Дело № 2а-986/2019
Изготовлено 15.11.2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2019 года Полевской городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Бубновой Галины Владимировны,
при секретаре Обориной О.Г.,
с участием представителя административного ответчика Листвина С.Н. – Мирной Т.А., действующей на основании доверенности от . . ., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области к Листвину С.Н, о взыскании недоимки по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу с Листвина С.Н.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Листвин С.Н., по состоянию на 2017 год являлся собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <. . .>. Состоял на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России №25 по Свердловской области в качестве налогоплательщика. Листвин С.Н. владел на праве собственности недвижимым имуществом, следовательно является плательщиком земельного налога. Решением Думы Полевского городского округа от 30.10.2014 № 212 «О введении на территории Полевского городского округа земельного налога в новой редакции» установлены ставки налога на землю. В сводном налоговом уведомлении N 23078638 от 04.07.2018 с указанием в нем суммы налога, подлежащей уплате, расчета налоговой базы, а также срока уплаты налога (не позднее 03.12.2018) приведен расчет земельного налог за 2017 год: за земельный участок с кадастровым номером № в размере 120 680 руб. (8 045 314*1,50 %*12/12 мес. = 120 680 руб.) адрес - <. . .>. Также налогоплательщику были начислены пени для включения в требование № 66578 от 17.12.2018, суммы пени начислены в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.). Расчет пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 392 руб.21коп. (приложение 4) 7,50/300/100* 120 680 * 13 = 392,21 руб. По указанным пени в адрес налогоплательщика были направлены соответствующие требования. Налоговый орган, исчислил в отношении земельного участка налогоплательщика сумму земельного налога. Налог исчислен на объекты налогообложения, указанные в налоговом уведомлении, с указанием в них суммы налога, подлежащей уплате, расчета налоговой базы, а также срока уплаты. Налоговое уведомление с указанием в них суммы налога, подлежащей уплате, расчета налоговой базы, а также срока уплаты налога № 23078638 от 04.07.2018 размещено в информационном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» - 11.07.2018. Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком, считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете, датой получения налогового уведомлений считается - 12.07.2018. На указанную задолженность должнику было выставлено требование об уплате налога № 66578 по состоянию на 17.12.2018, в котором ему предложено было уплатить сумму задолженности по налогу в установленный срок (до 10.01.2019). Требование было размещено в информационном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» - 17.12.2018. В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет задолженности. Инспекция обратилась с заявлением на выдачу судебного приказа. Судебный приказ № 2а-745/2018 от 07.03.2019 в отношении Листвина С.Н. был вынесен после чего 20.03.2019 был отменен. В связи с этим истец просит взыскать в пользу местного бюджета с должника Листвина С.Н. недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 120 680 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в сумме - 392 руб. 21 коп., а всего на сумму -121 072 руб. 21 коп..
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 в судебном заседании не присутствовал, был надлежащим образом извещен.
Административный ответчик Листвин С.Н. в судебном заседании не присутствовал, его интересы представляла Мирная Т.А., которая исковые требования истца в части взыскания недоимки по земельному налогу и пени не признала в полном объеме, суду пояснила, что указанные налоги исчисляются налоговыми органами на основании сведений об объектах недвижимости, в том числе сведений об их кадастровой стоимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и представленных в налоговые органы уполномоченными органами в порядке, установленном статьей 85 НК РФ. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, а также пересмотр результатов государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Административный ответчик получил отчет от 14.09.2018 № 0570-18 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на . . .. согласно которому она составляет 427 000руб. против кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, определенной на эту же дату в размере 8 045 314,20 руб., из чего следует очевидным нарушение прав правообладателя земельного участка. Уполномоченным органом в лице комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 25.12.2012 № П/471 в Свердловской области при Управлении Россреестра по Свердловской области, 18.10.2018 за № 959 по заявлению Листвина С.Н. принято решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером №) в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке. Административным ответчиком в адрес Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области подано заявление о проведении перерасчета суммы земельного налога за три предшествующих налоговых периодов 2016-2018.. В указанный трехлетний срок входит спорный период 2017 год. В связи с этим не подлежит удовлетворению и требование административного истца о взыскании с административного ответчика пени в размере 392,21 руб..
Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства, считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст. 12 Налогового Кодекса земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательных к плате на территориях соответствующих поселений, городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Согласно ст. 389 Налогового Кодекса - объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п.1 ст. 393, ст.394 Налогового Кодекса налогоплательщику был начислен земельный налог.
В соответствии п.1 ст. 397 НК сумма земельного налога уплачивается налогоплательщиками - физическими лицами, в отношении земельных участков, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
В силу ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено указанной правовой нормой.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка но решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом в силу п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу п. 2 названной нормы для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земли.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 № 17-П правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 НК РФ и пункта 1 статьи 391НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Указанная правовая позиция отражена в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В судебном заседании установлено, что Листвин С.Н. по состоянию на 2017 год являлся собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <. . .> (л.д.12-14). Данный факт стороной ответчика не оспаривался.
Решением Думы Полевского городского округа от 30.10.2014 № 212 «О введении на территории Полевского городского округа земельного налога в новой редакции» установлены ставки налога на землю.
Так, из налогового уведомления № 23078638 от 04.07.2018 следует, что Листвину С.Н. начислен земельный налог по объекту налогообложения – земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <. . .>, за 2017 год в размере 120 680 руб. (л.д.16-17).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 8 045 314 рублей, утвержденная приказом МУГИСО № 2588 от 29.09.2015.
На указанную задолженность должнику было выставлено требование об уплате налога № 66578 по состоянию на 17.12.2018, в котором ему предложено было уплатить сумму задолженности по налогу в установленный срок (до 10.01.2019), требование добровольно не исполнено (л.д.21).
17.12.2018 в информационном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» административного ответчика Листвина С.Н. было размещено данное требование (л.д.23).
Датой получения требования № 66578 по состоянию на 17.12.2018, считается - 12.07.2018. В установленный в требовании срок - 10.01.2019 налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет задолженности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как установлено судом, на дату выставления требования № 66578 по состоянию на 17.12.2018 с установленным добровольным сроком уплаты до 10.01.2019, общая сумма задолженности по указанному налогу превысила сумму 3 000 рублей, следовательно, налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа должен был обратиться к мировому судье в установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок, а именно: 10 июля 2019 года.
Налоговой орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в срок до указанной даты, а именно: 01 марта 2019 года.
07 марта 2019 мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-745/2019 о взыскании с Листвина С.Н. недоимки по земельному налогу и пени за 2017 год.
20.03.2019 от Листвина С.Н. поступило заявление об отмене судебного приказа.
20.03.2019 судебный приказ № 2а-745/2019 мировым судьей судебного участка № 2 Полевского судебного района Свердловской области Катышевой О.Н. отменен (л.д.24).
Согласно представленной налоговым органом информации о состоянии расчетов на 17.12.2018 (л.д.21) у Листвина С.Н. имеется задолженность по уплате земельного налога в размере 120 680 руб..
Кроме того административным истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 392,21 рубля.
Истцом предоставлен суду расчет пени (л.д.15), который проверен судом и признан верным.
Суммы пени начислены в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).
Расчет пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 392 руб.21 коп. 7,50/300/100* 120 680 * 13 = 392,21 руб.
Таким образом, сумма пени составляет 392,21 рубля.
Истцом соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового требования об уплате налога.
Довод представителя ответчика Мирной Т.А. о том, что при расчёте земельного налога за 2017 год, за земельный участок с кадастровым номером №, должна применяться кадастровая стоимость признанная равной рыночной, в размере - 427 000 рублей, на основании Решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков при Управлении Федеральной службы государственной регистрации от 18.10.2018 № 959, с 01.01.2015 суд не принимает во вн6имание на основании следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации - далее ЗК РФ).
Земельный налог отнесен к местным налогам и вводится на конкретной территории муниципального образования нормативным актом представительного органа власти этого муниципального образования (ст. 387 НКРФ)
Ст. 390 НК РФ, установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (ред. от 17.09.2007 N 590), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. На территории Свердловской области кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) от 29.09.2015 № 2588 « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных образований, расположенных на территории Свердловской области» ( далее-Приказ№2588).
Для целей налогообложения, кадастровая стоимость земельных участков, установленная приказом № 2588, подлежит применению с 01.01.2016 и распространяет свое действие на 2017 год и последующие годы, до проведения новой государственной оценки и утверждения ее результатов.
Согласно ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 - ФЗ «Об оценочной деятельности» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения Единый государственный реестр недвижимости. В силу ст.24.18 Закона № 135 -ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
На основании п. 4 ст.391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков -физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Таким образом, налоговый орган не производит расчеты кадастровой стоимости земельных участков, а для исчисления налогов использует информацию, полученную от уполномоченного органа.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Кодекса.
Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2019), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Таким образом, суд установил, что основания для внесения изменений в ЕГРН относительно кадастровой стоимости земельного участка возникли на основании решения Комиссии от 18.10.2018 № 959, следовательно, установленная кадастровая стоимость в сумме 427 000 рублей будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре, а именно с 01.01.2018.
Произведенный инспекцией расчет земельного налога за 2017 год подлежащий уплате ответчиком, не противоречат действующему законодательству и обусловлен определением действительных налоговых обязательств.
Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд находит исковые требования Межрайонной ИФНС России №25 по Свердловской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, с административного ответчика Листвина С.Н. подлежит взысканию в местный бюджет недоимка по уплате земельного налога за 2017 год в размере 120 680 руб., пени в размере 392,21 рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 46, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области к Листвину С.Н, о взыскании недоимки по земельному налогу, удовлетворить в полном объеме.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области с Листвина С.Н. задолженность по оплате недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 120 680 рублей, пени за 2017 год в размере 392 рубля 21 копейки.
Взыскать с Листвина С.Н. государственную пошлину в бюджет Полевского городского округа в размере 3 621 рубль 44 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Полевской городской суд.
Судья подпись
Копия верна.
Судья: Г.В. Бубнова