НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Полесского районного суда (Калининградская область) от 21.05.2020 № 2А-439/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Полесск 21 мая 2020 года

Полесский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Лахонина А.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-61/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области к Иванову С.И. о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №10 по Калининградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Иванову С.И. о взыскании недоимки и пени по налогам за 2016-2017 годы в общей сумме 108 289 рублей 18 копеек, из которых: недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 год – 173 рубля, за 2017 год – 263 рубля, пени – 2 рубля 53 копейки; недоимка по транспортному налогу за 2016 год – 52 092 рубля, за 2017 год – 52 092 рубля, пени – 1 522 рубля 81 копейка; недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов ОКТМО 27707000 за 2016 год – 127 рублей, за 2017 год – 127 рублей, пени – 3 рубля 70 копеек; недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов ОКТМО 27718000 за 2016 год – 997 рублей, за 2017 год – 860 рублей, пени – 29 рублей 14 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административному ответчику на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м; с ДД.ММ.ГГГГ – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м; с ДД.ММ.ГГГГ – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м; с ДД.ММ.ГГГГ – грузовой автомобиль <данные изъяты> с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска; с ДД.ММ.ГГГГ – грузовой автомобиль <данные изъяты> г.р.з. <данные изъяты> года выпуска; с ДД.ММ.ГГГГ – легковой автомобиль <данные изъяты> с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска; с ДД.ММ.ГГГГ – моторные лодки с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска, с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска; с ДД.ММ.ГГГГ – весельная лодка (моторная лодка с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил) с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска; с ДД.ММ.ГГГГ – моторная лодка с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска; с ДД.ММ.ГГГГ – катер с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска; с ДД.ММ.ГГГГ – катер с г.р.з. <данные изъяты> год выпуска; с ДД.ММ.ГГГГ – легковой автомобиль марки <данные изъяты> с г.р.з. <данные изъяты> года выпуска. В связи с чем Иванов С.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога. Административный истец должным образом уведомил Иванова С.И. о подлежащей уплате суммы налогов за 2016-2017 годы налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом уплаты земельного налога за 2017 год в размере 137 рублей, сумма налогов за 2016-2017 годы составляет 106 731 рубль. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, административным истцом выставлено требование об уплате налогов и пени, что подтверждается списком отправки заказных писем. Однако данное требование в установленный срок не исполнено, в связи с чем инспекция обратилась к мировому судье Полесского судебного участка Калининградской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей Полесского судебного участка Калининградской области 04.09.2019 вынесен судебный приказ №2а-1272/2019, но в связи с тем, что налогоплательщиком были представлены возражения, 27.09.2019 мировым судьей вынесено определение об отмене вышеупомянутого судебного приказа.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель административного истца МИФНС России №10 по Калининградской области и административный ответчик Иванов С.И., явка которых не является обязательной и не признана судом таковой, в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, и подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как установлено частью 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу части 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании п. 1 ст. 38 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого кодекса.

На основании пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Из п. 1 ст. 389 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

При рассмотрении административного дела судом было установлено, что в 2016-2017 году административный ответчик Иванов С.И. являлся собственником следующего имущества:

жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м;

земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м;

земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м;

грузового автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

грузового автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

легкового автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

весельной лодки, а также моторной лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

катера > 100 л.с. с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска;

катера с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

легкового автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN ;

моторной лодки с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> года выпуска, VIN .

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес Иванова С.И. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц в общей сумме 106 868 рублей в отношении вышеуказанных объектов, с содержанием расчета названных налогов.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Так как налоги в установленный срок административным ответчиком уплачены не были, налоговый орган в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ выставил Иванову С.И. требование об уплате налогов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которое также было направлено налогоплательщику через личный кабинет и получено им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено представленными административным истцом в материалах дела сведениями.

Указанным выше требованием налоговый орган сообщил административному ответчику о невыполнении обязанности по своевременной и в полном объеме уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2016-2017 годы по налоговому уведомлению, числящихся за Ивановым С.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимках по налогам в общей размере 106 868 рублей, из которых 104 184 рубля – по транспортному налогу, 436 рублей – по налогу на имущество физических лиц, 2 248 рублей – по земельному налогу, а также о начисленных пенях в общем размере 1 558 рублей 18 копеек, из которых 1 522 рубля 81 копейка – пени по транспортному налогу, 2 рубля 53 копейки – пени по налогу на имущество физических лиц, 32 рубля 84 копейки – пени по земельному налогу.

На основании названного требования налоговый орган потребовал уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, однако административным ответчиком требование оставлено без исполнения.

Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспорены в ходе рассмотрения дела.

4 сентября 2019 года мировым судьей Полесского судебного участка Калининградской области был вынесен судебный приказ №2а-1272/2018 о взыскании с Иванова С.И. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и пени в размере 108 632 рублей 39 копеек, который на основании определения мирового судьи Полесского судебного участка Калининградской области от 27 сентября 2019 года был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

Копия указанного определения мирового судьи об отмене судебного приказа была получена административным истцом 8 октября 2019 года, после чего налоговый орган 24 декабря 2019 года обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам в пределах предусмотренного законом шестимесячного срока после отмены судебного приказа.

Следовательно, административным истцом не пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.

Согласно представленной административным истцом выписке из лицевых счетов по земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц административный ответчик Иванов С.И. уплатил земельный налог за 2017 год в размере 137 рублей, в результате чего общая сумма налоговой задолженности последнего за 2016-2017 годы составляет 108 289 рублей 18 копеек.

Расчет задолженности по указанным выше недоимкам по налогам и пеням судом проверен и является верным, административный ответчик своего расчета, опровергающего представленный административным истцом, не представил.

Доказательств уплаты Ивановым С.И. спорной налоговой задолженности за 2016-2017 годы не представлено и судом не установлено.

Поскольку административным ответчиком не уплачены недоимки и пени по налогам за 2016-2017 годы, учитывая приведённые нормы законов, а также доказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, соответственно, с Иванова С.И. надлежит взыскать задолженность по налогам за указанный выше период в общем размере 108 289 рублей 18 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Поскольку в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Иванова С.И. в доход бюджета муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области государственную пошлину, рассчитанную согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 3 365 рублей 78 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 293-294.1, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области к Иванову С.И. о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц удовлетворить.

Взыскать с Иванова С.И., родившегося в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Калининградской области для зачисления в соответствующий бюджет недоимку и пени по налогам за 2016-2017 годы в размере 108 289 (ста восьми тысяч двухсот восьмидесяти девяти) рублей 18 копеек, из которых:

- недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 год – 173 (сто семьдесят три) рубля, за 2017 год – 263 (двести шестьдесят три) рубля, пени – 2 (два) рубля 53 копейки;

- недоимка по транспортному налогу за 2016 год – 52 092 (пятьдесят две тысячи девяносто два) рубля, за 2017 год – 52 092 (пятьдесят две тысячи девяносто два) рубля, пени – 1 522 (одна тысяча пятьсот двадцать два) рубля 81 копейка;

- недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов ОКТМО 27707000 за 2016 год – 127 (сто двадцать семь) рублей, за 2017 год – 127 (сто двадцать семь) рублей, пени – 3 (три) рубля 70 копеек;

- недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов ОКТМО 27718000 за 2016 год – 997 (девятьсот девяносто семь) рублей, за 2017 год – 860 (восемьсот шестьдесят) рублей, пени – 29 (двадцать девять) рублей 14 копеек.

Взыскать с Иванова С.И., родившегося в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в доход бюджета муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области (ОКТМО 27718000) государственную пошлину в размере 3 365 (трех тысяч трехсот шестидесяти пяти) рублей 78 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий подпись А.П. Лахонин