НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Покровского районного суда (Орловская область) от 22.08.2019 № 2-135/19

Дело №2-135/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2019 года пгт. Покровское

Покровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Раковой Н.Н.,

при секретаре Авдеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Селютиной Т. Д. к администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области, Вышнетуровецкому сельскому Совету народных депутатов Покровского района Орловской области об обязании назначить доплату к трудовой пенсии и взыскании задолженности по доплате к пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Селютина Т.Д. обратилась в суд с исковым заявлением, предъявленным к администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области, Вышнетуровецкому сельскому Совету народных депутатов Покровского района Орловской области об обязании назначить доплату к трудовой пенсии и взыскании задолженности по доплате к пенсии по старости. В обоснование заявленных требований истец указала, что она работала в органах местного самоуправления в Вышнетуровецком сельском поселении на протяжении 24 лет. В марте 2011 года срок ее полномочий истек, с этого же времени она является получателем пенсии по старости. Вышнетуровецким сельским Советом народных депутатов 13.08.2014г. принято решение №41/1 – СС, которым утверждено Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области. Пунктом 1.1 Положения предусмотрено право на доплату к трудовой пенсии лиц, замещавших выборную должность главы Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района не менее двух сроков полномочий и получавших денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденных от должности в связи с прекращением полномочий.

27.05.2016г. Вышнетуровецким сельским Советом народных депутатов принято решение №60/3 – СС «О внесении изменений в Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области», которым ранее принятое Положение отменено.

С февраля 2016г. истцу прекращена выплата доплаты к трудовой пенсии.

Селютина Т.Д. полагает, что ей незаконно прекратили выплату указанной доплаты к трудовой пенсии и просит суд обязать Вышнетуровецкий сельский совет народных депутатов назначить ей доплату к трудовой пенсии. Взыскать с администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области задолженность по доплате к пенсии по старости за период с 01.02.2016г. по настоящее время.

В судебном заседании Селютина Т.Д. исковые требования уточнила, просила суд по основаниям, изложенным в исковом заявлении взыскать с администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области задолженность по доплате к пенсии за 2016г. в размере 23232 рубля, за 2017г. – в размере 4476 рублей, за 2018г. – в размере 10512 рублей, за 6 месяцев 2019г. – в размере 13620 рублей, а всего 51840 рублей. Кроме того, Селютина Т.Д. суду пояснила, что в п. 3.3 Положения о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ указано, что доплата к трудовой пенсии устанавливается пожизненно. Истец не согласен с порядком расчета доплаты к пенсии, указанным в Положении о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном положении не сказано, что расчет необходимо производить с учетом страховой пенсии по старости на момент ее назначения. Кроме того, Селютина Т.Д. полагает, что данное Положение должно учитывать положения п. 6 ст. 15 Закон Орловской области от 04.06.2012 N 1350-ОЗ. А также, при расчете доплаты необходимо исходить из размера заработной платы действующего главы администрации, а не размера заработной платы, которую получала Селютина Т.Д.

В судебном заседании представитель ответчиков Комарова Т.А. уточненные исковые требования не признала по следующим основаниям. На основании Положения «О пенсионном обеспечении выборных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения», утвержденного решением Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-СС, Селютиной Т.Д. была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере 65% среднемесячного заработка главы поселения за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. С ДД.ММ.ГГГГ были проиндексированы пенсии по старости, поэтому при расчете доплаты к пенсии Селютиной Т.Д. получилось, что доплата ей не положена. Согласно распоряжению администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ-Р ей была прекращена выплата доплаты к пенсии. Решением Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ решение Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-СС признано противоречащим федеральному законодательству и отменено в соответствии с протестом прокурора Покровского района Орловской области. Решение Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ прекратило свое действие в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ Вышнетуровецким сельским Советом народных депутатов было принято решение - СС ««Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области». Упомянутое Положение было опротестовано прокурором Покровского района и отменено на основании того, что расчет доплаты в Положении был разработан не верно. В настоящее время действующим нормативным правовым актом, регулирующим выплату доплаты к пенсии выборным должностным лицам Вышнетуровецкого сельского поселения, является «Положение о пенсионном обеспечении выборных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области», утвержденное решением Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-СС, которым признано утратившим силу Положение, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ-СС. На основании этого Положения доплата к страховой пенсии по старости назначается при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере 45 процентов ежемесячного денежного содержания выборного должностного лица за вычетом страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа муниципальной службы свыше стажа, продолжительность которого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствующем году определяется согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации», размер ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного содержания. При расчете доплаты к пенсии Селютиной Т.Д. в соответствии с действующим Положением получаются минусовые суммы. Таким образом, Селютиной Т.Д. не положена доплата к трудовой пенсии.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно статье 72 (пп. "ж", "з", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними

законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного органа должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в

соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе).

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В статье 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации о гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления для данной категории лиц предусмотрено право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и на муниципальную пенсию за выслугу лет, условия, порядок назначения и выплаты которых устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Орловской области от 04.07.2013 года №1499-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области установлено, что депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, уставом муниципального образования может устанавливаться ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер, порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) указанным в настоящей части лицам устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Судом установлено, что пунктом 14 Устава Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области предусмотрено, что главе сельского поселения устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) устанавливаются нормативным правовым актом сельского совета народных депутатов.

Селютина Т.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала выборную должность главы Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области, в связи с избранием ее на эту должность.

Судом установлено, что Селютина Т.Д. была освобождена от должности в связи с истечением срока полномочий, является получателем трудовой пенсии по старости.

Распоряжением главы Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области №14-Р от 12.05.2015г. Селютиной Т.Д. с 01.09.2014г. назначена пенсия за выслугу лет в размере 425,33 рублей.

Распоряжением и.о. главы Вышнетуровецкого сельского поселения №15-Р от 01.06.2016г. доплата к пенсии бывшей главе Вышнетуровецкого сельского поселения Селютиной Т.Д. прекращена, в соответствии со статьями 31,33,65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании Протеста прокурора Покровского района Орловской области №14-2016 от 28.04.2016г. и решения Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов от 27.05.2016г. №60/1-СС.

Решением Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов Покровского района Орловской области №41/1 –СС от 13.08.2014г., утверждено Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области. Решение от 09.09.2013г. №31/3 –СС «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области» признано утратившим силу.

Пунктами 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 указанного Положения предусмотрено, что право на доплату к трудовой пенсии имеют лица, замещавшие выборную должность главы Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района, не менее двух сроков полномочий и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий. Доплата к трудовой пенсии назначается при условии достижения выборными должностными лицами местного самоуправления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ от 17.12.2011г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо при досрочном оформлении трудовой пенсии в соответствии с Законом РФ №1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации». Доплата к трудовой пенсии выборных должностных лиц местного самоуправления (главы поселения) назначается в размере 65 процентов среднемесячного заработка главы поселения за вычетом базовой и страховой трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. Размер доплаты к трудовой пенсии выборных должностных лиц местного самоуправления (главы поселения) исчисляется из ежемесячного денежного вознаграждения за последние 12 полных месяцев, предшествующих дню прекращения полномочий либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.

Возражая против удовлетворения исковых требований Селютиной Т.Д., представитель ответчиков обосновывала свою позицию тем, что при расчете доплаты, в соответствии с указанным Положением, размер доплаты отрицательный.

Так, согласно расчету представленного ответчиком, размере доплаты составляет: за период с февраля 2016г. по январь 2017г. (16939 рублей –среднемесячный заработок главы поселения х 65% = 11010 рублей; 11010 рублей – 11721,75 рублей (базовая и страховая части пенсии по старости за вычетом валоризации) = -711,75 рублей.

За период с февраля 2017г. по марта 2017г. (1693 рублей –среднемесячный заработок главы поселения х 65% = 11010 рублей; 11010 рублей - 12354,67 рублей (базовая и страховая части пенсии по старости за вычетом валоризации) = -1344,67 рублей.

За период с апреля 2017г. по декабрь 2017г. (1693 рублей –среднемесячный заработок главы поселения х 65% = 11010 рублей; 11010 рублей – 12383 рублей (базовая и страховая части пенсии по старости за вычетом валоризации) = - 1373,6 рублей.

За период с января 2018г. по декабрь 2018г. (1693 рублей –среднемесячный заработок главы поселения х 65% = 11010 рублей; 11010 рублей – 12842,04 рубля = - 1832,04 рубля.

За период с января 2019г. по февраль 2019г. (1693 рублей –среднемесячный заработок главы поселения х 65% = 11010 рублей; 11010 рублей – 13747,87 рублей = - 2837,87 рублей.

Проверив предоставленный расчет, суд находит его верным и обоснованным.

Решением Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов Покровского района Орловской области №19/1 – СС от 15.08.2018г. утверждено Положение о гарантиях осуществления полномочий выборочного должностного лица местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения.

Согласно пункту 8.2 указанного Положения доплата к трудовой пенсии выборных должностных лиц местного самоуправления (главы поселения) назначается в размере 55 процентов среднемесячного заработка главы поселения за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

При расчете доплаты, в соответствии с указанным Положением, размер доплаты так же отрицательный.

Решением Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов Покровского района Орловской области №25/3-СС от 04.02.2019г., утверждено Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения. Положение от 15.08.2018г. 319/1 – СС признано утратившим силу.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения выборному должностному лицу доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) назначается при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2011г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере 45 процентов ежемесячного денежного содержания выборного должностного лица за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. 3400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа муниципальной службы свыше стажа, продолжительность которого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствующем году определяется согласно Федеральному закону от 15.12.2011г. №166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации», размер ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного содержания.

Из представленного суду ответчиком расчета усматривается, что доплата к пенсии, рассчитанная согласно Положению №25/3-СС от 04.02.2019г., также имеет отрицательное значение.

За период с февраля 2019г. по июль 2019г. размер доплаты составляет: (12903 рублей – ежемесячное денежное содержание х 75 % = 9677,25 рублей; 9677, 25 рублей - 15036,67 рублей (суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) = -5359,42 рублей.

Суд не может согласиться с указанным расчетом, поскольку представитель ответчиков производила расчет исходя из суммарного размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии без вычета валоризации (1288 рублей), что противоречит положениям ФЗ РФ от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации).

Однако, при расчете размера доплаты к пенсии для Селютиной Т.Д. согласно положениям пункта 2.1 «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения», утвержденного Решением Вышнетуровецкого сельского Совета народных депутатов Покровского района Орловской области №25/3-СС от 04.02.2019г., с учетом того, что размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии должен приниматься за вычетом валоризации, сумма указанной доплаты также имеет отрицательное значение (за период с февраля 2019г. по июль 2019г. (12903 рублей – ежемесячное денежное содержание х 75 % = 9677,25 рублей; 9677, 25 рублей – 13747,87 рублей (суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии за вычетом валоризации) = - 4070,62 рублей).

Учитывая, что органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, суд приходит к выводу об отказе истице в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы Селютиной Т.Д. о том, что расчет доплаты к пенсии по старости необходимо производить исходя из размера денежного содержания действующего главы поселения, основан на неверном толковании Положений о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Вышнетуровецкого сельского поселения и норм материального права.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Селютиной Т. Д. к администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области, Вышнетуровецкому сельскому Совету народных депутатов Покровского района Орловской области об обязании назначить доплату к трудовой пенсии и взыскании задолженности по доплате к пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Покровский районный суд Орловской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2019 г.

Судья Н.Н. Ракова