозначен, хотя планшет содержит информацию на 1998г., а участок, снятый с кадастрового учета в 2022, поставлен на кадастровый учет в 1991г.
Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26 мая 2023г. № видно, что Министерство отказало в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 170 992 кв.м, поскольку по результатам предварительной камеральной обработки материалов лесоустройства и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной Администрацией Полевского городского округа выявлено, что образуемый земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности. К письму приложена схема, на которой изображены границы формируемого земельного участка и границы земель лесного фонда, из которой видно, что предварительное местоположение испрашиваемого истцом земельного участка определено на землях лесного фонда, что не соответствует данным Единого государственного реестра недвижимости, в котором исключены из лесного участка данные об испрашиваемом участке.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ), принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, то есть имеет место быть приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
В соответствии с пунктами 16 и 32 статьи 18 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015г. № 832-ПП, Министерство осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Свердловской области; участвует в приведении в соответствие сведений единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра;
При таких обстоятельствах суд считает, что иск подлежит удовлетворению, ответчик, как уполномоченный орган государственной власти обязан привести в соответствие сведения государственного лесного реестра в части территории, на которой формируется участок, испрашиваемый Медведевой И.А., путем исключения территории из сведений государственного лесного реестра.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Медведевой И.А. удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области внести изменения в сведения государственного лесного реестра в части территории, из которой формируется земельный участок, расположенный в <. . .>, <. . .>, площадью 170 922 кв.м, путем исключения территории из сведений государственного лесного реестра.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий: